Друзья, мне больше нечем платить аренду сервера для CJCity. Подробнее...
^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Home Recording технологии как новая эра в развитии шоу-бизнеса

Еще совсем недавно путь музыканта к успеху зависел от нескольких серьезных обстоятельств. Самые важные из них - зависимость от арт-директоров крупных звукозаписывающих компаний и вещающих теле- и радио- музыкальных программ; а также очень большая стоимость профессионального музыкального оборудования, а следовательно потребность в серьезных источниках финансирования.

Появившиеся с развитием современных технологий возможности создания домашних малобюджетных студий и развитие интернет-технологий свели к минимуму негативное воздействие вышеприведенных факторов, чем произвели настоящую революцию в шоу-бизнесе.

Для начала, представьте себе, сколько времени, психологических усилий и средств необходимо было потратить исполнителю, чтобы в итоге самых разных усилий, кассета с демо-записью его музыкального проекта попала в ящик стола функционера какой ни будь крупной звукозаписывающей компании вроде EMI или Мелодия). И это было еще только начало. Далее начинался тот период в творческой судьбе музыканта, который совершенно точно можно назвать русской рулеткой...

Те, кто занимался музыкальным творчеством еще в прежнюю, «аналоговую» эру, могут вспомнить километры магнитных лент, хрупко и ненадежно хранящих память о бесценных мгновениях творческих удач. Могли ли мы тогда мечтать, что пройдет всего 20 лет, и обычное вычислительное устройство превратится в Домашнюю Студию Звукозаписи?

Этот виток технического прогресса расширяет границы возможностей не только для тех, кто в музыкальном творчестве видит работу. Для многих интеллигентных, образованных людей, музыкальное творчество издавна является закономерной частью жизни и духовной потребностью. И если недавно музыканты-любители были весьма ограниченны в инструментарии для своего хобби, теперь любой из нас может и записывать профессионально звучащие произведения и представить их единомышленникам на вечеринке или через Интернет. Множество программ для синтеза звука и редактирования, позволяют создавать новое, несуществующее в природе и не издаваемое известными инструментами звучание. Кто знает, может именно в любительской домашней студии родится стиль, который через 10 лет станет такой же частью классики как и все существующее сегодня…

На протяжении всего недолгого существование музыкальных приложений ведется жесткий спор на тему «Софт или железо», необходимо ли работать только на аппаратных средствах или такой же результат можно получить и на программных модулях. С развитием программных технологий эта борьба еще более ожесточается.

Преимущества «железных» приборов очевидны:
• качественный фирменный звук дорогих приборов, достичь которого с помощью программных средств намного тяжелее, а иногда и не возможно, т.к. очень тяжело точно эмулировать в программе прохождение тока по аналоговым цепям и другие процессы из области электрофизики;
• удобство в использовании, контроле, множество готовых патчей, программ и предустановок, настроенных и отлаженных специалистами и готовыми к использованию;
• использование специализированного DSP чипа студийного модуля, позволяющее переложить большинство вычислений с основного процессора компьютера на сам прибор.

Хотя есть и свои недостатки:
• практически на каждом этапе прохождения звука через какой-то из приборов возникают искажения: в аналоговых приборах больше, в цифровых меньше;
• задержки в несколько десятков миллисекунд при прохождении сигнала через цепи устройства,
• огромные мотки проводов, соединяющих приборы в студии
• привязка к конкретным тембрам инструмента;
• неудобства вызова настроек для всех приборов одновременно
• неизменно высокая стоимость хороших приборов.

Основное назначение виртуальной домашней студии не в том чтобы «переплюнуть» профессиональную звукозаписывающую студию с приборами, стоящими ни один десяток тысяч долларов. Главное предназначение – запись качественного демо-материала, который было бы ни стыдно относить на радио, телевидение, продюсеру или спонсору. Из созданного конечного материала должна быть ясна концепция музыки, ее нюансы и потенциал, способный превратиться в шедевр в опытных руках звукорежиссера профессиональной коммерческой студии. Другими словами, основная задача домашней звуковой студии – дать возможность рядовому музыканту, вкладывая минимальные деньги, заявить о себе, выделиться среди множества музыкантов, выразить свои идеи, держа бразды правления всеми музыкальными процессами в своих руках.

Каковы основные преимущества виртуальной студии?
1. Возможность использования всех достижений компьютерной индустрии в работе: удобство ввода и редактирования нот на экране монитора, сканирование и вывод на печать нот и другой информации, удобство переноса и хранения музыкального материала (винчестер, компакт диски) и др.
2. Возможность производить полный цикл создания конечной фонограммы от аранжировки, до сведения и мастеринга в домашних условиях.
3. Все операции со звуком проводятся в цифровом представлении: сигнал только один раз оцифровывается и после этого вся работа идет в цифровом виде, вплоть до записи на цифровой носитель. Цифро-аналоговые преобразователи звуковой платы используются только для мониторинга и не влияют на конечное качество звука.
4. Практически безграничный набор музыкальных инструментов, возможность использования миллионов звуков и создания партитур для целого оркестра, а также сочетание самых разнообразных тембров от классических, до синтезированных, создание своих уникальных звуков.
5. Доступность для большинства музыкантов, минимальный комплект оборудования для создания коммерческой музыки доступен практически каждому, даже по российским меркам.
6. Единая структура всех музыкальный приложений, позволяющая упростить работу с ними и их изучение.
7. Широкое распространение программных технологий по всему миру позволяет посредством интернета быть в курсе всех событий, обмениваться опытом, искать ответы на технические и музыкальные вопросы, а также продвигать свою музыку.

Еще совсем недавно отличие в качестве звука между аппаратными и программными синтезаторами было на слух ощутимо даже для начинающего музыканта. Компании, занимающиеся программными технологиями только появлялись или были лишь дочерними подразделениями крупных фирм, специализирующихся на выпуске аппаратуры. Но ситуация довольно быстро изменилась, ведь всем было ясно, что будущее именно за программными технологиями. Какой бы не был сложный синтезатор, его звучание всегда можно смоделировать с помощью компьютерной программы. Такие действительно качественные программы должны были появиться, и так и произошло.

Конец 2001 г. – начало 2002 года можно считать переломным моментом в истории синтеза звука. Именно в этот период появляются мощные программные продукты, которые превосходят свои железные собратья не только по удобству в работе, но и по звуку. Среди таких ярких продуктов можно отметить сэмплеры: Emagic EXS24, NI Kontact, Steinberg HaLion, Tascam Gigastudio, синтезаторы: Emagic ES2, NI Absynth, NI FM7, NI Reaktor, Propellerheads Rebirth / Reason, Fruity Loops, rgcAudio Pentagon и другие.

Не верите – послушайте демо композиции, сделанные с использованием перечисленных программ:

Современные программные сэмплеры имеют практически неограниченную полифонию, все банки звуков загружаются в обычную оперативную память компьютера, а также используется жесткий диск для подкачки фрагментов сэмплов. Хотите загрузить 1 Гб звуков в Ваш сэмплер – пожалуйста! Естественно, есть все необходимые фильтры, генераторы LFO и огибающей, а все банки и различные настройки загружаются вместе с композицией и готовы к работе сразу же после загрузки, которая занимает всего лишь несколько секунд. Для большинства «железных» сэмплеров далеко не все из этих возможностей доступны.

Многие знаменитые артисты во всем мире постепенно переходят на использование в своем творчестве программных технологий.

К примеру:

Tony Banks – клавишник Genesis
Carl Craig – пионер детройтского техно.
Paul Davies – звукорежиссер по ритм-секции у Мадонны с 1990 г.
Frank V. Farell – играет на синтезаторе у Kenny Rogers
Pascal F.E.O.S. – немецкий техно-продюсер и DJ
Paul Carrack - работал с Eric Clapton, BB King, Mike & The Mechanics и др.
Taylor Dupree - “Post Techno” из Бруклина
Gareth Jones – со-продюсер Depeche Mode
Kid 606 - electronic/punk/techno/idm/
Richard Kruspe-Bernstein – ведущий гитарист немецкой рок-группы Rammstein
Heiko Laux – глава известного немецкого техно-лэйбла Kanzleramt
Frank Strauss (клавишник в группе у Tom Jones, а также играл в живую на B4 во время последнего тура Tom Jones)
LTJ Bukem – легендарный британский Drum&Bass DJ и продюсер
Moving Shadow – лэйбл пионера Drum&Bass Rob Playford и его звукорежиссера Gav Johnson
Paul Mirkovich – музыкальный директор гастролирующей группы Cher
Christian Morgenstern – немецкий техно-продюсер на Forte records
Peter Ries – продюсер и автор песен для таких групп, как N'SYNC и No Angels
Steve Williams – автор песен и продюсер, работавший с Sting, Eric Clapton, Kim Wilde
Peter J. Wiltz – клавишный техник, 20 лет проработавший с такими командами, как Rolling Stones, Bruce Springsteen и Madonna
Steve Winwood – соло музыкант, также работавший с Spencer Davis Group, Traffic и Blind Faith

А также такие известные группы, такие как:

Juno Reactor, Matmos, LFO, Depeche Mode, Kid 606, Richard Devine, Squarepusher, Autechre, Mouse On Mars, Dan Hekate, Somatic Responses, Coldcut.

Основа любой современной домашней студии – компьютер. Степень использования компьютерных ресурсов прежде всего диктуется направлением в музыке, в котором Вы работаете, а также бюджетом. Вот некоторые советы, помогающие большинству новичков определиться с выбором комплектующих для покупки домашнего компьютера.

Процессор - основа любой современной домашней станции, т.к. вся работа или ее большая часть ведется на виртуальных программных модулях. Чем мощнее процессор, тем больше модулей можно использовать одновременно, запустить больше обработки и в целом увеличить сложность звука и общую полифонию.

Оптимальный вариант: Intel PIV (Northwood) или AMD XP

Материнская плата – в современной компьютерной индустрии – это один из самых сложных и капризных компонентов. Именно от материнской платы во многом зависит стабильность работы всей системы и именно к покупке этого компонента мы призываем обратить существенное внимание.

Оптимальный вариант: Материнская плата на чипсете Intel 845D или KT266A (333A) (напр. Soltek SL-85DR-C Intel 845D или Soltek SL-75DRV4 KT266A)

Оперативная память - именно в нее загружаются все приложения, а также библиотеки звуков – сэмплы. Поэтому чем больше памяти – тем больше звуков можно одновременно загрузить, тем больше виртуальных синтезаторов можно использовать одновременно. Стоит заметить, что расширение памяти всегда было самым простым способом увеличения производительности системы. Объем памяти 256 Мб является оптимальным на сегодняшний день, хотя есть задачи, где необходимы гораздо большие ресурсы.

Оптимальный вариант: 256 Mb DDR

Монитор
Хотя это и возможно, все же не рекомендуем экономить на мониторе. Хороший монитор не вызывает переутомляемость - тем самым Вы сможете в течение долгого времени сконцентрироваться на творческом процессе. Плюс, ко всему прочему на большом экране одновременно помещается больше каналов на пульте, больше треков и их настроек при сведении. На современных звукозаписывающих студиях вообще используют 2 монитора: на одном из которых производится основная работа по редактированию нот и аудио, а на второй выведен программный микшерный пульт или панели синтезаторов, чтобы всегда можно было мгновенно отрегулировать значение любого фейдера. Нужно также отметить, что любой лучевой монитор вызывает уставание глаз и переутомление, поэтому если бюджет позволяет, покупайте жидкокристаллический монитор – не пожалеете.

Оптимальный вариант: 17-дюймовый, с плоским экраном (напр. CTX PR711FL 17”)

Жесткий диск
Сегодняшняя ситуация на этом рынке такова, что разница в цене между винчестерами в 10, 20 или 40 Гб совсем не существенна и даже винчестеры в 60 Гб очень близко подбираются к черте в 100 USD. Поэтому экономия здесь получается не существенная, напротив объем дополнительного дискового пространства, который Вы получаете никогда не будет лишним. Его можно использовать для хранения тех же самых библиотек сэмплов, партий инструментов, записанных в живую, коллекции любимой музыки и других самых разнообразных программ. Вы сами можете подсчитать, сколько Вам необходимо свободного места на жеском диске, учитывая, что 1 минута несжатого стерео звукового материала в формате 16 бит 44 кГц занимает около 10 Мб, в формате 24 бит 96 кГц приблизительно в 3 раза больше.
Жесткие диски имеют различную скорость вращения. Наиболее популярная скорость вращения IDE дисков: 5400 и 7200 об/мин. Для задач домашней звуковой студии практически во всех случаях скорости в 5400 об/мин более чем достаточно, тем более если у Вас современный винчестер, имеющий достаточно высокую плотность записи. Один жесткий диск, скоростью 5400 об/мин, способен воспроизводить/записывать одновременно более 16 стерео дорожек или 32 моно, хотя в большинстве случаев используется не более трех-четырех. Для увеличения производительности дисковой системы часто ставят 2 жестких диска: один отведен под операционную систему (файл подкачки, динамические библиотеки, необходимые музыкальные программы), а на втором находятся, сэмплы и аудио дорожки.

Оптимальный вариант: Винчестер с высокой плотностью записи, объемом 60 Гб или больше (напр. IBM 120GXP Vancouver 60 Gb 7200 rpm)

Корпус
Не покупайте дешевые корпуса – за эту дешевизну можно в будущем дорого заплатить. Дешевые корпуса обычно комплектуются дешевыми блоками питания, колебание напряжения в которых может привезти к выходу из строя материнской платы. Кроме того, если позволяют деньги, то советуем взять специальный корпус с низким уровня шума, чтобы до минимума снизить звуковые помехи.

Операционная система
Выбор операционной системы в большинстве случаев зависит от мощности компьютера и музыкального программного обеспечения, в котором ведется работа... Необходимо помнить, что недавно выпущенные операционные системы позволяют максимально реализовать потенциал современного компьютера: максимально использовать большие массивы памяти, все инструкции новых процессоров и чипсет материнской платы. Но надо также не забывать о стабильности в работе, ведь при работе с большим количеством самых разных музыкальных приложений возникает существенный риск «подвисания» системы и потери важных данных. Очень хорошо показала себя новая операционная система от Microsoft Windows XP.

Оптимальный вариант: Microsoft Windows XP или Windows 2000

Секвенсор

Основа любой современной студии – программа секвенсор. Современный секвенсор позволяет не только записывать и редактировать ноты, но и одновременно использовать виртуальные инструменты: сэмплеры, тон-генераторы, виртуально-аналоговые и Sample-Playback синтезаторы, эффект процессоры, работать с аудио дорожками и внешним оборудованием. Количество аудио и миди дорожек, синтезаторов, сэмплеров и обработки практически не ограничено и упирается обычно в вычислительную мощь системы. Очень удобно, что при загрузке проекта в секвенсор, также загружаются и все используемые в нем аудио и миди дорожки, синтезаторы, сэмплеры и обработки, и он моментально готов к работе.

Начинающему музыканту необходимо определиться, с каким секвенсором ему предстоит работать.
Приведем несколько советов, помогающих сделать этот нелегкий выбор:

Любая программа, записывающая и воспроизводящая звук, использует специальный драйвер – программный интерфейс, между оборудованием (звуковой картой) и приложением.
По типу используемого в них драйвера все музыкальные приложения можно разделить на 4 группы:

1. Приложения, использующие ASIO (EASI) драйвер,
2. Приложения, использующие WDM драйвер,
3. Приложения, использующие DirectSound драйвер,
4. Приложения, использующие свой специализированный драйвер.

К первой группе, использующей ASIO (EASI) драйвер относятся такие известные программы, как CUBASE, Logic Audio. ASIO (EASI) драйвер позволяет использовать с минимальной задержкой виртуальные VST инструменты, а также Direct-X подключаемые модули обработки (плагины).
Ко второй группе относится SONAR. Используемое в SONAR аудио ядро позволяет посредством WDM драйвера использовать с минимальной задержкой (до 2 мс) DXi инструменты и Direct-X плагины.
Возможность работать с DirectSound драйвером есть практически у всех современных музыкальных программ, хотя желательно использовать ASIO (EASI) или WDM драйверы, обеспечивающие минимальную задержку (до 2 мс) при работе с аудио дорожками и виртуальными инструментами.
Такие программы, как Gigastudio используют свой собственный драйвер (GSIF). Разработка такого специализированного драйвера стала следствием революционной используемой в этом сэмплере технологии подгрузки фрагментов сэмплов с жесткого диска. Хотя помимо преимуществ GSIF драйвер имеет и свои недостатки. Это прежде всего несовместимость с ним многих звуковых плат, отсутствие возможности поканальной обработки дорожек Gigastudio качественными VST или Direct-X плагинами.

1. Cakewalk Pro Audio / Sonar – самый простой в изучении секвенсор, в месте с этим очень мощный и практичный.
Интуитивный и понятный интерфейс, широчайшие возможности, вместе с тем интуитивно понятные и исключающие сильную запутанность, а также наличие русскоязычной литературы по работе с программами, сделали секвенсоры фирмы Cakewalk одними из самых популярных среди владельцев домашних звуковых студий.
SONAR использует WDM драйвер звуковой платы для работы с виртуальными инструментами формата DXi. Cakewalk Pro Audio такой возможности не имеет, и его можно порекомендовать тем, кто планирует работать только с миди дорожками. Хотя возможность использования аудио дорожек и существует, большие задержки и проблемы с синхронизацией не позволяют рекомендовать этот секвенсор для работы с аудио.
Формат DXi – собственная разработка фирмы Cakewalk, и если VST формат фирмы Steinberg считается стандартом «де-факто», то DXi формат не сильно поддерживается разработчиками. Хотя для того, чтобы работать с VST инструментами в SONAR существуют специальные адаптеры VST -> DXi. (Правда нужно отметить, что работают они не всегда корректно). И если Вам захотелось использовать программный сэмплер Steinberg HaLion, то не смотря на то, что он выпускается только в виде VST плагина, возможность использовать его с SONAR есть. Для этого необходимо воспользоваться программой-адаптером, например FXpansion VST DX Adapter v3.0, которая преобразует его в DXi инструмент.

2. Cubase – мощнейший секвенсор, используемый многими профессионалами. Использует ASIO технологию, работает с VST, VST2.0 инструментами. Имеет все необходимые инструменты для профессиональной работы.

3. Logic Audio Platinum – довольно сложный объектно-ориентированный секвенсор, предоставляющий широчайшие возможности.
Очень удобен при работе с виртуальными инструментами (VST) из-за грамотной автоматизации, т.е. возможности записи движения любых ручек. Версия 5.0 содержит в своем комплекте практически все инструменты, необходимые для создания конечной композиции: мощный сэмплер EXS24, виртуально-аналоговые синтезаторы, имитирующие, как современный жирные басы и лидирующие звуки, так и электронные клавишные инструменты 70-х годов. Самый популярный секвенсор в Америке. Лучший выбор – для создания танцевальной или современной поп музыки.]

Помните, что хорошо изучив хотя бы один секвенсор, Вы сможете легко перейти на любой другой, если по каким-то функциям он Вас устраивает больше.

Один из самых важных компонентов домашней студии – звуковая карта. Как раз о них и пойдет речь далее…

Звуковые карты

Итак, какие же сейчас присутствуют на рынке звуковые карты.

Прежде всего, хотелось бы сказать про карту, которую никак нельзя не упомянуть в контексте нашего рассказа. Эта карта 3 года назад произвела настоящий фурор, сделав невозможное возможным, обеспечив хорошее качество звучания и огромные возможности для музыкального творчества по очень малой цене. Вы, конечно же, догадались, что речь идет о плате Sound Blaster Live! от фирмы Creative Labs. Пусть не ругают меня искушенные профессионалы: да, карта имеет не очень качественные аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, разрядность всего лишь 16 бит при максимальной частоте 48КГц и некоторые другие минусы. Зато, я думаю, что большинство музыкантов во всем мире и особенно в нашей стране скажут большое спасибо фирме Creative Labs за ее столь прекрасный продукт, способный за какие-то 50 долларов предоставить музыканту микшер, эффект процессор, сэмплер, а также очень качественные и стабильные драйверы для работы с любыми музыкальными программами.
Вышедший сравнительно недавно новый продукт фирмы Creative – звуковая плата Audigy имеет уже 24-битный ЦАП, а также ASIO драйвер и достойно продолжает линейку недорогих домашних звуковых карт.
Обе эти платы идеально подойдут для новичков, которым вряд ли сразу же понадобится дорогостоящая звуковая плата. Зато разобраться с работой во всех основных музыкальных программах и наметить путь дальнейшего движения в сторону улучшения качества фонограммы эти карты позволяют.

Теперь перейдем к полупрофессиональным и профессиональным звуковым платам. Отличительная особенность всех таких плат: частота оцифровки до 192 КГц при 24 битах. Надо сказать, что термин «звуковая карта» или «звуковая плата» употребляется в последнее время довольно условно, т.к. большинство современных «звуковых карт» представляют собой систему из самой платы и внешнего коммутационного блока. В этом блоке расположены аналоговые и/или цифровые входы/выходы, иногда микрофонные предусилители, миди интерфейсы и др. Металлические блоки длиной от 12 см и до одного места в рэковой стойке соединяются с основной платой специальным кабелем и могут быть вынесены довольно далеко от компьютера. Таким образом можно избавиться от дополнительных наводок, присутствующих в корпусе компьютера (в том случае, если чипы-конверторы стоят во внешнем блоке, а не на плате), а также облегчить подсоединение проводов.

Если раньше профессиональные звуковые платы имели на своем борту табличные или виртуально-аналоговые синтезаторы, сэмплеры, обработку и другие функции, присущие аналогичным железным собратьям, то на сегодняшний день ситуация резко изменилась. Зачем ставить на плате синтезатор или сэмплер, ведь все равно ему будет трудно конкурировать с профессиональными сэмплерами, да и современные технологии растут на глазах и можно попасть впросак, выпустив заведомо устаревший продукт. А если какой-то из этих компонентов не высококачественный, то музыканту придется отказаться от его использования, хотя он уже заплатил за него деньги… Конечно, можно собрать такую универсальную плату из высококачественных компонентов, но при этом цена ее возрастет в несколько раз и будет недоступна большинству музыкантов.

Поэтому большинство производителей звукового оборудования решили выпускать платы, которые выполняют лишь основные для цифровой студии операции: аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразования.

Действительно, все, что нужно в студии на основе ПК – это качественно оцифровать сигнал (с микрофона, гитары, синтезатора и др.) и сохранить его в компьютере в виде аудио дорожки на жестком диске, а также качественно воспроизводить аудио потоки для мониторинга получаемого звука. После оцифровки сигнала вся дальнейшая работа идет в цифровом представлении, т.е. без потерь.
Все крупные музыкальные фирмы поняли преимущества таких технологий и поэтому выпустили недорогие звуковые платы профессионального уровня, имеющие ЦАП, АЦП, а также программно-аппаратный микшер для коммутации входных и выходных сигналов. Наличие столь небольшого числа компонентов на плате позволило избежать дополнительных наводок, а также существенно снизить себестоимость производства и цену конечного продукта.

Все звуковые платы, представленные на российском рынке, по ценовому диапазону можно разделить на 3 категории:

1. 150-300 USD
Звуковые карты, имеющие 2 или 4 аналоговых входа, 2, 4, 6 или 8 аналоговых выхода, 1x1 миди интерфейс и цифровые входы/выходы на плате или на выносной заглушке, покупаемой отдельно. Платы имеют ASIO (иногда EASI), WDM, GSIF, Direct Sound драйверы. По звучания они отличаются не сильно, т.к. построены на одинаковых или похожих конверторах фирмы AKM.
Наиболее популярные звуковые платы в этой категории: Midiman Audiofile, Midiman Delta-44 (/66), Echo MIA, EgoSys Wave terminal 192L (/X), Hoontech DSP24 Value и др.
 

2. 450-750 USD
Звуковые карты с внешним блоком, имеющие 4, 8 аналоговых входа 6, 8, 10 аналоговых выхода, микрофонные предусилители с фантомным питанием (2, 4 шт.), 1x1 или 2x2 миди интерфейс, разъем синхронизации Word Clock Платы имеют ASIO (иногда EASI), WDM, GSIF, Direct Sound драйверы.
Наиболее популярные звуковые платы в этой категории: Hoontech DSP2000 C-Port, Aardvark Aark 24 (Direct 24 Pro), Echo Mona / Layla, EgoSys WaMi Rack 192Д (/X), Midiman Delta 10/10 (Delta 1010LT) и др.
 

3. более 800 USD
Платы для студийной работы с внешним блоком, на котором расположены либо цифровые интерфейсы (чаще всего ADAT), обеспечивающие 24 и более цифровых входов/выходов, либо аналоговые входы/выходы. Имеют миди интерфейс, Word Clock, иногда предусилители с фантомным питанием. Драйверы: ASIO (иногда EASI), WDM, GSIF, Direct Sound драйверы.
К этой категории можно отнести: RME Hammerfall DSP PC (CardBus) + Multiface / Digiface, MOTU 2408, Yamaha DS2416 DSP Factory и др.
 

Современные технологии предполагают возможность создания таких студий под весь спектр задач связанных с работой со звуком.

Рассмотрим подробнее:

1. Эй DJ!

У каждого времени есть своя современная музыка, которая обязательно притягивает к себе творческих людей. Еще недавно современной была электронная музыка вообще, а сегодня речь идет уже о целых стилях, сформировавшихся внутри понятия электронная музыка.
Каждый из этих стилей предполагает свой инструментарий, как аппаратный так и программный.

Оптимальный вариант звуковой карты для построения станции танцевальной музыки - Midiman Audiofile 2496. Плата поддерживает частоту дискретизации 96 кГц при 24 битах, имеет 2 аналоговых входа и 2 аналоговых выхода на разъемах RCA, 1x1 миди интерфейс и цифровой коаксиальный вход/выход. Стабильно работающие драйверы для всех операционных систем и всех популярных звуковых приложений, качественный звук и низкая цена сделали эту звуковую карту фирмы Midiman лидером продаж среди музыкантов, работающих в различных стилях современной электронной музыки.

При покупке станции для создания современной музыки необходимо сделать упор на вычислительную мощь системы. Ведь в современной музыке используется масса всевозможных эффектов и фильтров, прибавьте к этому несколько мощных виртуально-аналоговых синтезаторов, работающих одновременно, а также сэмплеры и тон-генераторы и Вы поймете, что не всегда даже самого мощного процессора хватает для профессиональной работы.
В качестве сэмплеров посоветуем использовать HaLion, EXS24, Kontact. Они не сильно не уступают по качеству звука железным сэмплерам, зато по удобству в работе намного превосходят их. Эти программные сэмплеры читают самые популярные во всем мире библиотеки сэмплов в формате AKAI, а также библиотеки в формате SF2, GIG и, естественно, WAV.

Наиболее популярные сэмплерные диски, используемые музыкантами во всем мире:
o Dance Mega Drums 2 (электронные барабаны)
o Synthsonic (синтезаторы)
o Soundscan vol. 12 Analog & Synth Bass (синтезаторные басы)
o Chart Excess Library Pads (синтезаторные подклады)
o Alpha Dance 1 (различные танцевальные инструменты)
o Dance Mega Jungle/Rave (барабанные петли)
o Technotrance (синтезаторы, барабаны и эффекты)

В качестве виртуально-аналоговых синтезаторов рекомендуем использовать: NI Pro52, NI FM7, NI Absynth, NI Reaktor, Emagic ES2, rgc Pentagon, VirSyn TERA, TC Works Mercury и др.

Любое движение ручек синтезатора может быть записано в секвенсоре. Тем самым появляется возможность делать очень сложные манипуляции со звуком путем изменения одновременно нескольких параметров, влияющих на его синтез. А изменение параметров резонансного (Resonance) и обрезного (Cutoff) фильтров стали просто неотъемлемыми атрибутами таких стилей, как транс или техно, и все чаще встречаются практически во всех направлениях современной музыки.

В работе возможно также использование, так называемых «Dance-констукторов» Propellerheads Rebirth, Propellerheads Reason, Fruity Loops. Их можно использовать, либо отдельно, как автономные программы для создания танцевальной музыки, либо подключив к секвенсору с помощью технологии Rewire. Все самые популярные секвенсоры, такие как Cubase SX, Logic Audio 5, Sonar 2 поддерживают эту технологию.

Фирмы Midiman и Evolution выпускают также и миди клавиатуры, просто необходимые для большинства музыкантов-электронщиков. Эти клавиатуры: Midiman Oxygen8 и Evolution MK249C помимо обычных черных и белых клавиш и колес модуляции и изменения высоты тона имеют также специальные ручки, позволяющие менять параметры любых миди-контроллеров. Очень удобно, что в большинстве программных синтезаторов есть функция Midi Learn, настраивающая вращаемый контроллер на любой из параметров синтезатора. Тем самым Вы получаете легкий доступ к любым параметрам синтеза, а «умный» секвенсор способен записать движения всех ручек и изменения звука, соответственно. Такая миди-клавиатура – очень пригодится, как на живом выступлении, так и в домашней студии.

2. И звуков музыки краса.

Наиболее требовательной к оборудованию является классическая музыка. Особенно сложно без специальных условий качественно записать вокал и акустические (клавишные, струнные, духовые) инструменты. Однако, именно при работе с классическим репертуаром современный музыкант получает максимальное количество удобств и экономии времени и средств.

При работе над партитурой, написанной на бумаге, ее надо постоянно переписывать. Если же труд композитора зафиксирован в нотном редакторе современной программы (пример: Cakewalk, Cubase, Logic), автор не только легко может редактировать ее многократно, появляется возможность наглядного редактирования сыгранных нот. Исполнитель на клавишном инструменте может с легкостью уменьшить темп мелодии в сложных местах, записать сначала левую руку, затем правую, оставить самый лучший из нескольких дублей, а затем воспроизвести записанную партию тембром любого из существующих на сегодняшний день в мире инструмента.

Если перед композитором стоит задача записи саунд-трека для кино или театра, ему предстоит не только создать саму аранжировку, но и подобрать тембры инструментов. Далеко не всегда автор может привлечь для записи целый оркестр и использовать дорогостоящие редкие инструменты. Да и рационально ли это?

А бывают случаи, когда звучание, интересующее автора, предполагает синтезированный, новый звук. Этот вопрос решается с помощью профессиональных библиотек семплов – звуковых банков. Среди таких банков есть и прекрасно записанные образцы звучания дорогих музыкальных инструментов (исполненные лучшими профессионалами мира), и коллекции звуков дорогих современных синтезаторов. Выбранные из таких банков звуки остается только поместить в специальную программу-сэмплер (пример: Gigastudio, HaLion, EXS24, Kontakt), которая позволит вашим нотам звучать идеально. Здесь же можно придать красок звуку, обработав любую из партий эффектами. Наибольшую популярность во всем мире снискали сэмплерные библиотеки оркестровых инструментов Питера Сидлачека (Peter Siedlaczek), а также Мирослава Витоуса (Miroslav Vitous). Эти диски содержат, как отдельные оркестровые инструменты, разделенные по группам, так и готовые партии, сыгранные в живую известными во всем мире музыкантами. Здесь Вы можете найти струнные ансамбли, духовые и медные группы, рояли, скрипки, разнообразную перкуссию и даже звуки классического хора.

Немного о выборе дополнительного оборудования для домашней студии.

Если Вы профессиональный пианист, то Вам тяжело будет играть на подавляющем большинстве дешевых миди-клавиатур. Они, как правило, имеют 4-5 октав, легкие клавиши синтезаторного типа и таких тонкостей игры как «послекасание», т.е. чувствительность к давлению на клавишу после нажатия. Поэтому Вам скорее всего понадобится специализированная миди клавиатура с молоточковой механикой, имеющая 7 или 8 октав, и датчики как скорости нажатия на клавишу, так и давления после нажатия. Стоит такое удовольствие довольно дорого, зато и удовольствие Вы получите соответствующее, так как любые нюансы игры будут точно записаны в нотном редакторе. Естественно, к таким клавиатурам можно подключить педали громкости и сустейна.

Вы затерроризировали Ваших соседей репетицией классики и сочинением музыки, вам хочется творить в любое время суток и даже ночью, когда все спят? В домашней звуковой студии это легко достижимо. Качественные мониторные наушники (напр. Sennheiser HD 580) помогут получить такое же удовольствие от музыки, как и дорогие акустические системы.

3. Дивлюсь я на небо.

Фольклорная музыка кажется наименее прихотливой. Однако и в этой области современные технологии оказываются очень полезными.

С помощью компьютера Вы сможете качественно записать и редкий и уникальный материал: народные песни, песни Ваших родителей и бабушек. Современные технологии помогут открыть фольклорную музыку всему миру и увековечить для истории.

Если, например, стоит задача записи хора, исполняющего народные песни, то для записи материала Вам понадобится компьютер со звуковой платой , а также вокальный микрофон и внешний предусилитель или процессор эффектов. Недорогой процессор эффектов, типа Behringer UltraVoice Pro, позволит качественно обработать сигнал, усилить его, скорректировать при надобности эквалайзером и добавить ламповую теплоту, сделать его ровным и различимым с помощью компрессора, а также убрать шипящие звуки, используя де-эссер.
Более дешевый вариант – покупка звуковой карты со встроенным предусилителем (напр. EgoSys WaveTerminal 192L) и микрофона. Дополнительное удобство – эта звуковая плата имеет собственный усилитель для наушников, что позволит качественно усилить сигнал и подключить наушники с большим сопротивлением.

А для контроля за записью они обязательно понадобятся. Для безупречного качества порекомендуем те же Sennheiser HD 580, если подешевле – AKG K270 или Sennheiser HD200.

Микрофон, скорее всего, понадобится динамический, широконаправленный с большим динамическим диапазоном.

Саму запись стереодорожки удобнее всего сделать в каком-нибудь звуковом редакторе, например, Wavelab или SoundForge. Здесь же можно ее отредактировать, обработать эффектами и подготовить к записи на компакт диск.

4. Сколько стоит дым над водой.

Сегодня мало какой коллектив, играющий рок, обходится во время записи без компьютерных технологий. Но рокерам прогресс подарил и еще одно немаловажное решение – беспроводные системы (наушники, микрофоны, гитарные передатчики). Ведь жизнь в роке это еще и постоянные концерты, а это значит сцена, опутанная паутиной сотен проводов. Эти путы сковывали музыкантов, и максимум, на что они могли себе позволить – разбить гитару о комбик. Теперь, освободившись от проводов, музыканты могут себе позволить даже летать, как это сделал Джон Бон Джови, на одном из концертов. Главное – чтобы страховка не подвела :)

Помимо перечисленных выше приспособлений, прогресс подарил рокерам большое количество гитарных процессоров, позволяющих добиваться нового качественного звучания, и неограниченные возможности в создании мощной ритм-секции. Речь идет о синтезированных басах и программных ритм-боксах, имеющих нечеловеческие ресурсы.

Среди новинок в этой области необходимо отметить настольный гитарный процессор немецкой фирмы Behringer V-AMP-2, имеющего все необходимые гитаристу эффекты: от обычных перегрузок, линий задержки и реверберации до имитаторов звучания лучших гитарных усилителей, комбо и кабинетов.

Еще одна очень интересная новинка от фирмы Line6, получившая название GuitarPort, хотя и появилась недавно, уже успела получить множество наград на самых различных конкурсах. Приборы Line6 использовались при создании бесчисленных хитовых записей сотнями тысяч гитаристов во всем мире. Line 6 представляет собой ни что иное, как профессиональную 24-битную звуковую плату, работающую со знаменитым программным обеспечением AmpFarm от Line6, которое раньше существовало лишь в виде Plug-In для ProTools. Звуки революционного POD II и цифровые эффекты Stomb Box (задержка, хорус, тремоло, флэнджер, реверберация и др.) никого не оставят равнодушным. Встроенный аудио-плеер позволит Вам «джемовать» со звездами мирового класса и музыкантами-любителями со всего мира, с любыми композициями, записанными на компакт-диск или на винчестере в виде WAV или MP3 файлов.


Хотите в одиночку создавать сложные рок-произведения и выпустить собственный демо-диск? Нет ничего проще в домашней звуковой студии! Современные программные сэмплеры, о которых ни раз уже говорилось в этой статье, могут качественно и ничуть не уступая оригиналу воспроизводить звуки лучших барабанных установок или уже готовые партии, сыгранные знаменитыми барабанщиками. Такие партии Вам лишь только остается вставить в аранжировку ... и барабанный рисунок готов.

При создании бас-партии Вы можете использовать, как отсэмплированные бас-гитары, так и синтезаторные басы для создания оригинального звучания.

Что касается записи самой гитары, то подключив ее к звуковой карте можно не только записать партию, сыгранную с уже созданным аккомпанементом, но также записать несколько гитар накладывая гитарные партии.
Если же Вы – член рок-группы, то Вам скорее всего понадобится многоканальная звуковая плата (напр. Midiman Delta 44), дающая возможность одновременной поканальной записи с нескольких входов. Это позволит записать на отдельную дорожку партию каждого музыканта в команде. В дальнейшем из записанного материала можно выбрать лучшие дубли, отредактировать их, добавить эффектов, синтезаторных и перкуссионных звуков и записать на компакт-диск, который можно будет отнести в рок-клубы и на студии.

5. Студия в чемодане.

Одна из последних тенденций, среди уже разобравшихся в музыкальных компьютерных технологиях исполнителей, стремление уменьшить размер своей студии, чтобы ее можно было легко взять с собой на концерт, на гастроли. Ведь если музыкальный проект сложен и предполагает массу работы со звуком в реальном времени, музыканту нужен либо большой коллектив и дорогой комплект оборудования, либо компактная компьютерная звуковая станция.
Технологии, позволяющие реализовать эти задачи, появились в самое последнее время. Они предполагают использование переносного компьютера-ноутбука, профессиональную звуковую карту, коммутируемую с ноутбуком посредством интерфейса USB или FireWare, и небольшую миди-клавиатуру с контроллерами.
Сегодня, технологии используемые при таком решении еще относительно дороги, но уже достаточно качественны чтобы обеспечить профессиональное использование комплекта.

Несмотря на то что направление это только начинает развиваться, описание всех возможных решений на базе ноутбука и внешней звуковой платы позволило бы написать отдельную довольно большую статью. Поэтому выделим лишь наиболее перспективное на сегодняшний день решение, используемое лидером популярной группы «Телевизор» Михаилом Борзыкиным.

На концертах он использует ноутбук фирмы Toshiba со звуковой платой RME HammerFall CardBus, вставляемой в обычный PCMCI слот, и подключаемому к ней по FireWire шине внешнему блоку MultiFace. В качестве миди клавиатуры исплользуется четырехоктавная клавиатура фирмы Evolution MK249C, имеющая возможность подсоединения через USB шину. Эта клавиатура имеет 12 специальных контроллеров, которые могут управлять любыми параметрами виртуальных синтезаторов и сэмплеров. А их используется немало... М. Борзыкин использует секвенсор SONAR 2.0, программный сэмплер Virtual Sampler, синтезаторы FM7, Absynth, Reaktor и др.
Надо отметить, что данный комплект выдержал нелегкие концертные испытания и помогал «Телевизору» в живую и без огромной горы аппаратуры исполнять сложнейшие произведения.

Как видите, домашнюю компьютерную звуковую студию можно спользовать практически во всех сферах, касающихся работы со звуком. Особенно важно, что это позволило влиться в ряды музыкантов тем, кто раньше об этом только мечтал и не имел возможностей. Доступность и массовость заставляет производителей с мировым именем в звукоиндустрии обращать все больше внимания на технологии Home Recording, что приводит к резкому улучшению качества программных продуктов. Фирмы создают также и обучающие курсы пользования их разработками, а интернет становится огромной библиотекой знаний в области звукозаписи, а также излюбленным местом общения и своеобразных «музыкальных тусовок» музыкантов. Все это позволяет музыканту не зависимо ни от кого вырасти в музыкальном смысле и самому добиться поставленной цели.

MusicMag, 25.11.2003
www.musicmag.ru

Комментарии (1)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 15.11.2010 03:43 #

    Spaser - Статья хорошая. Только пора бы её уже обновить. Много времени прошло. Всё поменялось.

Пополнения софта для Windows

  • Nils K1v
    Nils K1v05 июля 2020

    VST-ромплер, имитирующий синтезатор Kawai KM1, известная японская классика 1988 года.K1v имеет 8-битный механизм синтеза с 4 источниками на голос и полноценную реализацию

  • Imaginando DLYM v2.0
    Imaginando DLYM v2.027 июня 2020

    DLYM - это бесплатный плагин, который производит эффекты в стиле фленджер и хоруса с использованием мощной технологии обработки Imaginando.Независимо от того, хотите ли вы

  • Moncasual Giada Loop Machine v0.16.3.1
    Moncasual Giada Loop Machine v0.16.3.124 июня 2020

    Приложение, созданное как минималистский. Хардкорный аудио-инструмент для ди-джеев и тех, кто выступает вживую. Giada - это бесплатный аудио-инструмент для ди-джеев и тех,

  • Lostin70s HaNon B70
    Lostin70s HaNon B7024 июня 2020

    HANON B70 - это виртуальный инструмент, который клонирует знаменитый B3 Hammond в сочетании с Leslie 122. Он основан на физической эмуляции 91-тональных колёс, которые постоянно

  • SyS Audio Research Ton-Geraet 1 v1.2
    SyS Audio Research Ton-Geraet 1 v1.202 июня 2020

    SyS TG1 - это мультитембральный синтезатор с 2 отдельными голосами и секвенсором формы сигнала.Исходя из C64 и 8-битного звукового мира, Wertstahl всегда хотел иметь синтезатор,

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования