^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Мир psy - реальные мифы и мифическая реальность. стр.1. Научный подход?

В данной статье я бы хотел рассмотреть известные способы изменения человеческого сознания, одним из которых, бесспорно, является музыка. В Сети есть огромное количество сайтов и web-страничек, освещающих вопросы изменения сознания с какой-либо стороны, но нет такого, где бы объяснялось, как все это взаимодействует вместе. Вот я и хочу попытаться обрисовать, как работают средства и методы воздействия на сознание в общих чертах (а по-другому и не получится). Ведь на psy-trance вечеринке на нас воздействует не только музыка, а также визуальные эффекты, поведение окружающих и т. д.

Psychedelic world

...

"В тебе просыпается кто-то другой и ты этим другим становишься и его глазами на всё смотришь и не узнаёшь ни привычного мира, ни себя. Отсюда происходит сенсационное понимание, что на самом деле ты жил в иллюзиях и не видел, каким бывает мир..."

Знакомые ощущения? Если нет, то читайте дальше.

Научный подход !?

Что же это за Мир такой? С одной стороны он находится в каждом из нас, а с другой - как будто в другом измерении. Но человека всегда притягивало опасное и запретное, пусть даже оно лежит за пределами материального мира, пусть даже для его постижения надо сжечь себя без остатка и покинуть реальность. Обратимся к научному подходу в обсуждении этой проблемы.
Вообще говоря, официально признанной науки, изучающей средства воздействия на сознание человека во всем их многообразии нет (но ничто не мешает ее придумать). В медицине используется термин "психоделик" для обозначения вещества, влияющего на сознание. Во всех остальных случаях принято использовать термин "психеделик". Термин "psychedelic" впервые предложил канадский психиатр Хэмфри Осмонд - один из первых исследователей ЛСД. Буквально он обозначает "просветляющий душу" (от греческих слов psyche - душа и delic - явный, проясняющий). Такое разделение получилось потому, что приставка психо- (psycho-) появилась раньше, чем ученые обратили внимание на альтернативные источники воздействия на сознание, поэтому "психо" также прочно закрепилась за названиями наук, изучающих сознание с той или иной стороны: психофизиология, психоакустика, психофармакология и т. д. Это все так называемые междисциплинарные науки, где методы одной науки используются в другой. В США, например, психофармакология часто называется neurobiochemistry (нейробиохимия), что прямо указывает на объект рассмотрения - мозг. Нас в этой главе будет интересовать то же самое. Научный подход подразумевает рассмотрение воздействий на сознание именно через воздействие на мозг. Так вот воздействия можно разделить на две группы: прямые (действующие непосредственно на мозг) и непрямые (действующие на органы чувств). К первой группе относятся вещества наркотического, галлюциногенного и психотропного действия. Ко второй - можно сказать, все остальное, то есть, что может воздействовать на наши органы чувств. Итак, кратко посмотрим на то, как же мы воспринимаем информацию от внешнего материального мира и что из этого выходит.

.1 Магия звука

Всю звуковую информацию, которую человек получает из внешнего мира (она составляет примерно 25% от общего количества информации), он распознает с помощью слуховой системы и обрабатывает с помощью высших отделов мозга, переводит в мир своих ощущений, и принимает решения, как на нее реагировать.
Проблемами возникновения, передачи и восприятия звуков занимаются различные направления современной науки, одним из которых является музыкальная акустика, которая изучает создание музыкальных звуков (акустика музыкальных инструментов, акустика речи и пения), передачу звуков и восприятие звука (психоакустика). Основные задачи психоакустики - понять, как слуховая система расшифровывает звуковой образ, установить основные соответствия между физическими стимулами и слуховыми ощущениями, и выявить, какие именно параметры звукового сигнала являются наиболее значимыми для передачи смысловой и эстетической (эмоциональной) информации.
Важнейшим свойством слуховой системы является возможность определения высоты звука. Это свойство имеет огромное значение для выделения и классификации звуков в окружающем звуковом пространстве, эта же способность слуховой системы лежит в основе восприятия интонационного аспекта музыки, то есть мелодии и гармонии. В соответствии с международным стандартом ANSI-1994 "Высота (Pitch) - это атрибут слухового ощущения в терминах, в которых звуки можно расположить по шкале от низких к высоким. Высота зависит главным образом от частоты звукового стимула, но она также зависит от звукового давления и от формы волны". Таким образом, высота - это линейная классификация звуковых сигналов, в отличие от громкости, о которой можно сказать больше/меньше, то есть это - относительная классификация. Слуховая система способна различать высоту звука только у периодических сигналов. Если это простое гармоническое колебание, то есть синусоидальный сигнал, то период колебаний T определяет частоту f = 1/T. Таким образом, определяющим параметром для определения высоты сигнала является его частота. Если это сложный звук, то высоту слуховая система может присвоить по его основному тону, но только если он имеет периодическую структуру, т.е. спектр его состоит из гармоник (обертонов, частоты которых находятся в целочисленных отношениях с основной частотой). Если это условие не выполняется, то высоту тона определить слуховая система не может. Например, звуки таких инструментов как тарелки, гонги и другие не имеют определенной высоты, так как содержат в себе частоты, не связанные между собой целочисленным отношением. Изучение связи частоты звука и воспринимаемой высоты предпринималось еще Пифагором, а также многими известными физиками: Галилеем, Гельмгольцем, Омом и др. В настоящее время на основе тщательных экспериментов, в процессе которых слушателю предъявлялись два звука разной частоты с просьбой расположить их по высоте, установлена зависимость высоты тона от частоты сигнала. В результате получили нелинейную связь между частотой и высотой звука. При увеличении частоты, например, в три раза (от 1000 до 3000 Гц), высота повышается только в два раза (от 1000 до 2000 мел). Нелинейность связи особенно выражена на низких и высоких частотах, в определенных пределах изменение высоты тона в мелах пропорционально логарифму частоты. Один мел равен ощущаемой высоте звука частотой 1000 Гц при уровне 40 дБ (иногда для оценки высоты тона используется другая единица, барк = 100 мел). Многочисленные исследования были посвящены порогам различимости по высоте двух разных тонов, отличающихся по частоте. Результаты современных исследований также показали, что слуховая система может различить по высоте два звука, отличающихся по частоте всего на 0,2%. Такая тонкая разрешающая способность слуха позволила установить, что ниже частоты 500 Гц можно выделить примерно 140 градаций высоты тона, в диапазоне от 500 Гц до 16 кГц - примерно 480 градаций высоты тона (всего 620 градаций). В европейской музыке инструменты с равномерно темперированной шкалой используют порядка 100 градаций высоты тонов. Но возможности слуховой системы гораздо больше - 620 градаций высоты, и это основа для развития современной микротоновой и спектральной музыки, то особенно продвинулось в связи с появлением компьютерных технологий. Ощущение высоты чистого тона (одной частоты) связано не только с частотой, но и с интенсивностью звука, а также его длительностью. Как показали различные исследования, при повышении интенсивности звука громкие низкие звуки кажутся еще ниже, а высокие звуки с повышением громкости кажутся слегка выше, для средних частот 1-2 кГц влияние интенсивности незаметно. Следует отметить, что эта зависимость незначительна, а для сложных музыкальных звуков почти незаметна. Ощущение высоты тона зависит и от его длительности: короткие звуки воспринимаются как сухой щелчок, но при удлинении звука щелчок начинает давать ощущение высоты тона. Время, требуемое для перехода от щелчка к тону, зависит от частоты: для низких частот требуется для распознания высоты тона примерно 60 мс, для частот от 1 до 2 кГц - 15 мс. Для сложных звуков это время увеличивается, для звуков речи оно может составлять 20-30 мс. В музыке простые синусоидальные тоны практически не используются, каждый музыкальный тон имеет сложную структуру и состоит из основного тона и гармоник, причем гармоник может быть огромное количество. Однако можно установить соответствие по высоте музыкального тона, например ноты ля первой октавы и чистого синусоидального сигнала с частотой 440 Гц. Высоты этих двух звуков будут одинаковыми, но тембры - разными. Это свидетельствует о том, что для сложных периодических сигналов высота присваивается по частоте основного тона - именно он имеет частоту 440 Гц.

Схема слухового тракта

Согласно современным теориям мозг принимает информацию от периферийной слуховой системы как за счет индикации места (частотный анализ), так и за счет информации о форме звуковой волны (временной анализ). Самостоятельно каждая теория, по-видимому, не может объяснить восприятие высоты полностью, т.к. и та и другая информация передается по одним и тем же нервным волокнам. Таким образом, фазовые соотношения в музыкальном сигнале оказывают существенное влияние на звуковысотные отношения, что особенно важно учитывать в звукорежиссерской практике. Мозг группирует несколько тонов (гармоник) с одинаковым частотным интервалом в одно ощущение высоты тона. Это принципиальное свойство слухового процессора (высших отделов коры головного мозга): из сложного внешнего звукового мира он выделяет звуки и группирует их по определенным признакам: по месту, по времени начала и конца, по периодичности повторений и т.п. Это связано с тем, что кратковременная память оперирует только шестью-семью символами и без группировки мозг не может принимать быстрых решений. Современная психология утверждает, что мозг мыслит образами. По-видимому, музыкальные звуки также запоминаются в виде некоторых гармонических эталонов (шаблонов - templates), которые формируются в детстве, аналогично звукам речи. В настоящее время принята гипотеза, что центральный процессор, получив информацию от слуховой системы о наличии компонент с кратными периодами в музыкальном звуке, группирует их и сравнивает с гармоническим шаблоном, в котором имеются все последовательные гармоники. Для каждого входного сигнала подбирается по фундаментальной частоте гармонический шаблон, который ему лучше подходит. В соответствии с этой моделью наиболее соответствующая фундаментальная частота подобранного шаблона и будет воспринимаемой высотой тона. Если два шаблона с разными фундаментальными частотами подходят к данному сигналу, можно ожидать услышать или неопределенную высоту или две высоты. В случае отсутствия фундаментальной частоты, сравнение производится по отдельным гармоникам. Если удается подобрать хотя бы несколько гармоник, которые подходят под эталон, то по повторяющемуся интервалу между ними присваивается высота тона (виртуальная высота тона слышится, например, в звуке колоколов). Наиболее важными для синтеза ощущения высоты тона являются первые три - шесть развернутых гармоник. Компоненты сигнала, которые ведут себя аномально (например, одна гармоника включается-выключается или резко отличается от шаблона), выделяются центральным процессором и им присваивается отдельная высота. Имеется много доказательств в поддержку данной гипотезы: например, при подаче разных гармоник в разные уши через телефоны (600 Гц в одно ухо и 800 Гц в другое), отчетливо слышен разностный тон высотой, соответствующей частоте 200 Гц (частота биений), т.е. центральная система синтезирует высоту из гармоник в разных ушах. Другое доказательство, когда гармоники предъявляются неодновременно: при последовательном включении третьей, четвертой и пятой гармоники по 40 мс с интервалом 10 мс, отчетливо слышался низкий тон с фундаментальной частотой и т.п. Таким образом, в соответствии с этой моделью, гармоники собираются вместе, сравниваются центральным процессором с гармоническим эталоном (шаблоном) и по нему синтезируется высота музыкального тона. Начиная с большого количества гармоник, процессор высоты объединяет их вместе в одно ощущение высоты. Слуховая организация определения высоты - это основная часть осмысления звуков окружающего мира. Важность определения высоты для слуховой системы не случайна и, вероятно, вовсе не результат стремления всего человечества сочинять музыку. Восприятие высоты играет центральную роль в определении индивидуальных объектов в акустическом мире и отделении их друг от друга. Окружающий мир наполнен конкурирующими звуками: интересными, угрожающими, шумовыми и др., все смешано вместе и слуховая система несет ответственность за их выделение и идентификацию.
Несмотря на сложности с описанием слухового тракта, главной сложностью для психоакустики является понимание того, как волна плотности воздуха преобразуется в образы в мозге. Всего лишь небольшие отклонения в звуковом спектре дают совершенно разные образы даже у одного человека. Для примера приведу спектры различных природных звуков и, для сравнения, спектр белого шума. Для анализов спектра и генерации белого шума я использовал программу Audacity.

Спектр шума реки

Спектр шума огня
Спектр шума океанских волн
Спектр белого шума

Читать далее...

Содержание:
1. Научный подход?
2. Третий глаз
3. Круг замыкается...

Браткин А.А. (MoxX), 01.08.2006
CJCity.ru

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, .

Пополнения софта для Windows

  • Full Bucket Music SequencAir v1.0.4
    Full Bucket Music SequencAir v1.0.422 мая 2019

    Пошаговый секвенсор / синтезатор в виде отдельной программы и в формате VST-плагина. Он написан на собственном коде C++ для высокой производительности и низкого потребления

  • Mercuriall Audio Metal Area MT-A
    Mercuriall Audio Metal Area MT-A16 мая 2019

    Бесплатный плагин искажения, основанный на педали эффектов Boss Metal Zone MT-2.Разработчики пишут:"Мы смоделировали культовую педаль Metal Zone MT-2 с абсолютным совершенством,

  • Devil Soundz Devil Drummr v1.4
    Devil Soundz Devil Drummr v1.416 мая 2019

    Devil Drummr - это сэмплер ударных, который загружает файлы WAV и состоит из 8 частей. Одна часть для каждого из баса, удара, малого, низкого, высокого, хай-хета, тарелки

  • Audacity v2.3.2
    Audacity v2.3.216 мая 2019

    Audacity - это бесплатный звуковой редактор с открытым исходным кодом.Audacity можно использовать для: Записи звука. Оцифровки аналоговых записей (кассет, грампластинок).

  • DistoCore Bazz Murda v1.7.1 FREE
    DistoCore Bazz Murda v1.7.1 FREE16 мая 2019

    Плагин сам по себе состоит из трёх основных осцилляторов, каждый с отдельными фильтрами и регуляторами насыщенности. Каждый генератор имеет множество форм волны на выбор,

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования