^ Вверх
Статьи / Железо

Запись музыки в полевых условиях. Необходимое оборудование

В этой статье я расскажу о том, какое оборудование нужно для того, чтобы записать музыку вне студии. Сделать запись на студии может каждый, но по-настоящему ценятся специалисты, способные решать нестандартные задачи быстро, эффективно и с радостью. Под записью музыки я буду подразумевать запись звучания живого источника сигнала. Наиболее востребованной, на мой взгляд, является запись голоса — именно о таком варианте и пойдёт речь дальше.

Кому может понадобиться записывать музыку не в студии? Любой организации, которой необходимо приготовить музыкальный материал, например, для капустника. В таком случае главное - не студийное качество, а возможность сделать запись прямо на рабочем месте. Так же запись вне студии может быть востребована музыкантами, желающими творить везде и всегда. Возможна также концертная запись, но это уже совсем другая тема.

Запись музыки

Оборудование

В студии мы традиционно имеем специальное помещение, много оборудования для записи и обработки звука, а также множество дополнительных устройств, делающих процесс записи удобным и комфортным. Но мы по определению не можем взять с собой всю аппаратуру, если конечно, не являемся счастливыми обладателями передвижной студии на основе вместительного автомобиля. Поэтому звукорежиссёру нужно взять с собой только самое необходимое. Что именно?

Если проследить путь звука от источника до устройства записи, я бы придерживался такой простой схемы:
Микрофон - микшерный пульт - звуковая карта - ноутбук. Для мониторинга потребуются наушники. Еще важную роль играет микрофонная стойка. Главное требование к оборудованию в таком случае — небольшой размер, малый вес и автономность.

В этой статье не будут рассмотрены варианты использования портастудий, потому что их стоимость делает их недоступными для большинства звукорежиссёров. Скорее всего, использовать ноутбук будет проще по ряду причин. Ноутбук можно легко взять с собой, ноутбук позволяет быстро и наглядно сделать запись и редактирование материала. Можно условно считать, что у современных ноутбуков нет ограничения по продолжительности записи — в любом случае запас будет большой. Ноутбук позволяет подключать различные внешние модули, а также использовать любой удобный софт. Практически любой ноутбук можно приспособить для работы со звуком.

Если подразумевается только запись, то конфигурация ноутбука может быть самой простой — ресурсы будут использоваться по минимуму. В случае, если предполагается автономная работа, большое внимание стоит уделить аккумуляторной батарее. Для оцифровки звука нам понадобится звуковая карта, имеющая аналоговые стереовход и стереовыход. Главными критериями выбора звуковой карты могут быть качество АЦП, ЦАП, общая помехоустойчивость. Разрядность и частота дискретизации имеют значение, но не определяют качество преобразования звука. Количество входов и выходов могут иметь значение при многоканальной записи, но это скорее исключение. Такие возможности будут полезны при концертной записи или записи живого ансамбля. В случае автономной работы можно пользоваться звуковой картой, питающейся от ноутбука. Но идеальным вариантом будет подключение к сети и использование внешнего микшерного пульта. Для такой работы годится практически любой недорогой микшерный пульт, имеющий микрофонные входы и выход на запись. Полезными на микшере будут трёх-полосный эквалайзер, фильтр низких частот (hp filter/low cut), регулятор чувствительности (gain), регулятор громкости наушников (monitor/phones), а также светодиоды для индикации уровня сигнала.

Микрофон нужен динамический. На студиях могут использоваться конденсаторные микрофоны, так как они более чувствительны и записывают более детально. Но при записи вне специального изолированного помещения, они запишут множество посторонних шумов. Рекомендуется использовать микрофонную стойку для закрепления микрофона в неподвижном положении. Подходит любая стойка, главное, чтобы исполнителю было удобно. Важно, чтобы держатель подходил для микрофона. Часто в комплекте с микрофоном идёт подходящий держатель. Если исполнитель будет держать микрофон в руках, качество записи в большинстве случаев пострадает.

Наушники нужны для того, чтобы исполнитель мог слушать фонограмму и себя. Поэтому рекомендуется использовать наушники закрытого типа и с максимально равномерной АЧХ. Если наушники будут открытого или полузакрытого типа, часть звука будет проникать на запись в микрофон, что совсем не нужно. Равномерная АЧХ нужна для того, чтобы звук в наушниках точнее совпадал с реальным сигналом, в таком случае можно сказать, что наушники звучат натурально и не окрашивают звук. Так как каждый производитель самостоятельно измеряет и строит график АЧХ для своей продукции, нам придётся самостоятельно на слух выбирать подходящие наушники.

Остаётся выбрать нужные шнуры. Обычно это специальные готовые шнуры с подходящими характеристиками. В нашем случае улучшить звук за счёт шнуров, скорее всего не получится, а вот испортить — можно. Всё познаётся на практике — я только скажу, что шнуры, которые выглядят почти одинаково, могут иметь разную помехоустойчивость. Опытный звукорежиссёр сможет многое предположить уже по внешнему виду шнура. А начинающим стоит набирать опыт, и доверять всемирно известным брендам, например, разъёмам Neutrik. Больше всего посторонних шумов может «поймать» шнур идущий к микрофону. Поэтому для записи рекомендуется использовать балансное подключение. В таком случае для передачи моно-сигнала используется три контакта, как в небалансном стерео. Такие шнуры обычно имеют стандартный трёх-контактный разъём XLR или стерео-джек (TSR). Чем короче микрофонный шнур — тем лучше.

Оборудование готово, можно приступать к записи!

И помните, что для исполнителя большое значение часто имеет не оборудование, а удовольствие от записи. Если так судить, больше всего будет цениться звукорежиссёр, способный нормально общаться и готовый понять то, чего хочет исполнитель. Бывает, что заказчик и исполнитель — не одно лицо, тогда приходится учитывать интересы всех сторон. Если мы записываем непрофессионального исполнителя, важно доступно объяснить ему, что от него требуется и сделать так, чтобы ему было комфортно при записи. Человек способен на многое, но критика, страх и волнение способны убить любые самые светлые начинания. Поэтому запись требует не только знания аппаратуры, но и знания в области психологии.

Подведём итоги: для записи музыки вне студии нам понадобятся ноутбук, звуковая карта, микшерный пульт и микрофон на стойке. Качество же полученной фонограммы будет зависеть от конкретного исполнителя и мастерства звукорежиссёра.

Удачной вам записи!

Нардов Дмитрий, 13.01.2009
CJCity.ru

Обратите внимание:

Домашняя звукозапись: путь к профессиональной студии

Комментарии (33)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 20.12.2013 12:32 #

    Ondrug - Да.но не через hdmi выход


  • Гость
    (Гость) 18.02.2013 13:00 #

    Алина - как записать музыку на ноут бук если нет входа для микрофона

    МОЖНО ЛИ ЗАПИСАТЬ ЗВУК ЧЕРЕЗ HDMI КАБЕЛЬ


  • Гость
    (Гость) 22.04.2012 09:48 #

    Виктория - Хочууууууууууууууууууу очень сильно стать ДИДЖЕЕМ!

  • Гость
    (Гость) 03.06.2011 13:08 #

    Mr. Blues - Автор стаьи говорит банальности!

  • Гость
    (Гость) 24.04.2011 11:29 #

    оленька - спосибо

  • Гость
    (Гость) 24.11.2010 14:36 #

    Alex - Всю статью можно свети к двум предложениям.

    Подведём итоги: для записи музыки вне студии нам понадобится ноутбук, звуковая карта. Качество полученной фонограммы будет зависеть от конкретного исполнителя и мастерства звукорежиссёра.

  • Гость
    (Гость) 24.11.2010 14:34 #

    Alex - Записать музыку можно имея обычный дял сегодняшнего дня настольный компьютер/ноутбук.

    И не надо оправдывать отсутствие СКИЛА отсутсвием ЖЕЛЕЗА!

    Захотите написать качественную музыку на втором пне - напишите. А вот советовать железо - это бред. Это уже не "полевые" условия. Это уже полустудийная обработка. Афтар апазорился.

  • Гость
    (Гость) 19.01.2010 15:37 #

    SPAYDER - Помогите пожалуйста с подключением микшерного пульта s-paul v4.2 (http://www.music-hummer.ru/catalog/mixer/element.php?ID=1453) к компу для записи (через конденсаторный микрофон)... Какие провода и в какие разъемы подключать...

    Кто может помоч пишите в аську - 386972333

    Спасибо ...

  • Гость
    (Гость) 26.12.2009 00:01 #

    Сергей - конденсаторный требует фантомного питания... и предназначен не для пения. иначе вы его заплюёте... и вообще, динамический дешевле... и запись приличная.

  • Гость
    (Гость) 11.12.2009 10:04 #

    Женя - А микрофон-то к стати нужен именно канденсаторный. Девяносто процентов эстрады используют конденсаторный микрофон. Динамический же требуется при записи вокала в некоторых стилях тяжолой музыки, где не требуется выразительность и чёткость передачи звука, а скорее наоборот - грязь...

  • Гость
    (Гость) 10.11.2009 13:30 #

    elektrosoul - музыка не просто тыц-тыц-тыц...по себе знаю. сложно создать нормальную музыку, даже гениальную...

  • Гость
    (Гость) 10.11.2009 13:30 #

    elektrosoul - музыка не просто тыц-тыц-тыц...по себе знаю. сложно создать нормальную музыку, даже гениальную...

  • Гость
    (Гость) 10.11.2009 13:28 #

    elektrosoul - мда...прикольно. я ваще не знал и сейчас не особо знаю как делается диджейская музыка, откуда все эти звуки, еффекты. я вобще рокер, но недавно я понял что диджей - человек оркестр. сложно создать нормальную композицию. сам пытался в guitar pro нужно сделать так чтобы звуки сочитались. музыка не просто тыц-тыц-тыц...

  • Гость
    (Гость) 04.11.2009 23:30 #

    Дантес - Для нормальной полевой записи более чем достаточно недорогого field рекордера(которых развелось великое множество, и цена которых начинается от $200, но лучше, ессно особо не экономить), микрофона(тут я могу посоветовать именно КОНДЕНСАТОРНЫЙ MS мик(он дает живую стереокартину и моносовместим), а никак не динамический) и хороших закрытых наушников(которые, к стати, лучше иметь с несколько задранными басами, дабы лучше контролировать топот и задувания).

    Тратиться на какие-то супер-пупер кабели -- дело безидейное. При наличии рук и головы можно напаять кабло самостоятельно из тонкого и легкого МГТФ(сам такими пользуюсь и радуюсь).

    А вот стойка нужна максимально тяжелая, а не компактная и легкая. Даже настольную стойку рекомендую покупать максимально тяжелую(с массивным мет. основанием), а никак не легкую складную треногу(такие только для журналистов пригодны).


  • Гость
    (Гость) 24.09.2009 16:32 #

    PiroG - не шарю в електронике ниче!


  • Гость
    (Гость) 08.07.2009 10:33 #

    JEJA - Помоему большим заблуждением считается тип микрофона, у кондера детализация конечно выше, но исключительно изза частотки (она просто шире), а динамический диапазон меньше, но это никаким образом не определяет характеристику направленности (т.е. типа посторонние шумы). Возьмите кондер суперкардиоиду и пойти в него, шумов будет меньше чем при кардиоидном динамическом,а детализация и прозрачность звука лучше. Кондер правда стоит дороже и ему нужен фантом (лучше брать преамп с фантомным питанием, по возможности с компрессором). Правильный инструмент снятый правильным микрофоном да правильно оцифрован практически не нуждается в частотной корркции, так что от пульта можно отказаться (если запись ведется одного-двух источников). Мик(кондер)-преамп-карта-бук такое вариант мне кажется более приемлемым, т.к. за те же деньги можно получить лучше качество. Качество АЦП/ЦАП в большинстве определяется как раз разрядностью и частотой дискретизации + уровень собственных шумов. В данном случае, карта это не музыка, а чситейшей воды - физика. Но 24Бит 48кГц вполне достаточно в данном варианте. На микрофонные преампы в карточке и в пульте я бы не полагался.

  • Гость
    (Гость) 08.03.2009 08:46 #

    Эдуард - Если нет в голове, нет практики, то никогда ни кто ни чего путного не напишет,на все нужны хоть какие то знания.

  • Гость
    (Гость) 04.03.2009 15:26 #

    SERJ - Не совсем минимум миниморум... можно проще, дешевле, компактнее -

    при помощи МР3 плеера IRIVER ( с отключаемым АРУЗ) спаяных двух самостоятельно микрофонов МК-3 делал стереозаписи с битрейтом 320 вполне приличного для походных условий качества. если взять два плеера - можно делать многодорожечную потрековую запись.

  • Гость
    (Гость) 03.03.2009 06:28 #

    tabak - С помощью компа можно создать неплохую музыку но и неплохо записать звуки но заместо микшерного пульта можно использовать эллектронный

  • Гость
    (Гость) 25.02.2009 17:23 #

    Юрий Бобров - 2 Глюк Для записо собственно вокала нужно микрафон вставить в комп - а потом в ево петь


Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...