Запись музыки в полевых условиях. Необходимое оборудование
В этой статье я расскажу о том, какое оборудование нужно для того, чтобы записать музыку вне студии. Сделать запись на студии может каждый, но по-настоящему ценятся специалисты, способные решать нестандартные задачи быстро, эффективно и с радостью. Под записью музыки я буду подразумевать запись звучания живого источника сигнала. Наиболее востребованной, на мой взгляд, является запись голоса — именно о таком варианте и пойдёт речь дальше.
Кому может понадобиться записывать музыку не в студии? Любой организации, которой необходимо приготовить музыкальный материал, например, для капустника. В таком случае главное - не студийное качество, а возможность сделать запись прямо на рабочем месте. Так же запись вне студии может быть востребована музыкантами, желающими творить везде и всегда. Возможна также концертная запись, но это уже совсем другая тема.
Оборудование
В студии мы традиционно имеем специальное помещение, много оборудования для записи и обработки звука, а также множество дополнительных устройств, делающих процесс записи удобным и комфортным. Но мы по определению не можем взять с собой всю аппаратуру, если конечно, не являемся счастливыми обладателями передвижной студии на основе вместительного автомобиля. Поэтому звукорежиссёру нужно взять с собой только самое необходимое. Что именно?
Если проследить путь звука от источника до устройства записи, я бы придерживался такой простой схемы:
Микрофон - микшерный пульт - звуковая карта - ноутбук. Для мониторинга потребуются наушники. Еще важную роль играет микрофонная стойка. Главное требование к оборудованию в таком случае — небольшой размер, малый вес и автономность.
В этой статье не будут рассмотрены варианты использования портастудий, потому что их стоимость делает их недоступными для большинства звукорежиссёров. Скорее всего, использовать ноутбук будет проще по ряду причин. Ноутбук можно легко взять с собой, ноутбук позволяет быстро и наглядно сделать запись и редактирование материала. Можно условно считать, что у современных ноутбуков нет ограничения по продолжительности записи — в любом случае запас будет большой. Ноутбук позволяет подключать различные внешние модули, а также использовать любой удобный софт. Практически любой ноутбук можно приспособить для работы со звуком.
Если подразумевается только запись, то конфигурация ноутбука может быть самой простой — ресурсы будут использоваться по минимуму. В случае, если предполагается автономная работа, большое внимание стоит уделить аккумуляторной батарее. Для оцифровки звука нам понадобится звуковая карта, имеющая аналоговые стереовход и стереовыход. Главными критериями выбора звуковой карты могут быть качество АЦП, ЦАП, общая помехоустойчивость. Разрядность и частота дискретизации имеют значение, но не определяют качество преобразования звука. Количество входов и выходов могут иметь значение при многоканальной записи, но это скорее исключение. Такие возможности будут полезны при концертной записи или записи живого ансамбля. В случае автономной работы можно пользоваться звуковой картой, питающейся от ноутбука. Но идеальным вариантом будет подключение к сети и использование внешнего микшерного пульта. Для такой работы годится практически любой недорогой микшерный пульт, имеющий микрофонные входы и выход на запись. Полезными на микшере будут трёх-полосный эквалайзер, фильтр низких частот (hp filter/low cut), регулятор чувствительности (gain), регулятор громкости наушников (monitor/phones), а также светодиоды для индикации уровня сигнала.
Микрофон нужен динамический. На студиях могут использоваться конденсаторные микрофоны, так как они более чувствительны и записывают более детально. Но при записи вне специального изолированного помещения, они запишут множество посторонних шумов. Рекомендуется использовать микрофонную стойку для закрепления микрофона в неподвижном положении. Подходит любая стойка, главное, чтобы исполнителю было удобно. Важно, чтобы держатель подходил для микрофона. Часто в комплекте с микрофоном идёт подходящий держатель. Если исполнитель будет держать микрофон в руках, качество записи в большинстве случаев пострадает.
Наушники нужны для того, чтобы исполнитель мог слушать фонограмму и себя. Поэтому рекомендуется использовать наушники закрытого типа и с максимально равномерной АЧХ. Если наушники будут открытого или полузакрытого типа, часть звука будет проникать на запись в микрофон, что совсем не нужно. Равномерная АЧХ нужна для того, чтобы звук в наушниках точнее совпадал с реальным сигналом, в таком случае можно сказать, что наушники звучат натурально и не окрашивают звук. Так как каждый производитель самостоятельно измеряет и строит график АЧХ для своей продукции, нам придётся самостоятельно на слух выбирать подходящие наушники.
Остаётся выбрать нужные шнуры. Обычно это специальные готовые шнуры с подходящими характеристиками. В нашем случае улучшить звук за счёт шнуров, скорее всего не получится, а вот испортить — можно. Всё познаётся на практике — я только скажу, что шнуры, которые выглядят почти одинаково, могут иметь разную помехоустойчивость. Опытный звукорежиссёр сможет многое предположить уже по внешнему виду шнура. А начинающим стоит набирать опыт, и доверять всемирно известным брендам, например, разъёмам Neutrik. Больше всего посторонних шумов может «поймать» шнур идущий к микрофону. Поэтому для записи рекомендуется использовать балансное подключение. В таком случае для передачи моно-сигнала используется три контакта, как в небалансном стерео. Такие шнуры обычно имеют стандартный трёх-контактный разъём XLR или стерео-джек (TSR). Чем короче микрофонный шнур — тем лучше.
Оборудование готово, можно приступать к записи!
И помните, что для исполнителя большое значение часто имеет не оборудование, а удовольствие от записи. Если так судить, больше всего будет цениться звукорежиссёр, способный нормально общаться и готовый понять то, чего хочет исполнитель. Бывает, что заказчик и исполнитель — не одно лицо, тогда приходится учитывать интересы всех сторон. Если мы записываем непрофессионального исполнителя, важно доступно объяснить ему, что от него требуется и сделать так, чтобы ему было комфортно при записи. Человек способен на многое, но критика, страх и волнение способны убить любые самые светлые начинания. Поэтому запись требует не только знания аппаратуры, но и знания в области психологии.
Подведём итоги: для записи музыки вне студии нам понадобятся ноутбук, звуковая карта, микшерный пульт и микрофон на стойке. Качество же полученной фонограммы будет зависеть от конкретного исполнителя и мастерства звукорежиссёра.
Удачной вам записи!
Нардов Дмитрий, 13.01.2009
CJCity.ru
Домашняя звукозапись: путь к профессиональной студии
Ondrug - Да.но не через hdmi выход
Алина - как записать музыку на ноут бук если нет входа для микрофона
МОЖНО ЛИ ЗАПИСАТЬ ЗВУК ЧЕРЕЗ HDMI КАБЕЛЬ
Виктория - Хочууууууууууууууууууу очень сильно стать ДИДЖЕЕМ!
Mr. Blues - Автор стаьи говорит банальности!
оленька - спосибо
Alex - Всю статью можно свети к двум предложениям.
Подведём итоги: для записи музыки вне студии нам понадобится ноутбук, звуковая карта. Качество полученной фонограммы будет зависеть от конкретного исполнителя и мастерства звукорежиссёра.
Alex - Записать музыку можно имея обычный дял сегодняшнего дня настольный компьютер/ноутбук.
И не надо оправдывать отсутствие СКИЛА отсутсвием ЖЕЛЕЗА!
Захотите написать качественную музыку на втором пне - напишите. А вот советовать железо - это бред. Это уже не "полевые" условия. Это уже полустудийная обработка. Афтар апазорился.
SPAYDER - Помогите пожалуйста с подключением микшерного пульта s-paul v4.2 (http://www.music-hummer.ru/catalog/mixer/element.php?ID=1453) к компу для записи (через конденсаторный микрофон)... Какие провода и в какие разъемы подключать...
Кто может помоч пишите в аську - 386972333
Спасибо ...
Сергей - конденсаторный требует фантомного питания... и предназначен не для пения. иначе вы его заплюёте... и вообще, динамический дешевле... и запись приличная.
Женя - А микрофон-то к стати нужен именно канденсаторный. Девяносто процентов эстрады используют конденсаторный микрофон. Динамический же требуется при записи вокала в некоторых стилях тяжолой музыки, где не требуется выразительность и чёткость передачи звука, а скорее наоборот - грязь...
elektrosoul - музыка не просто тыц-тыц-тыц...по себе знаю. сложно создать нормальную музыку, даже гениальную...
elektrosoul - музыка не просто тыц-тыц-тыц...по себе знаю. сложно создать нормальную музыку, даже гениальную...
elektrosoul - мда...прикольно. я ваще не знал и сейчас не особо знаю как делается диджейская музыка, откуда все эти звуки, еффекты. я вобще рокер, но недавно я понял что диджей - человек оркестр. сложно создать нормальную композицию. сам пытался в guitar pro нужно сделать так чтобы звуки сочитались. музыка не просто тыц-тыц-тыц...
Дантес - Для нормальной полевой записи более чем достаточно недорогого field рекордера(которых развелось великое множество, и цена которых начинается от $200, но лучше, ессно особо не экономить), микрофона(тут я могу посоветовать именно КОНДЕНСАТОРНЫЙ MS мик(он дает живую стереокартину и моносовместим), а никак не динамический) и хороших закрытых наушников(которые, к стати, лучше иметь с несколько задранными басами, дабы лучше контролировать топот и задувания).
Тратиться на какие-то супер-пупер кабели -- дело безидейное. При наличии рук и головы можно напаять кабло самостоятельно из тонкого и легкого МГТФ(сам такими пользуюсь и радуюсь).
А вот стойка нужна максимально тяжелая, а не компактная и легкая. Даже настольную стойку рекомендую покупать максимально тяжелую(с массивным мет. основанием), а никак не легкую складную треногу(такие только для журналистов пригодны).
PiroG - не шарю в електронике ниче!
JEJA - Помоему большим заблуждением считается тип микрофона, у кондера детализация конечно выше, но исключительно изза частотки (она просто шире), а динамический диапазон меньше, но это никаким образом не определяет характеристику направленности (т.е. типа посторонние шумы). Возьмите кондер суперкардиоиду и пойти в него, шумов будет меньше чем при кардиоидном динамическом,а детализация и прозрачность звука лучше. Кондер правда стоит дороже и ему нужен фантом (лучше брать преамп с фантомным питанием, по возможности с компрессором). Правильный инструмент снятый правильным микрофоном да правильно оцифрован практически не нуждается в частотной корркции, так что от пульта можно отказаться (если запись ведется одного-двух источников). Мик(кондер)-преамп-карта-бук такое вариант мне кажется более приемлемым, т.к. за те же деньги можно получить лучше качество. Качество АЦП/ЦАП в большинстве определяется как раз разрядностью и частотой дискретизации + уровень собственных шумов. В данном случае, карта это не музыка, а чситейшей воды - физика. Но 24Бит 48кГц вполне достаточно в данном варианте. На микрофонные преампы в карточке и в пульте я бы не полагался.
Эдуард - Если нет в голове, нет практики, то никогда ни кто ни чего путного не напишет,на все нужны хоть какие то знания.
SERJ - Не совсем минимум миниморум... можно проще, дешевле, компактнее -
при помощи МР3 плеера IRIVER ( с отключаемым АРУЗ) спаяных двух самостоятельно микрофонов МК-3 делал стереозаписи с битрейтом 320 вполне приличного для походных условий качества. если взять два плеера - можно делать многодорожечную потрековую запись.
tabak - С помощью компа можно создать неплохую музыку но и неплохо записать звуки но заместо микшерного пульта можно использовать эллектронный
Юрий Бобров - 2 Глюк Для записо собственно вокала нужно микрафон вставить в комп - а потом в ево петь