t.c. electronic расставляет акценты
Наконец-то подходят к завершению споры о том, что лучше — профессиональный софт или студийная аппаратура. На самом деле, многим бессмысленность такого противостояния, хорошо рекламируемого в СМИ, казалась очевидной. Но находились и скептики: согласитесь, таковые есть и среди вас, дорогие читатели.
t.c. electronic — брэнд, стартовавший в далеком 1976 году — широко известен на рынке профессиональной студийной техники. Нашим читателям также хорошо известен другой брэнд, снискавший себе славу среди разработчиков программного обеспечения — TC Works. Cовсем недавно два этих брэнда объединились и выступают под общей маркой t.c. electronic (www.tcelectronic.com). И, в принципе, находиться дальше в состоянии разрозненных подразделений сложившемуся заново брэнду не было смысла. Ведь не секрет, что все современное мультимедиа производится на базе компьютеров. Сложившись воедино, t.c. electronic и TC Works представляют очень мощную структуру по производству современного оборудования и программного обеспечения к нему.
Компьютерный эффект-процессор Powercore
Powercore — это аппаратный эффект-процессор, выполненный в виде PCI-платы для платформ РС и Мас. Основной задачей данного устройства является разгрузка центрального процессора путем переноса вычислений на свои аппаратные ресурсы. Дополнительно нам становится доступен набор профессиональных эффектов и обработка звука с параметрами 24 бита и 96 КГц (внутренняя обработка — 48 бит). Помимо этого, Powercore DSP — это и мощный блок синтеза.
Мозг Powercore — четыре DSP Motorola 56362 100 МГц и процессор PowerPC 8240 200 МГц с 8 Mb D-RAM. Уникальная конфигурация позволяет превратить любую VST-, MAS-программу в профессиональную студию звукозаписи. Использование до 28 аналоговых компрессоров, восьми типов ревербераторов, комбинированных эффектов позволяет улучшить рабочие характеристики рабочих станций на базе Logic, Cubase, Digital Performer, Nuendo, Live и многих других программ. Как уже было сказано, Powercore уменьшает нагрузку центрального процессора за счет использования своих ресурсов. Они также не являются конечными, поэтому разработчиками предусмотрена возможность подключения одновременно четырех плат в один компьютер.
Таким образом, пользователь, загружая VST-плагин, может выбирать: использовать стандартные программные методы и CPU либо приобрести специальную плату и распределить нагрузку на нее.
Конечно, последний вариант несколько дороже, зато мы получаем явное преимущество в организации рабочего процесса. Вы когда-нибудь пробовали поработать в Nuendo при максимуме его загрузки?
Уверен, что многие даже не знают, какой у программы максимум, поскольку эффекты и виртуальные синтезаторы съедают практически все ресурсы РС, не говоря уже о том, что и сама программа, даже работая без эффектов, требует вычислительных мощностей.
Естественно, все новые плагины и инструменты от t.c. electronic разрабатываются с учетом поддержки со стороны Powercore. При этом стоит отметить, что с данным разработчиком активно сотрудничает небезызвестный Steinberg, и уже даже имеются совместные модули.
Что касается набора эффектов, он действительно заставляет задуматься о приобретении Powercore, поскольку включает очень много знаменитых, а также новых и качественных обработок, список которых постоянно пополняется. Кстати, VST и MAS — это не единственные стандарты, поддерживаемые Powercore: уже заявлено о поддержке AudioUnit (Мас) в ближайшее время. Сторонние разработчики также выпускают плагины для Powercore. Среди них стоит выделить Antares AutoTune 3.0, TC Helicon VoiceCraft, Waldorf D-Coder.
Таким образом, мы имеем мощный блок эффект-процессора для уже установленных I/O-интерфейсов.
Все, что нужно для установки Powercore на РС: процессор PIII-500 и выше, 128 Mб RAM, Win98/Win2000/ME/XP, VST-совместимое ПО (Cubase, Logic, WaveLab...), звуковой I/O-интерфейс с поддержкой VST, системная плата с поддержкой PCI, свободный PCI-слот.
Виртуальный финалайзер MASTER X3
Аппаратное устройство t.c. electronic Finalizer является стандартом процессоров для мастеринга в мире профессионального звука. Теперь мы можем говорить о его программной реализации в виде подключаемого модуля для Pro Tools 24 Mix/HD (Windows и MacOS 9.x), а также VST-модуле для Powercore. В данном случае речь идет о реализации 24-битного процессора эффектов с частотой дискретизации 96 КГц.
Общий список возможностей:
- 3-полосная обработка;
- экспандер;
- компрессор;
- лимитер;
- дитеринг;
- реализация технологии Look-Ahead до 10 ms;
- цифровое управление с точностью до 0.05 dB;
- Hi-Res-измерения с различными режимами.
Модуль пространственной реверберации Surround Reverb (5.1)
Одной из передовых программ для производства звука в современных Dolby-стандартах является Steinberg Nuendo. При этом мы знаем, что ранее этим технологиям был присущ студийно-аппаратный производственный процесс. Например, для производства звука в Dolby Digital 5.1 использовались микшерные пульты уровня YAMAHA 01D или 02R, эффект-процессоры t.c. electonic S6000 или Lexicon 960L, а также дорогие декодеры Dolby Digital.
Теперь ситуация меняется в сторону удешевления технологии и переноса производственного процесса на компьютер. В качестве основного устройства используется программа Steinberg Nuendo, декодеры могут быть встроены и в звуковые интерфейсы (например, Audiotek Prodigy 7.1). Стал вопрос производства качественных эффектов для 5.1. Естественно, у t.c. electronic были наработки, и теперь Steinberg дистрибьюирует модуль ТС Surround Verb, позволяющий создать качественные пространственные эффекты реверберации. Для всех пользователей Nuendo это огромный плюс. Мы не будем вдаваться в особенности реализации пространственной реверберации в варианте t.c. electronic, скажу только, что неплохо было бы Steinberg завязать сотрудничество с Lexicon.
Native Bundle
Данный набор плагинов был известен еще под маркой TC Works. Native Bundle в третьей версии включает в себя набор из шести плагинов (VST и MAS), в состав которых входят:
- Filtrator;
- Limiter;
- Native Reverb Plus;
- Compressor;
- Graphic EQ;
- Parametric EQ.
Как уже стало очевидным, разработчик больше не учитывает DirectX-платформу, как это было раньше, и работает только с VST-стандартами для РС и несколькими стандартами для Мас.
Завершение
Новая политика t.c. electronic уникальна. Интересна сама идея — реализация мозга эффект-процессора в виде PCI-платы. Причем без такого решения при работе с принятыми профессиональными стандартами обойтись очень трудно. Особенно это ощутимо в Nuendo, где нам часто не хватает мощностей. С другой стороны, Powercore — дорогое решение (около $1000).
Между тем, у Powercore есть конкурент — Universal Audio Powered Plugins — плата UAD-1 с одним DSP на борту. Его цена чуть ниже, набор эффектов также обширен, мощность соизмерима.
Но t.c. electronic давит рынок своим именем, славным профессиональным прошлым, а также сотрудничеством с другими крупными производителями — такими, как Digidesign и Steinberg. И, в принципе, не оставляет шансов конкурентам.
Кстати, это не единственный случай, когда практически одновременно с кем-то t.c. electronic выпускает устройство одной и той же концепции. Например, UAD-1 появилась в середине-конце 2001 г., а Powerсore — в начале 2002. Похожая картина с S6000 и 960L. Над этим стоит задуматься.
Возвращаясь к началу статьи и разговору о противостоянии студийной аппаратуры и профессионального ПО, на базе изложенного можно сделать вывод, что главное — это современные алгоритмы, а какими путями они будут реализованы — вопрос другой. В любом случае вся современная студийная техника — цифровая. Сейчас компьютерам не хватает только вычислительных мощностей.
Кристофер-2003, 03.08.2003
www.nestor.minsk.by/kg