^ Вверх
  • На заметку промо-записи
  • Новые статьи на сайте Новые статьи
    • 9 способов добавить пространства в микс
      9 способов добавить пространства в микс 22 Февраля, 2022 Есть много элементов, которые объединяются в великолепный современный микс, и пространство, без сомнения, является одним из самых важных....
    • 6 ошибок музыкантов, касающихся финансов
      6 ошибок музыкантов, касающихся финансов 19 Февраля, 2022 Музыкальные биографии изобилуют историями о блестящих талантах, которые остались ни с чем и были вынуждены уйти из индустрии просто потому, что допустили несколько элементарных ошибок....
    • 10 профессиональных советов по добавлению мощи и панча в микс
      10 профессиональных советов по добавлению мощи и панча в микс 15 Февраля, 2022 Достижение широкого, мощного звука, слышимого в лучших профессиональных миксах, является святым Граалем для большинства продюсеров и инженеров. Лучшие и продаваемые на сегодняшний день релизы обеспечивают идеальный...
    • Особенности сведения и мастеринга для сервисов цифровой дистрибуции и стримингов
      Особенности сведения и мастеринга для сервисов цифровой дистрибуции и стримингов 10 Февраля, 2022 На протяжении десятилетий многие производители музыкальной индустрии и звукоинженеры были вовлечены в настоящую гонку вооружений. С момента зарождения музыки как продукта средств массовой информации, перенесенного...
    • Создание музыкального клипа в браузере
      Создание музыкального клипа в браузере 19 Февраля, 2021 Монтаж видеороликов необязательно должен быть сложным и скучным. Если к процессу вы подключите бесплатный видеоредактор онлайн InVideo, работа пойдет веселее, а результат вас впечатлит. InVideo — простое...
    • 10 советов диджеям и продюсерам от Alison Wonderland
      10 советов диджеям и продюсерам от Alison Wonderland 11 июля, 2018 Alison Wonderland, продюсер из Лос-анджелеса, довольно быстро стала известным диджеем благодаря её мастерским, разносторонним и энергичным сэтам. В прошлом году она ворвалась в Top 100 от DJ Mag и очень скоро выходит...
    • 10 нужных приложений для тех, кто делает хип-хоп
      10 нужных приложений для тех, кто делает хип-хоп 04 июля, 2018 Хип-хоп - это жанр, построенный на наследии, почтении “корней” и постоянной стилистической вариации в одном флаконе. “Хип-хоп” означает разные вещи для разных людей. Он простирается от фанковых,...
    • 6 советов для скрэтч-диджеев от Jazzy Jeff
      6 советов для скрэтч-диджеев от Jazzy Jeff 26 июня, 2018 Когда 17-летний Уилл Смит сказал: «Ни один другой диджей не пользуется таким огромным уважением публики на своих выступлениях, как Jazzy Jeff», это было не просто громкой фразой или хвастовством....
  • Читайте также
Статьи / Теория и практика

Бесконечная MIDIтация. Первое знакомство с интерфейсом MIDI

MIDI-контроллер - устройство, формирующее MIDI-команды. Практически все органы управления параметрами воспроизводимого звука являются MIDI-контроллерами, то есть, помимо клавиатуры, это колеса Pitch и модуляции, ножные педали, программируемые слэйдеры и другие устройства управления.

Что же за штука эта MIDI? Почти на каждой саунд-карте присутствует, даже иногда сертификатами от какой-нибудь Yamaha хвастается, а где собака зарыта, никто толком сказать не может. Максимум - ну, музыка... ну, синтезаторы. Все, на этом знания о MIDI у многих заканчиваются. А у некоторых они и не начинаются. Например, до сих пор некоторые люди считают слово MIDI чем-то вроде эдакого залихватского словца.

Другие несознательные граждане при его упоминании рисуют в своем воображении большое, красиво украшенное блюдо, с аппетитными (хотя это дело вкуса) мидиями, которых готовят в ресторанчике неподалеку. Оно все понятно, только вот ни к крепким выражениям, ни к дарам моря слово MIDI отношения не имеет. Никакого. Да и вообще, это не слово даже, это аббревиатура, которая расшифровывается не иначе, как Musical Instrument Digital Interface.

А этому стандарту стукнуло уже ни много, ни мало, а целых 20 с хвостиком лет. Создан он был в далеком 1982 году, когда появилась необходимость в быстром, функциональном и, главное, едином для всех интерфейсе работы цифровых музыкальных инструментов. Готовый к употреблению MIDI появился на свет благодаря усилиям крупнейших производителей профессионального звукового оборудования и музыкальных инструментов (Korg, Roland, Yamaha и др.). Но, спрашивается, для чего и кого понадобился такой стандарт?

Тут все довольно прозаично. Синтезаторы звука уже существовали даже в том лохматом году, причем даже в ту пору они были далеко не самые примитивные. Поэтому возможность создавать качественно звучащую композицию только из электронных инструментов виделась вполне реальной. Однако для этого нужен был интерфейс, позволяющий на всю катушку использовать преимущество цифровых технологий.

От единого стандарта требовались широкие функциональные возможности, масштабируемость системы и удобная коммутация. Также было необходимо иметь возможность производить пошаговую запись, правку материала без повторной перезаписи фрагмента, компактно хранить исходные данные проекта, причем хранить их в таком виде, чтобы и в будущем сохранялась возможность полноценного редактирования материала, нужно было сделать работу над композицией простой и удобной.

Было очевидно, что наконец-то настала-таки пора отказываться от устаревшего и нефункционального управления музыкальными инструментами с помощью аналоговых сигналов, применявшихся в ту пору. Так появился новый цифровой интерфейс - MIDI.

Принцип работы

Основа MIDI - цифровые команды (их чаще называют MIDI-сообщениями или MIDI-событиями), которыми в реальном времени со скоростью 31 250 бит/с обмениваются устройства, работающие в одной связке. Создание композиции при помощи цифровых музыкальных инструментов позволяло, с одной стороны, здорово сэкономить на студийном оборудовании, оплате музыкантам и аренде соответствующего помещения или студии (никогда не пробовали разместить в вашей жилой комнате небольшой коллектив музыкантов?

А симфонический оркестр?), а с другой стороны, дало возможность музыкантам-индивидуалистам создавать собственные сочинения в строжайшем соответствии с задумкой, ведь никто из коллег-музыкантов не советовал, как лучше обыграть тот или иной фрагмент, никто не пытался иначе толковать идею произведения, в общем, никто не стоял над душой и не давал свои "ценные" советы.

Помимо этого, с помощью интерфейса MIDI можно синхронизировать некоторое звуковое оборудование и управлять им, что несомненно положительно сказывается на удобстве работы в студии или на концерте.

А теперь подробнее остановимся на практическом применении MIDI в домашних условиях. К примеру, возьмем принцип работы современного многофункционального синтезатора звука, вроде тех, которые ласково называют "самоиграйками". Внутри такого аппарата находится клавиатура (точнее - midi-контроллер в виде клавиатуры фортепианного типа), имеется также секвенсор - модуль, позволяющий записывать и воспроизводить ранее записанные мелодии.

Разумеется, подобный синтезатор имеет в памяти тембры различных музыкальных инструментов, но это уже - зона ответственности тон-генератора. Также часто присутствуют усилитель, акустические системы, процессор эффектов и прочее, однако к теме данной статьи они отношения не имеют.

Ну так вот. Все три эти основных звена (MIDI-контроллер, секвенсор, тон-генератор) взаимодействуют между собой по интерфейсу MIDI, и все они могут быть интегрированы как в одном аппарате (как в той же самой "самоиграйке"), так и существовать в виде отдельных устройств или программного обеспечения. Однако MIDI-контроллер практически всегда аппаратный.

Цифровое сообщение, пересылаемое в процессе исполнения / воспроизведения / записи, содержит множество информации о звуке: высота ноты (каждая нота имеет свой идентификационный код), ее громкость, время нажатия и отпускания, атака, номер канала, уровень реверберации, хоруса, панорамы, а также другие параметры, позволяющие передать во время исполнения, сохранить при записи и в точности воспроизвести индивидуальную манеру игры исполнителя.

При нажатии ноты на клавиатуре или изменении любого параметра настройки звука, начиная от нажатия / отпускания sustain-педали (аналог правой педали рояля) и заканчивая изменением тембра инструмента, MIDI-контроллер моментально формирует цифровое сообщение, содержащее все необходимые параметры ноты или произведенной регулировки. Эта "телеграмма" поступает на тон-генератор или секвенсор.

То есть, нажимая клавиши на клавиатуре синтезатора или отдельной MIDI-клавиатуре, подключенной к компьютеру, вы лишь формируете набор команд, содержащий все параметры будущих звуков, а не сами звуки. Предположим, вы нажали ноту "ля" второй октавы. Нажали достаточно сильно и резко, при этом по времени нота пришлась на вторую четверть такта.

Вы указали, чтобы эта нота "ля" была озвучена тембром, скажем, скрипки и звучала в правой колонке. MIDI-контроллер тут же отправит соответствующие сообщения, в которых содержатся все вышеописанные (и не только) параметры, в цифровом виде (по спецификациям стандарта MIDI передаваемые команды имеют шестнадцатеричную кодировку).

Далее тон-генератор просто выполняет "заявку". В итоге вы слышите звук желаемого тембра, с определенными параметрами звучания ноты. Прелесть MIDI заключается еще и в том, что любой параметр любой ноты можно изменять не только в реальном времени во время исполнения, а еще и после того, как вы уже отыграли и записали партию (!). Исполненную на клавиатуре мелодию или произведение можно записать при помощи секвенсора, как было сказано выше.

Однако надо уточнить, что в его память записываются не сами звуки, а только MIDI-сообщения. То есть, вы сыграли что-то на клавиатуре, записали это, а затем при помощи все того же секвенсора спокойно можете подправить практически все, что угодно: где-то ошиблись и нажали не ту ноту - можно исправить, один звук или аккорд получился на фоне остальных слишком громким - можно исправить, можно скорректировать динамику всего произведения, изменить темп и даже изменить характер звукоизвлечения (пианисты поймут).

Можно отредактировать любой из множества параметров каждой ноты. Разумеется, можно изменить и тембр инструмента: если раньше мелодия воспроизводилась скрипкой, то при желании она может зазвучать "голосом" фортепиано или, предположим, маримбы (разумеется, при условии, что выбранный инструмент есть в памяти вашего тон-генератора). При этом заново играть фрагмент не потребуется.

Такой принцип работы помогает сразу убить двух зайцев: во-первых, записанная мелодия может быть отредактирована как и когда угодно, причем без ущерба для качества звука, ведь редактируете вы не сам звук, а параметры MIDI-сообщения, содержащие лишь условия формирования этого звука. Во-вторых, полноценная композиция с множеством партий и инструментов может занимать всего несколько десятков килобайт (!).

Так как стандарт MIDI позволяет передавать одновременно различные команды для воспроизведения сразу нескольких инструментов, то нельзя не упомянуть про такую немаловажную составляющую интерфейса, как MIDI-каналы: всего их 16. Все они независимы друг от друга. Внутри каждого канала действуют свои (устанавливаемые пользователем) правила.

По традиции на один канал вешают партии, объединенные по тембральному признаку, то есть ноты, озвучиваемые тембром какого-то одного инструмента, хотя возможно воспроизведение не только одного тембра - при желании внутри каждого MIDI-канала могут звучать несколько "инструментов".

Современные цифровые музыкальные инструменты или соответствующее программное обеспечение часто имеют более одного MIDI-интерфейса. Это значит, что в итоге вы можете создать композицию с практически неограниченным количеством инструментов, записывая по очереди партии для каждого из них, то есть "в одно лицо" сделать работу целого оркестра! Делается все это поэтапно, поэтому обеспечивается полный контроль над каждым звуком.

Сначала записываете, скажем, фортепиано, потом следующий инструмент, причем одновременно с его записью можете прослушивать записанную перед этим партию фортепиано, то есть работать в наслойку: играть как бы с самим собой, только одну партию будете играть вы сами, а остальные (ранее сыгранные вами же) - секвенсор.

Немаловажно, что работа с MIDI-командами (запись, редактирование и т. д.) выполняется не на каком-то сложном языке программирования, а через наглядный графический интерфейс посредством дисплея синтезатора, отдельного секвенсора или монитора компьютера.

Несколько позже первоначальной спецификации MIDI был разработан более унифицированный вариант - GM (General MIDI), где для удобства совместного функционирования аппаратов различных производителей первые 128 тембров тон-генератора было решено расположить в определенном порядке, хотя в памяти тон-генератора помимо них все равно обычно содержится множество дополнительных фирменных звуков (у инструментов каждого производителя свои).

Впрочем, и эти первые 128 звуков на разных моделях инструментов разных фирм имеют часто отличное друг от друга звучание тембров вроде бы одинаковых по названию инструментов (рояль, саксофон, барабаны и т. д.). Именно поэтому настройки и регулировки, сделанные при работе с одним тон-генератором, как правило, не будут давать тот же эффект при работе с другим. Это надо учитывать при переносе партитур с одной рабочей станции на другую (в нашем случае - с компьютера с одной звуковой картой на компьютер с другой звуковухой).

Впоследствии MIDI обрастал все новыми усовершенствованиями и дополнительными возможностями - например, стандартами MIDI GS и XG. Однако изменения в них были не особо существенные. И несмотря на довольно преклонный возраст данного интерфейса, он вовсю используется в большинстве студий. Везде, где встретите синтезатор звука, найдете и MIDI. Так что, до пенсии ему еще далеко...

Секвенсор (№2 на рисунке) бывает в виде интегрированного в аппарат модуля, отдельного устройства или в виде программного обеспечения. Позволяет записывать MIDI-команды от MIDI-контроллера, производить редактирование, монтаж и воспроизведение MIDI-сообщений.

Тон-генератор (№3 на рисунке) занимается озвучиванием MIDI-сообщений, то есть, опираясь на набор условий, которые содержатся в каждом MIDI-сообщении, пришедшем от MIDI-контроллера или секвенсора, синтезирует звук. Как и в предыдущем случае, также бывает как аппаратный, так и программный.

тов. Звуков, 26.05.2003
www.computery.ru/upgrade

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, .

Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...