^ Вверх
Статьи / Софт

Обработка вокала

Обработка вокала – обязательная стадия после его записи. Это довольно серьезное занятие, которому посвящена не одна книга. Каждый звукоинженер достигает разнообразных результатов, используя различные техники, что собственно и характеризует его как «творца». Однако есть общие правила обработки вокала. Об этом и вообще – о видах обработки и пойдет речь.

Типы обработки вокала

Условно можно разделить обработку вокала на такие категории:

  • очистка от шума и нежелательных артефактов;
  • эквализация;
  • выравнивание громкости или компрессирование;
  • применение эффектов, в т.ч. корректировка гармонических ошибок.

Теперь рассмотрим все по порядку.

Очистка от шума и нежелательных артефактов

В одной из книг по звукорежиссуре я нашел одну очень хорошую фразу – «Важно записать вокал максимально правильно, чем потом корректировать его». Но, к сожалению, это теория. А на практике шумы и артефакты – привычное явление. Во внимание программу редактор брать не будем, можем условиться, что это будет Sound Forge.

Очищать от шума нужно с помощью специальных программ – шумоподавителей или денойзеров (DeNoiser). Допустим, фирмы Waves – Waves X-Noise (рис. 1).

Рисунок 1. Шумоподавитель Waves X-Noise
Рисунок 1. Шумоподавитель Waves X-Noise

Принцип его работы, а также работы ему подобных состоит из двух этапов. Первый – сканирование шума. Делается так – выбираем участок с тишиной, т.к. в ней содержится только шум, без полезного сигнала. Нажимаем кнопку Learn и воспроизводим его. Это может быть всего несколько секунд, главное чтобы попала только тишина. Затем снова нажимаем Learn, режим сканирования отключается. Наш шум в памяти шумоподавителя. Теперь наступает второй этап – шумоподавление. Основные ползунки – это Reduction и Threshold. Используя их в разных комбинациях, пытаемся добиться нужного результата. Важно не выставлять высокие значения Reduction, т.к. это может привести к урезанию высоких частот.

Убирать артефакты от звука «С» и других шипящих помогают деэссеры (De-Essers). Яркий представитель – Waves DeEsser (рис. 2).

Рисунок 2. Waves DeEsser
Рисунок 2. Waves DeEsser

Чтобы не углубляться в принцип его работы, рекомендую попробовать уже готовые пресеты. Допустим, Male Ess убирает резкие звуки «с» из мужского голоса, а Female Shh – шипящие из женского. Порог чувствительности регулируем с помощью Threshold.

Эквализация

Этот этап касается не только вокальных партий, но здесь он нужен не меньше, а может и больше, чем в других случаях. Самый простой способ – выбрать любой эквалайзер и покопаться в его пресетах в поисках чего-то подходящего. Но есть стандартные принципы эквализации вокала. Во-первых, мы вырезаем частоты ниже 60 гц. Во-вторых, снижаем их в районе 1000 Гц, для того, чтобы вокал не был резким. Еще один момент – регулирование частот на уровне 2 кГц. Повышение или понижение здесь зависит от тембра голоса самого вокалиста. Для придания большей энергии можно добавлять. В итоге получится приблизительно такая картина (рис. 3).

Рисунок 3. Настройки эквалайзера
Рисунок 3. Настройки эквалайзера

Вообще для разных тембров и разных типов вокала могут подходить и другие настройки, но приведенные выше в каком-то смысле универсальные.

Компрессирование

Для вокала в песне важно, чтобы он был слышен и не забивался другими инструментами. Для этого его нужно хорошо компрессировать. Во-первых, выставим чувствительность на 20 дБ. Во-вторых, сделаем малую атаку (0-0.1 мс) для смягчения и не очень длинное затухание (80-100 мс). Степень компрессии поставим 4:1. Приподнимем его уровень на 10-15 дБ, как на рисунке 4.

Рисунок 4. Настройки компрессора
Рисунок 4. Настройки компрессора

Такие настройки помогут вокалу не быть «потерянным» в основном миксе.

Эффекты и корректировка тональности

В принципе, многие эффекты применяются не на исходной дорожке вокала, а добавляются во время аранжировки. Это касается эффектов типа эхо или реверберация. Хотя возможен такой вариант, когда требуется наложить какие-то эффекты на исходный трек. Зачастую это бывает тональная корректировка. Такая корректировка нужна для устранения гармонических погрешностей. Есть сугубо специализированные программы типа Antares Autotune. В пакете Waves также есть подобный эффект. Называется он Waves Ultrapitch (рис. 5). Конечно, исправленный вокал звучит не так натурально, как если бы вокалист спел правильно. Но, всё же, иногда вмешательство подобного эффекта необходимо.

Рисунок 5. Waves Ultrapitch
Рисунок 5. Waves Ultrapitch

Вдаваться в принцип его работы не будем. Советую послушать как звучат пресеты этого плагина. Допустим, песня исполняется в какой-то мажорной тональности. Выбираем пресет Major cluster и слушаем в каких моментах плагин корректирует записанный вокал.

Напоследок хочу сказать, что плагины Waves были выбраны в качестве примера. В других пакетах эффектов и программах почти всегда можно подобрать их аналоги.

Farmatique, 20.04.2009
CJCity.ru

Обратите внимание:

Программа для записи голоса
Многофункциональный пакет плагинов Waves Diamond Bundle 5

Комментарии (91)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 30.11.2012 10:03 #

    Дмитрий - чудес не бывает парни

  • Гость
    (Гость) 30.11.2012 10:02 #

    Дмитрий - Во первых Нойман оч крутые делает микрофоны но он подходит не всем .... очень чуствительный капсуль ...и помещение где ты пишешься играет огромную роль в студиях где работал я кабины все переглушены и они маленькие ...это очень влияет на качество ...плюс у фирмачей идет железный мастеринг прогоняют через аппаратуру стоимостью не один лям баков

    Я учился профессионально на звукаря поэтому кое что знаю

  • Гость
    (Гость) 28.11.2012 21:40 #

    Ahmet - спасибо атлично

  • Гость
    (Гость) 25.11.2012 21:05 #

    Мадияр - Всем привет! Очень надеюсь на ответ профи. Перепробовал кучу студийных микрофонов. Пришел к выводу: знаменитые старый нойман 86 (без аи), акг 414 не пригодны для вокала. Нойман: много басов хорош для инструмента но ни как не для вокала, акг414 вообще тухляк глухой майк. Дешевая октава 105 получается в сто раз круче по звуку!!! Во всяком случае среди майков до 3000 долларов. За счет чего у фирмачей получается прозрачный вокал на переднем плане? Дело не в железе если нойман 86 будет звучать на чем то круто то октава еще круче. Но всеравно с октавой нет той фирменной прозрачности. В чем секрет фирмачей? Как пример песни мадонны качество вокала просто сказка.

  • Гость
    (Гость) 05.10.2012 04:06 #

    Юрий Lee - Вообщем - то, здесь все есть, но что -то типо этого есть во всех vst плагинах, и еще в адобе тоже все эти функции только что, по обработки я не могу сказать где золотая середина, может и вавес тоже зделает красиво но лутче всего я посаветую это плагин Cakewalk VX-64 Vocal Strip там есть все кроме шумо подавления, ну а так просто золото и настраеватьса вмгновения ока короче просто класс.

  • Гость
    (Гость) 08.01.2012 17:11 #

    Andrew Noir - To Руслан mcv: Вот еще что пригодится

    Izotope Ozone -> Multiband Harmonic Exiter

    В нем установи левое значение 300 Гц, правое 2,2 КГц.

    Значение амплитуды Exiter'а для выбранного кусочка около 7. И значение Mix в 100%.

    Получается эффект похожий на эквалирование, но это добавляет дополнительные гармоники, что немало важно.

  • Гость
    (Гость) 08.01.2012 16:53 #

    Andrew Noir - To Руслан mcv: ты спрашивал как сделать голос как в песне Kanye West - Bad News. По порядку:

    1. Используй обработку, как я указал выше (Gate, "Сгущение", EQ, Compressor, Stereo tools) в связке с AutoTune. Ну это ты и сам догадался.

    2. Самое эффект называется "Redux" (Есть в стандартном наборе Ableton Live) если ты используешь сторонние проги, то ты можешь качнуть Sonalksis Bundle (Это набор VST плагинов). Там тебе понадобится Sonalksis TBK2. Это очень простой плагин! Есть 4 режима, тебе понадобится режим Smash. Крути ручку чтобы добиться нужного звучания. Или меняй режим.

    3. Используй LowPass фильтр для среза высоких частот, в комбинации с HiPass соответственно для низких. У тебя получится нетронутая середина.

    Поздравляю эффект достигнут!

    Кстати этот прием очень прикольно звучит на коротких звуках, в часности на высоких ударных (Snares, Hats). Добавляет искаженности звуку. Как вариант использования в Tekno, Minimal, Electro направлениях. Или в конце квадрата для DubStep или Electro House.

  • Гость
    (Гость) 08.01.2012 14:58 #

    Andrew Noir - Спасибо автору! Я использую немного другую технику для записи. Если кому-то это поможет буду рад. По поводу записи: Записывать нужно обязательно с поп-фильтром (это спасет голос от звуков "п" и "б"). Нужно правильно настроить чувствительность микрофона. Важно чтобы голос не доходил до пика 0 Дб! Но и в тот же момент был отчетливо слышен. Если микрофон/звуковуха с этим не справляются-используем предуселитель (2-3 т.рублей). После записи срезаем с дорожки ненужные призвуки (вдохи, щелчки). Либо вручную, либо используем Gate. Далее самая ВАЖНАЯ часть-дублируем вокальную дорожку 2 раза. Размещаем ее по панораме в разные стороны (лучше всего 75% лево, 75% право и одна по центру). На каждом из каналов применяем фильтр. На боковых срезаем чистоты плавно захватывая басс составляющую, а на центральном срезать 60-80 герц будет вполне достаточно. Далее делаем сгущение: устанавливаем на боковые каналы задержку 10-15 мс. Эквалируем - делаем ямку на 1Кгц, и немного поднимаем высокие частоты широким бугром. Далее объединяем эти 3 канала в 1 (я использую группировку каналов). Далее работаем с группой. ОБЯЗАТЕЛЬНО накладываем компрессор!!! Настраиваем "атаку (0-0.1 мс) для смягчения и не очень длинное затухание (80-100 мс)" как у автора. Параметр Treshhold устанавливаем так чтобы он захватывал нужные нам звуки. Если нужно более "глянцевое" звучание используем высокие значения ратио 1/6 или 1/8. Я больше предпочитаю живую динамику поэтому ставлю значение 1/2 - 1/4. Далее на группу накладываем расширитель стерео базы. Я рекомендую Sonalksis Stereo tools или Izotope Ozone. Далее эффекты: Delay, Reverb ВАЖНО установить значение параметра PreDelay около 100 мс, это не позволит "утопить" вокал. Затем записываем бэк вокал. Если это реп на бэк можно применить Chorus эффект. Тогда голос будет более выделенный в этих моментах. Пробуйте, эксперементируйте. Я нарочно не указываю значения параметров, т.к. в каждом треке они будут отличаться. Если появятся вопросы буду рад на них ответить:

    http://andre-noir.promodj.ru/

    или на почту xxxzip@yandex.ru

  • Гость
    (Гость) 10.12.2011 18:06 #

    Тельман - лучше петь со своим голосом ты прав

  • Гость
    (Гость) 22.10.2011 18:56 #

    Вова - Чтбы установить скачанные ВСТ-Плагины в программу...найди ЕЁ папку в "Программ Файлз" -открой эту папку с воей программой по созданию музыки и попробуй найти в ней подраздел PLUGIN -VST. Вт именно в эту ВСТ-папку как правило и устанавливают дополнительные инструменты! Только потом их изнутри программы нужно активировать...чтобы они начали играть.

  • Гость
    (Гость) 22.10.2011 18:53 #

    Вова - Овет для SMerCH: Ты скачал с десяток плагинов а установить не получается? Для начала бы хоть обозначил в своей реплике название программы в которую ты пытаешься внедрить сё это скачаное богатство...Хотя в сущности и так ясно..плагины вформатеВСТ ...программа либо ФРУТИ либо ещё какой-нить нУЭНДО)))

  • Гость
    (Гость) 18.05.2011 14:45 #

    SMerCH - Кто может помоч с установкой данных плагинов? уже скачал десяток с разных источников, и как только не пытался установить неполучается =(

    I seek you:8-609-568

  • Гость
    (Гость) 08.05.2011 14:10 #

    Вова - Лучше всего петь своим голосом. А то соседи начнут ломиться в дверь за автографами ))

  • Гость
    (Гость) 08.05.2011 14:08 #

    Вова - Я два года назад какую-то дребедень скачал в Инете...кажись Антарес Аутотюне или НЕКТАР . Там короче в лицензии написано было что..с помощью нашей проги вы запоёте как Тимати. Ага! как же...

  • Гость
    (Гость) 08.05.2011 14:05 #

    Вова - Голос похожий на Тимати может сделать только сам Тимати ))

  • Гость
    (Гость) 26.03.2011 22:55 #

    Аскар - Кто может сделать голос похож на Тимати?

  • Гость
    (Гость) 12.03.2011 05:18 #

    Лёша - Ох уж и умники почему бы вам не зделать свою статью что бы ни кого не обижать?Шумы полюбом нужно убирать если запись ведётся в домашних условиях!!! Ну канешнь если есть шумка нах туда лезть только зря засорять левыми волнами)))

  • Гость
    (Гость) 07.03.2011 16:08 #

    альбина - мне понравилось!!!

  • Гость
    (Гость) 06.03.2011 22:12 #

    Богдан - соглащусь со всеми Статья не для профисионалов, лучше использовать стандартные плагины в Аудишоне или эйсиде, по крайней мере у меня каченственей получилось

  • Гость
    (Гость) 14.01.2011 04:59 #

    НезнаюДжеКомуИвиерить - Не серьезно считаю я это! Голос,слух,чувство ритма ,умение подать и прочее должно быть! Хотя сам попробую поексперементировать ,в любом случии это опыт,спасибо за него.


Пополнения софта для Windows

  • EasyLimiter
    EasyLimiter21 августа 2016

    EasyLimiter предназначен для лёгкого мастеринга. Ограничение выходного аудио, стерео, релиз и несколько типов ограничения. Показ максимального затухания.Сделан на основе исследований

  • TBProAudio dpMeter II v1.2.3
    TBProAudio dpMeter II v1.2.319 августа 2016

    dpMeter является точным цифровым аудио мультиканальным измерителем в том числе RMS, EBUR128 и измерения TruePeak. Особенности dpMeter 64-битная внутренняя обработка без щелчков

  • Wavosaur v1.2.0.0
    Wavosaur v1.2.0.018 августа 2016

    Wavosaur - бесплатный звуковой редактор. Имеет все основные возможности такого класса программ: монтаж, анализ, пакетная обработка. Wavosaur поддерживает VST-плагины, ASIO-драйверы,

  • Ardour 5.0.0
    Ardour 5.0.014 августа 2016

    Цифровая рабочая станция для записи, редактирования и сведения многодорожечного аудио, созданная для профессиональных музыкантов. Мультиканальная запись, полная поддержка

  • Voxengo Stereo Touch 2.9
    Voxengo Stereo Touch 2.913 августа 2016

      Voxengo Stereo Touch используется для добавления стереоэффекта в аудиотреки и сэмплы. Наиболее эффективно он работает с «подложечными» моно звуками и т.п.

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования