Поющее дерево (звучание рояля)
Почему у всех роялей звучание разное? Почему у одних звук получается красивым, насыщенным, у других - бледным, невыразительным? В чём здесь дело? Попробуем разобраться.
Для этого надо выяснить, что же в рояле звучит. Обычно на этот вопрос бойко отвечают: «Струны». В общем правильно, струны. Но ведь звук струны очень тихий. В другом конце комнаты его едва ли услышат. У рояли, как вы знаете, звучание мощное. Значит, не от струн в первую очередь зависит красота звука. От чего? Редко кого в этом случае осенит: дека! Конечно! То, что у скрипки или гитары звук излучает дека знают почти все, вот с роялем дело обстоит сложнее. Вероятно, потому, что многие вообще не догадываются о существовании деки фортепиано (даже некоторые взрослые считают, что у рояля звучит крыловидная крышка), - ведь её не видно, она спряталась внутри инструмента, под струнной одеждой. Дека- это неправильной формы многоугольник, склеенный из небольших продолговатых дощечек. Вы нажимаете клавишу, молоточки ударяют по струне, и она колеблется с определенной частотой. Струна заставляет деку колебаться с той же частотой. Дека, поверхность которой велика, приводит в колебание значительную массу воздуха, и уже эти воздушные колебания мы воспринимаем как звук пианино или рояля.
Сила звука, его окраска, равномерность, стало быть, и качество инструмента зависят прежде всего от деки, её конструкции и свойств дерева, из которого она изготовлена.
В цехе, где делают деки для рояля. Гудят станки, фонтаном брызжет стружка, вкусно пахнет деревом. Топкая древесная пыль медленно оседает в сугробы пушистых белых опилок. На одном участке дерево распиливают, на другом шлифуют, на третьем склеивают под давлением пневмопресса, на четвертом из получившегося деревянного полотна выкраивают деку. В проходе между станками стоит тележка, доверху нагруженная аккуратными небольшими дощечками. Возьмём в руки одну из них. Дощечка как дощечка, ничего особенного. Ровненькая такая, приятная на ощупь. Разве придет в голову непосвящённому человеку, какую музыкальность скрывает она в своем волокнистом тельце? Всякое ли дерево обладает такими свойствами? Нет, не всякое, оказывается, только резонансовая ель. Что это за дерево - резонансовая ель? Где оно растет и чем отличается от обыкновенной ёлки?
В общем-то ничем, кроме нескольких оговорок: ель должна быть гладкая, без сучков, без «смоляных кармашков», с узкими годичными слоями, равнослойная, однородная. Словом, пальцев на руках не хватит, если перечислять все требования, предъявляемые к ели.
Конечно, много хлопот с этой резонансовой елью. Чтобы изготовить хорошую деку, надо знать массу всяких тонкостей и хитростей. Например, старинные правила предусматривают обязательную нумерацию дощечек, выходящих из одного ствола. При подборе деки следили за тем, чтобы все дощечки были одного номера, однородные. Тогда скорость распространения звуковых волн в деке будет одинаковой, звучание - неискаженным, чистым. Правда, опытный рабочий может и на глаз отобрать заготовки равной плотности, ширины слоёв, одного цвета, но всё это очень приблизительно, как во времена Беккера.
Разумеется, с таким положением дел сегодня смириться трудно. Научные лаборатории взялись помочь фортепианщикам. Пытались заменить резонансовую ель искусственными материалами. Предлагали деки из пластмасс металлов, клееной фанеры и даже пергамента! Но качество звучания неизменно проигрывало. «Поющее» дерево так и осталось вне конкуренции.
Pinoplast, 28.09.2008
CJCity.ru
Выбираем «клавиши»
Цифровое фортепиано Roland F-50
Евгений - Потомучто статья опубликована на этом сайте, а фотка приложена к статье. Это же наверняка не вы делали фотографию, может стоит прописать ссылку на Японский сайт там? :)))))))))))))
Бугор - А почему на фото адрес вашего сайта?