^ Вверх
Статьи / Железо

Поющее дерево (звучание рояля)

Почему у всех роялей звучание разное? Почему у одних звук получается красивым, насыщенным, у других - бледным, невыразительным? В чём здесь дело? Попробуем разобраться.

Для этого надо выяснить, что же в рояле звучит. Обычно на этот вопрос бойко отвечают: «Струны». В общем правильно, струны. Но ведь звук струны очень тихий. В другом конце комнаты его едва ли услышат. У рояли, как вы знаете, звучание мощное. Значит, не от струн в первую очередь зависит красота звука. От чего? Редко кого в этом случае осенит: дека! Конечно! То, что у скрипки или гитары звук излучает дека знают почти все, вот с роялем дело обстоит сложнее. Вероятно, потому, что многие вообще не догадываются о существовании деки фортепиано (даже некоторые взрослые считают, что у рояля звучит крыловидная крышка), - ведь её не видно, она спряталась внутри инструмента, под струнной одеждой. Дека- это неправильной формы многоугольник, склеенный из небольших продолговатых дощечек. Вы нажимаете клавишу, молоточки ударяют по струне, и она колеблется с определенной частотой. Струна заставляет деку колебаться с той же частотой. Дека, поверхность которой велика, приводит в колебание значительную массу воздуха, и уже эти воздушные колебания мы воспринимаем как звук пианино или рояля.

Звучание рояля

Сила звука, его окраска, равномерность, стало быть, и качество инструмента зависят прежде всего от деки, её конструкции и свойств дерева, из которого она изготовлена.

В цехе, где делают деки для рояля. Гудят станки, фонтаном брызжет стружка, вкусно пахнет деревом. Топкая древесная пыль медленно оседает в сугробы пушистых белых опилок. На одном участке дерево распиливают, на другом шлифуют, на третьем склеивают под давлением пневмопресса, на четвертом из получившегося деревянного полотна выкраивают деку. В проходе между станками стоит тележка, доверху нагруженная аккуратными небольшими дощечками. Возьмём в руки одну из них. Дощечка как дощечка, ничего особенного. Ровненькая такая, приятная на ощупь. Разве придет в голову непосвящённому человеку, какую музыкальность скрывает она в своем волокнистом тельце? Всякое ли дерево обладает такими свойствами? Нет, не всякое, оказывается, только резонансовая ель. Что это за дерево - резонансовая ель? Где оно растет и чем отличается от обыкновенной ёлки?

В общем-то ничем, кроме нескольких оговорок: ель должна быть гладкая, без сучков, без «смоляных кармашков», с узкими годичными слоями, равнослойная, однородная. Словом, пальцев на руках не хватит, если перечислять все требования, предъявляемые к ели.

Конечно, много хлопот с этой резонансовой елью. Чтобы изготовить хорошую деку, надо знать массу всяких тонкостей и хитростей. Например, старинные правила предусматривают обязательную нумерацию дощечек, выходящих из одного ствола. При подборе деки следили за тем, чтобы все дощечки были одного номера, однородные. Тогда скорость распространения звуковых волн в деке будет одинаковой, звучание - неискаженным, чистым. Правда, опытный рабочий может и на глаз отобрать заготовки равной плотности, ширины слоёв, одного цвета, но всё это очень приблизительно, как во времена Беккера.

Разумеется, с таким положением дел сегодня смириться трудно. Научные лаборатории взялись помочь фортепианщикам. Пытались заменить резонансовую ель искусственными материалами. Предлагали деки из пластмасс металлов, клееной фанеры и даже пергамента! Но качество звучания неизменно проигрывало. «Поющее» дерево так и осталось вне конкуренции.

Pinoplast, 28.09.2008
CJCity.ru

Обратите внимание:

Выбираем «клавиши»
Цифровое фортепиано Roland F-50

Комментарии (2)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 09.03.2009 08:42 #

    Евгений - Потомучто статья опубликована на этом сайте, а фотка приложена к статье. Это же наверняка не вы делали фотографию, может стоит прописать ссылку на Японский сайт там? :)))))))))))))

  • Гость
    (Гость) 09.03.2009 03:50 #

    Бугор - А почему на фото адрес вашего сайта?

Пополнения софта для Windows

  • Noisebud Bipro v1.1
    Noisebud Bipro v1.119 Февраля 2017

    Bipro представляет собой плагин с различными инструментами для управления очень низкими частотами, то есть ниже 50 Гц. Часто бывает, когда при сведении с маленькими динамиками

  • SaschArt AdsrFilter
    SaschArt AdsrFilter14 Февраля 2017

    Фильтр с ADSR огибающей, который может модулировать частоту фильтра, ширину полосы частот и микс фильтра. Чрезвычайно низкое потребление ресурсов. Особенности: Один фильтр

  • NUSofting Sinnah v1.1
    NUSofting Sinnah v1.111 Февраля 2017

    Sinnah — это синтезатор на основе единого комплексного осциллятора, который включает в себя: пять форм волны с увеличением спектральной сложности, уровнем гармоник для

  • LVC-Audio T-Chain v1.1.0
    LVC-Audio T-Chain v1.1.011 Февраля 2017

    T-Chain представляет собой плагин универсальной полосы канала, предназначенный для использования в различных ситуациях. Он использует модульную конструкцию, так что пользователи

  • SaschArt GoldenGenerator
    SaschArt GoldenGenerator07 Февраля 2017

    goldenGenerator является бинауральным/монауральным генератором ударов, который работает на формах волны на основе золотого числа. Он использует чрезвычайно низкие ресурсы!Золотой

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования