^ Вверх
Статьи / Железо

Поющее дерево (звучание рояля)

Почему у всех роялей звучание разное? Почему у одних звук получается красивым, насыщенным, у других - бледным, невыразительным? В чём здесь дело? Попробуем разобраться.

Для этого надо выяснить, что же в рояле звучит. Обычно на этот вопрос бойко отвечают: «Струны». В общем правильно, струны. Но ведь звук струны очень тихий. В другом конце комнаты его едва ли услышат. У рояли, как вы знаете, звучание мощное. Значит, не от струн в первую очередь зависит красота звука. От чего? Редко кого в этом случае осенит: дека! Конечно! То, что у скрипки или гитары звук излучает дека знают почти все, вот с роялем дело обстоит сложнее. Вероятно, потому, что многие вообще не догадываются о существовании деки фортепиано (даже некоторые взрослые считают, что у рояля звучит крыловидная крышка), - ведь её не видно, она спряталась внутри инструмента, под струнной одеждой. Дека- это неправильной формы многоугольник, склеенный из небольших продолговатых дощечек. Вы нажимаете клавишу, молоточки ударяют по струне, и она колеблется с определенной частотой. Струна заставляет деку колебаться с той же частотой. Дека, поверхность которой велика, приводит в колебание значительную массу воздуха, и уже эти воздушные колебания мы воспринимаем как звук пианино или рояля.

Звучание рояля

Сила звука, его окраска, равномерность, стало быть, и качество инструмента зависят прежде всего от деки, её конструкции и свойств дерева, из которого она изготовлена.

В цехе, где делают деки для рояля. Гудят станки, фонтаном брызжет стружка, вкусно пахнет деревом. Топкая древесная пыль медленно оседает в сугробы пушистых белых опилок. На одном участке дерево распиливают, на другом шлифуют, на третьем склеивают под давлением пневмопресса, на четвертом из получившегося деревянного полотна выкраивают деку. В проходе между станками стоит тележка, доверху нагруженная аккуратными небольшими дощечками. Возьмём в руки одну из них. Дощечка как дощечка, ничего особенного. Ровненькая такая, приятная на ощупь. Разве придет в голову непосвящённому человеку, какую музыкальность скрывает она в своем волокнистом тельце? Всякое ли дерево обладает такими свойствами? Нет, не всякое, оказывается, только резонансовая ель. Что это за дерево - резонансовая ель? Где оно растет и чем отличается от обыкновенной ёлки?

В общем-то ничем, кроме нескольких оговорок: ель должна быть гладкая, без сучков, без «смоляных кармашков», с узкими годичными слоями, равнослойная, однородная. Словом, пальцев на руках не хватит, если перечислять все требования, предъявляемые к ели.

Конечно, много хлопот с этой резонансовой елью. Чтобы изготовить хорошую деку, надо знать массу всяких тонкостей и хитростей. Например, старинные правила предусматривают обязательную нумерацию дощечек, выходящих из одного ствола. При подборе деки следили за тем, чтобы все дощечки были одного номера, однородные. Тогда скорость распространения звуковых волн в деке будет одинаковой, звучание - неискаженным, чистым. Правда, опытный рабочий может и на глаз отобрать заготовки равной плотности, ширины слоёв, одного цвета, но всё это очень приблизительно, как во времена Беккера.

Разумеется, с таким положением дел сегодня смириться трудно. Научные лаборатории взялись помочь фортепианщикам. Пытались заменить резонансовую ель искусственными материалами. Предлагали деки из пластмасс металлов, клееной фанеры и даже пергамента! Но качество звучания неизменно проигрывало. «Поющее» дерево так и осталось вне конкуренции.

Pinoplast, 28.09.2008
CJCity.ru

Обратите внимание:

Выбираем «клавиши»
Цифровое фортепиано Roland F-50

Комментарии (2)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 09.03.2009 08:42 #

    Евгений - Потомучто статья опубликована на этом сайте, а фотка приложена к статье. Это же наверняка не вы делали фотографию, может стоит прописать ссылку на Японский сайт там? :)))))))))))))

  • Гость
    (Гость) 09.03.2009 03:50 #

    Бугор - А почему на фото адрес вашего сайта?

Пополнения софта для Windows

  • Ardour 5.5.0
    Ardour 5.5.004 декабря 2016

    Цифровая рабочая станция для записи, редактирования и сведения многодорожечного аудио, созданная для профессиональных музыкантов. Мультиканальная запись, полная поддержка

  • Saschart Panoscillator
    Saschart Panoscillator30 ноября 2016

    Плагин эффект панорамирования и расширения стерео сигнала. Особенности: Низкое потребление ресурсов. Синхронизация с хостом. Панорамирование звука вокруг. Стартовая позиция

  • Sanford Sound Design Cobalt
    Sanford Sound Design Cobalt27 ноября 2016

    Cobalt является программным синтезатором в формате VSTi, вдохновлённый цифровыми синтезаторами 1980-х годов. В начале 80-х годов, как цифровые технологии стали дешевле, многие

  • LVC-Audio T-Chain
    LVC-Audio T-Chain27 ноября 2016

    T-Chain представляет собой плагин универсальной полосы канала, предназначенный для использования в различных ситуациях. Он использует модульную конструкцию, так что пользователи

  • Moncasual Giada Loop Machine v0.13.1
    Moncasual Giada Loop Machine v0.13.123 ноября 2016

    Приложение, созданное как минималистский. Хардкорный аудио-инструмент для ди-джеев и тех, кто выступает вживую. Giada - это бесплатный аудио-инструмент для ди-джеев и тех,

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования