^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Реставрация фонограмм с аудиоленты. Часть 1. Выбор аппаратуры и подготовка кассет

Хочу предложить вашему вниманию серию статей на тему «Реставрация (ремастеринг) фонограмм с аудиоленты», где будет рассмотрен весь процесс переноса аудиоматериала с ленты (как кассетной, так и катушечной) на компакт-диск и улучшение его параметров, которые влияют на качество восприятия слушателем. В отличие от известных мне ресурсов по этой теме в Интернет, где, к сожалению, можно встретить лишь приемы работы с функцией «NOISE REDUCTION» программы Adobe Audition и программой Dart Pro, в приведенных статьях описываются все тонкости именно процесса записи и шагов восстановления, а не навыки работы в звуковых редакторах.

Для начала будет представлен материал о выборе аппаратуры, требованиях к компьютеру, подготовке кассет и т. д., а далее будут представлены статьи, касающиеся непосредственно работы в звуковых редакторах, где рассматриваются виды шумов, импульсных помех, их анализ, затем порядок операций восстановления, рассмотрена каждая операция в отдельности и многое другое. Я старался изложить материал кратко, понятно любому читателю, и без замысловатых технических терминов.

Выбор аудиоаппаратуры

С какими дилеммами приходиться сталкиваться при выборе аппаратуры для передачи аудиоматериала на компьютер? По идее, чем качественнее аппаратура, чем меньше вносит она искажений, тем неизменнее от оригинала будет перезаписываемый материал. Отсюда следует, что магнитофон должен иметь весьма высокие технические показатели. С другой стороны, качество исходной записи всегда оставляет желать лучшего и улучшить его звучания до качества компакт-диска невозможно. Простая логика: перегонять с кассеты альбом «Руки Вверх» никто не будет - его (на диске) можно купить на каждом углу, а вот старые, дорогие сердцу записи, например, записи песен, голосов родных или живые концерты артистов и групп, записанных с радио или ТВ, скажем, 80-х годов – да. И здесь есть послабление: во-первых, частотный диапазон таких записей составляет 100-2500 Гц, динамический – 25-15 дБ, во-вторых, вдобавок много шумов, щелчков и т. п. Поэтому искать дорогущие аппараты класса Hi-End не имеет смысла, а можно воспользоваться обычными домашними магнитофонами.

С бытовыми катушечными магнитофонами сложновато - сейчас их не выпускают. Зарубежные модели у нас я не встречал ни разу, и вряд ли они распространены. Поэтому выбираем среди отечественных. Большой плюс для нас – все они имеют линейный выход для соединения с другими устройствами. В соответствии со стандартом звуковоспроизводящие устройства подразделяются на группы сложности: нулевая (0), 1, 2, 3, 4-ая, причем 0-ая – самая сложная, 4-ая – самая простая. Из них магнитофоны 0-ой группы считаются профессиональными и причисляются к классу Hi-Fi. Ненамного уступает ей по параметрам и 1-ая группа. Причем обе эти группы по техническим параметрам звукового тракта превосходят многие сегодняшние ширпотребные модели кассетных магнитофонов, CD-проигрывателей, музыкальных центров зарубежных производителей. Группа сложности зашифрована в первой цифре паспортной маркировки магнитофона. Например, у меня это «Союз МК-110 С-1» - аппарат первой группы.

Магнитофон Союз МК-110 С-1
Рис 1. Магнитофон «Союз МК-110 С-1»

Поэтому выбор магнитофона 0 или 1-ой группы сложности будет идеальным решением; в крайнем случае - 2-ой, а вот с 3 и 4-ой связываться не стоит. Это я ещё не рассказываю про то, что со временем все характеристики магнитофонов ухудшаются – рассыхаются пассики и прижимные ролики, отсюда детонация (неравномерность движения ленты, проявляющаяся в «плавании» звука), высыхают электролитические конденсаторы, снижается их ёмкость (в основном это фильтры, отсюда изменение частоты сигналов, плохая фильтрация, появление помех), окисляются разъёмы и внутренние контакты - вот и появились дополнительные нелинейные искажения т. д.

Выбор кассетных магнитофонов широк – как отечественных, так и импортных. Из-за приведенных выше причин, а также по причине их постоянного совершенствования и выпуска фирмами ещё до недавнего времени, советую остановиться на последних. Но маркировки у каждой фирмы своя и вряд ли в ней имеется смысл. Ориентироваться можно по паспортным данным. Для сравнения ниже приведена таблица для отечественной техники «Нормы параметров магнитофонов» по ГОСТ 24863-87, взятая из книги Бродского М. А. «Бытовая радиоэлектронная аппаратура». Мн.:Полымя, 1994.

Наименование параметра Норма по группе сложности
0 1 2 3 4
Взвешенное значение детонации, %, не более 0,08 0,12 0,20 0,35 0,40
Полный эффективный частотный диапазон, Гц, не уже 25-20 000 31,5-18 000 40-14 000 63-10 000
Полное взвешенное отношение сигнал/шум, дБ, не менее 60 56 54 48 46
Коэффициент третьей гармоники, %, не более 1,5 2,5 3,5 5
Рассогласование амплитудно-частотных характеристик стереоканалов на линейном выходе в диапазоне частот от 250 до 6300 Гц, дБ, не более 2 3 4

Естественно, ориентироваться нужно по группам 0, 1 и 2. Несколько слов о фирмах-производителях. Выбирать технику нужно тех фирм, которые изначально производили аудиотехнику, у которых имеются патенты, собственные разработки в этой области. Это, например, Sony, Matsushita (Panasonic и Technics), Philips, Kenwood, JVC, Denon, NAD, Pioneer. Не советую относиться серьёзно в данном деле к фирмам, занимающим у нас в России места в акциях типа «Марка года», «Марка №1», «Народная марка». Характеристики у выпускаемой ими аудиопродукции весьма посредственные. Косвенные признаки приличной аппаратуры: чем больше по габаритам - тем лучше, колонки (если есть) - из дерева, наличие входов и выходов, да и в конце-концов, в форме корпуса - минимум очертаний интерьера межгалактических космолётов и прыгающих лампочек. Но в любом случае желательно поискать сравнительные тесты в Сети на специализированных сайтах.

О недостатках электропитания

Сетевое напряжение в наших домах далеко от значений, прописанных в стандартах. Кроме того, в последнее время в квартирах появляются много бытовых приборов, являющихся источником импульсных помех. Поэтому запись лучше всего проводить поздним вечером или ночью, когда напряжение более-менее стабильно.

Перед записью необходимо выключить все электроприборы, работающие от сети, которые могут создавать помехи. Самые большие помехи создают, например, холодильники, пылесосы, электромясорубки и т. п. приборы, у которых имеется электродвигатель. В момент пуска и останова они создают импульсы напряжения, заметные при прослушивании записи на слух и характерные волновые формы на графике. Также не может быть и речи о пользовании в квартире лампами дневного света и так называемыми энергосберегающими лампами - тоже источником больших помех, а только обычными лампами накаливания. Следует избегать включенной в сеть аппаратуры с импульсными блоками питания: телевизоры, DVD, т. к. при малейшей разбалансировке каскадов они тоже «загрязняют» сеть, поэтому их лучше выключить. И в тоже время, в процессе записи в квартире не должно включаться-выключаться любое электрооборудование, даже вышеупомянутые лампы накаливания.

Ни в коем случае не надейтесь полностью на сетевые фильтры - обычные сетевые фильтры непригодны для фильтрования таких помех. Идеальным было бы использование источника бесперебойного питания (ИБП) с двойным преобразованием: переменный ток - постоянный ток - переменный ток.

Но в любом случае, все компоненты, используемые при записи (магнитофон, микрофонный усилитель, микшер, компьютер) должны включаться в сеть через фильтр или ИБП.

Подготовка кассет и катушек

Наверняка все ваши ленты, перед тем как у вас назрело решении перегнать их на компакт-диск, давно не прокручивались и где-то лежали, покрытые пылью. И, конечно же, вы не выполняли рекомендации по хранению лент: хранить ленту в сухом помещении при температуре +10 - +20 0С и относительной влажности не более 60% и желательно в вертикальном положении, а один раз в 6 месяцев перематывать ленту. Но здесь небольшое отступление. Согласно классификации Международного Электротехнического Комитета (МЭК), все ленты шириной 3.81 мм (кассетные) делятся на четыре типа: I, II, III, IV. Причем ленты II, III, IV обладают повышенным качеством записи. Ленты I типа имеют рабочую поверхность из оксида железа (надпись на кассете: МЭК 1, Fe, Type 1, Normal Type, Normal Position Type 1, ?s=120), цвет ленты от светло-коричневого до бордово-коричневого (да простят меня читатели – цвета половой краски), II типа - из двуокиси хрома (МЭК 2, Cr, Type 2), цвет – тёмный, чёрный. Кассеты с лентой III и IV типов из-за малой распространенности и дороговизны встречаются редко. Основную же массу составляют кассеты первых двух типов, на которых и выполняют записи.

Поэтому при проигрывании ленты в первый раз после длительного хранения уже через 3-4 минуты воспроизводящая головка магнитофона покрывается белым налётом; при этом в звуке постепенно сначала пропадают высокие частоты, звуковая картина в целом, а далее звучание становится глухим, отдаленным. Естественно, о продолжении записи не может быть и речи. Магнитную головку надо чистить. Ещё одно отступление. По моим наблюдениям, вышесказанное в большей степени относится к лентам первого типа. С загрязнением головок лентами второго типа после хранения сталкиваться не приходилось.

Поэтому перед записью необходимо перемотать ленту в обе стороны по 5-6 раз, затем снова, но уже в режиме «Воспроизведение» перемотать в обе стороны по 2-3 раза, вынимая через каждые 3-4 минуты и очищая головки. При сильном налете интервал рекомендуется сократить. При этом процесс ещё контролируется и по слуху (я про высокие частоты, см. выше). И только когда при проигрывании целой стороны на головке не будет образовываться налета, можно приступать к записи.

То же самое относится и к лентам шириной 6.30 мм, т. е. катушечной. Она выпускается только одного типа, т. к. скорость движения ленты относительно магнитной головки там гораздо выше (или 19.05 см/мин или 9.53 см/с против 4.76 см/с) и это обеспечивает лучшее качество записи даже на обычную ленту.

Подготовка компьютера

Здесь я кратко расскажу о том, как подготовить компьютер к эффективной работе со звуковыми редакторами. Сразу условимся, что касаться системных настроек и глубоко залезать в дебри компьютера не будем. Для работы со звуком профессионалы рекомендуют не устанавливать ни одну программу, кроме той на которой будет производиться обработка, а если это возможно, даже операционную систему! Но мы пока всего лишь «любители» и в нашем случае это абсолютно безобидные и легко доступные манипуляции. Причем они необходимы не столько для работы со звуковыми редакторами, сколько с любыми программами, сильно загружающими процессор, оперативную память и винчестер.

Перед запуском звукового редактора, прежде всего, необходимо закрыть все окна и все приложения. «Посмотреть» запущенные приложения можно нажав CTRL+ALT+DELETE и выбрав «ПРИЛОЖЕНИЯ». Далее следует выгрузить все ненужные программы, загружаемые при старте системы и программы, запускаемые в т. н. свернутом режиме. Их иконки обычно торчат внизу экрана, на панели быстрого запуска, рядом с часами (типа проигрывателей, архиваторов и т.д.). Оставить можно микшер WINDOWS, программы мониторинга системы. Но самое главное - это остановить антивирус. Он постоянно будет вмешиваться в любые ваши действия, таким образом, замедляя работу. Естественно, отключается и файрвол.

Второй шаг - дефрагментация жесткого диска. Звуковые файлы имеют громадный объём и в процессе их обработки, многократных промежуточных сохранений, разделений и перезаписей моментально окрашивают полоску использования жесткого диска в красный цвет. Причём это желательно выполнять перед каждым новым проектом, а если проект большой, то и в процессе работы после предварительного сохранения файлов.

Вот, пожалуй, и всё. Можно подключать магнитофон к звуковой карте, запускать программу и начинать запись.

Я не рассказал, пожалуй, только о соединительных кабелях, но информация о выборе кабеля и распиновки разьёмов в предостаточном количестве содержится в Сети.

Мустафин А. М., 25.12.2007
CJCity.ru

Комментарии (4)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 19.02.2011 22:19 #

    Автор статьи - Сделаю предположение по Вашему случаю - что лента более "мягче" ограничивает различные перегрузки в силу своих свойств. Ну и про "завал" высоких частот тоже забывать не стоит!!!

  • Гость
    (Гость) 25.01.2011 01:29 #

    Jonss12354 - с компа сбрасывал музыку на мафон (стационар 1 класс) - с него вроде лучше звучат да же мп3 записи. Не так плоско бледно по динамикеи и противно. Но всё равно не то, не так как студийная запись кассеты. Это земля и небо. Особенно заметно по стерео панораме и динамике звучания, ну частоты не порезанны само собой. Хотя визуально по спектру должно быть совсем на оборот. Правда заметил что магнитофоны как то лучше и с УНЧ разными состыковываются в отличии от цифровой техники. ДВД и прочего добра. За исключением компьютерных УНЧ и колонок видимо специально преднозначенных для этого :) но с магнитофоном они ещё лучше звучат.

    наверное я не исправим :(

    А может просто есть разные по качеству звучания и цифровые системы, правда они по цене скорей всего мало кому доступны.


  • Гость
    (Гость) 25.01.2011 01:05 #

    Jonss12354 - Спасибо огромное застатью.

    Эх, а мне как вам будет ни странно, цифра почему то не нравится. Ну не переношу я её, и всё тут. Где бы ни слышал. Авто магнитолы тоже самое как то. Ну прям до тошноты не переношу. пользую до сих пор мафоны. :) А вот звучание радиостанций, не всех правда – с удовольствием воспринимаю. Даже на мафон записываю. Но ведь там же цифра!!! Парадокс?

    Правда, цифра пропущенная через многотысячные улучшайзеры (типа вещательный процессор и тп...) наверное.


  • Гость
    (Гость) 02.11.2009 19:33 #

    Вадим - А если попробовать скинуть на пленку композицию сделанную в Сонаре(т.е. полностью цифровую)на пленку или ,дай бог,винил,то станет ли звучание теплым по-вашему?Или цифра изначальна приговорена к "мылу"?

Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...