Профессия: музыкант
Как гласит одна старая поговорка, всегда остаётся шанс добиться желаемого, пока продолжаешь пробовать. Однако, не стоит забывать, что рано или поздно нужно будет придержать свои амбиции, чтобы в конце жизни не разочароваться в самом себе и окружающем тебя планктоне. За окном 2015 год - Москва переполнена загорелыми гостями из солнечной Азии и пустующими музыкальными клубами. Ещё 20 лет назад эти музыкальные «оазисы» можно было пересчитать по пальцам и каждый был до отказа забит паломниками. А со сцены можно было услышать что-то, от чего не возникало желания поскорее выйти на улицу и глотнуть свежего «тихого» воздуха ночного города. Сегодня, достигнув начала полового созревания и отрастив волосы чуть длиннее, чем «нравится маме», можно вылезать на сцену и демонстрировать свои "sex, drugs, rock'n'roll", вот только не стоит забывать, что теперь секс смертельно опасен, наркотики в формате аудио, а рок-н-ролл безнадёжно застрял в семидесятых. Перебесившись с выкрученным на "80%" gain'ом и болтающимся на уровне колен fender'ом, так и не состоявшийся rock'n'roll в очередной раз приказал долго жить.
Как ни крути - спрос рождает предложение. А что предложить поколению, воспитанному на одноклеточной музыке современной эстрады? В России слово Музыкант звучит скорее как состояние души, нежели профессия. В одном случае музыкант выступает в роли волонтера, в другом случае музыкант уже не музыкант, а бизнес проект. Всем известный квартет из Ливерпуля - успешное сочетание этих двух качеств. Их, на первый взгляд довольно простая, но честная, музыка смогла проникнуть в сердца и души многих неискушенных слушателей, а после и появиться в коллекциях самых закоренелых снобов. Другими словами ливерпульской четверке удалось сделать свой rock'n'roll мейнстримом, или проще говоря популярной музыкой, не поступившись своими принципами и оставшись честными перед аудиторией. Осуществив свою «революцию» в культурной жизни, они открыли путь всем, кому было чем поделиться. Их влияние пробилось даже сквозь железные ворота Союза, который, вскоре дав трещину, выпустил поколение поэтов-самоучек, аккомпанирующих своим ямбам на гитаре. Вот, только претензия на rock'n'roll в России так и осталась претензией, которая впоследствии стала брендом с названием «русский рок». Но время идет, мир вошёл в новое тысячелетие, и наши герои уже ходят с палочкой, а вместе с ними и их фанаты. А те, кто когда-то упорно пытались прогнуть мир под себя, давно уже прогнулись под него сами, или же, осознав бесполезность своих трудов, просто вышли в окно, не успев опошлить себя и закрепив образ героев в сознании других.
Разница между рок гитаристом и джазовым в том, что первый играет три аккорда перед тысячной аудиторией, а второй - тысячу аккордов перед тремя людьми. В эпоху, когда чтение книг воспринимается чуть ли ни как дурной тон, а живое общение сменилось обменом двоичным кодом, потребность в интеллектуальной музыке исчезла, а на смену «замороченным старпёрам» пришли более понятные и простые.
Прикрывшись гордыми словами alternative и independent они размножились со скоростью кроликов, тем самым изменив смысл этих слов на прямо противоположный, и опопсели, подписав со студиями звукозаписи контракты, вынуждающие штамповать по несколько альбомов в год.
Современный человек довольствуется ритмичной пульсацией электронных битов и чувствует себя вполне удовлетворённым. Но без истории не может быть будущего. Далеко не многие в наши дни знают что такое консерватория, и ещё меньшее количество людей в ней бывало.
Музыкальное образование учит тому, чего так не хватает современному человеку - не только слышать, но и понимать - слушать музыку. Каким бы талантливым и способным ни был музыкант, сколько бы времени он не тратил на сочинение своих композиций, ему никогда не удастся написать ничего стоящего внимания слушателя, если за свою жизнь он ни разу не обратился к произведениям, вошедших в историю первооткрывателей этого искусства - композиторов 18, 19 и 20-х веков.
Что движет людьми, связавшими себя с этой неоднозначной профессией - музыкант? 2 года подготовки, 7 лет музыкальной школы, 4 года училища, 5 лет высшего образования, а после ещё и аспирантура 3-4 года. 20 лет - пожалуй самое длинное образование. 20 лет игры на нервах у соседей, семьи и в конце концов у себя самого. Не зря музыканты - самая курящая специальность. А всё ради чего? Ведь большинство из них в конце ждет яма... Оркестровая. И ещё повезёт, если оркестр окажется симфоническим, а не деревенским, у которого и ямы-то своей нет. Но мест в оркестре всем всё равно не хватит и многие становятся преподавателями, которые выращивают следующее поколение преподавателей, а те следующее, и так до бесконечности. Так называемый Круговорот преподавателей в искусстве. И среди сотни лишь один-два музыканта получают возможность заниматься тем, ради чего они истратили свои 20 лет жизни, пробившись через консерватизм и снобизм заматеревших и вросших в свои потёртые кресла профессоров консерватории, которые последнее время только и делают, что завидуют своим коллегам, уехавшим за границу, где стоимость их услуг доходит до сотни евро в час, в то время как у нас среднюю заработную плату учителя музыки можно сопоставить с заработком оператора call-центра. Да кому это всё нужно! - скажет менеджер среднего звена с «философским» складом ума, обложившись заказными custom shop'ами конца прошлого столетия. Четыре колеса возят тело, а два - душу, и ваши консерваторские заморочки только отвлекают вас от музыки. Как говорится, играть блюз вас научит сама жизнь. Доля правды в этом есть - узколобому человеку не прочувствовать душу музыки, как японцу никогда не сыграть Рахманинова, однако, когда философские разговоры перерастают в дело, то без профессионала в этой области не обойтись. И наши философы среднего звена с богатым жизненным опытом покорно идут за помощью к «музыкантам-заучкам».
Эпоха rock'n'roll'а прошла и теперь её отголоски можно иногда наблюдать на сценах тесных прокуренных подвалов. Но это всего лишь отголоски, доживающие свои деньки, которые вскоре предадутся забвению. Хотя, кто знает, и если история и вправду развивается по спирали, быть может впереди нас ждут новые культурные революции, которые вновь вдохнут жизнь в почти покинувшую нас культуру, как когда-то это сделала ливерпульская четверка.
Владимир Чупрыгин, 28.06.2015
www.chuprygin.com
Чему действительно учит музыкальное образование - нет, каких-то определённых жанров, есть только музыкальная теория/гармония и её определённое использование. Раньше слушал рок и считал, что все остальные жанры дерьмо (потом то дошло, что это рок дерьмо:D, шучу). Сейчас восприятие очень сильно поменялось. Размылись музыкальные рамки что-ли. Видимо современная культура очень сильно влияет на восприятие. Слушать классику немного скучновато, но стоит подмешать к эпическому соло валторн немного Дабстепа или рёв примоченной гитары, как музыка начинает пестрить совершенно иными красками, чем я мог, когда-то представить.
"Разница между рок гитаристом и джазовым в том, что первый играет три аккорда перед тысячной аудиторией, а второй - тысячу аккордов перед тремя людьми". Надолго запомню эту фразу. Классика немного нудновата, хотя там действительно есть чему поучиться. Проблема в том, что в современных музыкальных заведениях учат не музыке, а исполнительству (сам сейчас учусь в муз колледже). Исключение разве, что эстрада, где ребята лабают джазовую импровизу, и теоретики, где музыка изучается очень глубоко, так сказать "от корки до корки",и есть такой предмет, как - "музыкальная композиция". В итоге: люди, которые 20 лет проучились не умеют и не хотят работать в Cubase/фруктахЪ/Аблетоне и в других DAW, тогда, как в современном мире ценится не техничность и замороченность, а качество самого саунда. Если вы читаете квадратный Хип-хап под биток с тремя аккордами, но этот биток отлично сведён и всё достойно записано, то у вас будет намного больше фанатов, чем у того мужика, который закончил консу и играет похлеще Шопена. Помню мне было лет 9 (жил тогда ещё в деревне) приезжал композитор - пианист с высшим образованием и кучей своих произведений. Играл почти в пустом зале (всего было человек от силы 10-12).
хорошо и всё правильно. Наша культура видна на фед. ТВ каналах - диско, ум-ца-ум-ца и шансон. Вот наша музыка! Многие воспринимают это , как эталон. В машине по радио - тоже самое. Многие это воспринимают, как своё, типа, "а чё, всё ж понятно и на русском...". Но ведь это просто навязано, они зомбированы шлаком! Идёт подмена личного на общественное. В основном недоученные и невежественные люди эту музыку воспринимают, как свою. А что вы хотите? После такого сумасшедшего потока сладкой блевотины из ящиков и радио как можно уцелеть от программирования мозга??? Одни и те же "звёзды" и "короли эстрады" уж почти 20 лет. Талантливым - только в Москву, но ваще не вариант - своих полно уже на нагретых местах)) За периметром столицы и области - ваще ж..па! Даже в больших городах на конкурсах как сидели в жюри местные именитые пенсионеры, так и сидят, ничего не воспринимая, кроме народного и немного джаза, типа "шуба-ду-бай..." и "ша-ла-лу-ла". Эта старая гвардия тоже сильно тормозит прогресс в музыке. Да, и здесь они завидуют молодым, красивым и способным. Их просто рубят, не давая заслуженных оценок! Со стороны талантливых артистов иногда больше на конкурсах, чем тех, которые прямо по месту и обучаются и все знают, у каких преподов. Чужие и неизвестные таланты почти нигде и никогда не побеждают. Факт! Профессия Музыкант - ваще неизвестное чудо, сейчас уже ничего не зарабатывающее! Да, мы многие оч. своеобразные, с разной придурью, но у нас в голове постоянно играет музыка и это нас поддерживает "на плаву" . Нам хочется жить, играть и отдавать что-то хорошее, своё людям пусть даже не со сцены... Но когда ты - НЕФОРМАТ, шансов -\0\. Сейчас "неформат" - это только другой, отличный, чем в ящике и радио. Моды в музыке у нас с таким подходом нет и не будет, пока старая гвардия рулит.
Отличная статья, хоть и маленькая. В мире Музыки действительно- капитальный застой, и именно об этом Автор и сказал, от души, видать наболело. И я с ним полностью согласен.