^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Профессия: музыкант

Как гласит одна старая поговорка, всегда остаётся шанс добиться желаемого, пока продолжаешь пробовать. Однако, не стоит забывать, что рано или поздно нужно будет придержать свои амбиции, чтобы в конце жизни не разочароваться в самом себе и окружающем тебя планктоне. За окном 2015 год - Москва переполнена загорелыми гостями из солнечной Азии и пустующими музыкальными клубами. Ещё 20 лет назад эти музыкальные «оазисы» можно было пересчитать по пальцам и каждый был до отказа забит паломниками. А со сцены можно было услышать что-то, от чего не возникало желания поскорее выйти на улицу и глотнуть свежего «тихого» воздуха ночного города. Сегодня, достигнув начала полового созревания и отрастив волосы чуть длиннее, чем «нравится маме», можно вылезать на сцену и демонстрировать свои "sex, drugs, rock'n'roll", вот только не стоит забывать, что теперь секс смертельно опасен, наркотики в формате аудио, а рок-н-ролл безнадёжно застрял в семидесятых. Перебесившись с выкрученным на "80%" gain'ом и болтающимся на уровне колен fender'ом, так и не состоявшийся rock'n'roll в очередной раз приказал долго жить.
квартет из Ливерпуля
Как ни крути - спрос рождает предложение. А что предложить поколению, воспитанному на одноклеточной музыке современной эстрады? В России слово Музыкант звучит скорее как состояние души, нежели профессия. В одном случае музыкант выступает в роли волонтера, в другом случае музыкант уже не музыкант, а бизнес проект. Всем известный квартет из Ливерпуля - успешное сочетание этих двух качеств. Их, на первый взгляд довольно простая, но честная, музыка смогла проникнуть в сердца и души многих неискушенных слушателей, а после и появиться в коллекциях самых закоренелых снобов. Другими словами ливерпульской четверке удалось сделать свой rock'n'roll мейнстримом, или проще говоря популярной музыкой, не поступившись своими принципами и оставшись честными перед аудиторией. Осуществив свою «революцию» в культурной жизни, они открыли путь всем, кому было чем поделиться. Их влияние пробилось даже сквозь железные ворота Союза, который, вскоре дав трещину, выпустил поколение поэтов-самоучек, аккомпанирующих своим ямбам на гитаре. Вот, только претензия на rock'n'roll в России так и осталась претензией, которая впоследствии стала брендом с названием «русский рок». Но время идет, мир вошёл в новое тысячелетие, и наши герои уже ходят с палочкой, а вместе с ними и их фанаты. А те, кто когда-то упорно пытались прогнуть мир под себя, давно уже прогнулись под него сами, или же, осознав бесполезность своих трудов, просто вышли в окно, не успев опошлить себя и закрепив образ героев в сознании других.

Разница между рок гитаристом и джазовым в том, что первый играет три аккорда перед тысячной аудиторией, а второй - тысячу аккордов перед тремя людьми. В эпоху, когда чтение книг воспринимается чуть ли ни как дурной тон, а живое общение сменилось обменом двоичным кодом, потребность в интеллектуальной музыке исчезла, а на смену «замороченным старпёрам» пришли более понятные и простые.

Прикрывшись гордыми словами alternative и independent они размножились со скоростью кроликов, тем самым изменив смысл этих слов на прямо противоположный, и опопсели, подписав со студиями звукозаписи контракты, вынуждающие штамповать по несколько альбомов в год.

Современный человек довольствуется ритмичной пульсацией электронных битов и чувствует себя вполне удовлетворённым. Но без истории не может быть будущего. Далеко не многие в наши дни знают что такое консерватория, и ещё меньшее количество людей в ней бывало.

Музыкальное образование учит тому, чего так не хватает современному человеку - не только слышать, но и понимать - слушать музыку. Каким бы талантливым и способным ни был музыкант, сколько бы времени он не тратил на сочинение своих композиций, ему никогда не удастся написать ничего стоящего внимания слушателя, если за свою жизнь он ни разу не обратился к произведениям, вошедших в историю первооткрывателей этого искусства - композиторов 18, 19 и 20-х веков.
композиторы прошлого
Что движет людьми, связавшими себя с этой неоднозначной профессией - музыкант? 2 года подготовки, 7 лет музыкальной школы, 4 года училища, 5 лет высшего образования, а после ещё и аспирантура 3-4 года. 20 лет - пожалуй самое длинное образование. 20 лет игры на нервах у соседей, семьи и в конце концов у себя самого. Не зря музыканты - самая курящая специальность. А всё ради чего? Ведь большинство из них в конце ждет яма... Оркестровая. И ещё повезёт, если оркестр окажется симфоническим, а не деревенским, у которого и ямы-то своей нет. Но мест в оркестре всем всё равно не хватит и многие становятся преподавателями, которые выращивают следующее поколение преподавателей, а те следующее, и так до бесконечности. Так называемый Круговорот преподавателей в искусстве. И среди сотни лишь один-два музыканта получают возможность заниматься тем, ради чего они истратили свои 20 лет жизни, пробившись через консерватизм и снобизм заматеревших и вросших в свои потёртые кресла профессоров консерватории, которые последнее время только и делают, что завидуют своим коллегам, уехавшим за границу, где стоимость их услуг доходит до сотни евро в час, в то время как у нас среднюю заработную плату учителя музыки можно сопоставить с заработком оператора call-центра. Да кому это всё нужно! - скажет менеджер среднего звена с «философским» складом ума, обложившись заказными custom shop'ами конца прошлого столетия. Четыре колеса возят тело, а два - душу, и ваши консерваторские заморочки только отвлекают вас от музыки. Как говорится, играть блюз вас научит сама жизнь. Доля правды в этом есть - узколобому человеку не прочувствовать душу музыки, как японцу никогда не сыграть Рахманинова, однако, когда философские разговоры перерастают в дело, то без профессионала в этой области не обойтись. И наши философы среднего звена с богатым жизненным опытом покорно идут за помощью к «музыкантам-заучкам».

Эпоха rock'n'roll'а прошла и теперь её отголоски можно иногда наблюдать на сценах тесных прокуренных подвалов. Но это всего лишь отголоски, доживающие свои деньки, которые вскоре предадутся забвению. Хотя, кто знает, и если история и вправду развивается по спирали, быть может впереди нас ждут новые культурные революции, которые вновь вдохнут жизнь в почти покинувшую нас культуру, как когда-то это сделала ливерпульская четверка.

Владимир Чупрыгин, 28.06.2015
www.chuprygin.com

Обратите внимание:

Уличные музыканты

Комментарии (4)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Cazar25
    Cazar25 03.01.2016 12:27 #

    Чему действительно учит музыкальное образование - нет, каких-то определённых жанров, есть только музыкальная теория/гармония и её определённое использование. Раньше слушал рок и считал, что все остальные жанры дерьмо (потом то дошло, что это рок дерьмо:D, шучу). Сейчас восприятие очень сильно поменялось. Размылись музыкальные рамки что-ли. Видимо современная культура очень сильно влияет на восприятие. Слушать классику немного скучновато, но стоит подмешать к эпическому соло валторн немного Дабстепа или рёв примоченной гитары, как музыка начинает пестрить совершенно иными красками, чем я мог, когда-то представить.

  • Cazar25
    Cazar25 03.01.2016 12:08 #

    "Разница между рок гитаристом и джазовым в том, что первый играет три аккорда перед тысячной аудиторией, а второй - тысячу аккордов перед тремя людьми". Надолго запомню эту фразу. Классика немного нудновата, хотя там действительно есть чему поучиться. Проблема в том, что в современных музыкальных заведениях учат не музыке, а исполнительству (сам сейчас учусь в муз колледже). Исключение разве, что эстрада, где ребята лабают джазовую импровизу, и теоретики, где музыка изучается очень глубоко, так сказать "от корки до корки",и есть такой предмет, как - "музыкальная композиция". В итоге: люди, которые 20 лет проучились не умеют и не хотят работать в Cubase/фруктахЪ/Аблетоне и в других DAW, тогда, как в современном мире ценится не техничность и замороченность, а качество самого саунда. Если вы читаете квадратный Хип-хап под биток с тремя аккордами, но этот биток отлично сведён и всё достойно записано, то у вас будет намного больше фанатов, чем у того мужика, который закончил консу и играет похлеще Шопена. Помню мне было лет 9 (жил тогда ещё в деревне) приезжал композитор - пианист с высшим образованием и кучей своих произведений. Играл почти в пустом зале (всего было человек от силы 10-12).

  • Synthetic Man
    Synthetic Man 28.11.2015 09:40 #

    хорошо и всё правильно. Наша культура видна на фед. ТВ каналах - диско, ум-ца-ум-ца и шансон. Вот наша музыка! Многие воспринимают это , как эталон. В машине по радио - тоже самое. Многие это воспринимают, как своё, типа, "а чё, всё ж понятно и на русском...". Но ведь это просто навязано, они зомбированы шлаком! Идёт подмена личного на общественное. В основном недоученные и невежественные люди эту музыку воспринимают, как свою. А что вы хотите? После такого сумасшедшего потока сладкой блевотины из ящиков и радио как можно уцелеть от программирования мозга??? Одни и те же "звёзды" и "короли эстрады" уж почти 20 лет. Талантливым - только в Москву, но ваще не вариант - своих полно уже на нагретых местах)) За периметром столицы и области - ваще ж..па! Даже в больших городах на конкурсах как сидели в жюри местные именитые пенсионеры, так и сидят, ничего не воспринимая, кроме народного и немного джаза, типа "шуба-ду-бай..." и "ша-ла-лу-ла". Эта старая гвардия тоже сильно тормозит прогресс в музыке. Да, и здесь они завидуют молодым, красивым и способным. Их просто рубят, не давая заслуженных оценок! Со стороны талантливых артистов иногда больше на конкурсах, чем тех, которые прямо по месту и обучаются и все знают, у каких преподов. Чужие и неизвестные таланты почти нигде и никогда не побеждают. Факт! Профессия Музыкант - ваще неизвестное чудо, сейчас уже ничего не зарабатывающее! Да, мы многие оч. своеобразные, с разной придурью, но у нас в голове постоянно играет музыка и это нас поддерживает "на плаву" . Нам хочется жить, играть и отдавать что-то хорошее, своё людям пусть даже не со сцены... Но когда ты - НЕФОРМАТ, шансов -\0\. Сейчас "неформат" - это только другой, отличный, чем в ящике и радио. Моды в музыке у нас с таким подходом нет и не будет, пока старая гвардия рулит.

  • StaniSlav
    StaniSlav 26.07.2015 12:14 #

    Отличная статья, хоть и маленькая. В мире Музыки действительно- капитальный застой, и именно об этом Автор и сказал, от души, видать наболело. И я с ним полностью согласен.

Пополнения софта для Windows

  • Thomas Mundt LoudMax v1.25
    Thomas Mundt LoudMax v1.2514 ноября 2018

      Лимитер с автоматическим выравниванием уровня громкости.Максимальная громкость регулируется слайдером "Drive". Максимальная громкость звука на выходе - слайдером "Output".

  • Tritik Krush v1.1.2
    Tritik Krush v1.1.228 октября 2018

    Krush является выразительным, ярким понизителем битности и даже немного больше.Krush сочетает в себе «хрустящий» привкус цифрового звучания с «теплом»

  • TX16Wx Software Sampler v3.0.4
    TX16Wx Software Sampler v3.0.425 октября 2018

    TX16Wx - бесплатный семплер с набором профессиональных инструментов и с простым дружелюбным графическим интерфейсом. Данный семплер, по словам разработчиков - некий симбиоз

  • Devil Soundz Devil Reverb v1.7.2
    Devil Soundz Devil Reverb v1.7.225 октября 2018

    Эффект реверберации. Особенности: Один регулятор реверберации для добавления реверберации. Один регулятор ширины для добавления ширины стерео к реверберации. Один НЧ регулятор

  • ocenaudio v3.5.1
    ocenaudio v3.5.106 октября 2018

    Кросс-платформенный, простой в использовании, быстрый и функциональный аудио-редактор. Это идеальное программное обеспечение для людей, которые нуждаются редактировании и

Новости музыкального софта

  • Krotos Audio Reformer Pro
    Krotos Audio обещают скачок в будущее с их Reformer Pro 13 июня, 2018

    Krotos Audio представили Reformer Pro, новый плагин для звукового дизайна, который позволяет вам автоматизировать и «манипулировать»...

  • VST-синтезатор Rob Papen Go2
    Новый VST-синтезатор Go2 от Rob Papen 12 июня, 2018

    Как и следовало ожидать, в новом продукте от Rob Papen упор сделан на упрощение использования. Все элементы управления и функции доступны на...

  • Antares Auto-Tune Pro
    Antares выпускают переработанный Auto-Tune Pro 11 июня, 2018

    Существует много плагинов для корректировки высоты тона, но Auto-Tune остаётся безусловно самым известным. Он перевернул мир производства музыки....

  • Acid Pro 8
    Встречаем обновлённый Acid Pro 8 03 июня, 2018

    Прошло уже почти десять лет с момента последнего крупного обновления Acid, довольно известной и популярной в свое время рабочей станции. Теперь...

  • HumBeatz на iOS и Android
    HumBeatz выходит на iOS и Android 29 мая, 2018

    AmpTrack Technologies выпустили в прошлом году веб-приложение HumBeatz, которое теперь портировано на iOS и Android. Вы можете насвистывать,...

Новости музыкального оборудования