^ Вверх
Статьи / Софт

Reaktor, или новые мощности

Эта статья посвящена продвинутым фичам программы. Вас интересуют эмуляции популярных электромузыкальных инструментов 60-х и 80-х? Вы хотите собрать коллекцию самых странных в округе звуковых девайсов, чтобы денег отдать поменьше, а ремонтировать их пореже? Тогда читайте дальше.

Сколько раз электронные музыканты получали очередное обещание на тему: "С помощью нашей новой клавиши (программы, рабочей станции) вы сможете создавать любую музыку. Ваш старый электроорган (цифровой синтезатор, самограйку) пора переставить на чердак или отдать младшим школьникам. Если возьмут, конечно…"

Спасибо, мы уже наслушались. И новомодную самограйку с целыми четырьмя метрами памяти уже пощупали. И звуковой модуль с зашитым рядом самплов древних заслуженных клавиш, давно заюзанных несколькими тысячами артистов «зарубежной эстрады», нам тоже знаком. И рабочей станцией, заменяющей целый оркестр, нас не удивишь — оркестры почему-то до сих пор играют, и оркестранты зачем-то продолжают ходить на репетиции :-). Поэтому давайте сразу забудем о призыве «играть все». Перейдем к более конкретным возможностям и ограничениям.

В помощь радиолюбителю

Младшему поколению наших читателей здесь, вероятно, нужны разъяснения. Давным-давно, когда еще не было персональных компов, а схема на десяти транзисторах занимала коробку размером с трехдюймовый флоп, находились маньяки, собиравшие эти самые схемы в домашних условиях. И даже вносившие в них усовершенствования. Я лично знаком с человеком, собравшим таким образом настоящий транзисторный орган со встроенной ритм-машинкой. А как быть парням, которые хотят повторить его подвиг, но слабо представляют, с какого конца взяться за паяльник? И при этом хотят, чтобы индивидуально собранная клавиша была готова в обозримом будущем? У них тоже есть шанс. Однако нужно как минимум представлять себе, как выглядит блок-схема…

У нас уже есть генераторы, фильтры, усилители, логические элементы. Их «спаяли» разработчики, позаботившись об экономии юзерских умственных усилий.

В Reaktor’е эти элементы схемы называются модулями. Модулей очень много, и каждый по-своему полезен в хозяйстве. Нас интересуют только способы их соединения. Конечно, есть ряд нюансов, теряющихся при таком подходе. Но если сильно заморочиться, можно эмулировать многие современные профессиональные инструменты. Об исключениях — разговор отдельный. И полумертвые аналоговые синтезаторы тоже можно эмулировать. В отличие от настоящих полупокойников, степень их «убитости» будет зависеть в основном от желания и образованности пользователя.

Коротко рассмотрим основные группы модулей. Входим в меню Insert. Здесь мы находим Panel (регуляторы и устройства индикации), MIDI (входы, выходы, контроллеры), Constant (постоянная). -,+,,\ — группа простых логических операций, отдельно для звукового и управляющего сигнала. Еще мы найдем здесь Event Processing, включающую в себя различные прелести булевой алгебры, а также совершенно другого свойства функции. Кстати, входы и выходы модулей тоже делятся на предназначенные для звуковых и управляющих сигналов — соответственно, на «быстрые» и «медленные». Что слегка сдерживает юзерские фантазии по части составления блок-схем.

Oscillators. От простой синусоиды, пилы и меандра до таблицы волновых форм со множеством управляющих входов. В промежутке — самое интересное. Например, биполярные импульсы с синхронизацией и модуляцией ширины. Или Geiger — генератор импульсов со случайным интервалом. Ну кто же без счетчика гейгера на реактор полезет? Я пару раз сбивался со счета и в конце концов насчитал 42 типа генератора. Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы прослушать их все? Плюс восемь устройств для воспроизведения самплов, включая безумный GrainCloud. А еще — фильтры, генераторы огибающей, петлевые секвенсоры (из них делают ритм-машинки и грув-боксы).

На мой взгляд, сама концепция «модулей», из которых часть генерирует сигнал, часть коммутирует и обрабатывает, а часть служит для ввода одной цифры или просто украшения десктопа, слегка хромает. Такая классификация мало способствует удобству работы и может быть отнесена к одному из недостатков программы. Однако к ней постепенно можно привыкнуть. Вряд ли разработчик звукового софта, претендующего на универсальность, может угодить вкусам каждого юзера — потому-то ряд устройств включен в программу по принципу «чтоб мало не показалось». Зато какое разнообразие!

Модули пишут только разработчики. А вот следующий уровень — макрос (.mdl) — открыт для юзеров. Макрос состоит из нескольких модулей с прилагающимися регуляторами. Например, часто встречающиеся в синтезаторной технике сочетания генератора волновой формы (усилителя, фильтра) с генератором огибающей. Или наборы генераторов волновых форм.

Кроме окна Panel (ползунки, кнопки, индикаторы, как на железном инструменте), можно открыть страшное Structure, где показаны соединения модулей с их свойствами и куда желательно приучиться заглядывать. Здесь же происходит основное редактирование, я бы назвал его сборкой и наладкой, а в «панели» только появляются и исчезают новые регуляторы.

Уголок Маньяка

Если вы хорошо знаете физику, то объяснять, что такое компаратор или триггер будет лишним. Если не знаете, но хотите разобраться — прочтите инфу к модулю на всплывающей подсказке, либо щелкнув левой кнопкой на Properties. Затем — подумайте, как эту штуку можно использовать в схеме. И используйте на здоровье. А если вы и дальше собираетесь путать триггер с клиппером, шкипером и вокменом — вы залезли в чужой уголок. В любом случае:

Выход из Уголка Маньяка

Уровень более высокий — инструмент (.ism). Читатель может подумать, что инструменты состоят из макросов. В ряде случаев так оно и есть. Однако к макросам можно, а иногда даже нужно добавлять какое-то количество дополнительных модулей. Среди «библиотечных» инструментов есть эмуляторы старых моделей Oberheim, Korg, Moog, Roland, Prophet. Конечно, отличия от звучания оригинала иногда заметны, но здесь очень многое зависит и от конфигурации вашей машины, и от конверторов звуковушки.

Также звучание зависит от максимальной полифонии (количества одновременно звучащих нот), отведенных под инструмент. Напомню, что для саксофона этот параметр равняется единице, для бас-гитары — четырем. Поэтому и для синтезатора больше нот — не всегда лучше. Даже если забыть об угрозе зависания машины, партия рискует потеряться среди затуханий и отражений. Особого внимания заслуживают одноголосый и двухголосый режимы; для ряда партий бывает полезно установить полифонию 3 или 4 ноты.

Количество пресетов каждого инструмента (здесь они называются Snapshots) составляет 2048, т.е. 16 банков по 128. Для самых ленивых есть генерация случайного пресета, а для особо стремящихся к совершенству — морфинг (плавный переход между пресетами).

И почти последний уровень — ансамбль (.ens). Он объединяет инструменты, исполняющие композицию. Наличие одного открытого файла .ens является обязательным. Чтобы открытый в ансамбле инструмент зазвучал, подключите его к линейному выходу модуля Audio Out.

Почему этот уровень «почти» поледний? Потому что ансамбль Reaktor’а может играть вместе с другими виртуальными синтезаторами, подключившись к секвенсору по протоколу VSTi (Steinberg Cubase, Emagic Logic) или DXi (Twelve Tone Systems Sonar). Главное, чтобы хватило вычислительной мощности процессора.

Укороченная и относительно дешевая Reaktor Session — проигрыватель файлов .ens. Версия, ориентированная на пользователей, не обремененных желанием глубоко зарываться в блок-схемы и способы синтеза звука. Здесь доступны только собранные «ансамбли», но функции подгрузки пользовательских самплов и редактирования пресета методом кручения ручек сохранены.

В помощь коллекционеру

Зачем искать в закромах старый Roland или Korg? Ладно бы еще нашли старшую модель, «флагмана» фирменного саунда, а то ведь обычно приходится мириться со слегка урезанной и слегка подпорченной насекомыми. С такой только пыль вытирать — закашляешься. Лучше сгенерите сходный тембр в компе. При наличии MIDI-клавы разницу между двумя основательно размазанными в саунде «фонящими клавишами» заметите разве что вы сами. Кто из клавишников не слышал просьбы: «Сыграй, чтобы это было похоже на шум ветра». Нате. Генератор шума — одна эштэ, генератор низкой частоты (LFO) — тоже одна эштэ. Для сомневающихся — добавляем фейзер. А лучше заведем фанеру с настоящим шумом ветра. Целый компакт. Пусть машина работает, она силиконовая, а я пока что схожу прогуляться. И за шо эти поп-рокеры такие влюбленные в свой Juno-106 и Poly-800? Вероятно, за то же самое пожилые рейверы любят свой ТВ-303. Крайняя простота и прямолинейность в работе плюс крайняя узнаваемость в саунде.

Свою коллекцию можно пополнить на сайте Native Instruments. Здесь находится больше 1200 «ансамблей»! Конечно, то, что выкладывают на сайт пользователи, не всегда дотягивает даже до среднего уровня. Но есть и весьма интересные виртуальные инструменты. Лучшие из них доводятся до ума профессионалами и включаются в следующий комплект поставки. И — еще один малоприятный нюанс. Бесплатные инструменты раздают только зарегистрированным пользователям. Да и демка программы пока что раздается только в версии 3.05. Т.е. слово «шара» использовать в качестве ключевого не рекомендуется. Основательно полазив в поисковиках, я нашел пару сайтов, где выложены дополнительные инструменты. В основном эти сайты ламерские, но есть и один весьма серьезный.

http://www.dashsynthesis.com/ — группа независимых программеров, создающих инструметы для Reaktor и другой софтины с отчасти похожей модульной идеологией — SynC. Средняя цена виртуального дивайса составляет 10 убитых енотов (представьте, на них находятся покупатели), но часть раздается бесплатно. Впрочем, чтобы заняться аналогичным бизнесом, нужно обладать хотя бы одной полной версией программы. А будучи командой продвинутых программистов, можно заморочиться писать музыкальную программу из открытых исходников.

Гонка вооружений продолжается

Комп у вас, вероятно, уже есть. И скорее всего, Reaktor покажет вам свой умеренно дружественный интерфейс. Для стабильной работы программы понадобится PIII-500 (лучше РIII-700 и выше), 128, а лучше 256 Мб оперативки и что-нибудь из «винды» начиная с 98 SE. Выполнение «камнем» инструкций SSE обязательно. C Athlon XP софтина работает нормально, а под P-IV пока не оптимизировалась, что, может быть, и к лучшему. Желательно также иметь звуковую карту с драйверами ASIO 2.0 или WDM, но в крайнем случае (поюзать демку) сойдет MME или Direct Sound.

Кстати, под МасOS 9.x c процессором G3 500 и выше Reaktor тоже бегает благополучно. MacOS X поддерживается начиная с версии 10.2. Поставка маковской и виндовой версии осуществляется на одном диске. Профи могут попробовать, на какой из платформ программа ведет себя лучше. И сообщить нам результаты.

Вывод Побывавшего на Reaktor’e

Программа предназначена для музыки самых разных жанров — от эмуляции домашними средствами рейв-культуры начала 90-х до более современных танцев. От смелых экспериментов авангардистов до сдержанного применения в рок- и поп-музыке. От старой доброй транзисторной «йоники» из школьного клуба до запредельно-крышеедного wavetable и гранулярного синтеза.

Если у вас хватит терпения разобраться с навороченными функциями редактирования макросов и создания инструментов, уникальность вашего саунда гарантируется. Полная версия Reaktor действительно успешно «заменяет» и «эмулирует». А в умелых руках она позволяет записывать уникальные треки, при прочих равных условиях требующие целой стены звуковых модулей.

Виктор В. Пушкар, 05.07.2003
mycomp.com.ua

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, .

Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...