Комплектация низкобюджетных студий звукозаписи на базе РС
Мы будем говорить о малом бюджете и профессиональном звуке. Возможно ли такое сочетание? Сейчас можно ответить "да" и определенно назвать именно то, что нужно простому пользователю, решившему производить качественные демо профессионального уровня в домашних условиях. Здесь я несколько утрирую ситуацию, поскольку очень многое из того, что ротируется по местному ТВ и радио, сделано именно в низкобюджетных студиях. И, в принципе, представители оных выполняют достаточно большой процент заказов из общей массы, хотя нельзя утверждать о том, что они отбирают много денег у дорогих студий.
В большинстве случаев низкобюджетных вариантов мы сталкиваемся с понятием project-studio, в рамках которой звукорежиссер или музыкант собирает технику и софт под себя. Это таит в себе достаточно много подводных камней, поскольку все упирается в окружающее человека информационное поле. Например, очень часто встречается ошибка с выбором софта. Человеку сегодня могут порекомендовать Emagic Logic Audio, хотя известно, что производство этого программного продукта в РС-версии закрыто в сентябре. Таким образом, ни апгрейда, ни новых интересных решений. В том варианте, в котором эта программа существует сейчас, можно сказать, что ее хватит на два года — не больше. Технологии не стоят на месте. То же можно сказать и о hardware. Например, Korg OASYS, несмотря на все прелести открытой архитектуры синтеза, постепенно отходит в небытие, поскольку 24/48 — не тот уровень качества, который нужен при производстве современной музыки, и DSP у OASYS постоянно перегружается. То есть, то, что заявлено в рекламе, не выполняется должным образом. Сегодня мы подумаем о комплектации домашней студии профессионала. Итак, давайте рассмотрим, на что из аудио-hardware можно обратить внимание низкобюджетникам. Hoontech ST Audio Достаточно привлекательно сейчас для подобных студий выглядит линейка Hoontech ST Audio. Пользователям предложены варианты звуковых интерфейсов с профессиональными характеристиками 24/96 в ценовом диапазоне примерно от 140 до 3000 у.е. (полный комплект 40 I/O 24/96 с рэковыми модулями и различными устройствами, цифровой связью AES/EBU и S/PDIF). Давайте рассмотрим эти устройства немного поближе. DSP24 Value Спецификация:
— 2 входа/2 выхода (RCA);
— дополнительный системный выход (стерео мини-джек) для мониторинга;
— внутренний аналоговый вход для CD или AUX-сигнала;
— цифровой вход/выход S/PDIF (оптический и коаксиальный), необходима дополнительная дочерняя плата;
— MIDI-вход/выход, необходима дополнительная дочерняя плата;
— драйверы для Windows 9x/Me/2000, ASIO, Gigastudio. В данном случае мы имеем самый стандартный и ненавороченный вариант с двумя входами и двумя выходами. Цена такой платы варьируется от 140 до 150 у.е. в зависимости от поставщика в чистом виде и 175-200 в варианте с дополнительной скобой вывода. На сегодняшний день я бы ее рекомендовал как один из самых выгодных вариантов для низкобюджетных студий. DSP24 DSP24 практически представляет собой H-BUS интерфейсную плату на 10 входов/10 выходов 24/96, полный дуплекс. Другие характеристики:
— дополнительный системный выход (стерео мини-джек) для мониторинга;
— 2 внутренних аналоговых входа для CD или AUX-сигнала;
— микрофонный вход (мини-джек);
— цифровое подключение AES/EBU (оптическое и коаксиальное);
— S/PDIF-вход, поддержка внутренней и внешней синхронизации;
— драйверы для Windows 9x/Me/2000, ASIO, Gigastudio. Всего возможно подключить до четырех интерфейсов DSP24, тем самым увеличив количество входов/выходов до 40. Но вместе с тем для нормальной работы плата требует дополнительные устройства. Другими словами, она является составным элементом более сложных систем. В чистом виде она стоит порядка 195-220 у.е. Необходимы дополнительные рэковые модули и устройства расширения. DSP24 MK II DSP24 MK II — расширенный вариант DSP24. Отличается от предыдущего наличием сбалансированных XLR-входов/выходов (два аналоговых канала), подключенных непосредственно к самой плате. Таким образом, мы имеем более расширенный вариант DSP24 Value с возможностями апгрейда. Но, вместе с тем, это законченное решение, с которым можно работать. Стоит это немного больше, а именно 240-260 у.е. в зависимости от поставщика. DSP2000 C-Port Данная архитектура подразумевает под собой целый комплекс из DSP24, дочерней платы для цифрового расширения и рэкового модуля C-Port. C-Port позволяет вывести на рэк 8 аналоговых входов и 8 выходов (все на обычных джеках), а также 2 балансных входа со встроенным предусилителем и 2 балансных выхода. Также предусмотрен отдельный вывод на наушники с регулятором громкости. Не стоит забывать, что у нас в данном случае есть два цифровых 24-битных канала AES/EBU и S/PDIF и MIDI-интерфейс. Вся система стоит около 470-480 у.е. в зависимости от поставщика. DSP24 System III DSP24 System III можно назвать хорошим студийным вариантом. В данном случае мы имеем, в отличие от DSP2000 C-Port, уже два внешних рэковых модуля, а именно — ADC III (8 каналов) и DAC III (8 каналов). Все входы и выходы являются балансными (XLR-разъем), помимо этого, на каждый такой вход установлен предусилитель. Один такой АЦП стоит примерно 550-570 у.е., ЦАП чуть подешевле — 360-380 у.е. в зависимости от поставщика. Все это подразумевает профессиональный уровень. Возможности апгрейда Помимо всего прочего, аудиосистемы Hoontech можно улучшить за счет подключения дополнительных рэковых модулей, таких как 8-канальный цифровой модулятор Digital Modulator III и цифровой станции DS2000 (ADAT- & TDIF-I/O-интерфейс). Как видно из приведенных выше данных, начиная с интерфейса DSP24 MK II мы имеем готовые профессиональные многоканальные решения с возможностями апгрейда. EgoSys Достаточно большим успехом сейчас пользуются устройства от производителя EgoSys. Среди основных современных продуктов можно выделить звуковые карты Waveterminal 192X и Waveterminal 192L, а также более студийный вариант — интерфейс WaMi Rack 192X. Отличительной особенностью всех этих устройств является поддержка частот дискретизации до 192 КГц. Еще стоит отметить низкую цену для этих продуктов, а именно:
Waveterminal 192X — 260-280 у.е. в зависимости от поставщика.
Waveterminal 192L — 280-300 у.е. в зависимости от поставщика.
WaMi Rack 192X — 600-620 у.е. в зависимости от поставщика. Для объективности обзора стоит упомянуть и популярную некогда EgoSys Waveterminal 2496 PCI с поддержкой частоты дискретизации до 96 КГц. Сейчас она стоит в районе 230 у.е. Смотрим данные. Waveterminal 192X Waveterminal 192X — это PCI-плата с двумя балансными входами и 6 выходами (5-6 — на наушники), одним цифровым выходом S/PDIF (оптический, причем с характеристиками 24/96), а также осуществлена возможность синхронизации по Word Clock. Waveterminal 192L Waveterminal 192L — практически аналог 192X, за исключением того, что два входа выполнены в варианте с микрофонными предусилителями. Дочерняя плата расширения MI/ODI/O для WT 192X&L (примерная стоимость — 70 у.е.)
Данный модуль расширяет технические возможности Waveterminal 192X и Waveterminal 192L, а именно добавляет оптический цифровой вход и коаксиальный вход/выход с поддержкой частоты дискретизации до 192 КГц. Помимо этого, к данным устройствам добавляется MIDI (16 каналов). WaMi Rack 192X WaMi Rack 192X — вариант уже ближе к студийному и включает в себя PCI-карту и рэковый модуль. В данном случае мы имеем 4 входа (балансные/небалансные, разъемы -обычный джек) с микрофонными предусилителями, 8 выходов (балансные/небалансные, разъемы — обычный джек), два балансных выхода (XLR-разъем), отдельный выход на наушники с усилителем, S/PDIF-вход/выход с поддержкой частоты дискретизации до 192 КГц. Возможности апгрейда В один компьютер можно одновременно подключить три устройства. Дополнительные устройства для студии Сейчас мы рассмотрели наиболее популярные и дешевые на сегодня аппаратные решения интерфейсов. Лично мне, конечно, больше нравится вариант с Hoontech, поскольку он больше может быть подвержен апгрейду, и по стилю политики разработчиков видно, что первоначальной задачей было сделать недорогие, но профессиональные решения. Как яркий пример этому могу привести наличие XLR-входов/выходов, что, конечно, ближе к студийному варианту. EgoSys же ставят упор на 192 КГц, что также дальновидно, но сделать WaMi Rack 192X на обычных джеках... В принципе, с интерфейсами мы определились, теперь стоит вопрос о дополнительных устройствах. Начнем с того, что может заменить программная часть:
— устройства динамической обработки;
— эквалайзеры;
— эффект-процессоры;
— инструменты — такие как синтезаторы и ритм-машины. Не хватает специфических эффектов на входные сигналы. Программных эмуляций сейчас существует масса, но все они пока на уровне домашнего музицирования. Что здесь можно порекомендовать? Как одно из низкобюджетных решений для обработки вокала и создания бэк-партий будет уместно использование внешнего процессора Digitech Vocalist Performer или же Digitech Vocal 300. Для гитаристов рекомендую примочку Line6 Guitar Port. Digitech Vocalist Performer Конечно, игрушка не из дешевых. Ее цена колеблется в пределах от 350 до 370 у.е. Vocalist Performer выполнен в виде небольшого устройства с музыкальной клавиатурой, он может успешно применяться на концертах и других живых выступлениях. Мы имеем возможность производить гармонизацию относительно основного вокала, а также обрабатывать вокал реверберацией. Существуют 50 промышленных пресетов, в каждом из которых по 6 вариаций. Digitech Vocal 300 Vocal 300 — более современное и более дешевое решение (порядка 300 у.е.). На самом деле это настоящий вокальный эффект-процессор. Устройство дает возможность работы с 7 эффектами сразу. Все преобразования, конечно же, идут в режиме реального времени, что, конечно, выгодно отличает использование портативного устройства, а не компьютерных программ. Нам доступны компрессор, эквалайзер, подавитель шума, хорус, флэнджер, фазер, тремоло, вибрато, тюнинг, питч-шифтинг и т.д. В устройство включено 40 промышленных пресетов, а также есть возможность создать 40 пользовательских. Внутренняя обработка происходит с разрядностью в 24 бита. С помощью Vocal 300 можно обрабатывать вокал как в классическом виде, так и с современными наворотами типа голоса киборга и проч. Line6 Guitar Port Достаточно дешевое решение для таких профессиональных возможностей. Цена примерно 190 у.е. Данное устройство, внешне похожее на гитарную примочку, подключается к компьютеру по USB-входу. После подключения к ней гитары мы получаем качественную первоначальную обработку. Речь идет об эмуляции гитарных усилителей, а также акустики студийных помещений. Есть набор цифровых эффектов. Звучит очень вкусно, в стиле Line6. Я не буду долго останавливаться на этом устройстве, поскольку уже писал о нем подробно в "КГ". Скажу лишь одно — для гитаристов это все, что нужно. В софтовой части, поставляемой с программой, есть даже хроматический тюнер. Дальше продолжать? Требования к РС Конечно же, компьютер должен быть мощным. Но тут есть одна тонкость. Давайте подумаем о самом узком месте современной системы — винчестере. Представьте, что вы одновременно записываете и воспроизводите 10 треков с характеристиками 24/96 (не говоря уже о 24/192). Процессор выдержит, если выдержит, а вот сбой винчестера произойти может. Поэтому лучше использовать самые современные решения в этой области, а также обратить внимание на SCSI. При таком режиме работы возникнет еще одна проблема — надежность винчестеров, поэтому приобретайте только брэнд-устройства, например, я всегда использую только Seagate. Выводы На базе DSP 24 MK II с использованием внешних устройств обработки Digitech Vocal 300 и Line6 Guitar Port можно создать отличный профессиональный вариант домашней студии, которая будет подходить как для репетиций, так и для профессиональной записи. За счет внешних устройств снимается нагрузка на программную часть компьютера (не нужно столько эффектов). Это, как вы понимаете, минимальная конфигурация.
Кристофер-2002, 04.02.2003
www.nestor.minsk.by/kg