Компьютер и музыкант. Часть 2: "Железо"
Ежедневно в компьютерных фирмах приобретается множество настольных компьютеров. Не малая часть из них покупается для работы со звуком. Но, зачастую покупая такой компьютер человек, просто не представляет, что именно должно входить в его состав, и покупает компьютер в какой-либо фирме, не специализирующейся на звуке, где продавцы предлагают готовую комплектацию, предназначенную для совершенно других целей. Это связанно, в первую очередь, с ассортиментом магазина (в основном, компьютерные фирмы рассчитаны на продажу офисных и игровых машин). Кроме того, в компьютерных фирмах продается очень дорогое программное обеспечение, а любой, даже самый лучший специалист будет рекомендовать то, что предпочитает он. Данная статья написана именно для людей, которые собираются заниматься музыкой на компьютере, и покупать аппаратуру для домашней компьютерной студии.
Начнем же мы с самого начала: что купить, что бы и недорого, но и работало? Конечно профессиональная студийная машина, стоит не мало, но если говорить о домашнем музыкальном компьютере, то, как правило, он выходит по цене не дороже обычного "игрового". То, что я буду писать далее - это минимальные условия (вернее, рекомендуемые минимальные).
В первую очередь, вы должны решить, что вам нужно от машины. Я упрощаю вам задачу, и привожу основные области работы со звуком: запись "живой" музыки, создание качественной компьютерной музыки, создание некоммерческой музыки (для себя и для друзей), и, наконец, композиция (просто создание произведений, предназначенных для исполнения живыми музыкантами). Вы можете выбрать несколько пунктов, но учтите, что при большей "разнонаправлености" машины, вы тратите лишние деньги (хотя для кого-то 100-200$ уже и не деньги :), и не забывайте про то, что чем больше техники, стоит в вашем ПК тем сложнее его настройка и обслуживание. Выбрали? Переходим дальше.
Теперь определитесь с тем, сколько денег у вас имеется, возьмите блокнот и ручку, и приступайте к подсчету.
Оперативная память.
В принципе, для звука, оперативная память распределяется по принципу: чем больше, тем лучше. Поэтому я поясню только случаи когда оперативной памяти обязательно должно быть много. Во-первых, если вы профессионально занимаетесь электронной музыкой, то вам придется либо пользоваться семплером, либо сводить в формате "Wav", поэтому берите не меньше 256 MB.
Для работы с записью, в принципе, достаточно и 128, а, в крайнем случае, и 64 MB. В остальных случаях берите столько, на сколько хватит. Но сейчас оперативная память настолько дешева, и доступна, что в любом случае, я рекомендую не жалеть лишних 20-40$, а взять сразу 256 и более (я рекомендую 512 MB).
Процессор.
Здесь все проще. P3-800, Celeron-800. Эти процессоры стоит покупать, во-первых, потому, что это последние модели перед P4 и его аналогами, и по стоимости, вам нет смысла брать P4, т.к. через несколько месяцев он очень сильно подешевеет. Кроме того P4 в принципе настолько неудачный процессор, что кое-где он стоит дешевле, чем P3. Вы спросите: а чем меня не устраивают процессоры 300 mHz, или еще ниже? Отвечу: не очень приятно ждать по 10 минут просчет графики в Samplitude 2496 или по 5 минут ждать, пока загрузятся звуковые банки в оперативную память. А в принципе 30$ можно и сэкономить (заплатить не 650, а 620 :)…
Hdd. CD-ROM.
Здесь тоже все просто. Hdd должен быть не менее 20Gb, т.к. музыка обрабатывается (сводится) в формате "Wav", а он занимает очень много места. Рекомендую 40Gb, со скоростью 7200 rpm.
CD-ROM дело каждого, но я советую покупать пишущий CD-RW привод. Это сэкономит вам место на винчестере (а возьмите, хоть 70Gb все равно через полгода вам его станет не хватать), а, кроме того, все студии принимают записи только на CD. Если вы, все-таки решили взять обычный CD-ROM, то не менее 32-х скоростей.
Все остальное мало связано со звуком и является личным выбором каждого, но материнские платы нужно брать с шиной не менее 100mHz. Теперь самая главная часть музыкального компьютера.
Звуковая карта.
В принципе, звуковых карт существует великое множество, начиная от дешевых моделей и интегрированных моделей за 5-30$, и заканчивая профессиональными моделями за 1000$ и более. Но для домашней студии не требуется такое сильное качество (ввиду слабой акустической обработки помещения профессиональные карты только усилят шумы, и наводки от бытовой техники), поэтому я рассмотрю, только модели, наиболее интересные для начинающего музыканта. К таким моделям можно отнести карты "MidiMan", "SB Live!" и, "EgoSys". И так, что необходимо именно вам.
Начнем с самого дешевого. Если вам нужен компьютер только для набора нот, или для создания электронных композиций "для друзей", то вам вполне хватит и "SB Live!". Эта карта незаменима при создании компьютерной музыки. Встроенный Wave-синтезатор, позволяет добавлять в карту наборы звуков в специальном формате sf2. Я не буду вдаваться в технические подробности, т.к. на это не хватит и десяти статей, да и вряд ли это вам особо интересно. Хочу лишь сказать, что для музыканта лучше всего подходит серия 1024, которая, к сожалению, снята с производства. Новая серия 5.1 гораздо хуже (режим эмуляции dolby мешает четкому распределению тембров и только портит правильное восприятие фонограммы, для качественного ее сведения). Для записи звука эта карта не очень подходит, т.к. оцифровка у нее 16Bit, 48000 kHz, а сейчас уже мировым стандартом является 24Bit 96000kHz.
Карты серии MidiMan: Audiophile2496 и Delta. Эти карты предназначены для записи живых инструментов на компьютер и являются вполне профессиональными как для домашней, так и для небольшой коммерческой студии. Частота обработки у них уже 24bit 96000kHz. Конечно это карты более дорогие, но, работая на них, вы можете быть уверенны, что если что-то не получается, то виноват звукорежисер, исполнитель или какое-нибудь другое устройство (например, микрофон).
Разница между ними в том, что Audiophile является одноканальной карточкой (т.е. что бы записать каждый инструмент по отдельности необходимо записывать, например, сначала барабанную установку, потом бас, потом гитару и т.д.). Ее рекомендуется приобрести при ограниченном бюджете, либо если вам приходится записывать только один инструмент. Delta - 4-х канальная карта оцифровки (т.е. подключив одновременно гитару, бас, клавиши и соло гитару вы получите все эти инструменты, записанные независимо друг от друга). Кроме того, она имеет удобный внешний модуль, т.е. вам не надо постоянно лезть за машину, что бы включить, или выключить инструмент, а достаточно поместить модуль где-нибудь рядом, например, на системный блок, и переключать все, не вставая с места. Она рекомендуется всем тем, кому не подходит Audiophile, и кто хочет получить дома хотя бы один по-настоящему студийный "наворот".
Хочу только добавить ко всему выше сказанному, что если вы пишете компьютерную музыку и при этом записываете живой звук (например, вокал), то лучше всего поставить на машину SB Live! в качестве платы Midi и вывода, а MidiMan для оцифровки (если грамотно настроить, то это будет очень хороший вариант).
Из Карт "EgoSys" я выделю только "EgoSys Wave Terminal U2A USB". Преимуществом этой карты является то, что она выполнена полностью внешним модулем, и является очень удобным решением, для создания "модных" сейчас портативных студий на базе ноутбука. Подключение происходит через порт USB.
На этом, пожалуй, все. В следующей статье вы узнаете все, что необходимо знать при выборе Midi-клавиатуры, и познакомитесь с основными моделями "Fatar" и "Roland".
programmist, 27.09.2002
www.programmist.spb.ru