^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Проблема соавторства при использовании чужой композиции

При решении любого вопроса, связанного с авторством/соавторством и соответствующих правах, прежде всего, следует обратиться к закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». В науке защиты своего авторства эта книжица – теоретический материал, который позволит определить: что и в каком объеме принадлежит вам. Сразу же оговоримся, что это только теория. Закон не будет защищать вас по умолчанию, а лишь поможет вам САМОСТОЯТЕЛЬНО защитить себя и свои интересы на поле боя за интеллектуальную собственность.

К теме:

Соавторство при использовании чужой композиции.

Рассмотрим сначала общие положения, касающиеся проблемы, а потом кратко опишем пару сценариев, связанных с деятельностью MixMaker-ов.

  1. При создании любой новой композиции права на нее имеют все люди, участвовавшие в непосредственном процессе ее создания. Но официально обычно она принадлежит либо одному-двум лицам, либо музыкальной организации. Процесс установления авторских прав (по теории) идет по выявлению доли труда того или иного автора в создании композиции. Но, как правило, основной ее частью (без которой композиция существовать не может) владеют более «сильные» авторы. Допустим – спор идет между текстовиком и композитором. Предпочтение всегда отдается композитору, так как по мелодии песня более узнаваема, нежели чем по тексту. И прав на нее у композитора больше. Тем не менее, без согласия текстовика композиция слов иметь не может. Чувствуете тонкость?
  2. Расстановка сил между авторами. Этот пункт полностью связан с известностью творцов. И на практике заведено следующим образом: более известный автор имеет приоритет по правам перед менее известным. Допустим, если известный певец споет песню на вашу музыку, у него как у исполнителя (заметьте не автора) негласно, но автоматически прав становится больше. Хотя по закону это не так.
  3. Кто платит – тот и заказывает музыку. Тут все просто. Контрактная основа любого проекта под час превращает автора в обычного подрядчика. Поэтому в зависимости от условий автору могут отказать и в праве на имя, и на деньги. Так что внимательность к мелочам должна стать для вас обязательной.
  4. О преследовании. В нашей стране разбирательства по поводу авторских прав в сфере шоу-бизнеса крайне редки. Это характерно больше для запада. И если такие разбирательства ведутся, то на уровне музыкальных компаний и самых известных звезд. Все остальным приходится выкручиваться самим. И чаще всего дела проходят в пользу более известной (богатой) стороны. Поэтому талантам можно посоветовать не создавать конфликт, а любыми способами решать дело миром. Иначе верный путь потерять время, деньги, нервы, силы и может быть даже результат своего собственного труда!

Теперь ситуации:

  1. Талантливый миксёр нашел в сети (или еще где) композицию – обработал – получилась бомба. Его права?

    Права на ритм, на те звуки, эффекты, которые были внесены. Все новое.

    А вот ноты, вокал (если был), исходные инструменты – все это собственность первого автора (пусть даже если он их не защитил – вы же об это не знаете) Автор вправе потребовать ответственности за использование его композиции в ваших целях. В чем эта ответственность будет проявляться – это уже вопрос другой.

    Правила игры: необходимо связаться с первым автором и желательно добиться его полного согласия с вашей деятельностью (купить, вступить в соавторство) и обязательно оговорить права каждого в вопросе о НОВОЙ версии.

    Если же первый автор не отвечает на ваши запросы, утерян для связи и никак его не найти, при использовании этой версии нужно быть готовым к притязаниям «случайно появившегося» творца. Особенно если бомба действительно окажется бомбой, а не муляжом.

    Если у исхода было несколько авторов, то можно собственно наиболее трудно-досягаемого удалить из своей версии. Например, текст с вокалом или чей-то гитарный риф.

     

  2. Второй и наиболее распространенный сценарий.

    Мастер-композиция известна и имеет вполне конкретного и «сильного» во всех отношениях обладателя.

    Здесь вдвойне необходимо связываться с автором. И еще больше, поскольку какие бы ни были звезды – они люди занятые. Им до римейков (ремиксов) дело бывает редко. То есть просто поставить в известность о наличии новой версии (которая может быть даже лучше, чем исход) с известными композициями – уже большая проблема.
    Так или иначе, пока первый автор согласия не даст – на вашем пути красный свет.
    Но на практике можно сказать, что красный это только официально :-). Ведь сеть переполнена римейками не то что из одной, но из двух и более композиций!!!
    Красный официально значит, что вы не сможете публиковать свою версию на cd уважающих себя студий. А вот играть в клубах, для друзей, размещать в сети (правда, с оговоркой на мастер) – это пожалуйста. Чем у нас народ сейчас и занят :-).

Итог

На чужих официально не заверенных по соавторству треках можно сделать себе имя. Поверьте – хорошее запоминается.
А вот зарабатывать – риск быть уличенным в плагиате там, где возможно этого плагиата и не было.

Addwin, 18.08.2005
CJCity.ru

Комментарии (1)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 04.10.2010 14:11 #

    Lime - Спасибо, интересно бы узнать как обстоят дела в других странах, может особенности какие есть.

Пополнения софта для Windows

  • Sonic visualiser v3.1.1
    Sonic visualiser v3.1.116 августа 2018

    Sonic Visualiser – это приложение для просмотра и анализа содержимого музыкальных аудио-файлов. Цель Sonic Visualiser – быть первой программой, которую вы будете

  • Saschart EasyReverb
    Saschart EasyReverb16 августа 2018

    Алгоритмический ревербератор с инновационными и специальными алгоритмами. Новые возможности в мире реверберации: селектор поверхности, акцент для пространства и поверхности.Очень

  • Martin Zuther traKmeter v2.4.5
    Martin Zuther traKmeter v2.4.514 августа 2018

    Бесплатный плагин измеритель громкости. Большинство цифровых аудио устройств, к сожалению, имеют только измерители максимальной громкости. Это оправдано, если вы хотите избежать

  • ocenaudio v3.4.4
    ocenaudio v3.4.410 августа 2018

    Кросс-платформенный, простой в использовании, быстрый и функциональный аудио-редактор. Это идеальное программное обеспечение для людей, которые нуждаются редактировании и

  • Alex Hilton A1TriggerGate v1.1
    Alex Hilton A1TriggerGate v1.102 августа 2018

    Последовательный/ритмический гейт. В подобных эффектах берётся звуковая дорожка, на которую потом можно наложить некую ритмическую последовательность, которая будет гасить

Новости музыкального софта

  • Krotos Audio Reformer Pro
    Krotos Audio обещают скачок в будущее с их Reformer Pro 13 июня, 2018

    Krotos Audio представили Reformer Pro, новый плагин для звукового дизайна, который позволяет вам автоматизировать и «манипулировать»...

  • VST-синтезатор Rob Papen Go2
    Новый VST-синтезатор Go2 от Rob Papen 12 июня, 2018

    Как и следовало ожидать, в новом продукте от Rob Papen упор сделан на упрощение использования. Все элементы управления и функции доступны на...

  • Antares Auto-Tune Pro
    Antares выпускают переработанный Auto-Tune Pro 11 июня, 2018

    Существует много плагинов для корректировки высоты тона, но Auto-Tune остаётся безусловно самым известным. Он перевернул мир производства музыки....

  • Acid Pro 8
    Встречаем обновлённый Acid Pro 8 03 июня, 2018

    Прошло уже почти десять лет с момента последнего крупного обновления Acid, довольно известной и популярной в свое время рабочей станции. Теперь...

  • HumBeatz на iOS и Android
    HumBeatz выходит на iOS и Android 29 мая, 2018

    AmpTrack Technologies выпустили в прошлом году веб-приложение HumBeatz, которое теперь портировано на iOS и Android. Вы можете насвистывать,...

Новости музыкального оборудования