^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Мир psy - реальные мифы и мифическая реальность

В данной статье я бы хотел рассмотреть известные способы изменения человеческого сознания, одним из которых, бесспорно, является музыка. В Сети есть огромное количество сайтов и web-страничек, освещающих вопросы изменения сознания с какой-либо стороны, но нет такого, где бы объяснялось, как все это взаимодействует вместе. Вот я и хочу попытаться обрисовать, как работают средства и методы воздействия на сознание в общих чертах (а по-другому и не получится). Ведь на psy-trance вечеринке на нас воздействует не только музыка, а также визуальные эффекты, поведение окружающих и т. д.

Psychedelic world

...

"В тебе просыпается кто-то другой и ты этим другим становишься и его глазами на всё смотришь и не узнаёшь ни привычного мира, ни себя. Отсюда происходит сенсационное понимание, что на самом деле ты жил в иллюзиях и не видел, каким бывает мир..."

Знакомые ощущения? Если нет, то читайте дальше.

Научный подход !?

Что же это за Мир такой? С одной стороны он находится в каждом из нас, а с другой - как будто в другом измерении. Но человека всегда притягивало опасное и запретное, пусть даже оно лежит за пределами материального мира, пусть даже для его постижения надо сжечь себя без остатка и покинуть реальность. Обратимся к научному подходу в обсуждении этой проблемы.
Вообще говоря, официально признанной науки, изучающей средства воздействия на сознание человека во всем их многообразии нет (но ничто не мешает ее придумать). В медицине используется термин "психоделик" для обозначения вещества, влияющего на сознание. Во всех остальных случаях принято использовать термин "психеделик". Термин "psychedelic" впервые предложил канадский психиатр Хэмфри Осмонд - один из первых исследователей ЛСД. Буквально он обозначает "просветляющий душу" (от греческих слов psyche - душа и delic - явный, проясняющий). Такое разделение получилось потому, что приставка психо- (psycho-) появилась раньше, чем ученые обратили внимание на альтернативные источники воздействия на сознание, поэтому "психо" также прочно закрепилась за названиями наук, изучающих сознание с той или иной стороны: психофизиология, психоакустика, психофармакология и т. д. Это все так называемые междисциплинарные науки, где методы одной науки используются в другой. В США, например, психофармакология часто называется neurobiochemistry (нейробиохимия), что прямо указывает на объект рассмотрения - мозг. Нас в этой главе будет интересовать то же самое. Научный подход подразумевает рассмотрение воздействий на сознание именно через воздействие на мозг. Так вот воздействия можно разделить на две группы: прямые (действующие непосредственно на мозг) и непрямые (действующие на органы чувств). К первой группе относятся вещества наркотического, галлюциногенного и психотропного действия. Ко второй - можно сказать, все остальное, то есть, что может воздействовать на наши органы чувств. Итак, кратко посмотрим на то, как же мы воспринимаем информацию от внешнего материального мира и что из этого выходит.

.1 Магия звука

Всю звуковую информацию, которую человек получает из внешнего мира (она составляет примерно 25% от общего количества информации), он распознает с помощью слуховой системы и обрабатывает с помощью высших отделов мозга, переводит в мир своих ощущений, и принимает решения, как на нее реагировать.
Проблемами возникновения, передачи и восприятия звуков занимаются различные направления современной науки, одним из которых является музыкальная акустика, которая изучает создание музыкальных звуков (акустика музыкальных инструментов, акустика речи и пения), передачу звуков и восприятие звука (психоакустика). Основные задачи психоакустики - понять, как слуховая система расшифровывает звуковой образ, установить основные соответствия между физическими стимулами и слуховыми ощущениями, и выявить, какие именно параметры звукового сигнала являются наиболее значимыми для передачи смысловой и эстетической (эмоциональной) информации.
Важнейшим свойством слуховой системы является возможность определения высоты звука. Это свойство имеет огромное значение для выделения и классификации звуков в окружающем звуковом пространстве, эта же способность слуховой системы лежит в основе восприятия интонационного аспекта музыки, то есть мелодии и гармонии. В соответствии с международным стандартом ANSI-1994 "Высота (Pitch) - это атрибут слухового ощущения в терминах, в которых звуки можно расположить по шкале от низких к высоким. Высота зависит главным образом от частоты звукового стимула, но она также зависит от звукового давления и от формы волны". Таким образом, высота - это линейная классификация звуковых сигналов, в отличие от громкости, о которой можно сказать больше/меньше, то есть это - относительная классификация. Слуховая система способна различать высоту звука только у периодических сигналов. Если это простое гармоническое колебание, то есть синусоидальный сигнал, то период колебаний T определяет частоту f = 1/T. Таким образом, определяющим параметром для определения высоты сигнала является его частота. Если это сложный звук, то высоту слуховая система может присвоить по его основному тону, но только если он имеет периодическую структуру, т.е. спектр его состоит из гармоник (обертонов, частоты которых находятся в целочисленных отношениях с основной частотой). Если это условие не выполняется, то высоту тона определить слуховая система не может. Например, звуки таких инструментов как тарелки, гонги и другие не имеют определенной высоты, так как содержат в себе частоты, не связанные между собой целочисленным отношением. Изучение связи частоты звука и воспринимаемой высоты предпринималось еще Пифагором, а также многими известными физиками: Галилеем, Гельмгольцем, Омом и др. В настоящее время на основе тщательных экспериментов, в процессе которых слушателю предъявлялись два звука разной частоты с просьбой расположить их по высоте, установлена зависимость высоты тона от частоты сигнала. В результате получили нелинейную связь между частотой и высотой звука. При увеличении частоты, например, в три раза (от 1000 до 3000 Гц), высота повышается только в два раза (от 1000 до 2000 мел). Нелинейность связи особенно выражена на низких и высоких частотах, в определенных пределах изменение высоты тона в мелах пропорционально логарифму частоты. Один мел равен ощущаемой высоте звука частотой 1000 Гц при уровне 40 дБ (иногда для оценки высоты тона используется другая единица, барк = 100 мел). Многочисленные исследования были посвящены порогам различимости по высоте двух разных тонов, отличающихся по частоте. Результаты современных исследований также показали, что слуховая система может различить по высоте два звука, отличающихся по частоте всего на 0,2%. Такая тонкая разрешающая способность слуха позволила установить, что ниже частоты 500 Гц можно выделить примерно 140 градаций высоты тона, в диапазоне от 500 Гц до 16 кГц - примерно 480 градаций высоты тона (всего 620 градаций). В европейской музыке инструменты с равномерно темперированной шкалой используют порядка 100 градаций высоты тонов. Но возможности слуховой системы гораздо больше - 620 градаций высоты, и это основа для развития современной микротоновой и спектральной музыки, то особенно продвинулось в связи с появлением компьютерных технологий. Ощущение высоты чистого тона (одной частоты) связано не только с частотой, но и с интенсивностью звука, а также его длительностью. Как показали различные исследования, при повышении интенсивности звука громкие низкие звуки кажутся еще ниже, а высокие звуки с повышением громкости кажутся слегка выше, для средних частот 1-2 кГц влияние интенсивности незаметно. Следует отметить, что эта зависимость незначительна, а для сложных музыкальных звуков почти незаметна. Ощущение высоты тона зависит и от его длительности: короткие звуки воспринимаются как сухой щелчок, но при удлинении звука щелчок начинает давать ощущение высоты тона. Время, требуемое для перехода от щелчка к тону, зависит от частоты: для низких частот требуется для распознания высоты тона примерно 60 мс, для частот от 1 до 2 кГц - 15 мс. Для сложных звуков это время увеличивается, для звуков речи оно может составлять 20-30 мс. В музыке простые синусоидальные тоны практически не используются, каждый музыкальный тон имеет сложную структуру и состоит из основного тона и гармоник, причем гармоник может быть огромное количество. Однако можно установить соответствие по высоте музыкального тона, например ноты ля первой октавы и чистого синусоидального сигнала с частотой 440 Гц. Высоты этих двух звуков будут одинаковыми, но тембры - разными. Это свидетельствует о том, что для сложных периодических сигналов высота присваивается по частоте основного тона - именно он имеет частоту 440 Гц.

Схема слухового тракта

Согласно современным теориям мозг принимает информацию от периферийной слуховой системы как за счет индикации места (частотный анализ), так и за счет информации о форме звуковой волны (временной анализ). Самостоятельно каждая теория, по-видимому, не может объяснить восприятие высоты полностью, т.к. и та и другая информация передается по одним и тем же нервным волокнам. Таким образом, фазовые соотношения в музыкальном сигнале оказывают существенное влияние на звуковысотные отношения, что особенно важно учитывать в звукорежиссерской практике. Мозг группирует несколько тонов (гармоник) с одинаковым частотным интервалом в одно ощущение высоты тона. Это принципиальное свойство слухового процессора (высших отделов коры головного мозга): из сложного внешнего звукового мира он выделяет звуки и группирует их по определенным признакам: по месту, по времени начала и конца, по периодичности повторений и т.п. Это связано с тем, что кратковременная память оперирует только шестью-семью символами и без группировки мозг не может принимать быстрых решений. Современная психология утверждает, что мозг мыслит образами. По-видимому, музыкальные звуки также запоминаются в виде некоторых гармонических эталонов (шаблонов - templates), которые формируются в детстве, аналогично звукам речи. В настоящее время принята гипотеза, что центральный процессор, получив информацию от слуховой системы о наличии компонент с кратными периодами в музыкальном звуке, группирует их и сравнивает с гармоническим шаблоном, в котором имеются все последовательные гармоники. Для каждого входного сигнала подбирается по фундаментальной частоте гармонический шаблон, который ему лучше подходит. В соответствии с этой моделью наиболее соответствующая фундаментальная частота подобранного шаблона и будет воспринимаемой высотой тона. Если два шаблона с разными фундаментальными частотами подходят к данному сигналу, можно ожидать услышать или неопределенную высоту или две высоты. В случае отсутствия фундаментальной частоты, сравнение производится по отдельным гармоникам. Если удается подобрать хотя бы несколько гармоник, которые подходят под эталон, то по повторяющемуся интервалу между ними присваивается высота тона (виртуальная высота тона слышится, например, в звуке колоколов). Наиболее важными для синтеза ощущения высоты тона являются первые три - шесть развернутых гармоник. Компоненты сигнала, которые ведут себя аномально (например, одна гармоника включается-выключается или резко отличается от шаблона), выделяются центральным процессором и им присваивается отдельная высота. Имеется много доказательств в поддержку данной гипотезы: например, при подаче разных гармоник в разные уши через телефоны (600 Гц в одно ухо и 800 Гц в другое), отчетливо слышен разностный тон высотой, соответствующей частоте 200 Гц (частота биений), т.е. центральная система синтезирует высоту из гармоник в разных ушах. Другое доказательство, когда гармоники предъявляются неодновременно: при последовательном включении третьей, четвертой и пятой гармоники по 40 мс с интервалом 10 мс, отчетливо слышался низкий тон с фундаментальной частотой и т.п. Таким образом, в соответствии с этой моделью, гармоники собираются вместе, сравниваются центральным процессором с гармоническим эталоном (шаблоном) и по нему синтезируется высота музыкального тона. Начиная с большого количества гармоник, процессор высоты объединяет их вместе в одно ощущение высоты. Слуховая организация определения высоты - это основная часть осмысления звуков окружающего мира. Важность определения высоты для слуховой системы не случайна и, вероятно, вовсе не результат стремления всего человечества сочинять музыку. Восприятие высоты играет центральную роль в определении индивидуальных объектов в акустическом мире и отделении их друг от друга. Окружающий мир наполнен конкурирующими звуками: интересными, угрожающими, шумовыми и др., все смешано вместе и слуховая система несет ответственность за их выделение и идентификацию.
Несмотря на сложности с описанием слухового тракта, главной сложностью для психоакустики является понимание того, как волна плотности воздуха преобразуется в образы в мозге. Всего лишь небольшие отклонения в звуковом спектре дают совершенно разные образы даже у одного человека. Для примера приведу спектры различных природных звуков и, для сравнения, спектр белого шума. Для анализов спектра и генерации белого шума я использовал программу Audacity.

Спектр шума реки

Спектр шума огня
Спектр шума океанских волн
Спектр белого шума

.2 Третий глаз

Значение зрения для человека трудно переоценить. Ведь не менее 50% всей внешней информации мы получаем именно с помощью глаз. Несмотря на то, что со зрением может быть все в порядке, могут возникать искажения восприятия реальности из-за того, что мозг неверно воспринимает информацию. Такие искажения называют иллюзиями нормального зрения. Они связаны с так называемым феноменом центральной фиксации. Когда человек с нормальным зрением смотрит на букву на проверочной таблице, лучше всего он видит точку, на которой фиксируется его взгляд, а любой другой объект, попадающий в поле зрения, кажется более расплывчатым. Однако все буквы на таблице одинаково четкие. А то, что одна часть буквы или одна буква выглядит более черной, чем все остальные, как раз и является зрительной иллюзией. При расстоянии до таблицы с буквами в 5 метров человек может и не разглядеть буквы, если его глаза будут делать меньше четырех перемещений по каждой букве (экспериментальный факт). Таким образом, для того, чтобы возникло впечатление одновременного видения четырнадцати букв, на сетчатке должно появиться примерно 60 — 70 изображений. При этом в каждом из данных изображений одна точка должна быть видна лучше, чем все остальные. Это, вероятно, должно послужить убедительным доказательством тому, что уверенность в одновременном восприятии всех букв сразу является не чем иным, как иллюзией. Здесь можно обнаружить два различных вида иллюзий. В первом случае мозг верно воспринимает то, что изображено на сетчатке, но это изображение не соответствует тому, что имеется в действительности. Во втором же случае психическое восприятие правильно отражает реальность, но не соответствует изображению на сетчатке. При нормальном зрении люди воспринимают фон, на котором изображена буква, более белым, чем он есть на самом деле. Когда они смотрят на буквы с проверочной таблицы, им кажется, будто края букв обведены белыми полосками. Когда человек с нормальным зрением читает текст, напечатанный мелким шрифтом, пространство между буквами, между строками и участки фона в открытых частях букв кажутся ему белее, чем на самом деле. Те, кому не удается различать мелкий шрифт, тоже имеют возможность наблюдать эту иллюзию, но не так четко. Вообще чем отчетливее эта иллюзия, тем лучше зрение. И зрение улучшается, когда удается сознательно ее воспроизвести (а при нормальном зрении она возникает бессознательно). Если строчки мелких букв закрыть чем-нибудь, то и полоски между ними исчезают. Если человек с нормальным зрением для чтения мелкого шрифта воспользуется увеличительным стеклом, то иллюзия сохранится, но черный и белый цвета будут казаться менее интенсивными. При плохом зрении, наоборот, таким способом можно несколько увеличить интенсивность цветов, но они все равно не будут такими яркими, как те, что видит человек с нормальным зрением. К иллюзиям нормального зрения можно отнести и кажущиеся движения рассматриваемых объектов, возникающие в результате перемещения взгляда, и феномен восприятия объектов в правильном положении, который, пожалуй, является наиболее интересной из всех возможных иллюзий. Вне зависимости от положения головы и вопреки тому, что на сетчатке изображение может получиться перевернутым, мы всегда видим окружающие нас предметы в правильном положении.
Наиболее интересными являются иллюзии, связанные с чрезмерным напряжением глаз или с плохим зрением.

  • Иллюзии размера
  • - большие буквы кажутся маленькими, а маленькие — большими. Из двух букв одного размера, расположенных на одинаковом расстоянии, одну человек может воспринимать такой, какая она в действительности и есть, а другая кажется ему больше или меньше.
  • Иллюзии формы
  • - круглые буквы кажутся квадратными или треугольными, прямые — изогнутыми. В целом форма рассматриваемых объектов может меняться до бесконечности. Основную роль в возникновении таких иллюзий играют освещение, расстояние и окружающая обстановка.
  • Иллюзии численности
  • - возникают в восприятии людей с плохим зрением, когда они смотрят обоими глазами, каждым глазом по отдельности или только одним глазом. Множественные изображения могут располагаться любым образом: вертикально или горизонтально, наклонно или по кругу, в виде треугольника или другой геометрической фигуры. Число их тоже может быть любым. Эти иллюзии могут быть неподвижными или движущимися, причем скорость такого перемещения тоже может быть различной. Множественные изображения могут иметь любой цвет, вплоть до белого.
  • Иллюзии, связанные с несуществующими объектами
  • - при плохом зрении в мозге "возникают" изображения вещей, которых в действительности не существует. Это явление даже получило специальное название — muscae volitantes, то есть «летающие мушки». Никакого особого значения этот феномен не имеет, он является лишь признаком психического напряжения. Тем не менее эти "мушки" могут вызывать у человека очень сильное беспокойство.
  • Иллюзии, связанные с дополнительными цветами
  • - когда человек, обладающий плохим зрением, отводит взгляд от черного, белого или какого-то иного ярко окрашенного объекта и закрывает глаза, ему в течение нескольких секунд может представляться тот же объект, но окрашенный в дополнительный или близкий к дополнительному цвет. Так, если человек смотрел на черный объект, расположенный на белом фоне, то с закрытыми глазами он будет представлять себе этот же предмет, но белый и на черном фоне. Красный предмет «превращается» в голубой и наоборот. Подобные иллюзии носят название последовательных образов. Иногда они могут возникать и при открытых глазах, стоит лишь человеку посмотреть на тот или иной фон. Часто такие иллюзии бывают столь яркими, что воспринимаются как реальность.

Иногда к иллюзиям причисляют мерцания звезд, что неверно. Да, если посмотреть на ночное небо, то мы увидим звезды, свет от которых действительно мерцает. Но это не иллюзия! Те, кто так считают, видимо, не имеют понятия о современных методах исследования космоса. На сегодняшний день есть неоспоримые доказательства того, что всему виной земная атмосфера, которая представляет для излучения любой природы некий экран со свойствами, меняющимися от времени. Так что мерцания (или сцинтилляции, от англ. scintillations) имеют место и в радиодиапазоне, что фиксируется приборами, а не органами чувств.

От себя же замечу, что иллюзии очень быстро возникают при кратковременном воздействии на глаза мощных лучей света. Догадались о чем я? Естественно, про лазеры. А где на них можно посмотреть? Естественно, на танцполе. Так вот, когда в очередной раз будете зажигать, на забывайте про то, что побочным эффектом действия лазера на сетчатку глаза является развитие невосприимчивости к зеленому, а затем и к красному цвету.

.3 Алхимия запахов

От громкой музыки можно закрыть уши, от яркого света - глаза, но что делать с запахом. Зажать нос? Только долго так трудно продержаться. Восприятие запаха сугубо субъективно. Говорят даже, что оно уходит в сферу бессознательного. Думаю, запахи люди стали воспринимать гораздо раньше, чем музыку. Ароматические вещества существовали еще во времена первых цивилизаций: древнеиндийской, вавилонской, египетской. Например, в гробнице Тутанхамона были обнаружены сосуды с ладаном. Древний мудрец Анакрион считал, что душистые палочки, оказывают благотворное действие на чувства и мысли. Китайский философ Ван Вей писал: «Ароматы действуют на тебя очищающе и восстанавливающе, укрепляя твою энергию и наполняя твои мысли спокойствием и умиротворением». Только в ХХ-м веке французский химик-парфюмер Рене Гаттенфос ввел термин "ароматерапия", официально закрепив за ароматами возможность медицинского применения, но из-за второй мировой войны они не получили окончательного признания.

Ученые смогли установить связь между мозговой активностью человека и вдыхаемым им запахом. Используя электроэнцефалограф, они выяснили, вдыхание запахов базилика или мяты усиливает бета-излучение мозга, характерное для аналитической активности; также запахи стимулируют альфа- и дельта-излучение, характерные для состояния расслабления или творчества, а некоторые (например, ладан) действуют подобно галлюциногенам. Они влияют на выработку серотонина - "гормона радости" - в сочетании с седативным эффектом. Это рефлекторые действия. В слизистой оболочке носа находятся крошечные клетки-рецепторы, похожие на волоски. Они-то и отвечают за анализ химического состава вдыхаемого воздуха. Затем возбужденные рецепторы передают импульсы в мозговые центры, расположенные в передних долях мозга. Они расшифровывают и превращают импульсы в ощущение запаха. Также ароматические вещества имеют ассоциативный эффект, то есть вызывают ряд сугубо индивидуальных ассоциаций. Поэтому их используют и в психотерапии. Например, запах свежей травы может улучшить самочувствие и поднять настроение, а запах гнили наоборот угнетает. К тому же, не секрет, что запах влияет не только на физическое тело, но и на более тонкие: ментальное (рассудок) и астральное (чувства).

)))) !Обратите внимание! ((((

Все материалы, приведенные ниже, предоставляются "как есть" и могут быть неточными. То есть администрация сайта CJCity.ru и автор статьи не предполагают использование описанных психоактивных веществ каким-либо образом и не призывают к этому. Употреблять или не употреблять их - личное дело каждого человека.

.4 Прямой путь

Грибы - одни из самых загадочных объектов природы

Вот мы и подошли к наиболее проблемной и неоднозначной части статьи - прямое воздействие на нервную систему. А это значит, что надо обратить свой взор на психоактивные вещества во всем их многообразии. Исторически первыми были замечены некоторые виды растений и грибов, обладающие интересными свойствами. Они до сих пор используются некоторыми народами для приготовления ритуальных напитков. Например, коряки и чукчи использовали хорошо известные нам мухоморы, которые вызывали сильнейшие галлюцинации.

Мухоморы содержат иботеновую кислоту, которая вызывает сильнейшие галлюцинации
Всем известные мухоморы

Скандинавы использовали грибы для приведения воинов-"берсерков" в состояние неуправляемой ярости. Плантации мака снотворного из семейства маковых, обнаружены при археологических раскопках вблизи Боденского озера в Северной Европе, что дало историкам основание считать, что плантации мака могут относиться к позднему Бронзовому веку. Древнейшие следы мака найдены на территории современной Швейцарии в свайных постройках. Изображение его цветка есть в шумерских таблицах, датируемых V веком до н. э. Может показаться странным, но ни в одном научном трактате древности не обнаружено описания последствий применения препаратов мака! То есть, либо тогда люди знали как правильно применять мак, либо применение строго ограничивалось религиозными верованиями. На Африканском континенте известно растение кат, листья которого употребляются в пищу мужским населением. В Центральной Америке произрастает множество кактусов (так называемые пейотлевые), содержащих галлюциногены.

Пейотлевые кактусы широко распространены в Центральной Америке
Пейотлевые кактусы могут иметь различную форму

Lophophora williamsii - пейотль, описанный Карлосом Кастанедой
Пейотль собственной персоной

Даже на древних китайских каменных рельефах найдены изображения чудо-гриба, который держит мифический заяц(!), живущий на Луне. Можно с уверенностью сказать, что психоделики широко распространены по всему земному шару. Достижения медицины дали нам возможность отойти от потребления творений природы, и перейти на искусственно синтезированные средства. Они оказывают гораздо более сильное действие как на организм в целом, так и на психическое состояние. Отсюда название некоторых искусственных психоактивных веществ "психотропные", то есть наиболее сильно влияющие на сознание. Но нас интересуют "просветляющие душу" вещества, а их не так-то много. По современной классификации психоделики это:
каннабиоиды (гашиш и марихуана),
псилоцибин (грибы рода Psylocibe),
мескалин (кактус Lophophora williamsii),
ибогаин (лиана Iboga),
ипомея (семена),
индольные (DMT, аяхуаска и др.),
LSD (спорынья),
MDMA*,   MDA*,   2C-B*,   DOB*,   AMT*,   DET*,   DIPT*;
+ малоизученные вещества растительного происхождения и грибы
.
"*" помечены вещества, искусственно полученные в лабораториях. Иногда к психоделикам причисляют группу диссоциативов (кетамин, DXM и др.), холинолитики (мухомор, дурман и др.) и опиаты (морфин и его производные), но это уже, как говорится, "на вкус и цвет...". Список и без них впечатляет. Причем, если действие "естественных" психоделиков практически одинаково, то действие "искусственных" сильно различается. Например, DIPT сильно меняет восприятие звуков, но не дает зрительных галлюцинаций. Из "естественных" психоделиков особо выделяется только DMT из-за своего короткого, но сильного воздействия. Не надо забывать, что психоделики - это очень специфические вещества, которые имеют немного общего с наркотическими (наркотик от греческого "наркотикос" - "приводящий в оцепенение"). Только, к сожалению, пойти и купить легально любой из перечисленных психоделиков невозможно на сегодняшний день, так как их официально считают наркотиками. Но так было далеко не всегда. Марихуана до XIX века считалась хорошим успокаивающим средством (ее прописывали даже детям!). В конце XIX века кокаин прописывали практически от всех болезней, в США продавались сигары и сигареты с кокаином. Только в середине XX века забили тревогу в связи с кошмарным ростом наркомании (а, следовательно, и ростом преступности) в развитых странах. Никто и не подумал начать серьезную кампанию по изучению воздействия на сознание таких веществ, а их было известно уже тогда немало. Так что к 1966-му году было запрещено немедикаментозное применение всех психоактивных веществ, включая психоделики. А в 1965-м как раз началось движение хиппи - людей, для которых марихуана, гашиш, а позднее, и LSD, были частью повседневной жизни. Так что остановить потребление психоделиков властям не удалось (как, впрочем, и "обычных" наркотиков). До этого официального запрещения в научных журналах печаталось достаточно много авторов о том, что конопля служит прекрасным средством профилактики рака мозга и болезни Альцгеймера (старческий маразм). После официального запрета всех и вся, почему-то вышеупомянутые статьи стали опровергаться теми же учеными, и публикации, касающиеся психоделиков сошли на нет.

Timothy Leary
Тимоти ЛириStanislaf Grof
Станислав Гроф

Про пользу ЛСД и измененные состояния сознания было написано немало трактатов такими авторами, как Тимоти Лири, Станислав Гроф, Джон Лилли, Олдос Хаксли и Альберт Хофман ("изобретатель" LSD), которые сами принимали психоделики. Но по известным причинам авторов признали наркоманами, а их книги - псевдонаучными.

John Lilly
Джон ЛиллиAldous Huxley
Олдос Хаксли

В "цивилизованной" части планеты Земля для хиппи не было спокойной жизни - пришлось поискать. Как известно, "меккой" стало индийское побережье провинции Гоа, где родился совершенно новый стиль в музыке гоа-транс (Goa-trance).

Побережье Гоа
Побережье Гоа

Информации по гоа-трансу в интернете полно, так что не будем на нем останавливаться. Отмечу только, что появление нового стиля именно в сочетании со вспышкой интереса к древним традициям было явно не случайным.

В чем же причина такой разницы в оценке психоделических веществ?

Однозначно, в отсутствии элементарной информации о них. Вспомните, еще в детстве нам говорили родители, что наркотики - это зло, никогда даже не думайте о них; наркоманы - плохие люди, которые очень скоро умрут в страшных муках. И мы кивали головой и говорили что-то типа "Никогда не буду употреблять эту гадость!"

Cannabis - лист конопли

Но, позвольте, а кто информирует всех о том, что же такое наркотики? Правильно, СМИ. Но, почему же тогда мы ничего не слышим о работах Тимоти Лири, например? Вопросов получается больше, чем ответов. Хорошо,что есть всемирная сеть Интернет со своими законами, которые не запрещают распространение информации о психоделиках.

По информации от независимых источников можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, практически все народы имеют многовековые традиции применения психоактивных веществ, по крайней мере в медицинских целях.
Во-вторых, психоактивные вещества могут давать при выполнении некоторых условий действительно сильные ощущения, являющиеся следствием расширения сознания.
В-третьих, сотни научых статей говорят об отсутствии физической зависимости и абстинентного синдрома в большинстве случаев применения.
Исследователь Вальтер Н. Панке различает пять основных разновидностей психоделических ощущений:
1. Психотическое. Связано с чувством страха, паникой, параноидальным искажением представлений, чувством изоляции.
2. Познавательное. Быстрое мышление и обострение способности к логическим выводам. Многие проблемы предстают в новом свете.
3. Эстетическое. Повышение способностей восприятия. Человек видит звуки, вибрацию неодушевленных предметов, которые начинают жить богатой собственной жизнью, постигает прекрасную сущность обыденных вещей, наблюдает фантастические видения. Большую роль в обогащении впечатлений играет музыка, направляющая ход видений.
4. Психодинамическое ощущение. Человек постигает сущность важных явлений, которая до этого находилась в сфере подсознательного, делает оригинальные выводы.
5. Пиковое, космическое переживание. Ощущение целостности личности, чувство покоя, любви, неподвластности времени и пространству, ощущение эмоционального подъема, чуда существования, появление философского взгляда на окружающий мир, целостного знания, которое невозможно выразить словами.

Психоделики нельзя принимать "просто так". Иначе - бэд трип в лучшем случае
Психоделики нельзя принимать "просто так", иначе - бэд трип в лучшем случае

Все это, конечно, замечательно, но все ли так безоблачно в мире psy? Буду объективным, поэтому не могу не упомянуть про негативные последствия. Во-первых, психоделики не прощают употребления их "просто так". Подавляющее большинство "бэд трипов" происходит как раз из-за моральной неготовности или неправильного сочетания "set & setting". Несмотря на то, что psy-drugs не вызывают физической зависимости (факт), но остается зависимость психологическая, которая может перерасти в физическую. Например, употребление марихуаны может стать трамплином для употребления "тяжелых" наркотиков. В любом случае, изменений в психике и нервной системе в целом избежать не удастся. Жертвы передозировок часто становятся пациентами психиатрических клиник. Поэтому принимая психоделики, важно быть уверенным на 100% в своем психическом здоровье.

Круг замыкается...

Подытожим. Что же мы имеем? 5 чувств дают нам (мозгу), по крайней мере, 5 образов. Эти образы взаимодействуют между собой. Как? Это сложный вопрос, который должен решаться индивидуально для каждого. Оно включает в себя всю совокупность образов, возникающих при взаимодействии с внешним миром. На образах основана теория фреймов - теория быстрого восприятия сознанием человека знаний об окружающем мире. Часть фреймов являются врожденными, часть - приобретаются в течении жизни. Таким образом, наше сознание многомерно, но в то же время остается целостным в повседневной жизни. Ничего не напоминает? Ага, фрактал!

Фрактальная структура, отражающая на плоскости множество Мандельброта
Множество Мандельброта

На первый взгляд кажется, что фракталы - сложные математические объекты, но это не так. На самом деле фракталы окружают нас. Примером могут служить деревья, горы, снежинки, морозные "узоры" на окнах, другие кристаллические структуры и т. п.

Снежинка (графика)
Снежинка (графика)

Фрактальные горы (3D-графика)
Фрактальные горы (3D-графика)

Многие под воздействием психоактивных веществ часто описывают свои видения как фрактальные. Вот почему изображения фракталов часто используются на вечеринках на природе (open air) в сочетании с psy-trance музыкой и запахом восточных благовоний для достижения большего эффекта.
CD с псай-транс музыкой всегда легко отличить от остальных по обложке. Это, как правило, сюрреалистические картины, изображения, характерные для буддизма, фракталы и т. п. Также нам не дают забыть о связи различных видов психоделиков люди, которые занимаются введением в транс своей музыкой: Infected Mushroom,  Dissociactive,   1200 micrograms,   Fractal Structure,   Hallucinogen,   Atmos  ... в треке Infected Mushroom - "Drop out" использовано несколько фраз Тимоти Лири: 'But we all do sort of the same thing, and that is rearrange what you thought was real, and... hmm... they remind you of the beauty of very simple things. You forget, because you're so busy going from a to z, that there's... hmm ... 24 letters in beetween...','You turn to... tune in... and you drop out... '

"Познав себя, познаешь мир"

Напоследок хотелось бы привести несколько терминов, которые встречались в статье. Некоторые из них могут быть неточными, но я использовал эти термины в таком смысле, который здесь изложен.

Словарик

  • АЛЬФА-ВОЛНЫ. Колебания суммарного потенциала головного мозга, характеризующиеся частотой 8-12 колебаний в 1 с и амплитудой до 50 мкВ, с наибольшей отчетливостью выявляющиеся в затылочных отделах головного мозга в состоянии бодрствования.
  • АЛЬФА-РИТМ (ритм Бергера) — основной ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя. Его частота у взрослых — 8 — 13 Гц, средняя амплитуда — 30 — 70 мкВ с характерным периодическим усилением и ослаблением (альфа-веретена).
  • БЕЛЫЙ ШУМ — шум, лишенный высотной и тембровой определенности, объективно характеризующийся статистически неизменным во времени непрерывным, равноамплитудным во всем используемом диапазоне частот спектром. По слуховому восприятию к Б. ш. близко подходит шипение пара или газа при выходе из сопла, а также шум паузы при воспроизведении звукозаписи (на соответствующих уровнях громкости).
  • Б. ш. широко используется в психоакустических исследованиях в качестве маскера (заглушающего компонента) и для создания искусственных порогов звукоощущения. В зависимости от содержания опыта Б. ш. используется либо непосредственно, либо в качестве основы для формирования полосовых шумов, с помощью соответствующих частотных фильтров.
  • БЕТА-ВОЛНЫ. Низкоамплитудные колебания суммарного потенциала головного мозга с частотой 13-25 Гц, по форме близкие к треугольным вследствие заостренности вершин. Относятся к быстрым волнам. Их амплитуда в 4-5 раз меньше, чем амплитуда альфа-волн. Наблюдаются главным образом при воздействии различных раздражителей, при выполнении умственной работы и эмоциональном напряжении, сопровождаемом выделением стресс-гормонов.
  • БИНАУРАЛЬНЫЙ СЛУХ. Использование двух приемников звука (ушей) для получения информации о пространственной локализации источника звука, а также о его перемещениях. На основе особенностей Б.с. созданы системы Dolby Digital.
  • БИОНИКА — наука, изучающая принципы строения и функционирования живых систем для решения инженерных задач: совершенствования и конструирования машин, приборов, строительных конструкций и технологических процессов. Как самостоятельная наука Б. начала формироваться в 60-х гг. XX в. в связи с бурным развитием автоматических и автоматизированных систем управления. В основе Б. лежит метод моделирования. Основное внимание ученых-биоников направлено на изучение возможностей применения в технике закономерностей систем приема и переработки информации, присущих человеку и животному. По мере усложнения конструируемых машин исследования в Б. все теснее смыкаются с психологическими. Сформировалось особое направление в Б. — психобионика.
  • ГАММА-ВОЛНЫ (30 Гц и выше). Предположительно появляются в состоянии «гиперсознание». Достоверность их находится под сомнением.
  • ДЕЛЬТА-ВОЛНЫ (0,5-3 Гц). Появляются в период глубокого сна, транса, гипноза.
  • ДРОПАУТ (от англ. drop out - выбывать) - как првило, конечное состояние человека, принимабщего наркотики. Характеризуется апатией ко всему, отрешенности и т. п.
  • ИНСАЙТ (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть) — внезапное понимание, «схватывание» отношений и структуры проблемной ситуации (синоним: ага — реакция). Научным путем И. открыт В. Кёлером (1917) в исследовании решения проблем человекообразными обезьянами (описано в 1925 г.). Проблема могла быть решена только нахождением обходного пути; прекратив оказавшиеся бесплодными пробы и разглядывая предметы вокруг, обезьяны вдруг быстро приходили к правильному решению.
  • МЮ-РИТМ — ритм сенсомоторной области коры головного мозга. Известны другие названия этого ритма: «центральный», «викет-ритм», «гребенчатый» и т. д. По предложению Международного терминологического ЭЭГ комитета в 1974 г. было решено не использовать все вышеперечисленные термины, а называть описываемые электрические колебания М.-р.
  • ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.
  • ПЛАТО - состояние, характеризующиееся примерно постоянным эмоциональным состоянием во время ТРИПА. В зависимости от количества принятого вещества, можно получить различные плато. Графически плато можно изобразить как горизонтальную прямую.
  • ТЕТА-ВОЛНЫ (4-7 Гц). Возникают во время сна, глубокой релаксации и медитации.
  • ТРИП (от англ. trip - путешествие) - промежуток времени, во время которого наблюдается действие психоактивного вещества. Отсюда, "bad trip" (или freak out) - трип, во время которого человек испытывает негативные эмоции.
  • ФРАКТАЛ. От лат. fractus - дробный, состоящий из частей. Впервые его использовал Бенуа Мандельброт в своей работе "Фракталы" в 1975 году. Сам Мандельброт так определил ф.:"фракталом называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому."
  • SET & SETTING (установка и обстановка). Установка - то, как человек сам себя настраивает психологически перед приемом психоактивного вещества. Обстановка - совокупность внешних условий перед приемом психоактивного вещества.

Полезные ссылки

www.peterlife.ru - инфа по психоделикам
hallucinogen.ru - название говорит само за себя
www.psychedelic.ru - психеделический портал
psyplanet.ru - портал psy-trance культуры
psylive.ru - портал для интересующихся психологией; есть огромный словарь терминов
cactusman.narod.ru - хороший сайт для любителей кактусов
leary.ru - портал, посвященный Тимоти Лири
medicus.ru - один из лучших медицинских порталов; есть хорошие статьи по теме
lsdinfo.org - отличный сайт для интересующихся психоактивными веществами
nature.eunnet.net - сайт для любителей природы, грибов, в частности
entheogen.ru - сайт по этноботанике и этномикологии
flash.xaoc.ru - есть интересная инфа о фракталах, можно самим нарисовать фрактал
625-net.ru - сайт для интересующихся психоакустикой

Браткин А.А. (MoxX), 01.08.2006
CJCity.ru

Комментарии (5)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 10.08.2011 10:01 #

    VolanD25 - А я уже давно всем говорю что всё это фпактал)

  • Гость
    (Гость) 05.08.2010 12:02 #

    Кирилл - Превосходно!

  • Гость
    (Гость) 03.05.2009 20:51 #

    DJ Bonbast Ядерный Гриб - правда всё1 очень сложно и запутано написано... заумными словами, но если не спеша и вдумчиво читать то можно всё понять... очень интерессно... завлекательно...)))))))

  • Гость
    (Гость) 03.05.2009 20:48 #

    DJ Bonbast Ядерный Гриб - ОГРОМНОЕ СПАСИБО АВТОРУ ЗА ЭТУ СТАТЬЮ!!!)))

  • Гость
    (Гость) 03.05.2009 20:33 #

    DJ Bonbast Ядерный Гриб - я очень лоблю ПСИ ТРАНС особенно INFECTED MUSHROOM)) У НИХ ТАКОЙ МУЗОН... я первЫй раз как услышал... дома... в нете наткнулся... у мя ваще появилось ощюшение что это какойто потусторонний звук... у... ЛЮБЛЮ ПСИ-ТРАНС!!!!)))

Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...