Виртуальная драм-машина Steinberg B-Box
От автора: однажды наша группа осталась без барабанщика. Это ужасное событие произошло именно в тот момент, когда требовалось играть концерты и готовиться к серьезной записи. Выхода из положения было два - либо писать баллады без ударных и переквалифицироваться в "полубардовую" группу, либо вспомнить свое инструментальное прошлое и погрузиться с головой в создание "минусовок". Как раз в этот момент удалось познакомиться с программой Steinberg B-Box.
О программе...
Программа B-Box, предлагаемая фирмой Steinberg, не столь популярна у любителей компьютерной звукозаписи, поэтому очень редко удается встретить человека, использующего эту программу в качестве основной. Но все же представляет собой определенный интерес и заслуживает особого внимания.
B-Box очень часто встречается на дисках с Cubase, в качестве добавочного компонента.
Итак, B-Box - обыкновенная виртуальная драм-машина, интерфейс и принцип работы с которой прост до невозможности. Забегая вперед, отмечу, что качество внутренних сэмплов на весьма приемлемом уровне, а необходимую мелодию можно набросать сразу, по ходу репетиции или процесса написания аранжировки. Именно этими особенностями, эта программа и привлекательна - человеку, не слишком понимающему в премудростях звукозаписи, она понравится простотой использования, для более опытных - сэкономит время.
Внешний вид виртуальнай драм-машины Steinberg B-Box
Первый крупный недостаток, сразу бросающийся в глаза - невозможность составления басовых партий и различных инструментальных фрагментов. Барабаны и только барабаны. Ничего, кроме ударных инструментов и перкуссии, в этой программе нет.
Принцип работы B-Box, чем-то напоминает стандартные "аналоговые" драм-машины Boss, Zoom, Korg, где вниманию музыканта предлагается набор собственных звуков, а также сэмплы, эмитирующие работу наиболее популярных драм-машин. Всего таких наборов 15, для написания композиций наиболее распространенных стилей хватает с лихвой.
Что не слишком приятно, в процессе работы можно использовать только стандартный набор и один из пятнадцати предлагаемых наборов звука (банков или китов). Обычно этого хватает, но все-таки иногда хочется использовать звуки разных драм-машин в одном произведении.
Большим плюсом является возможность создания своего набора звуков. Для этого следует собрать библиотеку в формате .wav и воспользоваться специальным меню.
Работа
Все просто до абсурда. Имеем восемь каналов, на каждый канал приходится по одному инструменту. Регулировка уровня осуществляется виртуальным фейдером, две кнопки на канал: distortion и mute. Первая отвечает за одноименный эффект искажения, вторая за приглушение.
Мастер-регулировка осуществляется мастер-громкстью, регулировкой длительности и глубины эффекта distortion, кнопками переключения паттернов (Pattern) и патчей (Measures). Один паттерн - 16 (или 12) патчей или дорожек проигрываемых по кругу. Паттернов всего 8, переключаются они вручную, что довольно неудобно, но при записи вполне осуществимо.
И, самое, главное - окно и фейдеры темпа, оттенка, кнопки Play и Stop. Ознакомление происходит интуитивно, через несколько минут уже можно составлять простые мелодии и изменять готовые. Готовых мелодий очень большое количество, помимо стандартных 15-ти демо в главной папке, есть еще большое количество мелодий, заимствованных от "аналоговых" драм-машин.
Работа с секвенсером - заполнение дорожки, состоящей из окошек, меняющих цвет при нажатии.
Ничего проще быть не может. Однако некоторым неудобством является невозможность просматривания дорожки по всей длине в целом, потому как здесь эта возможность реализована пролистыванием Measures.
Оттенки, вариации
В меню Varius предусмотрено создание различных вариаций. Разработчики очень старались чтобы создаваемые партии могли быть максимально приближенными к работе живого барабанщика. Отчасти им это удалось, ибо возможно проигрывание и создание партии может происходит в режиме 12-ти и 16-ти шаговой системы дорожек, кроме этого возможно "очеловечивание" функцией humanize и применение ряда стилей для детальной отстройки оттенка.
Самое сложное во всех драм-машинах - создание синкопированных партий. Здесь удалось добиться очень близкого к оригиналу звучания...но никакая дорожка не заменит никогда барабанных палочек.
Разумный совет при работе с программой: включать метроном (к несчастью, внутреннего метронома в программе нет), писать под него "бочку" и затем уже накладывать другие инструменты. Если при этом простукивать пальцами партию на любых близлежащих предметах и примерно осознавать конечную цель своего замысла, то можно добиться многого.
Звучание
Звук довольно сносный, превосходит ряд стандартных драм-машин, но все же чувствуется в нем ненатуральность, "пластмасса" и "синтетика". Возможно для тех, кто работает в электронных направлениях, это подойдет, но для коллективов, привыкших работать с живыми барабанами, разница сразу чувствуется. Хотя при использовании банков сэмплов под названием Emu SP-12 kit, Real Drum, можно добиться очень похожего на настоящие барабаны звука.
Если же использовать собственные наборы сэмплов, то возможности программы резко расширяются. Для записей демо неплохо воспользоваться сэмплами, записанными в условиях репетиционной базы, для того, чтобы избавиться от "стерильности" и еще более приблизиться к живому звуку.
Вывод
Все известные драм-машины, включая и дорогие лицензионные версии для солидных PC обладают главным и существенным недостатком: они очень некорректно воспроизводят динамические перепады, свойственные работе ударной установки. Очень сложно воспроизвести с помощью цифрового моделирования силу удара, акценты, натяжение пластика, эмоциональность и тому подобные особенности работы ударника.
Программа Steinberg B-Box не стала исключением, и ожидать от этой программы чего-то сверхъестественного не приходится. Но простота работы с ней и неплохое качество звучания, серьезно помогут творческому человеку при написании песен, музыки, при занятиях и отработке аккомпанемента.
В связке с синтезатором, басгитарой можно вполне писать музыку самых разных направлений. Большим плюсом для владельцев недорогих звуковых карт является использование собственного банка сэмплов, а не набора General MIDI.
Мне эта программа понравилась. Я просто включаю какой-нибудь звуковой редактор вроде CoolEdit или Cubase, набрасываю в B-Box за несколько минут партию ударных, а остальные инструменты (басгитару, электрогитару и клавиши) использую настоящие и записываю их последовательно. И записи получаются неплохие, конечно, довольно посредственного качества, но зато времени на создание новых композиций уходит очень мало. Если сравнивать качество звука со звуками других виртуальных драм-машин, то здесь ударные прописываются на "5", особенно при использовании кита Real Drum и небольших манипуляций с реверберацией. Сторонним слушателям, не слишком просвещенным в музыке, кажется что барабаны "живые", а это самое главное.
Программа очень помогает на репетициях, с записанной фонограммой сразу слышно все фальшивости, которые ранее терялись на фоне работающей ударной установки. У программы электронное несбиваемое "чувство ритма", ей чужды ускорения, неправильные сбивки и ошибки, свойственные работе барабанщика. Следовательно, иногда репетируя с программой, можно существенно повысить уровень собственного матсерства и уровень своей группы, что очень положительно скажется при серьезной работе в студии.
Сергей Матяш, 05.04.2006
CJCity.ru
георгий - спасибо за статью!
XAN - Огромнейшее спасибо теперь хоть знаю что искать
RedRatt - Не понять было невозможно. Огромное спасибо.
Sample - Большое спасибо за статью.
Rafael - Мануал просто супер, спасибо нечеловеческое!!! а то я замахался переводить ;)
Aztek - Большое спасибо за статью