Как не ошибиться при покупке пианино
Среди старых пианино часто попадаются экземпляры, явно отслужившие свой срок. Как это узнать?
Иногда, покупая инструмент у своих знакомых, или по объявлению в газете, мы плохо себе представляем какие подводные камни нас могут ожидать, не пригласи мы хорошего фортепианного мастера. А если такой возможности нет?
Попробую описать самые распространенные дефекты, устранение которых либо не возможно, либо будет стоить больших денег.
Итак. Прежде всего, обратим внимание на клавиатуру - она должна быть идеально ровной. Для того, что бы это проверить не просто на глаз, возьмем обыкновенную школьную линейку и положим ее на клавиатуру. Если есть проваленные клавиши, то это сразу станет заметно, и мы сможем предположить, что суконные шайбы, находящиеся под клавиатурой превратились в труху от времени, или в инструменте давно проживают моль и прочие насекомые. Кстати, надо заметить, что в пианино иногда могут себя не плохо чувствовать даже мыши: это хорошо видно по обгрызанным бентикам, а под клавишами можно обнаружить продукты их жизнедеятельности. Что такое бентики и как заглянуть под клавиатуру я расскажу чуть ниже.
Дальше. Нам нужно научиться снимать верхнюю и нижнюю крышки пианино, а это, поверьте, очень просто. Сначала поднимаем верхнюю крышку (на нее обычно ставят цветы и магнитофоны), заглядываем внутрь и видим по краям переднего щита (или на ощупь) два зажима, поворачиваем их, и аккуратно наклоняем щит на себя, таким образом, снимая его полностью. С нижним щитом дело обстоит еще проще: приседаем, находим фиксатор, нажимаем его вверх и снимаем нижний щит без труда. Что же у нас остается? Ах да, крышка клавиш, или, как ее называют мастера, клап. Это тоже не сложно. По краям клапа могут находится два шурупа - выкручиваем, снимаем. Часто никаких шурупов нет и клап свободно лежит на направляющих стойках. Теперь мы визуально можем определить состяние струнной одежды и самой механики. Струн должно быть по три на каждый звук в дискантах и тенорах (справа и по середине), по две в малой и большой октаве (ближе к левому), и по одной, самой мощной струне, в крайнем левом ряду (контроктава). Не страшно, если мы обнаружим порванными струны справа, или по середине: любой мастер быстро поменяет их за пару долларов. А вот если порваны струны в большой, или контроктаве, с этим сложнее, потому что хорошие басовые струны есть не у всех и стоят они не дешево.
Идем дальше, осматриваем механику. Молоточки должны стоять четко, не шатаясь, на равном расстоянии друг от друга, как взвод почетного караула. Сам молоточный войлок не должен быть сильно изношен - это мы можем узнать, прощупав ударную часть молоточка. Смотрим чуть ниже самих молотков и видим веревочки с кожаными наклейками на концах, это и есть бентики. Они не должны быть поврежденными, и уж тем более порванными.
Теперь педальный механизм. Нажимая правую педаль, заглядываем внутрь механики, внимательно наблюдая за глушителями (демпферами). В момент нажатия они должны отходить от струн ровно, а не по очереди и при этом не скрипеть. С левой педалью еще проще: при ее нажатии, все молоточки, с помощью деревянной планки (рулейстика), наклоняются ближе к струнам, в результате чего возникает эффект piano, что значит тихо.
Как обнаружить трещины в резонансной деке и в чугунной раме? Для этого отодвигаем пианино от стены и с помощью фонарика исследуем каждый дециметр указанных конструкций. Если трещины нами таки обнаружены, лучше такой инструмент не покупать, ибо подобный ремонт относится к категории сложных и, как следствие, дорогих.
И еще о недостатках, с которыми лучше не связываться. Самый ужасный дефект, это когда говорят об инструменте, мол, не держит строй. В большинстве случаев продавцы тщательно скрывают этот факт и по этому здесь надо быть на чеку. Но как это узать не имея настроечного ключа? Узнать, или, по крайней мере, догадаться, что дефект имеет место, можно извлекая звуки по одному, внимательно к ним прислушиваясь. Если мы слышим просто немного расстроенный звук, то причин для беспокойства нет, если же мы услышим сразу три звука, совершенно различных по высоте сыграв всего лишь одну ноту, то скорей всего с покупкой стоит повременить.
Итак, инструмент нам понравился, деньги уплачены и встает вопрос - перевозка! Вот несколько полезных советов по этому поводу. Во-первых, мы должны четко усвоить, что любые, даже самые легкие удары пианино категорически противопоказаны, поэтому для перевозки надо нанимать профессиональных грузчиков, которые, используя специальные ремни и не малый опыт, легко перенесут его куда потребуется. Следует проследить за тем, как именно инструмент поедет на новое место жительства. Ни в коем случае не позволяйте перевозить его лежа, с наклоном, или на боку. В пути он должен твердо стоять на своих колесах, как вкопанный. Когда инструмент удачно перевезен и капитально установлен его обязательно надо настроить и отрегулировать, а здесь уже без опытного фортепианного мастера не обойтись.
Искренне желаю удачи!
Vane, 29.06.2008
CJCity.ru
Vad - Непоправимый дефект - трещины в чугунной раме, что встречается не так часто. Это происходит, как правило, если инстремент роняют при перевозке. Еще в старинных, так таз. беспанцирных рамах, что есть раритет.
Остальное, даже плохое удержание строя, исправимо. Можно заменить колки на ремонтные, правда комплект будет стоить не менее 100$, да и за работу по замене не менее 100$.
Определить держит ли строй или нет (и что с этим делать)может только опытный(!) настройщик, делая пробную настройку в разных диапазонах инструмента.
Если будете выбирать подержаный инструмент без специалиста, получите эффект "кота в мешке". Может повезти, а может и нет.
Serge - Старое лучше не бери. Разоришься на ремонте, т.к. он будет стоить даже больше, чем новое пианино.
chega93 - Спасибо! Как раз хочется немецкое старое пианино купить!