^ Вверх
  • На заметку промо-записи
  • Новые статьи на сайте Новые статьи
    • 9 способов добавить пространства в микс
      9 способов добавить пространства в микс 22 Февраля, 2022 Есть много элементов, которые объединяются в великолепный современный микс, и пространство, без сомнения, является одним из самых важных....
    • 6 ошибок музыкантов, касающихся финансов
      6 ошибок музыкантов, касающихся финансов 19 Февраля, 2022 Музыкальные биографии изобилуют историями о блестящих талантах, которые остались ни с чем и были вынуждены уйти из индустрии просто потому, что допустили несколько элементарных ошибок....
    • 10 профессиональных советов по добавлению мощи и панча в микс
      10 профессиональных советов по добавлению мощи и панча в микс 15 Февраля, 2022 Достижение широкого, мощного звука, слышимого в лучших профессиональных миксах, является святым Граалем для большинства продюсеров и инженеров. Лучшие и продаваемые на сегодняшний день релизы обеспечивают идеальный...
    • Особенности сведения и мастеринга для сервисов цифровой дистрибуции и стримингов
      Особенности сведения и мастеринга для сервисов цифровой дистрибуции и стримингов 10 Февраля, 2022 На протяжении десятилетий многие производители музыкальной индустрии и звукоинженеры были вовлечены в настоящую гонку вооружений. С момента зарождения музыки как продукта средств массовой информации, перенесенного...
    • Создание музыкального клипа в браузере
      Создание музыкального клипа в браузере 19 Февраля, 2021 Монтаж видеороликов необязательно должен быть сложным и скучным. Если к процессу вы подключите бесплатный видеоредактор онлайн InVideo, работа пойдет веселее, а результат вас впечатлит. InVideo — простое...
    • 10 советов диджеям и продюсерам от Alison Wonderland
      10 советов диджеям и продюсерам от Alison Wonderland 11 июля, 2018 Alison Wonderland, продюсер из Лос-анджелеса, довольно быстро стала известным диджеем благодаря её мастерским, разносторонним и энергичным сэтам. В прошлом году она ворвалась в Top 100 от DJ Mag и очень скоро выходит...
    • 10 нужных приложений для тех, кто делает хип-хоп
      10 нужных приложений для тех, кто делает хип-хоп 04 июля, 2018 Хип-хоп - это жанр, построенный на наследии, почтении “корней” и постоянной стилистической вариации в одном флаконе. “Хип-хоп” означает разные вещи для разных людей. Он простирается от фанковых,...
    • 6 советов для скрэтч-диджеев от Jazzy Jeff
      6 советов для скрэтч-диджеев от Jazzy Jeff 26 июня, 2018 Когда 17-летний Уилл Смит сказал: «Ни один другой диджей не пользуется таким огромным уважением публики на своих выступлениях, как Jazzy Jeff», это было не просто громкой фразой или хвастовством....
  • Читайте также
    • Обзор редактора Wavelab
      Обзор редактора Wavelab Среди всего многообразия программ для звука легко потеряться. Пользователи имеют возможность выбирать по множеству критериев. Зачастую довольно актуальным вопросом является стоимость программы. Но при...
Статьи / Железо

Line Out

Продукцию Creative Labs можно любить или не любить, но в трудолюбии и усердии, с которым инженеры и маркетологи компании разрабатывают новые ниши мультмедиа, родоначальнику саундбластера не откажешь. В общем-то, не секрет, что все развлекательные устройства, кроме звуковых карт, акустических систем и, пожалуй, плейеров, фирма собирает с миру по нитке и лишь доводит до ума под собственной маркой, но Sound Blaster — это святое. Пусть не всегда революционное, но оригинальное, даже баги, или, если угодно, фичи, — подчас те же, фирменные.

Судьбу Sound Blaster Extigy, довольно сильного продукта, простой не назовешь. Внешний звуковой контроллер на шине USB способен, кажется, на все и даже не имеет конкурентов, но… продается слабо (ситуацию не поправляет даже то, что цена в российской рознице упала до 130 долларов). В качестве работы над ошибками, что ли, Creative решила выпустить недорогую заплатку для ниши внешних аудиоконтроллеров — звуковой блок Sound Blaster MP3+, предназначенный также преимущественно для владельцев ноутбуков и, в меньшей мере, прочих компьютеров со слабенькими аудиоконтроллерами или вовсе без оных. Разберемся кратенько, что из этого вышло.

Для витрины — традиционно стильная коробка, с прозрачным пластиковым окном, чтобы сразу лицезреть продукт во всей красе. Открыв, убеждаешься: «маешь вещь». В комплект входит серебристый аккуратный (120х70х25 мм) внешний блок самой карты, USB-шнур, диск с драйверами и программным обеспечением от Creative, переходник со стерео RCA на мини-джек («мама»), «клипса» и липучки для крепления на корпус ноутбука или десктопа. Оптический шнур отсутствует как класс, а жаль. Рекомендованная цена — около 60 долларов; предложение в Москве пока очень узкое, но можно найти и за 50.

Внутри — печатная плата, на которой примостились не только разъемы входов и выходов, но и регулировочное колесико громкости наушников. Как выяснилось, Sound Blaster MP3+ базируется на аудиопроцессоре Creative CA0185-QAT и кодеке AD1885. Что конкретно представляет собой CA0185-QAT, к сожалению, выяснить не удалось. Судя по всему, это специализированный DSP скромной производительности, способный обрабатывать аудиосигнал в цифре (функции эквалайзера и прочей типичной ЦОС) и обслуживать цифровые входы-выходы. Кодек же AD1885 от Analog Devices — старый знакомый, хорошо себя зарекомендовавший на материнских платах: АС97 2.1, стерео 16 бит, полный дуплекс, мультибитные дельта-сигма АЦП и ЦАП с динамическим диапазоном не ниже 90 дБ, частота дискретизации от 7,04 до 48 кГц с шагом 1 кГц, встроенный микрофонный усилитель, режим цифрового микширования, высококачественный CD-вход, стереоусилитель на наушники.

Выход на наушники снабжен независимой регулировкой громкости, но при включении штекера звук с линейного аналогового выхода будет выключаться, как в обычной магнитоле. Сбоку, рядом с USB-входом, имеется переключатель между режимами «Digital Only» и «Digital/Analog». Назначение первого угадывается из названия, но его главная обязанность — передавать упакованный поток DolbyDigital/DTS-звука прямиком на оптический выход и далее на внешний декодер. В режиме «Digital Only» все аналоговые входы и выходы карты становятся недоступны, а для цифрового оптического выхода появляется выбор частоты дискретизации 44,1 или 48 кГц. В режиме «Digital/Analog» частота дискретизации на оптическом выходе фиксирована — 48 кГц. В обоих режимах оптический вход может работать на частоте 32, 44,1 или 48 кГц.

Дизайн Sound Blaster MP3+ следует признать удачным. Яркий голубой индикатор, мигающий при передаче аудиосигнала, изумительно сочетается с серебристым (сверху) корпусом, который, в свою очередь, гармонирует с черными, серыми и серебристыми ноутбуками. Благодаря черной окантовке с торцов корпуса, позолоченные RCA-разъемы не режут глаз своей блескучей желтизной. Оптические гнезда Sound Blaster MP3+, в отличие от Extigy, имеющей простые заглушки, прикрыты откидными пластмассовыми лючками, выполняющими одновременно роль защелок для штекеров TOSLINK (такая конструкция иногда встречается в ноутбуках). Разве что клипса не очень годится для совсем тонких дисплеев...

Конструктивно и программно допускается горячее подключение Sound Blaster MP3+ путем подсоединения USB-шнура. Если же его отсоединить, автоматически активизируются драйверы другой аудиокарты (при наличии таковой, конечно) даже без перезагрузки операционной системы. Кстати, переключение из «Analog/Digital» в режим «Digital Only» приводит к запуску иного, заточенного под этот режим драйвера.

Весь софт — почти точь-в-точь как у SB Audigy и Audigy2, только плейер DVD-Audio сменила отдельная программа графического эквалайзера, а в программе выбора динамиков вместо вкладки «Bass Managment» появились настройки «Bass Boost» (см. скриншоты). Включение CMSS ввиду отсутствия шести выходных каналов практически бесполезно — примитивное расширение стереобазы. Технологии Audio Clean-Up и Time Scaling по-прежнему доступны, но только через фирменный Creative MediaSource Player (обсчитываются центральным процессором). Желающие ознакомиться с возможностями EAX Advanced HD Console могут заглянуть на www.terralab.ru/multimedia/25232/page2.html, а здесь мы все-таки съязвим, что формально софт SB MP3+ не имеет права носить приставку «Advanced HD», как следует из скриншотов, поскольку эта технология изначально подразумевает сложную пространственную обработку звука силами сигнального процессора и применение формата 24 бит 96 кГц. Программисты явно погорячились: на корпусе и упаковке устройства ничего подобного не заявляется.

Эквалайзер выглядит почти профессионально, однако с клавиатуры не управляется (прощай, точность), а главное, нет индикации перегрузки, посему о появлении клиппинга придется судить исключительно на слух или прикупить кое-что из шароваров. Зато заготовлена куча пресетов, испробывать все — ну очень утомительное занятие.

Ясно, что поднять басы можно с помощью эквалайзера. Но тогда зачем Bass Boost? Масло масляное? Чтобы выяснить это, обратимся к измерениям. В качестве контрольных весов использовалась звуковая карта Audigy2 Platinum EX.

В целом Sound Blaster MP3+ показал неплохие результаты. Некоторые странности следует отнести скорее к специфике функционирования измерительного программного обеспечения (все-таки через USB, а значит, не минуя его драйвер), нежели к чем к глюкам звуковой карты. В основном измеренные значения (АЧХ, отношения сигнал шум, динамического диапазона, нелинейных искажений, интермодуляции и проникновения каналов) для разных входов и выходов ложились в ожидаемые коридоры для хорошего 16-битного дельта-сигма-преобразования, подкрепленного недешевой развязкой. Так, отношение сигнал/шум на аналоговом выходе составило 83,2 дБА, а на оптическом — 99,8 дБА. А вот динамический диапазон на оптическом входе почему-то оказался хуже: всего 65,2 дБА по сравнению с аналоговыми 73,1 дБА. Также на нем порой отмечалась подозрительно высокая интермодуляция. Похоже, оптический вход тестируемой платы не до конца понимал оптический выход Аudigy2. Свидетельство тому — престранная АЧХ, причем как в режиме Digital Only, так и в режиме Digital/Analog (подробный отчет с графиками см. на www.terralab.ru/multimedia/28814). Кстати, судя по полученным графикам, АЧХ у оптического выхода более линейна, нежели у аналогового. В чисто цифровом режиме («Digital Only»), оказывается, с успехом функционирует эквалайзер.

Ну а что же с Bass Boost? Если верить всплывающей подсказке, предусмотрено изменение частоты от 10 до 200 Гц с шагом 1 Гц. Хм, заманчиво… Приступим к проверке! Выставляем фейдер «среза частоты» (cut off — название придумала Creative) на 25 Гц. Задираем фейдер уровня (Level, оценивается в %) почти на максимум. АЧХ плавно вздулась холмом (более 9 дБ) с вершиной, действительно, около 25 Гц, но при этом влияние подъема баса распространилось аж до 250 Гц (график зеленого цвета).

Снизив почти до упора уровень и подогнав фейдер к минимальной частоте, наблюдаем маленький холмик (график голубого цвета), подбирающийся к 10 Гц. Далее, выставив частоту среза на максимум, получили вершину холма приблизительно на 200 Гц. При этом пришлось убавить уровень, иначе начинался клиппинг. В итоге получили выпуклость высотой 12 дБ (белый график; учтите, что нормировка опустила АЧХ на –6 дБ), справа простирающуюся до 2 кГц, а слева убавляющую самые низкие частоты с наклоном под 3 дБ на октаву. Тут уже подъем не басов, а средних частот! Как видим, регулировка частоты подъема баса чрезвычайно полезна, но и коварна.

Теперь о линейном аналоговом входе. Скажу сразу: он гораздо лучше большинства аналоговых входов звуковых карт, встроенных в ноутбуки. Однако тягаться с PCI-картами уровня Live! ему, пожалуй, еще рановато. Вроде бы и динамический диапазон более 80 дБА и остальные параметры достойные, только вот все это меряешь при мощном входном сигнале (когда достаточно выставить фейдер в микшере ниже ~30%). А если сигнал слабенький и вынуждает вытягивать уровень, задирая фейдер входа записи до 100%, то фоновый шум вылезет за –60 дБА, что для качественной оцифровки неприемлемо.

Микрофонный вход огорчил. Сигнал/шум под 50 дБА и хуже. А если еще забыть включенным этот вход с задранным уровнем, то шум хлынет на все выходы.

Признаюсь, боялся, что звук с USB-картой начнет заикаться, стоит только чуть поднагрузить компьютер. Как выяснилось, главное, выставить DMA где только можно (в частности, если под ХР, то в IDE-контроллере, если высвечивается выбор, конечно), и тогда музыка звучит нормально. Sound Blaster MP3+ не предназначен для современных игр с продвинутым звуком, и хотя играть, в общем-то, можно, но подтормаживание видео и заикание аудио не исключены.

Выход на наушники, откровенно говоря, не впечатлил, хотя и придраться вроде бы не к чему. Для высокоомных наушников запас по мощности мизерный. Единственный плюс — подъем баса и эквалайзер воздействуют и на этот выход, так что ничто не мешает подстроить звучание на свой вкус.

При воспроизведении через оптический выход влияние особенностей Sound Blaster MP3+ почувствовать трудновато — всё в рамках хороших 16 бит. Как ни странно, Sound Blaster MP3+ берется озвучивать 24 бит 96 кГц (посредством стороннего плейера PowerDVD) — но из этого выходит сплошная какофония.

Очень внимательно мы прослушивали музыку в формате МP3 с разным битрейтом, в надежде, что Sound Blaster MP3+ проявит себя по-особенному. Однако приходится признать: добавочка «МР3+» в названии — всего лишь маркетинговый ход.

Для обладателей скрипучеголосых ноутбуков и немых десктопов без свободных PCI-слотов, а также прочих людей, ценящих супермобильность, 50–60 долларов — не те деньги, чтобы себя обделять. Вставил (в USB) — и готово, тем более что внешнее питание, как для SB Extigy, не требуется. А если еще и активная акустика с оптическим входом простаивает, то тут сам всевышний велел… Цифровой оптический вход же, думается, понадобится единицам (которым ныне 24 бита/96 кГц подавай).

В нашей тестовой лаборатории уже начались испытания объявленной недавно Sound Blaster Audigy2 NX — следующей внешней модели, такой же компактной, подключаемой по USB 2.0, аппаратно ускоряющей трехмерные эффекты в играх, поддерживающей воспроизведение DVD-Audio и декодирование на восемь каналов (5.1/7.1). Но — питающейся уже только от внешнего адаптера и не способной, как Extigy, работать автономно, вообще без компьютера. Все ниши у Creative закрыты.

Андрей Волов, 21.12.2003
www.computerra.ru

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, .

Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...