Музыкальный PC. Студийная система на базе Shuttle X
То, что компьютеры используются на концертах не только для того, чтобы техники не скучали, раскладывая пасьянс за кулисами, а в качестве базового оборудования, думаем, рассказывать никому не надо. К примеру, последние концерты Depeche Mode и Pet Shop Boys целиком и полностью были построены на компьютерной базе.
Обычно используются компьютерные звуковые библиотеки, семплы, собственные петли (зацикленные семплы и куски треков). Из всего этого материала и создается в реальном времени музыка, к которой добавляются некоторые живые инструменты, например, гитара.
Но компьютерами пользуются не только электронщики, но и большинство команд совершенно других стилей. В основном, компьютеры используются для воспроизведения "минусов" - партий отсутствующих на сцене музыкантов. И для воспроизведения семплов. Раньше для этих целей часто использовались CD-деки и семплеры, но сегодня профессиональные и полупрофессиональные карты способны обеспечить качество звука на порядок выше.
И вот к нам в редакцию на днях попал один подобный компьютер. Что он из себя представляет, можно лицезреть на фотке, ну, а что у него внутри, а главное, как это все можно использовать, - это целая песня, которую сейчас мы будем озвучивать. Не особо хвастаясь, можно сказать, что на попавшей к нам машине создаются демонстрационные треки, проводятся живые выступления электронщиков, а также в течение 10-15 минут монтируются видеоклипы. Если интересно увидеть все это вживую - вперед на аудиошоу в рамках карнавала Цифровых Технологий Intel и конкурса "Новый Бит 2003".
Кстати, нечто подобное демонстрировали ребята из Intel, когда представляли Pentium 4 на "Комтеке" - качали из интернета на глазах у публики какую-нибудь демонстрационную петлю (зацикленный семпл) ударных, записывали риф гитары, аплодисменты, речитатив. За несколько минут записанные фрагменты обрабатывались самыми навороченными программами и превращались в качественные петли.
Ко всему этому добавлялись партии, сделанные на инструментах из профессиональных библиотек. Потом все раскидывали по каналам, и - вуаля - у всех на глазах получался трек профессионального качества. И все это за полчаса. На нашей сегодняшней коробочке можно сделать все то же самое и даже больше. Например, слить на комп видеоматериал с цифровой камеры по FireWire и по накатанной тут же набабахать клип, качество которого будет ограничено только используемой камерой. И еще.
В начале статьи речь зашла про Pet Shop Boys и Depeсhe Mode… Так вот, как уже говорилось, на этом компьютере также проводятся живые выступления электронщиков. И выглядит это так: к компьютеру подключается несколько человек с MIDI-клавиатурами, в Cubase загружают профессиональные библиотеки, запускается драм-машина, и получается самый настоящий концерт. И все это - силами одного единственного компьютера.
А что касается качества звука - так оно на самом высоком уровне. Библиотеки звуков SpectraSonic (компания, которая торгует звуками, представляете? - прим. ред.) на сегодняшний день - самые совершенные в мире. К примеру, партии бас-гитары или саксофона, сыгранные на MIDI-клавиатуре с помощью этих библиотек, невозможно отличить от реальных, инструментальных.
Самое примечательное заключается в том, что наш испытуемый - самый обычный компьютер. Впрочем, это и есть основная идея аудиошоу и всего Карнавала Цифровых Технологий Intel - показать, на что способны нынешние "домашние компьютеры". В "концертном компьютере" нет ни одного профессионального девайса, за исключением (с натяжкой) полупрофессиональной звуковой карты Egosys WaveTerminal 192. В остальном же это самое обычное "домашнее" железо. Платформа Shuttle X (корпус и материнка) построена на самом обычном i845 и никакими умопомрачительными характеристиками не обладает.
От многих других систем ее отличает только изначальная заточенность под A/V-компьютеры. На процессоре и блоке питания установлены очень тихие кулеры, разводка платы выполнена так, чтобы наводки были минимальными, а интегрированные контроллеры USB 2.0 и IEEE 1394 позволяют подключать массу нужных внешних устройств вроде цифровых камер и музыкальных контроллеров.
Наверное, единственная железка, которая заслуживает отдельного рассказа, - это звуковая карта. Egosys WaveTerminal 192 при своей очень невысокой цене обладает незаурядными характеристиками. При воспроизведении стандартных записей с компактов карта дает такой звук, что на любых хайфайных колонках с неплохими импульсными характеристиками отличия от Audigy2 заметны даже невооруженным ухом, и переходить обратно на детище Creative очень не хочется. Звучание WaveTerminal намного ярче и детальнее. Второй плюс - помехозащищенность: даже торчащий в соседнем слоте GeForce4, практически упирающийся в звуковуху чипом, не смог навести на карту порчу.
Последняя фича звуковухи - технология Direct Wire, позволяющая конвертировать сигнал напрямую между MME-, WDM-, ASIO- и GSIF-стандартами, что позволяет избежать разных заморочек при создании музыки.
Про другие наполнители компьютера рассказывать особо нечего: жесткий диск на 120 Гб, 512 Мб DDR 333 и процессор Pentium 4 2,4 ГГц обеспечивают нужную мощь для быстрой и качественной обработки звука и видео. Карта на чипе GeForce 4 нужна только для того, чтобы одновременно выводить изображение и на рабочий монитор, и на проектор, для демонстрации публике преобразований материала и готовых клипов.
Как видите, ничего из ряда вон выходящего - обычная система.
Всего лишь надо грамотно подобрать комплектующие с учетом концепции A/V-компьютера. Остальные возможности обусловлены мощным софтом. На машине помимо небольших обслуживающих программ вроде SoundForge установлены две очень мощных системы - Cubase SX и Samplitude. Последний особенно ценен возможностями работы с фрагментами, записанными "вживую", и WAV-файлами. К примеру, программа позволяет при помощи эффектов сделать даже из некачественных записей семплы и петли студийного уровня, а также свести их в треки.
К тому же возможности программы позволяют работать не только с записями, но и с VST-плагинами, с готовыми семплами и петлями. А Cubase используется по двум причинам. Во-первых, из-за широкой распространенности, во вторых, из-за непревзойденных возможностей по обработке MIDI-сигнала. Именно с помощью этого секвенсора, разросшегося до целой среды, можно организовывать и живые концерты, и делать записи профессионального качества. Главное, чтобы аппаратные возможности машины позволяли софтверную мощь Cubase и Samplitude.
А реализовать ее можно, как мы только что увидели, на самых обычных комплектующих. Главное - чтобы и железо, и софт были подобраны с умом. VST Есть такие три веселых буквы. Везде их пишут, но что они означают, не все знают. Внесем некоторую ясность. Собственно, VST - это специальный API, который используется для создания разного рода музыкальных плагинов к крупным программам. Как, кстати, и Direct Sound, который используют не только в игрушках, но и для создания софта для музыкантов.
Соответственно программы, которые понимают тот или иной интерфейс, могут работать с тем, что на DS или VST написано, а большинство крупных программ понимают оба API. А пишут на VST два вида плагинов - VST-эффект-плагины и VST-инструменты. Эффект-плагины ничем особенным не славятся, их достоинство в том, что ими можно сколько угодно расширять стандартный набор эффектов музыкального редактора, который с пониманием относится к интерфейсу VST.
Что именно эти плагины делают, понятно и чернобыльскому ежу, - накладывают на материал относительно сложные эффекты, построенные на более простых, базовых. А вот про инструменты, написанные на этом API, есть что порассказать. Информация о них - в соседней врезке.
VST-инструменты
VST-инструменты состоят из множества семплов с разными вариантами звучания для каждой ноты. Как именно должен зазвучать инструмент в каждый момент, определяют контроллеры, посылающие программе определенный MIDI-сигнал. Например, самые распространенные контроллеры, MIDI-клавиатуры, имеют основные и дополнительные функции и регуляторы, которые можно запрограммировать так, как нужно музыканту.
Многие современные MIDI-клавиатуры имеют вот такой джентльменский набор функций: несколько уровней чувствительности клавиш (velocity), функцию AfterTouch (дожимание клавиши), скроллы Pitch-Shift и Modulation. Иногда комплект примочек бывает расширен дополнительными ручками и кнопками.
Velocity определяет громкость и отрывистость звука, а остальные функции могут быть запрограммированы как угодно (к примеру, "повесить" на Aftertouch включение дисторшена или бэнд на полтона). Как вы понимаете, чем больше регулировок, тем больше существует их комбинаций.
Александр Енин, 21.08.2003
www.computery.ru/upgrade