Кто сказал «WAV»?
В нашем весьма субъективном сравнительном тесте участвовали три последних версии популярных волновых редакторов, вышедших с интервалом всего в пару месяцев. Кто больше волнует воображение звуковых дизайнеров, электронных музыкантов и звукорежиссеров? Насколько бережно разработчики сохранили любимые юзером старые фичи, насколько полезны и существенны введенные ими новшества? Поворачиваемся к колонкам, в которые Имеющий Уши подает звуковой сигнал с компа, и пытаемся заметить разницу. Предупреждаем заранее: она существенна в первую очередь для тех, кто работает со звуком профессионально, либо собирается стать профи. Либо… очень любит сам процесс.
В чьем исполнении это самое .wav звучит приятнее — WaveLab, Sound Forge или Cool Edit? Мало написать на сайте, что-де наша софтина — стандарт индустрии, и без нас вы будете жалкими ламерами, а вот сообщите нам номер кредитки, и тогда посмотрите... Желательно, чтобы у пользователя были основания этому верить. Итак, сначала — короткая информация об особенностях новых версий, а затем, собственно, сравнительный тест.
Cool Edit Pro 2.0. Syntrillium Software, http://www.syntrillium.com.
Редко радуют нас апдейтами разработчики этого заслуженного волнового редактора, практически первого для платформы ПК. Но каждый из апдейтов делается основательно. В этот раз юзерам предлагается: корректная поддержка Direct X, увеличение частоты самплирования до 192 кГц. А также максимально простой и дружественный интерфейс, подходящий для разных случаев. Предполагается, что музыку обычно играют «вживую» и записывают с наложениями. Из грув-бокса, синтезатора или самплера тоже можно экспортировать волновые файлы, а затем обработать и аккуратно смонтировать в многоканальнике.
Сохранены все старые встроенные эффекты, плюс добавлен ряд новых. Предварительное прослушивание в реальном или сильно приближенном к реальному времени существенно добавляет им полезности. Изначально программа была рассчитана на оффлайн-обработку. Вы помните, какими тормозными были персоналки лет семь-восемь назад? И только Cool Edit 1.0 мог работать на жалкой «тройке» под Win3.1 практически без глюков. Стабильность осталась его достоинством и в следующих версиях. Syntrillium Software даже отказывается называть системные требования! Единственное, что нужно — установленная Винда, начиная с 98SE и заканчивая XP. Это считается достаточным условием, чтобы софтина успешно завелась.
Максимальная разрядность записи, как и в предыдущей версии — 32 бита с плавающей точкой. Количество дорожек? Практически определяется емкостью жесткого диска. Встроенных эффектов в Cool Edit больше четырех десятков (количество можно считать по-разному) — компрессия, модуляция, фильтры, сдвиг по частоте (pitch shift), реверберация. Чтобы избежать простого перечисления, я бы назвал самые приятные.
FFT Filter — эквалайзер с очень высокой добротностью, работающий по алгоритму быстрого преобразования Фурье. Частотка рисуется мышью, усиление-ослабление — хоть 400 дБ. Если учесть, что динамический диапазон человеческого слуха 120 дБ, такого фильтра хватит самому требовательному юзеру.
Sweeping Phazer — классический эффект вращающегося динамика имени рок-группы Pink Floyd. Если вы предпочитаете современный эмбиент, эту примочку можно настроить более радикально. Если вы спрашиваете: «А что такое эмбиент?», можете смело переходить в меню компрессоров и делать свой микс погромче :-).
Doppler — леталка из уха в ухо; по-ученому — фазовое стерео. Ряд парней, получаюших слуховой опыт в основном из радиоточки, упорно называют его 3D-эффектом. Спорить с ламерами о количестве D в двухканальном стерео мне надоело еще в позапрошлом году, но эффект Допплера в исполнении Cool Edit очень советую попробовать. Диапазон расстояний — от километров до метров. Скорость — от пешеходной до сверхзвуковой.
Brainwave Synchronizer — очень хитрый модулятор с явным или тайным психоделическим воздействием (зависит от настроек). Рекомендуется применять под наблюдением врача, или хотя бы клинического психолога.
Phase Analysis — фазовый анализатор (иначе называемый «гониометр», просьба не путать с детектором лжи — наш можно применять без санкции прокурора :-)). Показывает фазовое соответствие между левым и правым каналом. Для моносигнала это будет прямая линия, для двух независимых источников шума — шум на всю ширину экрана. Для качественного стереомикса… Что я вам буду рассказывать, сграбьте в машину пару любимых компактов с помощью того же Cool Edit и посмотрите сами. А фигуру на скриншоте дают две синусоиды с почти одинаковой частотой.
Cool Edit Pro — единственный волновой редактор, кроме, пожалуй, SEK'D Samplitude, поддерживающий многоканальную запись. Для Samplitude она является основной функцией, для Cool Edit Pro — фактически дополнением к двухканальному волновому редактору. Но из существенных для многоканальника функций записи, монтажа и сведения у Cool есть почти все. По сравнению с версией 1.2а архитектура сильно усовершенствована. Сильно, и в лучшую сторону, поменялся Track View — окно многоканальной записи. Добавлена шина для подключения общих эффектов или мониторов, а также ряд встроенных обработок в реальном времени При этом (субъективное мнение) междумордием он удался куда приятнее Samplitude.
В дополнение к WaveLab можно приобрести очень навороченный многоканальник Steinberg Nuendo; Sonic Foundry выпускает менее навороченный, но очень простой в работе волновой секвенсор Acid Pro и профессиональную программу Vegas Video, рассчитанную в основном на инженеров кино и телевидения.
Syntrillium Software предлагает комплексное решение «в одном флаконе». Конечно же, есть компрессия .wav в .mp3 и их воспроизведение с помощью кодека mp3PRO, включая файлы с переменным битрейтом. Оставлена традиционная интеграция с Cakewalk-Sonar, т.е. секвенсор «видит» нашего героя при запуске и использует его в качестве внешнего волнового редактора. Есть ограниченная поддержка MIDI, включая импорт файлов, но она явно слабее поддержки волновых файлов в Sonar :-). Есть синхронизация по SMPTE, экспорт файлов .avi (на случай монтажа звука под видеоролик). При всей своей осторожности к подобным гибридам, должен признать: на этот раз эксперимент американских последователей Мичурина удался. Даже серьезному профи Cool вполне хватит для накопления материала, а для владельца домашней студии эта софтина может быть вообще единственной в компе. Кроме операционной системы и ее оболочки, конечно :-).
Sound Forge 6.0. Sonic Foundry, http://www.sonicfoundry.com.
Помню, как юзеры года два назад стали поругивать популярный волновой редактор за то, что он работает исключительно с 16-битными файлами. Пора повышать разрядность! И Sonic Foundry повысила — сначала 32 бит с плавающей точкой в версии 5.0, а в шестой, чтобы точно хватило — вот вам целых 64 бита. Хотя и 8, и 16 оставлены. На любителя. Похоже, полностью оценить это новшество мы сможем только на следующем поколении машин, в которых звуковушка будет включаться в 64-битную шину, а все, что ниже 24 бит, перейдет в разряд Lo-Fi.
Максимальная частота самплирования — 192 кГц. Предусмотрена поддержка файлов «до 4 Гб и более». Так написано в мануале; что значит «и более» — разбирайтесь сами; но автором замечено очень серьезное ускорение работы с файлами больших размеров. Разница между долями секунды, потраченными на обработку «мелких» файлов, занимающих пару «метров», практически остается за порогами восприятия. Как в ряде случаев и разница между цифровым звуком в просто запредельном и совсем запредельном разрешении. А есть ли она вообще, спросит читатель? Добро пожаловать в
Уголок Маньяка
Между словами «два сигнала воздействуют на меня одинаково» и «я не замечаю разницы между двумя сигналами» находится настоящая пропасть. Она бывает разной «ширины» и сильно зависит от личного опыта. Примерно как между «из моего кармана не тянут мелочь» и «я не замечаю, как из моего кармана тянут мелочь».
Откройте старый учебник физики и прочтите в очередной раз, что «человек слышит звуки в диапазоне 20 Гц…20000 кГц». Да, слышит. Но есть еще и низкочастотные модуляции от десятых долей герца, которые передают ритмику, интонирование, изменения тембра. И есть супер-верх до 100000 кГц. Один из экспериментов, доказывающих, что супер-верх тоже влияет на слуховое ощущение, был проведен лет десять назад в Национальном Институте Мультимедийных исследований Японии. Экспертам заводили музыкальные произведения с достаточно насыщенным верхом. В одном варианте они звучали, как записаны, в диапазоне до 40 кГц, в другом — обрезался верх выше 26 кГц. Участники не смогли уверенно заметить разницу и сказать, где именно произошло обрезание, но при этом в момент включения-выключения фильтра у них наблюдались всплески на электроэнцефалограмме (это картинка, изображаемая девайсом для измерения электрической активности мозга). Спектр духовых, струнных и ударных заканчивается за пределами все тех же 20 кГц. Вероятно, есть случаи, когда записать самые высокие частоты все-таки полезно.
Если парни из Sonic Foundry таким образом предупреждают нас о новом заговоре, готовящемся против малобюджетной звукозаписи, а заодно и против кошельков любителей музыки, вероятно, переход на более высокую разрядность и совсем запредельные частоты самплирования со временем состоится. Казалось бы, лучше научить мифологического «среднего юзера» правильно распоряжаться уже имеющимися в его машине битами. Но вспомним о давно подступающей к нашим краям эре DVD, включая DVD Audio, и о том, что размеры звуковых альбомов скоро будут измеряться гигабайтами. Желательно чем-то занять пластинку емкостью в 4…6…8 гиг. В худшем случае это будет просто большой файл, в лучшем — приятная музыка в самом высоком разрешении. Вопрос в том, насколько дороже обойдется аппаратное обеспечение и носители информации. Думаю, что новые звуковые аппараты будут дороже, пока они являются экзотикой и верхней планкой доступного качества. А затем постепенно подешевеют до уровня компакт-вертушек и CD-райтеров.
Выход из Уголка Маньяка
Но вернемся к новым фичам Sound Forge. Наиболее существенным автор считает увеличение масштаба изображения волновой формы до 24:1. Это позволяет точнее выполнять линейный монтаж, размечать петли и дорисовывать фрагменты волновой формы в ручном режиме. Например, очень аккуратно восстанавливать небольшие щелчки, выпадения и перегрузки сигнала.
Улучшился внешний вид DirectX® Plug-In Manager и Preset Manager. А в остальном такую грамотную софтину проще испортить, чем улучшить. Стабильность работы у версии 6.0 чуть похуже по сравнению с 5.0b, ряд Direct-X эффектов регулярно «подвисает», особенно в режиме предварительного прослушивания в реальном времени. Однако можно быть почти уверенным, что баги почтенной фирмой будут вскоре исправлены, как это случилось всего год назад с пятой версией.
На сайте разработчика можно найти сравнительный тест, доказывающий, что шестая версия быстрее пятой. Согласен. Минимальные требования к системе для старого и нового Sound Forge: процессор с частотой 333 МГц, 96 Мб оперативки. Но в первую очередь — быстрый и надежный винт. Под Win98 и WinXP Forge точно «бегает», под эмулятором «винды» на Mac — тоже, хотя крайне медленно. Ставьте и куйте .wav, пока он горячий.
(Окончание следует)
Виктор В.Пушкар, 26.04.2003
mycomp.com.ua