FM-7: родной или двоюродный?
«Если парням хватает встроенных стилей и тембров в клавише, то либо это очень качественные стили и тембры, либо очень некачественные музыканты» — из разговора двух людей, забирающих одежду из гардероба. Задолго до окончания концерта.
Виртуальный синтезатор от Native Instruments и его ближайшие родственники В первой части наших заметок мы уже писали об одном важном свойстве виртуального синтезатора FM-7 от Native Instruments — возможности создавать собственные патчи. А теперь в общих чертах расскажем, как это делается. Ответ на вопрос: «Как программируется синтезатор» очень сильно зависит от того, что вы играете и сколько времени собираетесь уделить программированию. Для начала загрузите один из готовых банков тембров и отслушайте. Наверняка вам понравится хотя бы один из 128 и покажется почти тем, что иногда нужно в хозяйстве. Открывайте его в редакторе и смотрите, какого цвета у него внутренности :-). Если так уж боитесь затереть или перестараться с редактированием, сохраните резервную копию. Пожалуй, это самое первое, чему стоит научиться при работе с цифровым синтом. При наличии сотен параметров редактирования и периодически включающемся рядом сварочном аппарате результаты работы могут иногда теряться. Источник бесперебойного питания или даже сетевой фильтр отчасти спасают, но уж очень требовательная к ресурсам софтина этот FM-7, и на старой машине он будет глючить именно тогда, когда из динамиков слышны настоящие чудеса.
Инструкция в формате .html, прилагаемая к виртуальному синтезатору, скупа и лаконична по сравнению с печатным руководством на немецком или английском. Но интерфейс, в общем, интуитивно понятен; воспроизводить 100 с лишним страниц, плюс упущенные авторами подробности на одном развороте — сами понимаете, что получится. Поэтому выборочно о главном. В Preferences выставляется ряд параметров работы с MIDI и секвенсором, включая кривую velocity. Рядом находятся кнопки, вызывающие окно редактирования и виртуальную клавиатуру.
Горячие клавиши. Ну куда же без них? Для начала запомните, что F1-F8 вызывают окна операторов A-F, X, Z, тембры переключается клавишами +\- и стрелками. Page Up\Page Down здесь тоже работает. Остальное освоите постепенно.
Comp (compare) — сравнение редактируемого тембра в оперативке с исходным, либо с тем, что там было при предыдущем вызове compare. Learn — прописывание параметров с помощью внешнего MIDI-контроллера. Фиолетовая кнопка Store служит для сохранения пользовательских огибающих и пресетов настройки.
Команды «библиотечной» закладки LIB нужны именно для загрузки и сохранения.
Load-Import Sysex — загрузить банк — загрузить system exclusive; Store-Store To — сохранить тембр в оперативной памяти, в ту же самую или другую ячейку; Save-Save 32-Save All — сохранить на диске один, тридцать два или все тембры.
Randomize — для любителей редактирования методом «бросания кубиков». Кликните левой клавишей мыши на одном из семи параметров, и «потяните» его значение вверх или вниз. Тренируйтесь, другие функции редактирования управляются мышью почти так же. После этого жмите на кнопку Do It!. Именно так, с восклицательным знаком! После чего каждый из параметров меняется на случайную величину, чем выше заданная цифра в окне, тем сильнее изменения. Готовьтесь услышать странные вещи. Особенно если в Preferences выставлен «агрессивный» режим работы.
Закладка Easy Edit. Здесь тоже был наш старый знакомый Изя, парень универсальных талантов, который отлично умеет и печь компакты в Easy CD Creator, и играть музыку easy listening с оркестром Поля Мориарти. Но пользоваться его услугами в деле редактирования тембров лучше аккуратно. Предлагаемые параметры ну очень простые, как эквалайзер в переносной «мыльнице». Влияние на звук — примерно такое же. Т.е. при злоупотреблении тембр становится мало похож на себя. Разве что подстройка чувствительности velocity может иногда себя оправдывать.
Закладка Master полезна в первую очередь индикаторами уровня (стереовыход и внешний монофонический вход). Здесь можно включить и редактировать общий эффект. Задержка с модуляцией — для синтезаторщика примочка номер один. В FM-7 она вполне на уровне. Voices — полифония, по умолчанию — 8 нот, как в настоящих цифровых клавишах из 80-х. На мощной машине можно увеличить, на слабой — уменьшить. Расстройка унисона — это понятно что. 12-струнную гитару слышали? Режим mono — одноголосый — это просто праздник какой-то. Quality — analogue\digital. Здесь вы выбираете качество «выходного усилителя» и «конверторов» — от убитого старого электрооргана до очень живого современного инструмента.
А теперь перейдем к операторам и алгоритмам включения. И, наконец, выясним, чем отличается FM-7 от классической «семерки». Операторы A-F полностью одинаковы и практически взаимозаменяемы. Это генераторы простых волновых форм, которых в прошивке синтезатора 32. Для начала мы можем включить один генератор без модуляции и послушать, как звучит каждая из них на разных частотах. Общее правило — чем сложнее патч, тем проще исходные волновые формы. Free Run означает запуск генератора со случайной фазы, Sync — синхронизировано с нажатием на клавишу. В классическом ЧМ использовались синусоиды, т.к. прошивка даже короткими wavetable по тем временам стоила достаточно дорого.
Оператор Х — это дисторшн. Почти такой же, как гитарная педаль, но с той разницей, что его можно завязать с генераторами различными очень хитрыми способами. Еще и со своей огибающей, с фильтром и генератором шума. Уж если «убивать» звук, так убивать его до конца :-).. Хотя включение дисторшн в цепи обратной связи иногда приводит к результатам, очень далеким от кибер-панка, и даже наоборот, к очень сладким звукам.
Оператор Z — фильтр, вернее, два фильтра второго порядка, которые можно включить последовательно и получить наиболее часто встречающиеся в синтезаторной технике 24 дБ\октаву.
Оператор In — внешний линейный вход, куда можно входить в реальном времени. В окне каждого из операторов есть ряд зеленых кнопок, которыми оператор включается и выключается. Справа расположено окно огибающей, из которого мы легким движением мыши можем перейти к матрице ЧМ. Способы построения огибающей осваиваются интуитивно, в самом деле, что тут сложного. Нарисовал медленную атаку — звук нарастает медленно. Но можете для начала воспользоваться пресетами. 32 сегмента вряд ли покажется мало, даже если вы делаете «длинный» тембр для атмосферного научно-популярного ландшафта или драйвового танцевального грува. Для сравнения — в DX-7 было всего пять сегментов огибающей.
FM matrix. Размеры матрицы 10х10, операторы плюс выходная шина внизу. Способы включения расположенных по диагонали операторов ограничиваются только ее размерами. Левый клик на пересечении нужной горизонтали и вертикали включает «виртуальный кабель», затем потяните вверх-вниз до требуемого значения параметра. Да, каждый оператор можно охватывать обратной связью, а не только один, как в DX-7. Петля ОС заводится в любое количество операторов. Только, во имя Матрицы, не переусердствуйте :-).. Над матрицей есть окно выбора алгоритма. Например, 1С 5М #1 означает «одна несущая, пять модуляторов, первый способ включения». Если среди пресетов чего-то не хватает, отредактируйте наиболее близкий. Или вызовите Empty, который вообще без виртуальных кабелей, и начинайте коннектить с нуля.
Уголок маньяка
Чем отличаются модульная и полумодульная архитектура синтезатора? Модульный звуковой движок имеет самый минимум ограничений конфигурации. Для «железного» — лишь бы у хозяина хватило денег и места в комнате, для виртуального — лишь бы потянул процессор. Оставшись наедине с модульным синтезатором, юзер сталкивается с таким выбором алгоритмов включения, количеством грубых и тонких настроек, которое для многих кажется излишним. В полумодульном мы имеем ограниченное число блоков и ограниченное количество способов их включения. Как бы самое «полезное» из модульной архитектуры в удобной для юзера упаковке. Чтобы, как ручки ни крути, а сохранялись определенные особенности фирменного саунда. И вариантов получить интересный тембр при их случайном и бессистемном кручении было чуть побольше.
Матрица для включения блоков — практически обязательный элемент полумодульной архитектуры. В том же NI Reaktor вы можете собрать аналог FM-7, виртуального самплера Kontakt от той же фирмы, или железной клавиши, пока что существующей только в вашем воображении. Преимущество модульного инструмента — в универсальности, а полумодульного — в том, что он лучше выполняет свои особенные функции. И зачем изобретать то, что уже давно изобрел американский физик Джон Човни (John Chowning)? Лучше грамотно использовать его изобретение…
Выход из уголка маньяка
Закладка Pitch. Одна из самых интересных. Здесь включается и регулируется портаменто. Что особо полезно, если вы иногда пользуетесь одно- и двухголосым режимом. Устанавливается чувствительность высоты звука к пальцевой динамике, а также огибающая питча. Люди, знакомые с основами музыкальной акустики, знают, что высота ноты — штука весьма относительная; если струна в установившемся режиме колеблется с основной частотой 440 Гц, то в начале, например, при ударе по струне молоточком, она существенно меняется. Т.е. без Pitch Envelope об эмуляции акустического звука и его естественной динамики и речи быть не может. В более «синтетических» патчах тоже иногда бывает полезно выставить колебания строя вокруг центральной частоты. Microtuning. Пользовательская темперация инструмента. Для тех, кому «Хорошо темперированный клавир» кажется крайне расстроенным, кому давно хочется строить и интонировать по-своему. Из пресетов попробуйте шкалы Венди Карлос, которые она разработала для своих пьес, еще лет тридцать назад исполнявшихся на синтезаторах Роберта Муга. Кто там называл себя авангардистом?
Генераторы низких частот LFO1 и LFO2 — почти то же, что и просто операторы. Только строят значительно ниже, и к 32 волновым формам добавлена «призовая» sample&hold. Да, вы правильно поняли — самплируй и держи. Ее действие лучше послушать, чем объяснять, как она работает в текстовом режиме. Включение LFO — в любом удобном юзеру месте, включение «кабелей» и настройка уровней — как в FM matrix. Для чего они выведены отдельно и ограничены по частоте, спросит внимательный читатель, не проще ли было сделать 8 одинаковых генераторов? Эргономика, дамы и господа. Чтоб удобнее было редактировать звук. Представьте себе общую матрицу 14х14, и свои действия с таким интерфейсом… Автор имеет возможность сравнивать четырех и шестигенераторный ЧМ, т.к. работал с тем и другим. Четыре генератора иногда загоняют юзера в угол. Когда увеличиваешь индекс модуляции — появляются лишние призвуки, уменьшаешь — тембру не хватает плотности. Шесть — в самый раз.
Параметры в закладках LFO и MOD достаточно тесно связаны между собой, в большинстве патчей модуляция от внешних источников (клавиатура, колесо, педали) подается на вход LFO. Предназначение Modulation Matrix, которая представлена в разном виде в двух окнах — добавить дополнительную динамику исполнению в реальном времени. Или добиться примерно того же эффекта, прописав контроллеры в секвенсоре.
Похоже, в Native Instruments любят грамотного юзера, и FM-7 тому подтверждение. Отдельного и подробного разговора заслуживает «старший» в линейке модульный инструмент Reaktor. А еще у них есть ди-джейское транспортное средство Traktor, самплеры Kontakt и Battery, эмулятор электрооргана B4, и другая интересная софтина. Иногда наведывайтесь на http://www.native-instruments.net/ за новостями, можете потусоваться в форуме, чтобы узнать, на чем лучше бегают музыкальные инструменты от NI, и чем они отличаются от прочих виртуальных инструментов.
PS. Не сильно напрягайтесь с программированием патчей. Имеющий Уши предупреждает: на это занятие можно подсесть, как на «Кваку» или Warcraft. Иногда все-таки добирайтесь до пляжа…
Виктор В. Пушкар, 25.03.2003
mycomp.com.ua