Читайте чтобы звучать
Собственно, что отличает хорошего музыканта от плохого? Результаты. Результаты в абстрактном смысле - плод какого-либо труда. Поскольку способность к сочинительству является не трудом, а талантом, то трудом можно назвать действия по развитию этого самого таланта, по оформлению его в высокий уровень качества.
Любой человек в любом деле для получения высоких результатов должен иметь опыт и знания. Опыт приходит с годами, а знания - с их получением. К сожалению, музыканты, создающие музыку на компьютере (и, добавим, не только они), совершенно чужды к какому-либо восприятию чужого опыта. Все они пытаются идти собственным путём, совершенно не присматриваясь к наработкам других людей. Причины этого не известны, но, очевидно, их корень кроется в огромном самомнении творческих людей.
Компьютерной музыке и звукозаписи не достаточно таланта, для её производства нужны ещё и знания. Самый простой и верный путь получения необходимой информации - литература. Что можно посоветовать серьёзному компьютерному музыканту для повышения квалификации? Таким вопросом задались мы и отправились на первый попавшийся интернет-магазин с целью узнать, что же предлагает рынок сегодня. Отметим сразу, что нами были рассмотрены исключительно те издания, которые более или менее посвящены профессиональным программам звукозаписи и нотного редактирования. Мультимедийные игрушки наподобие eJay мы сознательно обошли стороной как не заслуживающие внимания.
Итак, что же будет полезно почитать музыканту, уже имеющему определённый опыт, но не имеющему представления о профессиональных тонкостях:
Во-первых, обнаружено почти полное отсутствие вменяемых книг, посвященных самым азам звукозаписи на компьютере. Имеется огромное количество книг "для чайников", ужасных и бессодержательных изданий (с анекдотической надписью "плюс мультимедийные примеры на дискете"), а книг, которые начинающий музыкант мог бы почитать для расширения представлений о программах и средствах записи, очень мало. Вернее, всего одна. Это "Музыкальный компьютер. Секреты мастерства", авторы Р. Петелин и Ю. Петелин. Данное практическое сочинение начинается традиционно - с изложения теории аудиосигналов, её воплощения в компьютерных технологиях. Особенно радует подробное описание принципов действия различных типов микрофонов и их характеристик. Рассказывается о наиболее распространённых эффектах: вибрато, тремоло, дилей, фленжер, фейзер, хорус, реверберация, дистошн, вокодер, сдвиг высоты тона. Очень подробно авторы рассказывают о последней версии виртуальной студии Reason 2, которой наверняка пользуются наши читатели. В связке с этой программой предлагается использовать мультитрековый редактор Cool Edit Pro 2, как наиболее удобный и простой редактор с большими возможностями. Есть немного теории цифрового мастеринга, чего зачастую многие авторы просто избегают. Книга довольно подробная (688 страниц), так что для многих она будет пособием продолжительное время.
Книжка "Искусство программирования миди-файлов (+CD-ROM)", написанная Б. Зуевым и П. Денисенко, должна быть у каждого композитора и аранжировщика. На сегодняшний день формат MIDI - единственное средство записи нот в компьютер и синтезатор. Увы, многие очень грубо обходятся с этим форматом, не используют его широких возможностей, оттого музыка звучит очень предсказуемо и однообразно. Рекомендуемая книга позволит вникнуть во все тонкости формата и усвоить технику работы с ним. Издание также рассказывает о трёх различных протоколах MIDI (General MIDI, Roland GS и Yamaha XG), а на прилагаемом диске есть примеры, иллюстрирующие имеющиеся в тексте приёмы программирования, и демонстрационные версии многих популярных секвенсоров.
Секвенсорам посвящено много изданий, отчасти потому, что это - наиболее профессионально используемые программы, требующие внимательного изучения.
"Cakewalk. "Примочки" и плагины" уже упомянутых Р. Петелина и Ю. Петелина - как раз о секвенсоре Cakewalk Pro Audio о дополнительных встраиваемых модулях автоматизации применения некоторых эффектов. Cakewalk - одна из лучших серий разнообразных миди-программ: Cakewalk Guitar Studio, Cakewalk Overture, Cakewalk In Concert, Cakewalk Audio FX. Cakewalk Guitar Studio - MIDI- и аудиоредактор для гитаристов, Cakewalk Overture - настольная издательская система и MIDI-секвенсор и Cakewalk In Concert - интеллектуальный проигрыватель MIDI-композиций во время концерта. Авторы описывают элементы интерфейса и принципы работы этих программ. Впрочем, есть и информация по плагинам сторонних производителей (очень удачные плагины Rhythm'n'Chords и Looper фирмы MusiсLab Inc., предназначенных для работы совместно с Cakewalk Pro Audio). Rhythm'n'Chords и Looper разработаны для решения самой насущной проблемы миди-интерфейса - эмуляции реалистичного звучания гитары. Как известно, вся миди-музыка создаётся по принципу клавишной, и поэтому чрезвычайно трудно отобразить звучание инструментов, чьи принципы звучания отличаются от клавиш (скрипки, саксофоны, флейты, трубы, гитары). Не обошли авторы и группу плагинов Cakewalk Audio FX стандарта DirectX. Их очень удобно использовать совместно с SoundForge - симулятор гитарных усилителей, пожалуй, один из лучших, а симулятор акустики помещений SoundStage обладает очень широкими возможностями по моделированию помещения и выбором типа микрофона, которым эмулированный звук будто бы записывается. Для тех, кто сталкивается с Cakewalk Pro Audio, предусмотрено большое количество иллюстраций, а для более продвинутых - большой список литературы для ещё более глубокого изучения.
Ещё одна книга тех же авторов и тоже посвящена в какой-то степени секвенсору - "Виртуальная звуковая студия Sonar (+CD-ROM)". Виртуальная студия Sonar 2 XL - универсальная многофункциональная программа, применяемая на всех этапах создания музыки, начиная с записи мелодии и аккомпанемента, аранжировки, записи вокала и настоящих музыкальных инструментов, обработки MIDI- и аудиоэффектами и заканчивая применением виртуальных синтезаторов, сведением и мастерингом. Для начинающих пользователей даны рекомендации по подключению к звуковой карте M1DI-клавиатуры и микрофона; рассмотрены формы представления музыкальной информации в Sonar (ноты, отпечатки клавиш, виртуальный гриф, списки сообщений, клипы): описан порядок выполнения базовых операций: загрузка и сохранение файла проекта, воспроизведение и запись MIDI-композиции, запись аудиотрека. Подробно рассмотрены: DX-инструменты LiveUpdaic UveSynth Pro SE. Alien Conncclions ReValver SE, Audio Simulation DreamSlation DXi, Edirol Virtual Sound Canvas DXi. FXpansion Audio DR-008 DXi2. Cyclone DXi; аудиоэффекты FxChorus, FxDelay, FxEq, FxFlange, FxRewrb и др.; MIDI-плагины Rhylhm'n'Chords 2 Pro. Looper, Fixed Length, VcloMaster, SlicyDrununer фирмы MusicLab, Inc.; методики редактирования сэмплерных лупов и грувов средствами окна Loop Construction; работа с ритмическими паттернами, формирование партии ударных с помощью Drum Map, Session Drummer, SlicyDrummer; создание гитарного аккомпанемента на основе программы Rhythm'n'Chords 2 Pro; расширение возможностей Sonar 2 XL за счет использования встроенного языка программирования CAL. Приложение к книге - компакт-диск, записанный в формате CD Extra (то есть на нём записаны аудиодорожки для прослушивания на обыкновенном CD-плеере и программы для компьютера). В аудиосекции - композиции авторов книги и читателей, демонстрирующие, какого звучания можно добиться с помощью программ и знаний, а в компьютерном отделе - демоверсии рассмотренных в книге программ, DX-инструментов, эффектов и MIDI-плагинов, а также ряд необходимых утилит. Представлены примеры композиций и offline-версия сайта "Музыкальный компьютер", содержащая, в частности, тексты всех статей, опубликованных авторами книги в журнале "Магия ПК", и развернутые аннотации ранее изданных книг.
О секвенсоре Cubase SX рассказывается в двух рекомендуемых книгах - "Cubase SX для музыкантов (+CD-ROM)" Евгения Медведева и Веры Трусовой и "Компьютер-композитор. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере с примерами на CUBASE" (переводной труд Роджера Брауна). Первая книга будет полезна не только с точки зрения изучения программы, но и с позиции изучения общей теории музыки. Музыкальная теория в доступном изложении, несомненно, несколько обогатит музыкантов, не имеющих профессионального образования: представлены различные схемы организации музыкальных форм, авангардные приемы композиции, примеры строения мелодии, закономерности смены динамики и тембра, а также особенности джазового исполнения. Подробно освещены вопросы нелинейного звукового монтажа, исправления ритмических и высотных ошибок так называемого "живого" исполнения средствами Cubase SX, описаны технологии создания оригинального звучания с помощью VST-инструментов (синтезаторов и сэмплеров) и подключаемых плагинов стандарта VST в сочетании с миди-плагинами. Интересно, что авторами предлагается собственная технология повышения качества звучания при программном микшировании. Вторая книга целиком посвящена созданию танцевальной музыки. Это дело не такое простое, как кажется на первый взгляд, и требует серьёзного опыта. Автор предлагает опираться на танцевальные культуры разных стран - именно таким путём идут сейчас диджеи и композиторы всего мира, черпая свежие идеи у других культур. Также автор даёт некоторые советы по защите авторских прав, что сразу выдаёт иностранца (американцы особенно падки на такие вещи - двух нот вместе не связали, а думают уже об авторских правах). На компакт-диске - демонстрационная версия Cubase и примеры музыкальных партий, написанные различными музыкантами.
Особого внимания заслуживают книги о самом востребованном звуковом редакторе - SoundForge. Одна из таких - "Sound Forge. Музыкальные композиции и эффекты" Скотта Р. Гарригуса рассказывает о программе с самого простого: с теории компьтерного звука. Причём звуковой редактор рассматривается не автономно, а как элемент всего комплекса музыкальных программ. Скотт Р. Гарригус делится советами по необходимому для музыканта программному обеспечению, рассказывает о способах редактирования звуковых файлов, обо всех основных форматах звуковых файлов, приводит примеры их практического использования. Не обходит он добавление, экспорт и редактирование с помощью SoundForge звука в видеофайлах.
Хочется отметить, что не все книги грамотно излагают информацию. О SoundForge - особенно. Некоторые "писатели" ограничиваются переводом файла справки, прилагаемого к программе. Даже если читателю будет недостаточно книжки "Sound Forge. Музыкальные композиции и эффекты" Скотта Р. Гарригуса, то выбирать другие издания следует с крайней осторожностью.
И в числе последних книг назовём "Cool Edit Pro 2. Секреты мастерства (+ CD-ROM)" уже знакомых нам Романа и Юрия Петелиных. Эти два человека, прямо-таки, удерживают лидерство на рынке подобной литературы. Книга о ближайшем конкуренте SoundForge - мультитрековом редакторе СoolEdit 2. Сооl Edit Рго 2 позволяет записывать многодорожечные аудиокомпозиции с микрофона или любого источника звукового сигнала; редактировать и обрабатывать эффектами как отдельные файлы, так и группу файлов; выполнять сведение, мастеринг и запись компакт-диска.
Изложена сущность и способы применения основных аудиоэффектов: вибрато, тремоло, дилей, флэнжер, фэйзер, хорус, реверберация, дистошн, вокодер, сдвиг высоты тона. Приведены методики генерирования и обработки звуковых данных: шумоподавления, устранения последствий клиппирования сигнала, динамических и спектральных преобразований, применения встроенных и подключаемых посредством DirectX эффектов. Рассмотрены методы поиска и устранение аномалий в записанном сигнале на основе анализа мгновенного спектра, фазовых соотношений (фигур Лиссажу) и гистограммы распределения значений отсчетов. Приведено описание встроенных средств имитации акустики зала с использованием импульсной характеристики, обработки композиций колебаниями, синхронизированными с ритмами активности головного мозга, извлечения звуковых данных из видеофайлов и с треков CD Digital Audio, преобразования WAV-файлов в файлы формата МРЗ, записи компакт-дисков. На компакт-диске - демонстрационная версия программы и примеры сведённых композиций.
Надеемся, что те книги, которые мы перечислили, помогут читателям вырасти в музыкальном плане и повысить качество звучания музыки.
Сергей Лопатин, 12.01.2004
Компьютер Price