^ Вверх
Статьи / Софт

Знакомимся с Propellerhead Reason 3.0

Недавно компания Propellerhead software выпустила свой новый продукт – Reason 3.0. Reason – это полноценная студия для создания музыки на компьютере, основанная на синтезаторах, эффектах, сэмплах, собственного производства Propellerhead. Также эта компания прославилась ещё в 1998 году программой ReBirth, пользующаяся популярностью и по сей день. Итак, давайте изучим Reason 3.0.

Запускаем
Интерфейс программы очень оригинален и не похож не на один существующий секвенсор. Дело в том, что с виду это похоже на аналоговую аппаратуру, поэтому процесс написания музыки близок к реальному, т.е., если бы мы писали музыку на настоящих синтезаторах и драм-машинах.

Первое, что появляется при запуске Reason - это панель микшера для миди-устройств. Она всегда будет видна в специальном окне с вертикальной прокруткой. Там же будут «крепиться» и остальные синтезаторы. Далее, ниже находится панель для аранжировки и редактирования секвенции. Ещё ниже - панель, именуемая «Transport panel». На ней находятся следующие «предметы» (слева направо): окошко для показа загруженности процессора (CPU), кнопки включения и работы с миди устройствами, регулятор громкости звука, окошки с переключателями для настройки необходимого темпа (BPM) и сигнатуры грува (к примеру, стандартные 4/4), далее кнопки проигрывания, записи, остановки и прокручивания (можно по долям), кнопки для проставления меток начала и конца трека, а также включения режима закольцовывания (Loop ON/OFF) и, наконец, «Pattern Shuffle».

Окно настроек
Прежде чем переходить к работе с программой, обратимся к окну настроек (меню Edit / Preferences), состоящее из четырёх вкладок: General, Audio, Control Surfaces and Keyboards и Advanced MIDI.
Начнём с «General». Наиболее интересные параметры: Default Song (трек, который должен открываться при запуске Reason), в котором можно выбрать «режим с нуля» – «Empty Rack», т.е. пустой проект; «Custom» – выбранный проект, к примеру, тот трэк над которым работаешь в последнее время. Дальше параметр «Miscellaneous». В нём можно указать лимит на загрузку процессора в процентах, и после достижения указанного порога программа будет останавливать проигрывание.
Следующая по списку вкладка «Audio». Здесь указываем установленную звуковую карту, разрядность звука – до 48000 Hz, в зависимости от возможности карты, также размер буфера для звука (в количестве сэмплов), задержку звука (в миллисекундах).
Со следующей вкладкой (Control Surfaces and Keyboards) всё просто: здесь даём возможность программе определить миди-клавиатуру, а в пункте «Advanced MIDI» шины A,B,C,D, которые будут задействованы при работе миди-клавиатуры и панели «Hardware Interface».

микшер в Reason 3
Микшер в Reason 3

Все синтезаторы подключаются через микшеры. Микшеров в Reason всего два. Первый Mixer 14:2 рассчитан на 14 дорожек, имеет ручки настройки средних и низких частот, ручки панорамирования каналов (Pan), уровни громкости и кнопки Mute и Solo.
Line Mixer 6:2 - более простой микшер, обладает шестью дорожками для подключения устройств, отличается от микшера 14:2 отсутствием ручек Treble и Bass.

Переходим к синтезаторам
Для начала работы с ними нам потребуется включить микшер (меню Create / Mixer 14: 2), потом выбрать дорожку и, нажав правую кнопку мыши перейти в Create. В появившемся меню выбора инструмента мы находим распределённые на группы основные модули программы. Синтезаторов всего два: SubTractor Analog Synthesizer и Malstrom Graintable Synthesizer.

SubTractor Analog Synthesizer
Неплохой синтезатор, состоящий из двух осцилляторов (osc), двух LFO генераторов и нескольких фильтров. Также есть регуляторы Band и Mod, отвечающие за тембр и модуляцию звука. К сабтрактору прилагается большое количество пресетов для басовых линий, падов, перкуссий и ведущих синтезаторов.

subtractor в Propellerhead Reason 3.0
Subtractor Reason 3

Malstrom Graintable Synthesizer
Сложный и очень интересный синтезатор с отличным звуком. По параметрам похож на SubTractor, два осциллятора, фильтры, есть возможность выбрать форму волны (целых 31 вид!). Есть переключатель голосов полифонии (до 16-ти штук) и регуляторы Band и Mod.

malstrom в Propellerhead Reason 3.0
Malstrom в Reason 3

Сэмплеры
Их три штуки, все они отличаются своими возможностями и направленностями при работе с ними.

NN-19 Digital Sampler
Универсальный и удобный в работе сэмплер. В основном специализируется на сэмплировании следующих инструментов: клавишные, гитара, басс, орган, скрипка и многие другие. NN-19 обладает разнообразными настройками тембра, можно к примеру перестроить сэмпл на определённую октаву. Можно отрегулировать частоты, добавить эффект модуляции (modulation), настроить резонанс (res) и панораму (panning), а так же многое другое.

NN-19 в Propellerhead Reason 3.0
NN-19 в Reason 3

NN-XT Advanced Sampler
Сэмплер состоит из двух частей – малая основная панель и приставка к ней, называемая Remote Editor.
В основной панели находятся 5 кнопок, часть из которых регулируют частоты, разрешение, другие настраивают компрессию и амплитуду звука – атака, релиз, разрушение, а также модуляцию.
Панель Remote Editor более «увесистая». В ней имеется специальный экран, на котором можно работать с множеством сэмплов. Параметров вокруг экрана целая «тьма», перечислять их всех нет смысла. В папке пресетов для NN-XT находится куча разнообразных заготовок для различных звуков.

NN-XT в Propellerhead Reason 3.0
NN-XT в Reason 3

Loop-плеер и драм-машина

Dr. Rex Loop Player
Данный модуль специализирован на работу с сэмплами ударных инструментов и лупов. Прост в обращении, посередине расположен дисплей, который показывает волновую осциллограмму. Сэмплер автоматически делит загруженный сэмпл на отдельные звуки, которые можно выделить и настроить по вкусу фильтрами. Как и в вышеупомянутых модулях в Dr. Rex есть регуляторы Bend и Mod, а также контроллеры настройки тональности.

Dr.Rex в Propellerhead Reason 3.0
Dr.Rex в Reason 3

Reddrum Drum Computer
Redrum обладает десятью полосами для ударных инструментов, на которых есть различные настройки сэмплов, такие как панорамирование, питч (он же тембр), регулятор продолжительности звучания сэмпла, уровни громкости, а также кнопки M (mute) и S (solo), служащие для выключения сэмпла и включения режима соло соответственно. А для перехода от инструмента к другому инструменту есть кнопки Select на каждой полосе. Ниже находится панель управления – палитра, состоящая из 8 ячеек в каждом из 4 банков, есть кнопки перебора, открытия и сохранения пресетов (presets). Для проставления ударников есть специальная полоска с 16 ячейками. Оригинально выполнена функция перехода ритма до 64-ти ячеек. Для этой функции существует рычаг с 4-мя позициями на 1-16, 17-32, 33-48 и 49-64 ячеек.
Далее в отдельной группе лежат эффекты для точной настройки звука.

Reddrum в Propellerhead Reason 3.0
Reddrum в Reason 3

Пакет инструментов MClass

MClass Equalizer
Несложный четырёхполосный эквалайзер. Первая полоса нижних частот рассчитана на диапазон частот от 30 Hz до 600 Hz, следующие 2 полосы на диапазон от 39 Hz до 20 kHz и полоса высоких частот – 3 kHz – 12 kHz.

MClass Equalizer в Propellerhead Reason 3.0
MClass Equalizer в Reason 3

MClass Stereo Imager
Stereo Imager служит для расширения стереопанарамы. Здесь есть регуляторы mono – wide для низкого и высокого диапазона частот. Такой несложный эффект-процессор можно применить на закольцованном ударном лупе, при этом крутя ручку низких частот «Lo Band», инструмент «бочка» начинает «отдаляться». Также можно сделать и, наоборот: из стерео в моно.

MClass Stereo Imager в Propellerhead Reason 3.0
MClass Stereo Imager в Reason 3

MClass Compressor
Простой компрессор звука. Стандартные регуляторы Ratio, Attack, Release, Output Gain. Необходим для увеличения громкости наиболее слышимых звуков и подавления тихих посторонних призвуков и наоборот.

MClass Compressor в Propellerhead Reason 3.0
MClass Compressor в Reason 3

MClass Maximizer
Этот инструмент лучше использовать вместе с компрессором. Главная задача максимайзира – усреднить или повысить громкость общей картины без искажений звука. В максимайзере есть индикатор уровня звука. MClass Maximizer эффективен при мастеринге.

MClass Maximizer в Propellerhead Reason 3.0
MClass Maximizer в Reason 3

MClass Mastering Suite
Из названия уже понятно, что этот модуль служит для мастеринга и включает в себя все 4 ранее описанных эффекта. Есть несколько готовых пресетов. Цепочка инструментов соединяется через примочку Combinator.

Эффекты

RV7000 Advanced Reverb
Неплохой эффект реверберации. К нему поставляется множество пресетов для наложения на голос, гитару, ударные инструменты и для имитации различных помещений. Сей плагин имеет специальный экран, на котором показывается предполагаемая форма волны. Для настройки эффекта реверберации рядом с экраном по обе стороны расположены по 4 ручки. Можно, к примеру, поменять алгоритм эффекта – Arena, Hall, Room, Small Space или подстроить размер имитируемого помещения, задержку звука, дамп эффект и другие. Но возможности RV7000 этим не ограничиваются.

RV7000 Advanced Reverb в Propellerhead Reason 3.0
RV7000 Advanced Reverb в Reason 3

Scream 4 Distortion
Отличный эффект для создания перегрузки сигнала, известный как дисторшн. Здесь присутствует переключатель на разнообразные виды перегрузки звука. Один вид лучше подходит для гитарной обработки, другой для ударников, третий, к примеру, для голоса или для специальных эффектов – старое радио, винил и т.п. Также интересна функция Body с четырьмя ручками, получаемый эффект от использования которых похож на «phaser» и «modulation».

Scream 4 Distortion в Propellerhead Reason 3.0
Scream 4 Distortion в Reason 3

BV512 Digital Vocoder
Вокодеры, обычно, используют для наложения эффектов на голос. BV512 представляет из себя пару дисплеев: Modulation Levels и Frequency Band Level Adjust и набор регуляторов для изменения эффекта, суть работы которых, лучше услышать самому.

BV512 Digital Vocoder в Propellerhead Reason 3.0
BV512 Digital Vocoder в Reason 3

RV –7 Digital Reverb
Второй ревербератор после RV7000. На этот раз более простой вариант. Всего 4 ручки, характерные для большинства эффектов реверберации: Size, Decay, Damp, Dry/Wet. Есть и выбор алгоритмов: Pan Room, Stereo Echoes, Low Density, Gated, Small Room, Medium Room, Large Room, Hall 2, Large Hall, Hall.

RV–7 Digital Reverb и DDL-1 Digital Delay Line в Propellerhead Reason 3.0
RV–7 Digital Reverb и DDL-1 Digital Delay Line в Reason 3

DDL -1 Digital Delay Line
Это модуль для создания задержки, или проще говоря эффект эха. На ваш выбор есть 2 вида задержки – MS и STEPS, т.е. можно указать время задержки сигнала в миллисекундах или в шагах (steps). Ещё имеется переключатель на количество нот, он имеет два положения – 1/16 и 1/8T. Для настройки задержки есть всего три ручки настройки: Feedback (продолжительность задержки), Pan (баланс эффекта по каналам), Dry/Wet (баланс между изначальным звуком и обработанным эффектом).

D – 11 Foldback Distortion
Упрощённый вариант эффекта перегрузки, имеющий в своём арсенале всего две ручки – Amount (сила перегрузки) и Foldback (формы перегрузки, к примеру, грубая или плавная).

D–11 Foldback Distortion и ECF–42 Envelope Controlled Filter в Propellerhead Reason 3.0
D–11 Foldback Distortion и ECF–42 Envelope Controlled Filter в Reason 3

ECF – 42 Envelope Controlled Filter
Фильтр частот. Может управляться 4 параметрами: Freq (срез частот), Res (резонанс), Env.Amt (полностью – envelope amplitude, т.е. групповая амплитуда), Vel (баланс между исходным и конечным звуком).

CF – 101 Chorus/Flanger
Модуль CF – 101 это типичный эффект хоруса (chorus) и флэнджера (flanger). В вашем распоряжении управление ручками Delay (задержка), Feedback – это параметр для увеличения интенсивности, силы эффекта и соответственно уменьшение мягкости звука, присущее эффекту flanger. Далее ручки Rate и Mod Amount нужны для увеличения времени модуляции, и её силы соответсенно.

CF–101 Chorus/Flanger и PH–90 Phaser в Propellerhead Reason 3.0
CF–101 Chorus/Flanger и PH–90 Phaser в Reason 3

PH – 90 Phaser
Эффект фэйзер немного похож на флэнджер. Срез частот осуществляется ручкой Freq, как и в CF – 101. Есть и параметры LFO, а именно Rate, Sync, Mod. С помощью ручки Feedback производится контроль резонанса.

UN – 16 Unison
Очень интересный и оригинальный эффект. Преобразует звук в несколько потоков, идущие с разным тембром и задержкой. Наиболее эффективно этот эффект проявляет себя в работе с голосом, можно получить целый хор. Количество голосов регулируется кнопкой Voice Count. Голосов может быть 4, 8 и 16 штук. Ручкой Dry/Wet, как и во многих вышеперечисленных модулях настраивает соотношение оригинала и конечного результата.

UN–16 Unison и COMP–01 Auto Make-up Gain Compressor в Propellerhead Reason 3.0
UN–16 Unison и COMP–01 Auto Make-up Gain Compressor в Reason 3

COMP – 01 Auto Make-up Gain Compressor
Ещё один компрессор. Уравнивает звук и смягчает его, уравнивает общую громкость. Параметры такие же, как и в MClass: Ratio, Thresh, Attack, Release.

PEQ – 2 Two Band Parametric Eq
Это двухполосный эквалайзер, мало, чем отличающийся от MClass Eq. Можно настраивать плавность подъёма частот.

PEQ–2 Two Band Parametric Eq в Propellerhead Reason 3.0
PEQ–2 Two Band Parametric Eq в Reason 3

Другие модули

Spider CV Merger & Splitter и Spider Audio Merger & Splitter
Оба инструмента незаменимы при слиянии нескольких аудиопотоков в один и наоборот. Найти к этой функции применение просто, к примеру, подключить один эффект на несколько инструментов. Или ещё можно сделать псевдо стерео эффект из моно сигнала, подключив необходимый плагин к Spider Audio и разветвив звук на разные каналы. Далее обработав каждый канал различными эффектами, такими как стереопанарама и другие, мы можем добиться имитации звучания стерео.

Spider CV Merger и Spider Audio Merger в Propellerhead Reason 3.0
Spider CV Merger и Spider Audio Merger в Reason 3

Matrix Pattern Sequencer
Монофонический секвенсер, предназначенный для создания синтетических loop'ов. Может быть использован как классический одноголосый Bass-Line секвенсор, и как устройство, модулирующее любые CV (управляемые напряжением) параметры любых устройств.

Matrix Pattern Sequencer в Propellerhead Reason 3.0
Matrix Pattern Sequencer в Reason 3

ReBirth Input Machine
С помощью этого нехитрого устройства можно подключить к Reason программу ReBirth и управлять некоторыми её параметрами. Жаль, что только параметрами перемотки, проигрывания, остановки.

ReBirth Input Machine в Propellerhead Reason 3.0
ReBirth Input Machine в Reason 3

Функция ReWire
Наверное, вы слышали где-нибудь об этой системе, разработанной самой Propellerhead Software. С помощью функции ReWire можно подключать внешние программы, имеющие такую возможность. Пользователей программы Fruity Loops не может не обрадовать наличие ReWire у Reason. Подсоединив обе эти студии друг к другу можно играть на клавиатуре в Fruity Loops инструментом из Reason.

Панели аранжировки и редактирования секвенции

Reason 3

Панель аранжировки состоит из трёх участков. В одном участке (тот, который слева) мы видим подключённые к микшеру модули. Здесь же можно включить режимы Master и Solo для каждого модуля. Правее находится область для редактирования секвенции. Также тут же можно составлять мелодию и очерёдность проигрывания паттернов (pattern), писать ударные грувы для модуля Reddrum и работать с сэмплерами. В самом верху панели есть узкая область управления аранжировкой. На ней находятся кнопки для режимов Arrange Mode и Edit Mode. В Arrange Mode есть инструменты для проставления паттернов, их стирания, перемещения и другие менее важные. Здесь же можно выбрать сигнатуру для секвенсора от l / 2 до 1 / 64. В Edit Mode есть выбор областей: Show Key Lane (нотный стан), Show REX Lane (показ и редактирование «слайсов» для сэмплеров), Show Drum Lane (редактирование «слайсов» для Reddrum), Show Velocity Lane (область настройки громкости для каждой ноты, сэмпла или звука), Show Pattern Lane (здесь чередуем паттерны), Show Controller Lane (управление заданными параметров). Чтобы задать такой параметр, нужно нажать правую кнопку мыши на любом регуляторе, параметрами которого мы хотим управлять и в появившемся меню выбрать «Edit Automation». Теперь перейдя в Edit Mode, мы включаем Show Controller Lane у того модуля, на котором мы меняем параметр и инструментом Pencil Tool рисуем волны уровня параметра, к примеру, уровня громкости модуля.
То, что Reason похож в работе с аналоговыми устройствами, я в начале статьи сказал не зря. В Reason есть возможность показа проводов (Options – Toggle Rack Front/Rear). Эти провода при правильном соединении должны быть подключены от микшера ко всем устройствам. Таким образом и осуществляется подключение устройств к Spider CV и Spider Audio.
На этом наше изучение и знакомство с программой Reason 3.0 заканчивается. Надеюсь, вас заинтересовала эта виртуальная студия создания музыки. Я попытался рассказать только о самом главном и интересном, излагая простым языком о Reason 3.0.

Батюков Я.Д. (TiTech), 11.11.2005
CJCity.ru

Обратите внимание:

Сведение в Reason 3
Горячие клавиши reason 3.0 (Windows)

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, .

Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...