^ Вверх
Статьи / Софт

Сведение в Reason 3

Очень часто, особенно у новичков, работающих в программе Reason в окончательном варианте достаточно много шумов и различного рода призвуков , что делает композицию недостаточно прозрачной и плохо воспринимаемой публикой и слушателями. Факт присутствия шумов или лишнего напряжения в треке связан зачастую с отсутствием опыта сведения в данной программе. Данная статья будет полезна тем, кто даже не имел практического опыта работы с программой Propellerhead Reason.

Немного теории
Представьте себе любой живой ансамбль. Живой - это значит, что, например, имеется барабанная установка, бас гитара, клавишные (пианино с падами), гитара и вокал. Если встать перед этим ансамблем, то в принципе можно расслышать каждый инструмент в отдельности. Данный момент говорит о достаточно прозрачном и чистом звуке. Так почему нет каши из звуков? Это можно объяснить тем, что звук идет из разных точек пространства сцены, в дальнейшем происходят сложения звуковых волн. Далее отойдем на 300 метров от нашего ансамбля. Что мы слышим? Часть диапазона высоких частот стала неслышимой, вследствие малой длины волны звука, они затухают и до нас не доносятся, а слышим мы низкие, низко-средние, средние и средне-высокие частоты.

Реализация в программе Propellerhead Reason
Описанный выше ансамбль можно с легкостью выполнить в программе Reason. Для этого необходима барабанная установка - Redrum, бас гитара сэмплированная из NN-XT, клавишные тоже сэмплированные из NN-XT, ритм гитара. Что касается вокала, не советую сводить вокал в Reason. Вокал лучше сводить в Nuendo или других подобных программах, т.к. невозможно отследить неровности вокала
Расстановка инструментов в пространстве выполняется за счет параметра pan (панорама), если например инструмент находится несколько левее, панораму необходимо сместить влево на несколько делений в зависимости от расстояния смещения.

Модуль ударных инструментов Redrum

Модуль ударных инструментов Redrum в Propellerhead Reason 3
Модуль ударных инструментов Redrum в Propellerhead Reason 3

Данный модуль выполняет функцию драм машины. Рассмотрим его несколько тщательнее. Как вы видите у данного инструмента имеется 10 звуковых каналов, в которые можно подключить различные one-shot инструменты для создания драм партий. Для подключения звука необходим нажать на кнопку папки далее выбрать звук и нажать ок. Ниже находятся параметры регулировки звука. Основными из них являются - level - громкость звука, l-pan-r - панорамирование инструментов, length - это параметр задания длины decay для огибающей (ADSR). Далее ниже находится pitch - уровень высоты звука (не советую использовать, так как меняется длина звука). Далее ниже присутствует параметр tone - это интонация звука, чем выше параметр, тем выше выделяемая область частот. Более подробно данный инструмент будет рассмотрен в статье redrum.
Далее необходимо создать партию ударных.

Следует заметить, что:

  1. Басс бочка должна быть стерео, либо если она моно, необходимо загружать ее в 2 канала, и разводить панораму на каждом из них - один направо, другой налево (причем "до упора");
  2. Если недостаточно баса, либо других составляющих, то лучше не менять сам звук ударного, так как при дальнейшей обработке можно прибавить соответствующие частоты эквалайзером;
  3. Если необходимо прибавить у бас бочки немного высоких, сделать это можно параметром тон;
  4. Тарелки необходимо несколько разнести по панораме, в зависимости от их расположения в пространстве;
  5. Высокочастотные шейкеры или другие звуки наиболее широко разносятся по панораме, они придадут звуку объемность.
  6. Звук рабочего барабана лучше оставить посередине панорамы, но желательно, что бы сам звук был достаточно широк по стерео охвату, он даст звучать остальным инструментам наиболее четко.

Далее после написания партии ударных инструментов их необходимо привести к одному динамическому диапазону. То есть цепочка прохождения от redrum->M-class equalizer->M-class compressor->reverb RV 7000->mixer.

Рассмотрим параметры, выставляемые на каждом модуле:

  • M-class equalizer - это 4 полосный параметрический эквалайзер. Принцип его работы для нашего случая - это выделение "полезных" частот и подавление "вредных" частот. Вредные частоты - это частоты, наиболее выраженные из всего микса и мешающие другим инструментам;
  • M-class compressor - это однополосный компрессор. Принцип его работы ничем не отличается от других компрессоров, а именно сжатие динамического диапазона, то есть приведение к единому уровню сигнала во время срабатывания после достижения порога срабатывания (threshold). Задержка перед срабатыванием это attack далее после отработки компрессора (то есть когда звук снизится ниже порога срабатывания) срабатывает алгоритм снятия компрессии через время release. Величина компрессии ratio есть соотношение уровня сигнала до и после компрессии. Общие рекомендации по заданию компрессии - это threshold около -10, -12 дб, включение soft knee, ratio от 3:1 до 4.5:1, attack около 40 мс, release около 150 мс, хотя бывает, что нужно меньше, так же включите adapt release. Далее в зависимости от уровня входного (input gain) сигнала отрегулируйте общую громкость, что бы все инструменты были достаточно слышны, а параметр out gain можно не трогать вообще, даже его лучше слегка убавить, при перегрузке.
  • reverb RV 7000 - это ревербератор достаточно высокого уровня. Рассматривать мы его подробно не будем, а рассмотрим лишь настройку для ударной установки. Необходимо и достаточно чтобы были следующие величины у параметров: Decay около 20; Dry-Wet - 8, чтобы не создавалось впечатление звука "как в бочке". Остальное можно оставит по умолчанию.

Далее необходимо создать новый инструмент - NN-XT. Бас гитара сэмплированная из NN-XT
Вы спросите а почему именно сэмлированная? Ответ очень прост - в Propellerhead Reason 3 нет отдельного модуля бас гитары, поэтому наилучший вариант баса - это сэмплированный. Но никто не запрещает вам использовать синтезированный бас, но сейчас речь пойдет не об этом.
Допустим вы создали партию для бас гитары используя стандартный патч для NN-XT finger bass 1.0. Послушаем все вместе. У вас получается, что недостаточно баса в басовой линии либо его переизбыток. На помощь придет следующая цепочка модулей NN-XT->M-class equalizer->M-class compressor-> mixer.
Эквалайзер настраивается по следующей схеме: если у вас бас глушит бас бочку, то необходимо немного убавить частоты в районе 50 - 70 гц. А прибавить в районе 100-120 гц. Но это не является эталоном, возможно что ваша бас бочка работает на других частотах. Определяется это с помощью спектрографа программы (например Sony Sound Forge).
Компрессор настраивается практически так же как и на ударные, только величину release необходимо сделать несколько больше. Далее на эквалайзере можно слегка прибавить средне-высоких для большей сочности баса.

Ритм гитара
Параметры настройки звучания ритм гитары разнообразны и зависят от стиля музыки. В основном для устранения бочковатого звука необходимо убавить частоты в диапазоне 200 гц. Для придания резкости звука необходимо прибавить частоты в районе 1000 - 4000 гц.

Пианино
Для пианино характерно сохранения спектра звучания, поэтому урезание какой либо части спектра лучше не делать. Для придания прозрачности можно обработать пианино реверберацией, с параметрами затухания decay 55, dry-wet 30-40.

Настройка мастер эффектов
Далее готовый микс необходимо привести к наиболее правильному звучанию. Это самая важная часть статьи, поэтому рассмотрим поэтапно принцип. Схема модулей - mixer ->M-class equalizer-> M-class compressor->M-class stereo Imager->M-class Maximizer->Hardware Interface.
M-class equalizer - настраивается индивидуально для разных стилей по-разному, но самое главное не переусердствовать с уровнем частот. В среднем изменение уровня должны быть в пределах 1-3 децибел, если изменения выше, то велика вероятность искажений, если ниже - 3, тогда звук будет недостаточно ярким.
M-class compressor - настраивается следующим образом: threshold около -14 до -10 дб, ratio от 3:1 до 2:1, причем здесь нужно ориентироваться на слух, при достаточно высоком ratio звук становится мягче, а при усилении threshold более жестким; attack выставляется около 50 мс, release около 200 мс, далее варьировать громкостью лучше с помощью input Gain, а out Gain лучше не трогать, так как это приведет к перегрузке.
M-class stereo Imager - настраивается в соответствии с анализатором (внешним анализатором Paz Analyzer, если Reason 3 работает через Rewire). Это можно делать не всегда, но когда малый стерео охват это просто сделать необходимо.
M-class Maximizer - это компрессор - лимитер. На этом устройстве необходимо отметить Limiter и SoftClip и 4ms look, далее регулировать уровень лучше всего входным сигналом input Gain, а out Gain лучше не трогать, так как это может привести к перегрузке. Далее как и в компрессоре имеется attack и release, но более жесткие, задается всего 3 ограничения - fast, mid (slow для release), slow (auto для release). Данные режимы задаются индивидуально, но для release советую использовать параметр auto.

Несколько полезных советов

  1. Для "оживления" драм линии можно использовать функцию shuttle, это приведет к более интересному звучанию партии хай хетов.
  2. Для подавления частот лучше использовать не эквалайзер, а фильтр ECF - 42
  3. При "тонущей" бас бочке в басе ее можно выделить, используя сеть side chain. Принцип работы данной сети довольно прост: на компрессор баса подается во вход side chain сигнал с бас бочки, что в следующем "открывает" динамическую яму для бочки в басе.

Творческих вам успехов!!!

Жаворонков Андрей, 27.02.2006
CJCity.ru

Обратите внимание:

Знакомимся с Propellerhead Reason 3.0
Горячие клавиши Reason 3.0 (Windows)

Комментарии (7)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 09.03.2011 14:15 #

    Человек - Вообще в Ризоне любой инструмент станет стерео, если конечно его не выкрутить на один канал. Что же касается бочки, так сам звук моно, так как в реале пишется он на датчик или микро.

  • Гость
    (Гость) 31.12.2010 03:37 #

    DenDerty - что за укуренная статья?

  • Гость
    (Гость) 16.11.2009 20:56 #

    Дурик - Бочка НЕ может быть моно. ТОЛЬКО СТЕРЕО!!!

  • Гость
    (Гость) 24.10.2009 00:46 #

    Diswork - бочка по моему не только может, но и должна быть в моно.

  • Гость
    (Гость) 30.03.2009 15:20 #

    Lotus - Странноватый термин "бас бочка". Или бочка или bass drum. Почему она не может быть моно? Очень даже может.

  • Гость
    (Гость) 11.03.2009 20:53 #

    Эдуард - А я пишу в Ризон а мастерю уже все треки в Wavelab и все чистенько гладенько

  • Гость
    (Гость) 14.01.2009 18:55 #

    slava - Приет! Был бы рад знакомству с Вами т.к. весьма заинтересован в умении работы в reason. Мой MAIL-slava7523@rambler.ru буду ждать ответа. Ваш Т.В.

Пополнения софта для Windows

  • Saschart Panoscillator
    Saschart Panoscillator30 ноября 2016

    Плагин эффект панорамирования и расширения стерео сигнала. Особенности: Низкое потребление ресурсов. Синхронизация с хостом. Панорамирование звука вокруг. Стартовая позиция

  • Sanford Sound Design Cobalt
    Sanford Sound Design Cobalt27 ноября 2016

    Cobalt является программным синтезатором в формате VSTi, вдохновлённый цифровыми синтезаторами 1980-х годов. В начале 80-х годов, как цифровые технологии стали дешевле, многие

  • LVC-Audio T-Chain
    LVC-Audio T-Chain27 ноября 2016

    T-Chain представляет собой плагин универсальной полосы канала, предназначенный для использования в различных ситуациях. Он использует модульную конструкцию, так что пользователи

  • Moncasual Giada Loop Machine v0.13.1
    Moncasual Giada Loop Machine v0.13.123 ноября 2016

    Приложение, созданное как минималистский. Хардкорный аудио-инструмент для ди-джеев и тех, кто выступает вживую. Giada - это бесплатный аудио-инструмент для ди-джеев и тех,

  • SaschArt panENV
    SaschArt panENV13 ноября 2016

    Бесплатный VST плагин эффекта панорамирования. Можете установить позицию выхода в любом месте слева направо. Использовать огибающую из MIDI входа с атакой, удержанием и распадом.

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования