Мне кажется, молодому сообществу будет интересно придти в Музей муз. культуры на концерт памяти Евгения Мурзина
Мне кажется, молодому сообществу будет интересно придти в Музей муз. культуры на концерт памяти Евгения Мурзина, изобретателя фотоэлектронного синтезатора АНС. Прозвучат «старички» - АНС и терменвокс в ансамбле с органом.
Путешествие на машине времени в ту реальность, где внутри компа надо было ходить по лестницам! Кто никогда не видел, как играют на терменвоксе, стоит обязательно посмотреть - музыка делается из ничего, из воздуха пассами рук.
Вечер 21 октября в четверг в 19:00, вход бесплатный - ул.Фадеева, 4 (совсем недалеко от нового выхода из «Маяковки»).
Официальный пресс-релиз:
21 октября 2009 года в 19.00 в ГЦММК им. М.И. Глинки состоится концерт к 95-летию со дня рождения Евгения Александровича Мурзина.
Провучат инструменты из коллекции Музея: фотоэлектронный синтезатор АНС (изобретатель-конструктор Е.А. Мурзин, изготовитель ОАО «Московский научно-исследовательский институт приборной автоматики», 1961–1964 гг.), орган мастера Ф. Ладегаста (1868 г.), а также терменвокс. Впервые в истории Музея фотоэлектронный синтезатор АНС прозвучит в реальном времени в сочетании с органом и терменвоксом, на которых композиторы и исполнители Станислав Крейчи и Олеся Ростовская представят новые композиции и импровизации. В концерте принимает участие композитор Эдуард Артемьев.
Фотоэлектронный синтезатор АНС – это музыкальная «машина времени», которой подвластны любые музыкальные стили, полярные звуковые эффекты – и «первозданные», и «космические». Это – прародитель музыкального компьютера. До конца возможности АНС’а еще не изучены. «Первый в мире музыкальный синтезатор создал советский артиллерийский полковник», «без АНС’а не было бы “Соляриса”, «электрический Страдивари», «обломок Атлантиды», «диалог с дельфинами», «единственный экземпляр» – таковы заголовки в газете «Известия» (20 сентября 2003), посвященной АНС’у. Журналист С. Нехамкин писал:
«Когда в “Бриллиантовой руке” загипсованная лапа гоняется за Гешей (Мироновым)… Когда в “Солярисе” давящим звуковым фоном идет тяжелое, переливающееся гудение – океан тревожится... Когда в «Освобождении» травится Гитлер… А еще в “Сибириаде”… А еще в “Зеркале”… И во множестве других фильмов звуковой эффект достигался с помощью синтезатора АНС».
С 1941 года Евгений Мурзин служил на фронте артиллеристом. За разработку зенитного прицела нового типа получил по закрытому списку Сталинскую премию. Был главным конструктором одного из комплексов аппаратуры командного пункта ПВО страны, имел множество изобретений. Мог стать генералом, доктором наук. Но интерес к музыке А.Н. Скрябина вдохновил Мурзина на изобретение всемогущего музыкального аппарата. Это было, когда слова «космос», «престиж страны» звучали магически, и под эту марку удавалось реализовать самые фантастические проекты.
АНС привлек внимание целой плеяды советских композиторов – Дмитрия Шостаковича, Эдуарда Артемьева, Андрея Волконского, Станислава Крейчи, Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова, Софьи Губайдулиной, Шандора Каллоша, Владимира Мартынова. В результате в отечественной музыке родилось новое направление – электронная музыка. После закрытия нашумевших сенсационных концертов для элитной публики в Студии электронной музыки в Государственном мемориальном музее А.Н. Скрябина в Москве АНС переехал в Московский государственный университет на кафедру синтеза речи. А еще он использовался для полусекретных работ по изучению языка дельфинов.
И вот теперь АНС из эксперимента, из лабораторного прибора постепенно превращается в собственно музыкальный инструмент. Раньше композиторы использовали его для создания отдельных звуков, которые применялись в материале сочинения: клеились, монтировались, обрабатывались. А сегодня АНС впервые прозвучит в реальном времени не просто как демонстрация нескольких звуков, а как полноценный участник ансамбля с терменвоксом и органом.
Адрес: ул. Фадеева 4, Москва 125047
тел. (495) 739-62-26