Практические занятия с D-lusion RubberDuck 2.10
Вы занимаетесь созданием музыки на домашнем компьютере. Ваш арсенал ПО увеличивается с каждым днём. Однажды к вам в руки попадает программа RubberDuck.
Итак, программа установлена. После запуска нужно выбрать звуковое устройство (output device), частоту дискретизации (frequency), разрешение (resolution) и размер блока (block size). При выборе звукового устройства разработчики советуют выставить DAS (D-lusion audio server). DAS – это собственный аудио-драйвер программы. Если у вас звуковая карта hardware-ная, то лучше выбрать «звуковушку». Частоту дискретизации лучше ставить 44 100 Hz, т.к. меньше будет не качественно, а больше нигде не востребовано. Далее выбирайте 16 бит по предыдущей причине. А размер блока лучше не трогать, пусть будет по умолчанию 8 Kb.
Сначала я бы хотел дать описание главного меню программы, а это: File, Edit, Output, Setup и Help.
Меню File.
Reset pattern memory – сброс всех паттернов с нотами.
Load pattern memory… - загрузка паттернов с нотами.
Load machine state… - загрузка паттернов с нотами и настроек программы (все бегунки и крутилки).
Save machine state… - сохранение паттернов с нотами и настроек программы.
Exit – выход из программы.
Меню Edit.
Reset pattern – сброс текущего паттерна с нотами.
Copy pattern – копирование текущего паттерна с нотами в буфер.
Paste pattern – вставка паттерна с нотами из буфера (ранее скопированного).
Apply chaos to – в случайном порядке расставляются ноты, паттерны и т.д.
В меню Output находятся пункты, аналогичные кнопкам на секвенсоре, т.е. Play, stop и т.д.
В меню Setup имеются настройки звуковой карты, Midi и скинов для программы.
В меню Help находится справочная информация и пункт меню, в котором вводится серийный код программы.
Давайте разберёмся, что это за кнопочки и бегунки мы видим. В самом верху расположен активный паттерн. Здесь мы можем задавать ноты. Для этого нажмите левой кнопкой мыши по маленькому полю с тремя точками, а затем выберите ноту. Ноту можно выбрать с помощью кнопок со стрелками на клавиатуре (нажимать вниз или вверх) или с помощью клавиш с буквами и цифрами (каждая из них привязана к определённой ноте.). Два нижних ряда клавиш с буквами привязаны к четвёртой октаве, а верхний ряд и ряд с цифрами к пятой. Когда вы нажмёте какую-нибудь клавишу, то нота отобразится на активном паттерне и курсор переместится на следующую ячейку. Если же вам нужна более низкая или высокая нота, то пользуетесь уже клавишами со стрелками. Всего можно играть на нотах из десяти октав. Выше ячеек находятся кнопки AC (Accents). Их нужно нажимать тогда, когда вам надо, чтобы определённая нота играла ярче других или другими словами ставится акцент на данную ноту. Ниже находится кнопка Sl (Slides). Это своеобразное растягивание ноты.
Например, мы составим следующий паттерн: G-6 … C-5 … E-6 | … … C-5 … | A-5 … C-5 … | D-6 … C-5 … |. Каждая нота с включенным AC.
Сейчас пропустим полученную мелодию через фильтры. Чуть ниже активного паттерна с нотами, слева находится поле filter, в котором можно двигать бегунки и кардинально менять звук. Ниже этого поля находятся настройки модуляции. Здесь можно в реальном времени настроить нужное вам звучание, т.е. можно нажать на Play и передвигать бегунки, изменять модуляцию и т.д.
Почти по центру рабочего поля программы находится чёрный квадрат с линиями. В нём отображается звуковая волна. Её настройки можно поменять, если потянуть бегунок над этим квадратом. Тип волны меняется кнопками, которые расположены по периметру чёрного квадрата. Справа от чёрного квадрата находятся поля Delay и Distortion. В них можно менять эхо и дисторсию соответственно.
В поле Master, которое находится в левом нижнем углу программы, настраивается громкость, темп, уровень акцента и тон. В правом нижнем углу располагаются две деки. В них можно открывать звуковые файлы в формате wav. Например, чтобы послушать полученную мелодию или бас с ударниками.
Итак, вы сделали все необходимые настройки. Послушали мелодию или бас с ударниками или каким-нибудь фоном. Но вам захотелось сделать мелодию разнообразней. Чтобы играла не одна и та же тема, бесконечно повторяясь. Если нажата кнопка play, то остановите проигрывание. Далее вам надо нажать на паттерн под номером 1. По умолчанию, при открытии программы активный паттерн всегда под номером 0. Паттерн 1 у нас пустой. Заполняем его нотами, выставляем AC и SL, если нужно. Справа от номеров паттернов находятся варианты проигрывания. Выбираем вариант кругового проигрывания (нарисованы две стрелки, образующие круг.). В поле steps (находится над номерами паттернов) выбираем «2». Тем самым у нас будет два шага. Левее поля steps находится поле position. В нём выбирается активный паттерн для проигрывания. Нажимаем на паттерн «0», в поле position выбираем «1». Далее нажимаем на паттерн «1», в поле position выбираем «2». Всё, готов маленький сэмпл. Теперь можно послушать что получилось. В результате у вас будет играть сначала паттерн «0», а после него паттерн «1», и так по кругу. Таким же образом вы можете составить мелодию из 4, 8 и более паттернов.
Не забывайте, что все настройки можно менять в реальном времени. Когда вы скажете себе: «всё, я сделал свой сэмпл», можно приступать к его сохранению. Сохранить можно либо в свой программный формат, который может прочитать только RD, либо в стандартный звуковой файл формата wav. Для этого нужно нажать кнопку записи (красная круглая) и нажать play (зелёная треугольная). Когда ваш сэмпл проиграет несколько раз (2-3), надо нажать снова на кнопку записи и перед вами появится диалоговое окно. Выбирайте save as, чтобы сохранить полученный сэмпл в указанную вами директорию. После этой процедуры вам останется отредактировать сэмпл в каком-нибудь редакторе, типа Sound Forge и сэмпл готов к употреблению.
Главное экспериментируйте. Удачи в ваших начинаниях.
Богданов Е.А., 30.10.2002
CJCity.ru
Скачать программу D-lusion RubberDuck 2.10