^ Вверх
Статьи / Железо

Синтезатор – союз музыки и технического прогресса

Синтезатор – это музыкальный инструмент, ставший уже таким привычным в мире музыкального творчества. Но каким бы высокотехнологичным он ни казался, изобрели его в позапрошлом веке.

На сегодняшний день он заметно облегчает жизнь и музыкантам, и композиторам, а вот его первоначальные образцы не могли сравниться с современными представителями этого вида инструментов ни размерами, ни возможностями. Общей между ними осталась только сама идея: использовать специальную технику для синтеза волн заданной частоты и других параметров. Отсюда и название инструмента – синтезатор. Само же слово «синтезатор» содержит в себе греческий корень (synthesis), что означает соединение, сочетание или составление. Такое имя вполне отражает суть этого сложного и эффективного аппарата, призванного создавать звуки, обрабатывать музыкальные записи и воспроизводить даже самые сложные композиции.

Если рассматривать историю синтезатора с самого ее начала, то первый этап приходится на конец 19 века, когда изобретатели сумели построить первые образцы машины, способной генерировать звуковые волны. Весил агрегат немало – свыше двухсот тонн, и пространства занимал очень много. Одним из первых образцов, получивших официальное имя, стал Телармониум немецкого конструктора Тодеуса Кахила. Этот синтезатор был построен для того, чтобы заменить церковный орган, считающийся весьма дорогостоящим инструментом. Не бездействовали и русские ученые. Один из них, а именно Лев Термен, в двадцатые годы прошлого века представил свое изобретение, носящее имя Терменвокс.

Лев Термен и его Терменвокс

Следующим важным этапом в развитии синтезаторов стало создание электронного органа на базе модели Тодеуса Кахила, который назывался Hammond. Звук рождался в нем благодаря электромагнитным катушкам и металлическим дискам. Огромные размеры органа никак не способствовали его распространению в качестве домашнего музыкального инструмента, однако его возможности были оценены любителями музыки. Спустя много лет после его появления продолжается использование электронного органа для записи музыкальных композиций. Им пользуются даже весьма знаменитые группы в мире рок-музыки.

Электронный орган Hammond

Известные на весь мир фирмы еще с середины 1960-х годов начали выпускать новые модели синтезаторов, а создал их американский изобретатель Роберт Вуд.

Синтезатор АНС

В Советском Союзе же в 60-е годы инженер Е.Мурзин изобрел легендарный синтезатор, который носил имя АНС. Использовался он для создания звуковых эффектов ко многим знаменитым кинофильмам, особенно это касалось случаев, когда в аудиодорожку фильма требовалось внести необычный, можно даже сказать неземной, «космический» звук. АНС не был предназначен для исполнения музыкальных композиций, однако мог воспроизводить голоса и различные звуки, поэтому на сегодняшний день он находится на почетном месте в истории создания синтезаторов.

Mini-Moog

Дальнейшее развитие инструмента преследовало цель уменьшить габариты, улучшить звучание и снизить цену. Согласитесь, весьма сложно представить себе музыканта, согласного приобрести в пользование синтезатор по цене 175 тысяч долларов, а ведь были и такие образцы в середине 20 века. Самым успешным вариантом в решении этих задач оказалась модель Mini-Moog, носящая имя своего изобретателя. Она впервые вышла в свет в 1970 году.

Первоначально музыканты недолюбливали электронные инструменты, многие отдавали предпочтение живому звуку и не доверяли электронному звучанию синтезаторов, к тому же поначалу они были дорогими и не очень совершенными. Однако постепенно начали сформировываться целые направления в электронной музыке, она начала набирать популярность, а в производстве синтезаторов в конце 1970-х появились первые полифонические синтезаторы, способные воспроизводить одновременно более одной ноты (Prophet-5) и это поставило его на широкую ногу. Музыкальный мир захлестнула так называемая «новая волна» (House и Techno) и молодежная музыка 1980-х оказалась полностью построена на элементах звучания музыкальных синтезаторов.

Стандарт MIDI

В семидесятые годы к основным возможностям синтезатора стали добавляться и дополнительные: использование ударных, применение фильтров, изобретение различных звуковых спецэффектов. В 1980-х появился стандарт MIDI (Musical Instrument Digital Interface), унифицирующий системы цифрового управления для различных синтезаторов от разных фирм-производителей, то есть управление осуществлялось с помощью MIDI-клавиатуры, тогда появились популярные у ди-джеев всего мира сэмплеры, в память которых можно было записать любые звуки, чтобы воспроизвести их с нужной высотой на клавиатуре. Внедрение первых сэмплеров стало настоящим прорывом в производстве синтезаторов, так как появилась возможность использования заранее записанных звуков, управлять которыми можно было с помощью привычной клавиатуры фортепиано.

Их использование позволяло записывать различные виды звуков, например звучание разнообразных музыкальных инструментов, а затем при помощи панели управления использовать их при проигрывании мелодии.

В 1995 году шведская компания Clavia отодвинула на задний план аналоговые синтезаторы выпуском первых цифровых синтезаторов, то есть виртуальных компьютерных, дело в том, что к тому времени персональные компьютеры тоже оборудовали MIDI-интерфейсом и начали выпускаться различные программы, которые уже имели в своей памяти тысячи звуков.

Достоинством цифровых моделей является наличие секвенсоров, которые позволяют записывать в память комбинацию синтезированных звуков, а затем обрабатывать их по мере необходимости. Это позволяет производить запись не сразу, а по отдельным отрывкам, которые сохраняются в памяти и обрабатываются, чтобы потом из них можно было составить музыкальную композицию. Разнообразие возможностей позволяет использовать синтезаторы даже тем, кто не в полной мере владеет техникой игры на клавишных инструментах.

Получив от изобретателей такой инструмент, профессиональные музыканты создали целое направление электронной музыки, которое обходилось и без других инструментов и даже без исполнителей: все брал на себя композитор, управляющий синтезатором.

Хотя цифровые синтезаторы являются эволюционным продолжением аналоговых, последние отнюдь не потеряли свои позиции. Звук аналоговых синтезаторов считается более живым и индивидуальным, в то время как цифровые синтезаторы часто обвиняются в безжизненности. Именно поэтому можно встретить желающих купить именно аналоговый вариант инструмента, независимо от возраста. Говорят, что со временем такие образцы получают дополнительную индивидуальность. Поэтому до сих пор непонятно, насколько возможно полное вытеснение цифровыми синтезаторами аналоговых, ведь все профессиональные музыканты всегда предпочитали аналоговый звук. Несмотря на это, цифровое звучание уже давно приближено по качеству к натуральному, хотя, возможно, когда-то и наступит момент, в который человеческое ухо не сможет отличить звук аналогового синтезатора от цифрового.

В 80-е годы 20 века развитие секвенсоров и сэмплеров на синтезаторе позволило не только обрабатывать композиции, но и сочинять свои собственные. Имея только один инструмент, в памяти которого записаны звуки всех существующих музыкальных инструментов, а также звуки, не имеющие естественных аналогов в мире, музыкант способен составить оркестровую композицию со спецэффектами, ударными инструментами и наложением записи исполнения. Этот принцип взяли на вооружение ди-джеи, придумывающие самые невероятные композиции.

Компактность и возможности синтезатора предоставили музыкантам прекрасные условия для использования этого чудо-инструмента на своих концертах. На сцене исполнитель мог проигрывать составленные композиции, виртуозно управляя аппаратом.

Музыканты могли играть на двух синтезаторах одновременно, достигая необычного звучания с помощью воспроизведения различных спецэффектов одной рукой на одном инструменте и дополняя их мелодии игрой другой рукой на втором синтезаторе.

Кроме этого, синтезатор использовался на студии для записи музыкальных фрагментов. С распространением компьютерной технологии возможности синтезатора увеличиваются еще больше. Качество звучания не уступает сегодня живым инструментам, а количество возможных вариантов звука становится просто бесконечным. В наше время трудно представить себе запись музыкальных композиций без синтезатора. С помощью него даже неизвестные исполнители могут создать качественные фонограммы и придумать яркую аранжировку.

В последнее время делаются вполне успешные попытки совершенно заменить классический синтезатор компьютерной программой. Это означает, что музыкальный инструмент как таковой уступает место персональному компьютеру. Хотя и существует множество нареканий по поводу такой замены, но все же этот вариант быстро распространяется и имеет уже своих сторонников.

Синтезатор Roland V-synth

На сегодняшний день простейшие музыкальные синтезаторы есть и у многих детей, и они имеют возможность оттачивать на них мастерство своей игры как на пианино с той лишь разницей, что синтезатор стоит во много раз дешевле и занимает совсем мало места. Уже стало привычным караоке и самодеятельное творчество с помощью синтезаторов, еще в 1990-е всеобщую популярность снискали инструменты фирмы Yamaha, на которых был богатый выбор предустановленных мелодий с многоканальной полифонией и большие библиотеки сэмплов. Уже давно выпускаются модели, сочетающие в себе функции аналоговых и цифровых синтезаторов, этим занимаются различные всемирно известные фирмы, например: Access Music, Alesis, Fatar, Korg, Kurzweil, Moog Music, Novation Music, кроме вышеупомянутых брендов можно упомянуть фирму Casio, которая выпускает различные популярные модели синтезаторов высокого качества для профессионалов и любителей. Все эти устройства уже давно доступны по цене рядовому любителю и настолько качественны, что даже некоторые модели старых синтезаторов 1980-1990-х ценятся до сих пор, например, любители ретро-звучания считают раритетным некоторые синтезаторы фирмы Roland.

Наталия и CJ John PM, 21.01.2009
CJCity.ru

Обратите внимание:

Выбираем «клавиши»
Синтезаторы Roland
Синтезаторы Casio CTK
Обзор самых популярных синтезаторов Yamaha

Комментарии (19)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 18.01.2014 03:00 #

    ОДЗ - Автор, Орган Хаммонда - НЕ электронный музыкальный инструмент, а ЭЛЕКТРО-МЕХАНИЧЕСКИЙ. Это огромная разница. В электронных инструментах звук формируется с помощью процессора и вспомагательных частей, а в Органе Хаммонда, вы сами написали что звук формируется благодаря электрическим катушкам. Звук в такой органе живой, в отличие от цифровых инструментов

  • Гость
    (Гость) 18.10.2012 20:09 #

    александр - какая билиберда! прошу одно, а мне предлагают столько всего всякого ... ,где смысл ?

  • Гость
    (Гость) 11.08.2012 21:26 #

    абырвалг - Абырвалг, Моквошвея, Открытие Америки

  • Гость
    (Гость) 04.05.2011 12:56 #

    елизавета - спасибо большое вы меня спасли!!!!!!!!!!

  • Гость
    (Гость) 18.04.2010 03:13 #

    Павел - Автор бредит. Клавия не отодвинула, а развила цифровой синтез.

    Как будто Yamaha DX-7 до неё не существовало... причём на десяток лет раньше.

  • Гость
    (Гость) 25.12.2009 23:25 #

    Дашка - Мне нравится

  • Гость
    (Гость) 05.12.2009 10:38 #

    Дмитрий - "Известные на весь мир фирмы еще с середины 1960-х годов начали выпускать новые модели синтезаторов, а создал их американский изобретатель Роберт Вуд"

    Не Роберт Вуд,который и умер-то в 55,а Роберт Муг.А изображение его легендарного минимуга почему-то под абзацем о синтезаторе

    Е.Мурзина.

  • Гость
    (Гость) 23.11.2009 08:52 #

    Гоша - Тема сисек не раскрыта11

  • Гость
    (Гость) 20.10.2009 14:36 #

    ник - интересная статья, спасибо.

  • Гость
    (Гость) 31.05.2009 10:38 #

    thedmitry - mvm, в "Солярисе" как раз использован АНС в полный рост - почти всё на нем написано :-)

  • Гость
    (Гость) 15.04.2009 19:36 #

    jyjj - я хорпмгшцуман

  • Гость
    (Гость) 14.03.2009 00:42 #

    mvm - Эта статья и не рассчитана на полное раскрытие темы. Кого она заинтересовала, найдёт массу литературы о истории и технических особенностях каждой модели синтезаторов. В своё время(в начале 80-х прошлого века)у меня был одноголосный синтезатор "американец" "MOOG" с великолепным аналоговым звуком, его можно было использовать в качестве генератора осциляторных форм сигнала. Никакого сравнения с отечественными синтезаторами. Необходимо отметить,что большинство современных так называемых "синтезаторов", это музыкальные компьютеры с установленной в них OS имеющих малое отношение к подлинным синтезаторам. В последнее время вновь появился интерес к старым аналоговым синтезаторам, но на основе последних достижений электроники. Замечание к статье: не в 1995, а в 1980 году, и не шведская, а японские фирмы: "KORG" и др. выпустили первые цифровые синтезаторы с небольшим секвенцером( например "KORG POLY 800"). Пропущена одна из главных тем - это английский студийный ситезатор SINTY-100(он использовался в х/ф "Солярис") который и по сей день актуален.

  • Гость
    (Гость) 14.02.2009 14:32 #

    Гость - Статья поверхностна! Автор не видит разницы между цифровой "железкой" и виртуальным синтом.

  • Гость
    (Гость) 02.02.2009 18:29 #

    Александр - Спасибо тебе! )))

  • Гость
    (Гость) 31.01.2009 17:28 #

    Гость - Автор не знает историю Хаммонда, Муга и др. А надо было ознакомиться,прежде чеим крапать поверхностную статейку!

  • Гость
    (Гость) 31.01.2009 13:02 #

    Вася - Занимательно. Жалко только, картинки не по теме событий

  • Гость
    (Гость) 28.01.2009 06:16 #

    Alex_Under - Прикольная статейка)))

  • Гость
    (Гость) 25.01.2009 15:02 #

    Павел - Спасибо тебе! )))

  • Гость
    (Гость) 22.01.2009 20:40 #

    Yellow_M - Спасибо за информацию! Полезно знать историю...

Пополнения софта для Windows

  • Cerberus Audio Ice9 Automute v1.1
    Cerberus Audio Ice9 Automute v1.123 июля 2016

    Функция мягкого выключения сигнала начинает подавление уровня при превышении уровня одним семплом. Резкое понижение уровня будет использовано при очень сильном и потенциально

  • XSRDO Patchwork Modular System v1.08
    XSRDO Patchwork Modular System v1.0813 июля 2016

    Это истинный модульный синтезатор. Вы можете выбрать те модули, которые вы хотите и подключить их как захотите в неограниченном количестве. Каждый модуль независим от других

  • ocenaudio v3.1.4
    ocenaudio v3.1.409 июля 2016

    Кросс-платформенный, простой в использовании, быстрый и функциональный аудио-редактор. Это идеальное программное обеспечение для людей, которые нуждаются редактировании и

  • Xenobioz Lynx v0.86
    Xenobioz Lynx v0.8606 июля 2016

    Бесплатный субтрактивный синтезатор в формате VST для Windows. Особенности: 2 рисуемых осциллятора до 7 голосов каждый. 2 рисуемых LFO Фазовый дисторшен Мощный волновой редактор.

  • UVI Workstation v2.6.7
    UVI Workstation v2.6.703 июля 2016

    UVI Workstation 2 - бесплатный мульти-тембральный плагин (семплер), позволяющий использовать неограниченное количество слотов под виртуальные инструменты, встроенные эффекты,

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования