^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Надо ли ребенка учить музыке?

О пользе музыкального воспитания.

Многие родители, провожая своего ребенка в первый класс, часто задаются вопросом - есть ли смысл направить его еще и в музыкальную школу? Конечно, сразу возникают сомнения: есть ли у моего мальчика (девочки) слух, способности, а если и будет учиться, не бросит ли занятия на пол пути, не помешает ли музыка основной учебе?

Надо ли ребенка учить музыке?

Я постараюсь, как можно более полно ответить на эти, и многие другие вопросы, волнующие почти всех пап и мам в этот не простой период.

Первое, что мы должны четко усвоить, это то, что - вопреки мнению большинства - музыкальным слухом обладает каждый, родившийся нормальным, человек. Другое дело, что у одних этот слух выражен ярко, у других нет. Обращаюсь к тем, кто считает себя не приспособленным к музыке, кто думает, что слуха у него никогда не было, нет и не будет. Приходилось ли вам, слушая полюбившуюся мелодию, ощущать в своей душе те, не передаваемые ни какими словами, чувства, которые хочется запомнить, и испытать еще, и еще раз? Или всем знакомая ситуация, когда в голове крутится одна и та же песня, и мы хотели бы от нее избавиться, да не можем? Или моменты, когда мы мучительно вспоминаем позабывшийся мотив, и вдруг вспомнив, радуемся, как дети? Это и есть самое главное доказательство, что музыкальным слухом обладает, буквально, каждый из нас.

Да, при наборе в музыкальную школу, детей прослушивает специально созданная, приемная комиссия, в задачу которой входит отобрать для учебы малышей более развитых в этом отношении. На не прошедших же конкурс ставят клеймо – «слон на ухо наступил», хотя это, конечно же, не так. Достаточно за пол года до поступления просто позаниматься с опытным преподавателем и ваше чадо не менее успешно, чем остальные, пройдет все музыкальные тесты.

Что делать, если ребенок через два-три года больше не захочет учиться музыке? Отвечу сразу - не захочет обязательно; это, как правило, случается со всеми учащимися музыкальных школ без исключения. Причин здесь несколько, но самые основные, это начинающиеся сложности (не получается) и, конечно же, банальная лень. От того на сколько серьезно вы подготовите своего малыша к занятиям музыкой, на столько ответственно он будет относиться к учебе. Если ребенку сказать, мол, не захочешь учиться - бросишь, он непременно так и сделает. Но если он будет знать, что занятия музыкой так же важны, как и учеба в общеобразовательной школе, поверьте, ваш малыш обязательно закончит музыкальную школу, и не вы, не он сам никогда не пожалеете об этом.

Станут ли дети, о которых мы говорим, профессиональными музыкантами, или выберут для себя другую специальность далекую от музыки, решающего значения не имеет; главное, что они научатся отличать хорошую музыку от плохой и, как правило, хорошее от плохого в самой жизни.

Давайте вспомним золотой девятнадцатый век. Тогда даже представить себе было невозможно, чтобы в более-менее обеспеченной семье отрок или девица не прошли музыкальный курс, правда, это правило не касалось крестьянских и просто бедных семей (чем сейчас лучше?), но это уже тема для отдельной статьи.

Так почему же мы, живущие в двадцать первом веке, позволяем себе думать, что музыка это дешевая игрушка, без которой наш ребенок может и обойтись? Помните фразу, все преходяще, а музыка вечна? Знайте, это не пустые слова. Для того, что бы воспитать доброго, порядочного человека нужно, прежде всего, воспитать его душу; ведь человек может быть счастлив только тогда, когда в его душе поселится любовь, а любовь и музыка почти синонимы.

Зайдите на досуге в любую музыкальную школу на не большой концерт для родителей, которые проводятся довольно часто, посмотрите, с какой гордостью дети выходят на сцену, как радуются аплодисментам, и вы увидите - они счастливы!

Да и с практической точки зрения, иметь свидетельство о начальном музыкальном образовании весьма полезно: так, например, при поступлении в ВУЗ этот факт только приветствуется, а серые армейские будни перестают быть такими уж серыми. И вообще, я не встречал ни разу в жизни ни одного взрослого человека, который бросив в юности обучатся на каком-либо музыкальном инструменте, не пожалел бы об этом. Многие даже пытаются наверстать упущенное уже в довольно зрелом возрасте, и делают это весьма успешно.

Да, в наше рыночное время, когда все, в том числе и человеческие отношения, строятся на деньгах, когда престиж профессии музыканта сведен к нулю, родителям очень трудно принять решение в пользу музыки. Но мы должны помнить, то, что мы вложим в наших детей, не соизмеримо ни с какими деньгами! Скажите, разве не замечательно, когда девушка - юрист владеет фортепиано, а парень - водитель хорошо играет на трубе, или аккордеоне? Да и чем черт не шутит, вдруг ваш парень окажется талантливым пианистом, а девочка выдающейся скрипачкой? А ведь если ваше чадо не будет учиться музыке, вы об этом не узнаете никогда.

Прислушайтесь к тому, как ваш ребенок тихонько напевает понравившуюся мелодию, или на соседском пианино пытается подобрать знакомый мотив, скорей всего, это не просто так.

Человек - это целый мир, давайте же сделаем его разнообразней, красочней и богаче! Как сказал поэт: «Выше музыки только любовь, но любовь, это только мелодия...»

Vane, 17.06.2008
CJCity.ru

Комментарии (31)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 01.01.2013 12:20 #

    midiman - Понемногу правы и защитники и противники муз.образования.Много значит сама методика преподования музыки.Для многих не секрет, что программы обучения навязанные сверху были устаревшими и неактуальными,что само собой отбивало желание посещать муз.школу.Сейчас начали вводить и эстрадно-джазовый вокал

    и отделения традиционного рока и обучение музыки на ПК, что расширило возможность выбора для абитуриентов.Конечно многое зависит и от педагога

    и от окружения в котором воспитывается ребенок и от желания самого ребенка. Но тут не надо быть суперпсихологом чтобы понять,что если ребенка с детского сада тянет петь и танцевать,его непременно надо обучать музыке,либо танцам.Иначе когда он захочет посвятить свою жизнь искусству, проф.образование будет ему необходимо.Ну а если человеку достаточно развлечь гостей исполнив им на гитаре "че нибудь" то и самообразования здесь будет предостаточно.


  • Гость
    (Гость) 22.11.2012 00:49 #

    Мама скрипача - Статья хорошая. У меня сын, 7 лет, не хочет играть на скрипке, но я со всякими уговорами вожу его на занятия в музыкальную школу. Он дома часто слушает симфоническую музыку, говорит, что нравиться. Учителя говорят, что он музыкальный, и что ребенка нужно учить музыке. Я вся в сомнениях, застовлять ребенка играть на скрипке, или оставить в покое.

  • Гость
    (Гость) 14.03.2012 00:00 #

    Павел Алексеевич - Замечательная статья. Спасибо автору!Я полностью с Вами согласен.Занимаюсь с детворой, а вашу статью напечатал, показываю её и родителям и самим детям.

  • Гость
    (Гость) 06.02.2012 00:09 #

    Альфа-омега - Мне кажетсся очень продвинутым в отношении привития детям интереса к музыке методика обозначения нот цветом. В Интернете много информации об этом. Но мне больше всего понравилось на этом сайте, там как-то все системно и последовательно: http://immigrad.com/metodpiano


  • Гость
    (Гость) 12.08.2011 14:01 #

    Рим - Очень правильная статья. Уже достигнутое музыкальное образование, любого уровня - "не жмет плечи". Успокаевать и внушать себе, что великие композиторы были самоучки - это глупо. Вы когда нибудь видели партитуру для симфонического оркестра, одного из "самоучек"?

    Комп, музыкант, композитор и самоучка, эти слова и их значение сами по себе имеют очень разные уровни. Во всяком серьезном деле, в том числе и в музыке, берите хорошего проводника, пока непоймете что и как.

  • Гость
    (Гость) 13.04.2011 20:45 #

    Дмитрий - Warrior (написано в субботу, 28 июня 2008 года, в 22:52)

    Правильная статья. А без знания сольфеджио даже с компом ничо дельного не напишешь, а если напишешь то наполовину из готовых семплов.

    -----------------------------------------------------------------------

    Не соглашусь полностью Без вашего сальфеджо и всяких там нотных грамот я делаю свою музыку на своем компе! и для это мне нужен всего лишь слух и фантазия! Да я не учился в децтве в муз.школе и жалею об этом! Школа дает стандарт и общие правила! Но все это можно впитать в любом возрасте только гораздо сложнее и вообще если можно сказать сложнее когда человек тянеться к музыки и ему это нравится не каких сложностей не испытываешь! тебе интересно самому развиваться и каждый раз когда получаеться что-то лучше сам себе радуешся! так что всем удачных перспектив если есть на то желание!

  • Гость
    (Гость) 03.08.2010 18:24 #

    альма - я считаю что нужно отдавать детей в музыкалку.но к сожалению не всех,а тех у которых есть опред.муз.способности,а то будете только мучиться и учителей мучить. А вообще музыка это прекрасно,она воспитывает хороший вкус,чувство меры во всем,дисциплинирует,развивает волевые качества,делает людей человечными,чуткими и масса всего ,вреда уж точно не будет!

  • Гость
    (Гость) 22.03.2010 12:40 #

    jekkosa - fooser

    Вы несёте бред!!!!!!

    Я в детстве пару месяцев учился на баяне играть, а потом бросил по своим дурацким детским причинам: стеснялся, боялся, ленился...

    КАК ЖЕ Я ЩАС ЖАЛЕЮ ОБ ЭТОМ!!!

    Как я жалею что родители мои не дали мне подзатыльник и не заставили учиться музыке...

    Статья правильная на все сто!!!

    Сейчас я уже лет 7 занимаюсь музыкой: научился играть на гитаре, более-менее знаю ноты, тональности, но чтобы толком знать муз. грамоту или читать с листа - это я не умею...

    Сейчас конечно навёрстываю упущенное, но было бы гораздо лучше, елси бы я это всё знал с детства...

    Тем более сейчас я сам всему учусь, а там были специальные учителя...

    все великие композиторы - самоучки - да это так...

    Самоучки, которые с 3 лёт из-за фортепиано не вылезали...

    Я сомневаюсь, что тот человек, которые про композиторов-самоучек писал, с 3 лет умеет играть на фо-но...


  • Гость
    (Гость) 20.02.2010 14:32 #

    Ната - Моему старшему сыну 5 лет.Начали посещать недавно муз. занятия, по его просьбе. Пока ему это нравится, а там посмотрим. Дело не в том будет ли он музыкантом в будущем,

    это не так важно.а важно как он себя будет оппозиционировать

    в этом мире в наше время.


  • Гость
    (Гость) 30.11.2009 19:31 #

    РОРЗА - мой ребенок не хочет заниматься музыкой.он жалуется на неуспеваемость и всё прочее.как ему обьяснить что музыкой ему НАДО ЗАНИМАТЬСЯ.ОН ПРОСТО ЛЕНИТСЯ(((((((((

  • Гость
    (Гость) 13.10.2009 19:49 #

    Павел Алексеевич - Статья замечательная!

    Сам работаю с детьми и во многом согласен с автором.

    Спасибо!

  • Гость
    (Гость) 05.10.2009 20:42 #

    AcidJazz - Учить ребенка нужно, и это можно даже не обсуждать. Можно привести гору аргументов, а тот кто этого не понимает - откровенный идиот. Те, кто закончил муз школу, даже если с ней связаны одни лишь неприятные воспоминания, скажите спасибо своим родителям. Потому что вы были бы сейчас совершенно другим человеком, если бы в вашей жизни не было Музыки.

  • Гость
    (Гость) 16.09.2009 13:12 #

    ohh - Что значит лишить детства? Смотря что понимать под этим.. если это бесполезное шляние по улицам, с незнанием чего хочешь, и попыткой развлечься сомнительным способом, то пошло бы это детство.

    Я в свое время закончила худ.школу., а там предметов и дз не меньше чем в музылке, при этом успевала и погулять и учиться и ботаником не выросла. Научилась расходовать свое время, добиваться цели и получать удовольствие от нескольких свободных мин.

    Сын сам захотел играть на домре, пошли в муз.школу. пыжиться уже второй год. Очень нравится хор, ничего идет инструмент, а сольфеджио –беда. Бывает говорит не хочу, но я вижу что это лень или усталость, бывает непонимание предмета. Тогда с шуткой встаем и вприпрыжку идем и уже настроение значительно лучше, а там друзья и лень забыта. Зато в общей школе пишет и успевает намного лучше многих, мозг запоминает налету, рука слушается хорошо! И не бродит по дому, со словами мне скучно давай посмотрим мультики или поиграем в комп. (тоже сомнительное удовольствие!)


  • Гость
    (Гость) 05.09.2009 18:20 #

    Rooden - Я учился в муз школе и закомплексованым задротом я не стал.

    Да, когда я учился, я возмущася поповоду нехватки времени, но не потому что мне его не хватало, апотому что мне очень хотелось выйти во двор и поиграть вместе с друзьями в козака-разбойника. На даный момент я доволен что закончил муз школу, ибо имею несколько преймуществ среди "необразованых". И вот буквально недавно начал интересоватся написанием електронной музыки. И опять жэ мне легче войти в эту среду, потому что я знаю елементарные муз понятия и имею опит в игре на инструментах.

  • Гость
    (Гость) 03.09.2009 09:56 #

    татьяна - нужны тесты по музыке для учеников 7 класса


  • Гость
    (Гость) 09.07.2009 18:22 #

    fooser - *а если и оставшиеся 10% времени

  • Гость
    (Гость) 09.07.2009 18:22 #

    fooser - Я лично что могу сказать- не нужно лишать ребенка детства и юности. И так школы хватает с головой, и так школа отбирает до 90% свободного времени ребенка. А если и эти 90% свободного времени забить зубрежкой и обязаловом - а жить блин когда? Из подобных детей вырастают забитые нерды, которые не знают и не умеют ничего кроме программ обычной и музыкальной школы. И так результатом морального насилия преподавателей в школе над ребенком мы имеем такое заболевание детей лет 17-ти как "комплекс школьника" ака "трудный возраст", проявляющийся в болезненной тяге к самовозвышению любой ценой - даже путем преступлений и приема наркотиков. Все глупости, в том числе и преступления, делаются школотой именно на почве школьного комплекса неполноценности. А если дать ребенку еще и двойную дозу подобного преподского насилия и обязалова, то это будет школота в квадрате, которая будучи забитой в реальной жизни, в интернете натворит дел. И тем более очень неохота чтобы такая школота в квадрате повлияла на культуру. Ведь факт есть факт - подавляющее большинство великих композиторов чья музыка прожила несколько десятков лет - были самоучками. Потому что учились сознательно и для себя а не для того чтобы дядя препод отстал наконец то и можно было идти на каникулы.

  • Гость
    (Гость) 31.05.2009 23:17 #

    Элина - Интересно, а среди здесь присутствующих есть хоть один музыкант??? Ну тогда я буду первой. Тема обсуждения, конечно, странная. Это всё индивидуально. Но хочу сразу обратить внимание на несколько аспектов. Во-первых, научно доказано, что если ребенок учится в музыкальной школе, пусть он даже бросит её на полпути, но это очень поможет ему для общего развития. По статистике дети, учащиеся в музыкальной школе, учатся лучше и в обычной. Второй аспект: если музыкальная школа привила ненависть к музыке, то на то есть две причины: либо вы абсолютно не музыкальный человек и вам музыка была изначально безразлична, либо у вас был ПЛОХОЙ ПЕДАГОГ. Дабы избежать такого недоразумения, родителям стоит просто пообщаться с педагогами, которые являются потенциальными претендентами на эту должность. Есть прекрасные музыкальные школа, и есть чудесные педагоги. Вы же не задаётесь вопросом, отдавать ли ребенка в общеобразовательную школу, хотя вероятность, что он возненавидит половину наук из-за того, что педагог будет невнимательный, недобрый и т.п., очень велика. Просто родителям необходимо трезво посмотреть со стороны на ребенка. В этот момент нужно думать не о том, что его родители не учили музыке, поэтому уж его ребенок окончит как минимум Консерваторию. Нужно поговорить с ним, дать послушать разные инструменты, сводить на концерт. Если у ребенка есть хоть малейшие способности и желание, то вопрос решен положительно, если нет - отрицательно.

    Третий аспект, человек постоянно находится в поиске, особенно ребенок, он ищет, что ему интересно в этой жизни. Вспомните, кем вы хотели стать в 5 лет, чем в 10 и кем стали в конце-концов. И вы поймёте, что нет ничего такого страшного, если ребенок сначала хочет учиться музыке, а потом желание постепенно угасает. На самом деле практически все дети, которые идут с желанием заниматься в музыкальную школу, потом его теряют, но в 90 % случаев, если проблема не в педагоге, а в лени, страхе и т.п. (что присуще всем детям), то к 5-7 классу музыкальной школы (примерно с 12 лет и выше), это желание возрождается с новой, осознанной стороны и потом уже остаётся навсегда. Иногда стоит и надавить на ребенка, чтобы он занимался, иначе вы вырастите человека, который не сможет преодолевать трудности, а будет бросать всё на полпути. Родители, учите детей музыке!!! Это прекрасно!!! Я знаю это по себе!!! (если нужна хорошая музыкальная школа, могу посоветовать Музыкальную школу № 10 им. Бетховена на Арбате. Большой Могильцевский переулок. Метро Смоленская, Арбатская, Парк культуры)

  • Гость
    (Гость) 16.05.2009 15:03 #

    Alucard - А у меня сестра училась и бросила и поэтому меня нездали блин терь вот ругаю продителей что меня в музыкалку не отправили. а щяс школа уже не работоет закрыли и все вот самостоятельно учусь на гитаре играть

  • Гость
    (Гость) 11.05.2009 11:47 #

    ваня - бездари(читай глупые лентяи) думают что пропустили что то важное. всегда смотрят назад и думают что вот оно таинство. а его там нет как и нигде в другом месте


Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...