^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Использование вокала

Давно открыто психологами, что человеческий мозг при прослушивании музыкальной композиции сильнее реагирует именно на голос человека или животного, нежели чем на другие звуки инструментов неживого происхождения. Это особенность практически всех живых организмов. Поэтому вокал и все, что может к нему относиться, выделяют как особенный инструмент. Его преимущество в том, что он несет и ноту, и мысль, он индивидуален и неповторим.

Использование вокала в современной музыкальной индустрии ограничивается, пожалуй, лишь его физическим наличием. Либо запись есть, либо её нет. Всё остальное дорабатывается. В тоже время можно выделить структуры, по которым вокальные партии чаще всего используются. К ним относятся:

Куплет – сюжетная часть песни, основа, защищается авторским правом по нотам, тексту и вокалу.

Припев – «лицо» песни, часть, по которой работа обычно запоминается, основная мысль сюжета или ее продолжение, защищается авторским правом, как и куплет.

Пропевка – не относящаяся ни к куплету, ни к припеву фраза, но подходящая по смыслу и пропетая в мотив. «Экспромт» исполнителя, который может быть защищен законом, а может и нет. К пропевкам можно относить бэк-вокал.

Читка – часть композиции без пропевания. Для rap-исполнителей является стилем и куплетов и припева. Авторское право обычно на текст и на исполнение (но не на ноты).

Голосовые звуки – все звуки животного происхождения. Для людей разговоры (например, телефонные), отдельные слова, звуки (пропетые или нет), стоны, крики, брань, смех, плач и прочие звуковые эмоции. Как правило, на это авторское право не накладывается. Слишком незначителен объект права собственности.

Авторские претензии со стороны только вокала практически в природе не встречаются. Обычно они идут в совокупности: ноты+текст+вокал. (По отдельности это достаточно сложно).
Вопрос использования вокала в миксе (ремиксе\римейке) рассмотрим по следующим пунктам:
1. Объем. Естественно физическое количество вокала в треке определяет уровень возможных претензий со стороны обладателя этого вокала. Одно дело, когда микшируется вся песня полностью или большая часть вокальной партии из исхода переносится в new-version, и совсем другое, если в миксе зафиксирован кусок припева (куплета) или пропевка, по которым только интересующийся и внимательный слушатель определит, чей кусок собственно взят.
2. Место. Имеется в виду «фронт или фон». То есть то, какой план (какое место) занимает вокальная партия в миксе. Если используется какая-либо яркая фраза или припев в качестве фишки (базы) всего трека, то любая претензия со стороны правообладателя (нот, текста, вокала) может перекрыть кислород для официального издания композиции. А если же выбранный вокальный кусок может быть легко (без ощутимой потери) удален из трека, то и претензии вокалиста можно считать несостоятельными. :-)
3. Уровень изменения. То есть то, на сколько партия была звукоизменена, на сколько «пострадал» сам эффект голоса, узнаваем ли он вообще. Например, ускоренное или замедленное воспроизведение дает различные результаты по идентификации исполнителя.

Понятно, что все притязания исполнителя будут иметь силу лишь в том случае, если его права были защищены раньше прав ремиксера. Вам может показаться сама эта оговорка странной, т.к. в большинстве случаев обрабатываются треки уже известные (изданные), но вот вам один реальный случай:

Познакомились как-то два музыканта. Один товарищ – активный ди-джей, второй – профессиональный певец (из ресторана). И тот, и другой изо всех сил старались прийти к консенсусу: одному записать популярную песню эстрадного (не ресторанного) характера для раскрутки, а другому трек с вокалом для издания на именитом сборнике. Консенсуса не получилось. Ди-джей оказался шустрей, и куски так и недоделанной песни врезал в одну из своих композиций, которая в сборник не вошла, но с большим успехом (и деньгами) звучала в клубах и была защищена как собственность ди-джея.. Обиженный певец хотел было отвоевать положенные ему деньги, но ничего не вышло.
Конечно некрасиво получилось, но все законно. Урок певцу.

То есть использование технических кусков, а не готовых композиций, дает ремиксерам (ремейкерам) больше свобод. Главное грамотно и желательно тактично их использовать.

Точка зрения слушателя:
Наличие вокала или просто каких-либо слов значительно облегчает идентификацию понравившейся композиции. Пусть это не песня, а несколько слов. Ведь, согласитесь, легче опознать трек по объяснению «там есть слова:…завалю снегом, говорит небо…», чем по - «ну там что-то типа тынц-тынц и фон такой космический сделан..». :-) Часто вокальная партия определяет название композиции. Что тоже удобно.

Итого:
Голос в композиции оживляет ее, делает ее доступной для «напевания», а, следовательно, и более запоминающейся. Веский довод - голос можно считать самым древним музыкальным инструментом. Так почему бы его ни использовать в самых высокотехнологичных композициях нынешнего времени? :-)

Addwin, 09.09.2005
CJCity.ru

Комментарии (1)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 01.12.2010 08:04 #

    Мэтр - Сто процентов прав. Это кстати первое правило любой коммерческой музыки. Без голоса - андерграунд и т.п.

Пополнения софта для Windows

  • ocenaudio v3.4.1
    ocenaudio v3.4.113 июня 2018

    Кросс-платформенный, простой в использовании, быстрый и функциональный аудио-редактор. Это идеальное программное обеспечение для людей, которые нуждаются редактировании и

  • Xenakios PaulXStretch v1.2.1
    Xenakios PaulXStretch v1.2.113 июня 2018

    VST2 плагин, основанный на алгоритме PaulStretch, для экстремального растяжения и другой спектральной обработки звука.Плагин подходит только для радикальной трансформации

  • DistoCore Disto Fx Free v1.5.0
    DistoCore Disto Fx Free v1.5.029 мая 2018

    Бесплатный VST плагин эффекта дисторшена, предназначенный для жёсткой электронной музыки, а также гитарных треков и синтезаторных партий. Возможности Disto FX 64-битная обработка

  • tesselode Mika Micro v2.0.1
    tesselode Mika Micro v2.0.124 мая 2018

    Бесплатный плагин субтрактивный синтезатор, который призван быть весёлым и выразительным с минимальным набором элементов управления. Особенности: 2 генератора с 6 формами

  • SocaLabs PAPU v1.0.3
    SocaLabs PAPU v1.0.324 мая 2018

    Бесплатный плагин 8-бит синтезатор.Эмуляция звука приставки Nintendo Gameboy2 прямоугольных каналаЗачистки на первом прямоугольном канале1 канал шумаЭкран формы волныСтерео

Новости музыкального софта

  • Krotos Audio Reformer Pro
    Krotos Audio обещают скачок в будущее с их Reformer Pro 13 июня, 2018

    Krotos Audio представили Reformer Pro, новый плагин для звукового дизайна, который позволяет вам автоматизировать и «манипулировать»...

  • VST-синтезатор Rob Papen Go2
    Новый VST-синтезатор Go2 от Rob Papen 12 июня, 2018

    Как и следовало ожидать, в новом продукте от Rob Papen упор сделан на упрощение использования. Все элементы управления и функции доступны на...

  • Antares Auto-Tune Pro
    Antares выпускают переработанный Auto-Tune Pro 11 июня, 2018

    Существует много плагинов для корректировки высоты тона, но Auto-Tune остаётся безусловно самым известным. Он перевернул мир производства музыки....

  • Acid Pro 8
    Встречаем обновлённый Acid Pro 8 03 июня, 2018

    Прошло уже почти десять лет с момента последнего крупного обновления Acid, довольно известной и популярной в свое время рабочей станции. Теперь...

  • HumBeatz на iOS и Android
    HumBeatz выходит на iOS и Android 29 мая, 2018

    AmpTrack Technologies выпустили в прошлом году веб-приложение HumBeatz, которое теперь портировано на iOS и Android. Вы можете насвистывать,...

Новости музыкального оборудования