^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Использование вокала

Давно открыто психологами, что человеческий мозг при прослушивании музыкальной композиции сильнее реагирует именно на голос человека или животного, нежели чем на другие звуки инструментов неживого происхождения. Это особенность практически всех живых организмов. Поэтому вокал и все, что может к нему относиться, выделяют как особенный инструмент. Его преимущество в том, что он несет и ноту, и мысль, он индивидуален и неповторим.

Использование вокала в современной музыкальной индустрии ограничивается, пожалуй, лишь его физическим наличием. Либо запись есть, либо её нет. Всё остальное дорабатывается. В тоже время можно выделить структуры, по которым вокальные партии чаще всего используются. К ним относятся:

Куплет – сюжетная часть песни, основа, защищается авторским правом по нотам, тексту и вокалу.

Припев – «лицо» песни, часть, по которой работа обычно запоминается, основная мысль сюжета или ее продолжение, защищается авторским правом, как и куплет.

Пропевка – не относящаяся ни к куплету, ни к припеву фраза, но подходящая по смыслу и пропетая в мотив. «Экспромт» исполнителя, который может быть защищен законом, а может и нет. К пропевкам можно относить бэк-вокал.

Читка – часть композиции без пропевания. Для rap-исполнителей является стилем и куплетов и припева. Авторское право обычно на текст и на исполнение (но не на ноты).

Голосовые звуки – все звуки животного происхождения. Для людей разговоры (например, телефонные), отдельные слова, звуки (пропетые или нет), стоны, крики, брань, смех, плач и прочие звуковые эмоции. Как правило, на это авторское право не накладывается. Слишком незначителен объект права собственности.

Авторские претензии со стороны только вокала практически в природе не встречаются. Обычно они идут в совокупности: ноты+текст+вокал. (По отдельности это достаточно сложно).
Вопрос использования вокала в миксе (ремиксе\римейке) рассмотрим по следующим пунктам:
1. Объем. Естественно физическое количество вокала в треке определяет уровень возможных претензий со стороны обладателя этого вокала. Одно дело, когда микшируется вся песня полностью или большая часть вокальной партии из исхода переносится в new-version, и совсем другое, если в миксе зафиксирован кусок припева (куплета) или пропевка, по которым только интересующийся и внимательный слушатель определит, чей кусок собственно взят.
2. Место. Имеется в виду «фронт или фон». То есть то, какой план (какое место) занимает вокальная партия в миксе. Если используется какая-либо яркая фраза или припев в качестве фишки (базы) всего трека, то любая претензия со стороны правообладателя (нот, текста, вокала) может перекрыть кислород для официального издания композиции. А если же выбранный вокальный кусок может быть легко (без ощутимой потери) удален из трека, то и претензии вокалиста можно считать несостоятельными. :-)
3. Уровень изменения. То есть то, на сколько партия была звукоизменена, на сколько «пострадал» сам эффект голоса, узнаваем ли он вообще. Например, ускоренное или замедленное воспроизведение дает различные результаты по идентификации исполнителя.

Понятно, что все притязания исполнителя будут иметь силу лишь в том случае, если его права были защищены раньше прав ремиксера. Вам может показаться сама эта оговорка странной, т.к. в большинстве случаев обрабатываются треки уже известные (изданные), но вот вам один реальный случай:

Познакомились как-то два музыканта. Один товарищ – активный ди-джей, второй – профессиональный певец (из ресторана). И тот, и другой изо всех сил старались прийти к консенсусу: одному записать популярную песню эстрадного (не ресторанного) характера для раскрутки, а другому трек с вокалом для издания на именитом сборнике. Консенсуса не получилось. Ди-джей оказался шустрей, и куски так и недоделанной песни врезал в одну из своих композиций, которая в сборник не вошла, но с большим успехом (и деньгами) звучала в клубах и была защищена как собственность ди-джея.. Обиженный певец хотел было отвоевать положенные ему деньги, но ничего не вышло.
Конечно некрасиво получилось, но все законно. Урок певцу.

То есть использование технических кусков, а не готовых композиций, дает ремиксерам (ремейкерам) больше свобод. Главное грамотно и желательно тактично их использовать.

Точка зрения слушателя:
Наличие вокала или просто каких-либо слов значительно облегчает идентификацию понравившейся композиции. Пусть это не песня, а несколько слов. Ведь, согласитесь, легче опознать трек по объяснению «там есть слова:…завалю снегом, говорит небо…», чем по - «ну там что-то типа тынц-тынц и фон такой космический сделан..». :-) Часто вокальная партия определяет название композиции. Что тоже удобно.

Итого:
Голос в композиции оживляет ее, делает ее доступной для «напевания», а, следовательно, и более запоминающейся. Веский довод - голос можно считать самым древним музыкальным инструментом. Так почему бы его ни использовать в самых высокотехнологичных композициях нынешнего времени? :-)

Addwin, 09.09.2005
CJCity.ru

Комментарии (1)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 01.12.2010 08:04 #

    Мэтр - Сто процентов прав. Это кстати первое правило любой коммерческой музыки. Без голоса - андерграунд и т.п.

Пополнения софта для Windows

  • HY-Plugins HY-Mono v1.5.1
    HY-Plugins HY-Mono v1.5.122 июля 2017

    Бесплатный VST монофонический синтезатор.Структура данного плагина основана на Oberheim SEM.

  • Full Bucket Music FB-3100
    Full Bucket Music FB-310017 июля 2017

    Программный инструмент в формате VST 2.4, предназначенный для имитации синтезатора KORG PS-3100, выпущенного в 1977 году.Закройте эмуляцию поведения и все элементы управления

  • Kuassa Efektor Silencer
    Kuassa Efektor Silencer17 июля 2017

    Бесплатный гитарный эффект плагин в формате VST. Никто не любит нежелательных шумов от их звука. Особенно страшный искажённый шум. Этот блок шумопоглотителей был основной

  • Sonic Anomaly Bass Professor Mark II
    Sonic Anomaly Bass Professor Mark II10 июля 2017

    Комплект звукозаписи для бас-гитары. Его можно использовать для изменения унылого записанного DI-сигнала в мощный звуковой басовый звук с большим количеством символов. Bass

  • Audiority FreeMod
    Audiority FreeMod10 июля 2017

    FreeMod - это стереофазовый модулятор, способный скручивать ваш звук с тремолоподобными эффектами, низкокачественными аудио и FM-звуками.Особенности:Фазовая модуляцияМодулирующий

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования