Баллада об эффектах
Эффекты - неотъемлемая часть любой музыкальной композиции. От правильного их выбора зависит зачастую то, будет ли она удачной. И не важно, к какому жанру относится песня, эффекты используются везде. Есть люди, которые утверждают, что "настоящей" музыке эффекты не нужны. Отчасти они действительно правы. Ведь с помощью них скрываются недостатки звукозаписи, вокала, профессионализма музыкантов, а неумеренное и частое использование эффектов может попросту навредить. Но подумайте, как была бы однообразна и скучна музыка, если бы человечество не придумало эффекты.
Разберёмся, когда же уместно использовать их.
Первое назначение эффектов - маскировка помех и всевозможных технических и исполнительских ошибок. Для очищения музыки от помех часто используется эффект Noise Gate. Его поддерживают многие современные программы обработки звука, в том числе всеми любимый Sound Forge, гитарные процессоры: ReValver и другие. Суть этого эффекта заключается в вырезании звука определённого уровня, соответствующего уровню всевозможных шумов, шипения, электрического гула. Эффект сжатия динамического диапазона звука - Compressor - помогает сделать звук более продолжительным по длительности. Compressor хорошо маскирует недостатки вокальных данных - звучание делается более ровным, фразы кончаются более полным и насыщенным звуком. Этот эффект и его всевозможные варианты можно найти в любых звукообрабатывающих приложениях. Reverberation - реверберация, эффект присутствия - имитирует присутствие источника звука в помещении. Тоже в какой-то степени маскирует недостатки звукозаписи. Пример: сыграйте что-нибудь на гитаре и сравните оригинальный звук со звуком, обработанным этим эффектом. Во втором случае все ваши промахи и ошибки как гитариста почти не заметны. Хотя это не единственное применение реверберации.
Вторая категория - технические эффекты. Применяются, когда требуется изменить параметры исходного звука, такие как тональность, громкость, насыщенность определёнными частотами и т.д. Разумеется, в первую очередь, это эквалайзер EQ. Он уже и как эффект-то не воспринимается, настолько все мы к нему привыкли. Для тех, кто ещё не знает: эквалайзер нужен для того, чтобы регулировать уровень громкости заданных частот. Именно эквалайзер решает, будет ли ваша музыка насыщена басами, высокими или средними частотами. В Sound Forge целых три вида эквалайзеров: графический, параграфический и параметрический. Также к этой категории можно отнести эффект Pitch Shift. Он позволяет транспонировать исходный сигнал в другую тональность без изменения его скорости. Это полезно, когда требуется более низкий или, наоборот, более высокий звук.
Третий вид эффектов - художественные, т.е. эффекты в прямом смысле используемые как украшение. Это Wah-wah - примочка, неотъемлемый элемент блюза. Звук этого эффекта похож на его название - вау-вау. Основывается на периодическом изменении частоты исходного сигнала. Очень хорошо и просто, на мой взгляд, этот эффект реализован в Sound Forge. Delay - задержка. Эффект задержки реализуется смешением исходного звукового сигнала с его копиями, задержанными на заданное время. Похожий механизм реализуется и в эффекте эха Echo. Очень интересный, "плавающий" звук осуществляется эффектами Phaser и Flanger. Их механизм работы также основан на задержке. Flanger: звук смешивается со своими копиями, имеющими мизерную задержку, которая к тому же постоянно изменяется. В Phaser'е эта задержка настолько мала, что ухо воспринимает его не как собственно задержку, а как разность фаз. Tremolo - эффект циклического изменения громкости звука. Chorus - эффект хора, создаёт иллюзию одновременной игры нескольких инструментов. Звук, обработанный им, становится богатым и более текучим. Этот эффект присутствует во всех современных звуковых программах, но я предпочитаю пользоваться Chorus'ом Cakewalk'a. Overdrive и Distortion - два, пожалуй, самых популярных эффекта. Создают мощный, тяжёлый, насыщенный гармониками звук путём урезания амплитуды исходного сигнала. Overdrive даёт более мягкое и длительное звучание, нежели Distortion. Очень часто два этих эффекта применяют одновременно. В Cakewalk'e и Sound Forge'е Distortion и Overdrive реализованы не слишком удачно - много помех. Пользуйтесь ReValver'ом - там всё сделано гораздо продуманнее.
Теперь попрактикуемся в комбинировании и использовании эффектов:
Открываем Sound Forge, затем меню Файл / Открыть. Найдите у себя какой-нибудь звуковой файл, который вы бы хотели обработать.
Теперь выберем вкладку Effects / Эффекты и нажимаем на эффект Reverb / Реверберация. Ставим готовую установку Cathedral и жмём OK.
Выбираем эффект Flange/Wah-Wah / Флэнжер/Вау-Вау и настройку Wah-wah 1.
Теперь избавимся от шумов. Жмём на Noise Gate, затем выбираем установку Noise gate 2.
Прослушайте, что у вас получилось.
Напоследок приведу таблицу оценки эффектов Cakewalk'а, Sound Forge'а и ReValver'a, которыми я пользуюсь чаще всего.
Эффект | Cakewalk | Sound Forge | ReValver | Лидер |
Overdrive/Distortion | 4 | 3 | 5 | ReValver |
Reverberation | 4 | 4 | 4 | Нет |
Delay / Echo | 5 | 4 | 4 | Cakewalk |
Chorus | 5 | 4 | 5 | ReValver |
EQ | 4 | 4 | 4 | Нет |
Compressor | 5 | 4 | 3 | Cakewalk |
Wah-wah | - | 5 | 5 | ReValver |
Phaser / Flanger | 4 | 5 | 5 | Нет |
Noise Gate | 4 | 4 | 4 | Нет |
Сергей Балабанов, 29.09.2003
Компьютер Price