^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Баллада об эффектах

Эффекты - неотъемлемая часть любой музыкальной композиции. От правильного их выбора зависит зачастую то, будет ли она удачной. И не важно, к какому жанру относится песня, эффекты используются везде. Есть люди, которые утверждают, что "настоящей" музыке эффекты не нужны. Отчасти они действительно правы. Ведь с помощью них скрываются недостатки звукозаписи, вокала, профессионализма музыкантов, а неумеренное и частое использование эффектов может попросту навредить. Но подумайте, как была бы однообразна и скучна музыка, если бы человечество не придумало эффекты.

Разберёмся, когда же уместно использовать их.

Первое назначение эффектов - маскировка помех и всевозможных технических и исполнительских ошибок. Для очищения музыки от помех часто используется эффект Noise Gate. Его поддерживают многие современные программы обработки звука, в том числе всеми любимый Sound Forge, гитарные процессоры: ReValver и другие. Суть этого эффекта заключается в вырезании звука определённого уровня, соответствующего уровню всевозможных шумов, шипения, электрического гула. Эффект сжатия динамического диапазона звука - Compressor - помогает сделать звук более продолжительным по длительности. Compressor хорошо маскирует недостатки вокальных данных - звучание делается более ровным, фразы кончаются более полным и насыщенным звуком. Этот эффект и его всевозможные варианты можно найти в любых звукообрабатывающих приложениях. Reverberation - реверберация, эффект присутствия - имитирует присутствие источника звука в помещении. Тоже в какой-то степени маскирует недостатки звукозаписи. Пример: сыграйте что-нибудь на гитаре и сравните оригинальный звук со звуком, обработанным этим эффектом. Во втором случае все ваши промахи и ошибки как гитариста почти не заметны. Хотя это не единственное применение реверберации.

Вторая категория - технические эффекты. Применяются, когда требуется изменить параметры исходного звука, такие как тональность, громкость, насыщенность определёнными частотами и т.д. Разумеется, в первую очередь, это эквалайзер EQ. Он уже и как эффект-то не воспринимается, настолько все мы к нему привыкли. Для тех, кто ещё не знает: эквалайзер нужен для того, чтобы регулировать уровень громкости заданных частот. Именно эквалайзер решает, будет ли ваша музыка насыщена басами, высокими или средними частотами. В Sound Forge целых три вида эквалайзеров: графический, параграфический и параметрический. Также к этой категории можно отнести эффект Pitch Shift. Он позволяет транспонировать исходный сигнал в другую тональность без изменения его скорости. Это полезно, когда требуется более низкий или, наоборот, более высокий звук.

Третий вид эффектов - художественные, т.е. эффекты в прямом смысле используемые как украшение. Это Wah-wah - примочка, неотъемлемый элемент блюза. Звук этого эффекта похож на его название - вау-вау. Основывается на периодическом изменении частоты исходного сигнала. Очень хорошо и просто, на мой взгляд, этот эффект реализован в Sound Forge. Delay - задержка. Эффект задержки реализуется смешением исходного звукового сигнала с его копиями, задержанными на заданное время. Похожий механизм реализуется и в эффекте эха Echo. Очень интересный, "плавающий" звук осуществляется эффектами Phaser и Flanger. Их механизм работы также основан на задержке. Flanger: звук смешивается со своими копиями, имеющими мизерную задержку, которая к тому же постоянно изменяется. В Phaser'е эта задержка настолько мала, что ухо воспринимает его не как собственно задержку, а как разность фаз. Tremolo - эффект циклического изменения громкости звука. Chorus - эффект хора, создаёт иллюзию одновременной игры нескольких инструментов. Звук, обработанный им, становится богатым и более текучим. Этот эффект присутствует во всех современных звуковых программах, но я предпочитаю пользоваться Chorus'ом Cakewalk'a. Overdrive и Distortion - два, пожалуй, самых популярных эффекта. Создают мощный, тяжёлый, насыщенный гармониками звук путём урезания амплитуды исходного сигнала. Overdrive даёт более мягкое и длительное звучание, нежели Distortion. Очень часто два этих эффекта применяют одновременно. В Cakewalk'e и Sound Forge'е Distortion и Overdrive реализованы не слишком удачно - много помех. Пользуйтесь ReValver'ом - там всё сделано гораздо продуманнее.

Теперь попрактикуемся в комбинировании и использовании эффектов:

Открываем Sound Forge, затем меню Файл / Открыть. Найдите у себя какой-нибудь звуковой файл, который вы бы хотели обработать.

Теперь выберем вкладку Effects / Эффекты и нажимаем на эффект Reverb / Реверберация. Ставим готовую установку Cathedral и жмём OK.

Выбираем эффект Flange/Wah-Wah / Флэнжер/Вау-Вау и настройку Wah-wah 1.

Теперь избавимся от шумов. Жмём на Noise Gate, затем выбираем установку Noise gate 2.

Прослушайте, что у вас получилось.

Напоследок приведу таблицу оценки эффектов Cakewalk'а, Sound Forge'а и ReValver'a, которыми я пользуюсь чаще всего.

Эффект Cakewalk Sound Forge ReValver Лидер
Overdrive/Distortion 4 3 5 ReValver
Reverberation 4 4 4 Нет
Delay / Echo 5 4 4 Cakewalk
Chorus 5 4 5 ReValver
EQ 4 4 4 Нет
Compressor 5 4 3 Cakewalk
Wah-wah - 5 5 ReValver
Phaser / Flanger 4 5 5 Нет
Noise Gate 4 4 4 Нет

Сергей Балабанов, 29.09.2003
Компьютер Price

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, .

Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...