^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Мастеринг в общих чертах

В первых строках статьи хочу сразу разъяснить значение термина «мастеринг». Итак, мастеринг – это доводка трека и подготовка его к выпуску на каком-либо из носителей (CD, DVD, аудио кассеты и т. д.). Все, что касается обработок и доводок отдельных дорожек относится к сведению и закладке дорожек, но это тема отдельной статьи.

Мастеринг бывает цифровым и аналоговым. Аналоговый мастеринг делается на достаточно дорогом и не очень распространенном оборудовании, зачастую недоступном, как по соображениям цены, так и просто по причине отсутствия в России, поэтому тонкости данного процесса я рассматривать не буду, хотя по сути оба этих вида достаточно родственны. Цифровой мастеринг делается на компьютерах и компьютерных станциях. И еще, ЛЮБОЙ мастеринг делается на сведенной стереопаре, за исключением мастеринга Dolby Surround и ему подобных, где задействовано 3 и более дорожек. Рассмотрим примеры мастеринга, возможного в домашних условиях. Есть много достойных программ, но я буду рассказывать на примере Sound Forge, причём не самой последней версии - v4.5, горячё любимого мной и Infected Mushroom :-)

С чего все начинается? А начинается все с того, о чем многие не знают или просто забывают. DC Offset. Что это такое? При рендеринге или оцифровке очень часто случается так, что рисунок волны отклоняется от центральной оси, что влечет за собой искажения звука и прочие неприятности. Чтобы избежать в дальнейшем лишней работы первым шагом ставим волну на место.

DC Offset
DC Offset

Теперь можно работать с файлом. Далее визуально оцениваем рисунок волны.
Уровень сигнала слишком низкий для того чтобы работать с ним. Делаем Normalize

Normalize

Уровень сигнала поднялся, но незначительно. Оставляем пока как есть, вернемся к этому позже.
Следующий шаг – расширение стереобазы. Необходимый, но часто упускаемый момент. Я использую для этого Direct x плагин Hiperprism Quasi-Stereo (прим. редакции - этот плагин сложно найти где-либо, т.к. очень старый, вместо него можно использовать Izotope Ozone).

Hiperprism Quasi-Stereo

Настройки этого и остальных приведенных ниже приборов индивидуальны, подберите себе параметры которые больше всего будут отвечать Вашему произведению и звучанию.

Далее, внимательно прослушиваем трек, если звучание слишком плотное, а вам бы этого не хотелось, поправить дело можно с помощью TC Native эквалайзера, в народе именуемого «расческа». Но все же, лучше избегать применения этого эквалайзера при мастеринге, лучше «расчесывать» слишком плотные дорожки на этапе сведения.

TC Works Native Bundle
TC Works Native Bundle

Теперь рассмотрим несколько вариантов продолжения мастеринга.
1. Частотная компрессия. Очень тонкая, но при этом очень качественно изменяющая звучание процедура. Я использую Steinberg Mastering Compressor.
Он эффективен нагляден и прост в управлении, кроме того сочетает в себе как частотный так и классический компрессоры. Прелесть частотного компрессора в том что он компрессирует только указанный диапазон частот. Т. е. каждый диапазон Вы можете компрессировать отдельным компрессором, не влияющим на соседние.

Steinberg Mastering Compressor
Steinberg Mastering Compressor

Чтобы было ясно, Mastering Compressor входит в пакет для профессиональной обработки звука Steinberg Mastering Edition, который помимо компрессора включает в себя также:
Loudness Maximizer - Высококачественный максимайзер;
Spectralizer - Генератор высокочастотных гармоник;
Free Filter - 1/3 октавный «интеллектуальный» эквалайзер, может измерять частотную характеристику одного фрагмента и применять ее к другому звуковому фрагменту;
Phase Scope - Инструмент для контроля фазы звукового сигнала и моно совместимости;
Spectrograph - Профессиональный анализатор спектра.

2. Если Вы делали свою тему стремясь приблизиться к звучанию определенного трека, то Вам поможет Steinberg Free Filter. Остановлюсь на нем подробнее ибо он мне в свое время спас много крови и нервов :-).
Открываем в форже трек, частотку и динамику которого мы хотим себе беспардонно присвоить.

Редактируемый трек

Открываем фрифильтр нажимаем клавишу Source и далее Preview. Прослушиваем трек до конца, и сохраняем пресет. Я обычно называю по автору. В данном случае это будет пресет Kin Dza Dza.

Steinberg Free Filter
Steinberg Free Filter

Теперь закрываем чужой трек и переходим к своему. Запускаем фрифильтр, выбираем подготовленный пресет, нажимаем кнопку Dest и далее Preview.
Прослушиваем трек, прибор проанализирует волну. Жмем Match (обсчитать).
При хорошем навыке можно добиться фантастических результатов, следите только чтобы трек после обработки не клиповал. Чтобы этого избежать заранее я при сканировании чужого трека уменьшаю ему громкость примерно на 6 – 8 Дб.
Ну и сразу хочу предупредить, фрифильтр дополняет, но не исправляет Ваше звучание, если были огрехи в сведении – при таком развитии мастеринга они вылезут еще больше.

Следующий этап в большинстве случаев тоже необходим, разве что после фри фильтра нет надобности его использовать.
Этот этап – добавление прозрачности или как говорят звукоинженеры «воздуха».
Для этого очень подходит Steinberg Spectralizer.

Steinberg Spectralizer
Steinberg Spectralizer

Покрутите ручки, почувствуйте разницу, кнопка соло поможет Вам выделить необходимый диапазон воздуха. Кроме этого прибора воздух можно добавить с помощью Эксайтера, производимого различными конторами.

Иногда для придания сочности и плотности звучанию используют прибор – Magneto. Это эмулятор эффекта пленки многоканального магнитофона. Помогает убрать пластмассовость звучания. Прибор из разряда психоаккустических, прост в настройке подойдет даже новичкам.

Steinberg Magneto
Steinberg Magneto

Предпоследний этап – поднятие общей громкости. Этап вызывающий очень много вопросов и споров. Самый неверный и убийственный способ – это компрессия или лимитирование с нормализацией. Грабли, по которым прошли целые поколения звукоинженеров-самоучек. Признаюсь, я и сам по ним прошел, и очень долго был уверен в своей правоте. До тех пор пока не познакомился с психоаккустическими приборами. Один из таких приборов – Loudness Maximizer

Steinberg Loudness Maximizer
Steinberg Loudness Maximizer

В чем заключается его принцип? А принцип его прост. Он поднимает уровень звука до пика, а потом более того. Он поднимает определенные частоты и создает ИЛЛЮЗИЮ более громкого звучания не искажая частотной характеристики трека. Любой прибор Вам покажет что клипов и пиков нет и громкость трека «в нуле», но на слух все становится гораздо громче. На самом деле это кажется, что громче, на то и психоаккустика, но думаю Вы поверите мне на слово ибо совершенно не хочется в данной статье углубляться в анатомию человека и физику звука.

И последний завершающий этап – нарезка мастер-диска. Советую для этого использовать только дорогие и качественные болванки, чтобы у Вас не возникли проблемы при сдаче в тираж.

На последок хочу обратить Ваше внимание на несколько моментов.
1. При сведении не поднимайте сильно высокочастотные звуки, типа железа, флейты и т.п. потому, что при добавлении воздуха они еще поднимутся.
2. Внимательно следите за изменением звука на всех этапах мастеринга, не допускайте клипов. Используйте по возможности 2 типа мониторов - дальние и ближние, при наличии опыта в качестве ближних мониторов можно использовать наушники.
3. При поднятии громкости максимайзером не переусердствуйте иначе на мощном аппарате ваш трек будет звучать с изрядным перегрузом.
4. При расширении стереобазы следите за тем чтоб звуки в треке оставались целостными, не замыливались и не резонировали.

Алексей Карлин (Mushroom MC), 22.01.2006
CJCity.ru

Обратите внимание:

Боб Кац - секреты мастеринг-инженера (перевод книги "Bob Katz - The Secret Of The Mastering Engineer")
Как улучшить качество звука не выходя из дома?

Программы, используемые в данной статье:
Скачать Sony Sound Forge 9.0
Скачать TC Works Native Bundle 3.1
Скачать Steinberg Mastering Edition 1.5
Скачать Steinberg Magneto 1.5

Комментарии (71)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Luna Spaceship
    Luna Spaceship 14.10.2014 16:59 #

    Спасибо админам прекрасного сайта,за очень полезные статьи.Один из моих самых любимых авторитетных сайтов по звуку.

  • Luna Spaceship
    Luna Spaceship 14.10.2014 16:54 #

    Как дважды два.

  • Гость
    (Гость) 06.02.2014 00:02 #

    Максим - Друзья, не тратьте время и нервы на сведение и мастеринг! Доверьте это ответственное задание профессионалам.

  • Гость
    (Гость) 24.09.2013 12:33 #

    чокнутый звукарь - На вкус и цвет товарища нет. Кто-то гоняется за новинками, наивно полагая, что качество его работ напрямую зависит от "свежести" софта, а кто - то, например, работает в кул эдите более чем 12 -летней давности, и сводит на ура, и мастерит в форже допотопной версии с не менее древними плагинами, и получается у него значительно качественнее, чем у тех, кто хвастается "новизной" софта (в котором, к сожалению, довольно часто, многого качественно не хватает в отличие от "новых" версий) либо "навороченной линией приборов аналоговой обработки"!!!! Это все - дело личного вкуса и... "пристрастий". И холивары здесь абсолютно ни к чему. Я - за КАЧЕСТВО микса и мастера прежде всего. А извечный спор между аналогом и цифрой давно было бы пора уже закрыть: он исчерпал себя уже многие десятилетия назад - с появлением первых цифровых синтезаторов.

  • Гость
    (Гость) 02.03.2013 09:57 #

    илья - Проблема с фрифильтром. На превью все изменения после "мача" слышны. Но при нажатие ок, на записи ниего не изменяется. В чем может быть проблема? Sound forge 10.

  • Гость
    (Гость) 01.11.2012 21:58 #

    Martin - ну уж совсем черты какие-то общие

  • Гость
    (Гость) 03.08.2012 11:46 #

    сергей - magneto - нравится ..

  • Гость
    (Гость) 24.07.2012 02:03 #

    AlekS - Те кто освоил данную науку часто презрительно относятся к молодым,будто сами родились звуковиками!) Вот здесь полно мнений-"для новичков" "старый софт" и прочий бред.Человек дОбро поделился опытом,а порой на форумах слова не вытащить из очень умных,РЕСПЕКТ ему!Единственное не забудем главное правило-Качество зависит от первоначально записанного материала!На начальном этапе необходимо всё настроить правильно.А то...-украшать будет нечего ни в каком сведении)

  • Гость
    (Гость) 18.04.2012 23:54 #

    Геннадий - Прежде чем мастерить-надо иметь из чего мастерить-микрофоны,пульты и т.д.А порядок применения примочек в основном правильный.Все зависит от того какую музыку мастеришь-народную или металлическую.А тембровать вокал надо еще во время тестовой записи,потому что голоса у всех разные,чтобы потом меньше примочек ставить и ручки у них всякие крутить.

  • Гость
    (Гость) 13.04.2012 08:52 #

    Ираклий - А нет такова плагина каторый обеденал в себе все нужные инструменты мастеринга?

  • Гость
    (Гость) 20.03.2012 12:08 #

    Жуковский Саша-экскурсовод (vadila) - Спасибо за статью. Не видел ни одной плохой звукорезовской статьи. Все хороши и полезны. Не тот повар лучше, у которого плита круче! Мой друг Володя Баранов использует проги и плаги, которым по 10 лет, но вы бы послушали его работы! Я - начинающий звукорез со стажем более 15-ти лет, хочу спросить вот о чём. Ни для кого не секрет, что чем больше плагинов, тем хуже звук. Тембруя вокалы, я впихиваю в эквалайзер... и поп-фильтр (ниже 70-ти), и дэ-эссер (лунка в районе 7,5 без подбора), и спектрализер (выше дэ-эссера, для него всегда хватает места по вертикали), ну и всё остальное, которое главное. Как вы на это посмотрите и что скажете? Просьба избегать умняков типа "если умело пользоваться" и т.п. Если написал не туда, подскажите, куда следовало. Пожалуйста. Спасибо. Пожалуйста! :)

  • Гость
    (Гость) 09.11.2011 20:34 #

    Валерий - А я нихрена не понял! Мне, бестолковому, надо наглядно, пальцем тыкать!)))

  • Гость
    (Гость) 02.11.2011 22:54 #

    Mr.Bobby - Хорошая статья.И харе гнать что она старая,врядли куча подобных статей с новыми плагинами есть) Спасибо большое)

  • Гость
    (Гость) 23.10.2011 14:08 #

    Виктор - Спасибо автору и всем кто работает на эт. сайте.Делом занимаетесь. Уверен что многое будет полезно как новичкам так и профи.Всего не знает никто,порой для решения нужен лишь намек. А те кому нравится все об-ть ,обычно просто пустозвоны.

  • Гость
    (Гость) 08.05.2011 13:58 #

    Вован - меня всегда умиляли рецензии восторженых пользователей по поводу написаных статей )) Это ведь..простоКРАТКАЯ ТЕОРИЯ ДЛЯНОВИЧКОВ а не пиказ к действию. Обычный ЛИК-БЕЗ для тех кто длает первые шаги при создании музыки на компьютере. Вспомните -когда вы начинали...вам тоже многое было неясным?

  • Гость
    (Гость) 08.05.2011 13:56 #

    Вован - Уроки по ACID Pro ищи на ЮТУБЕ!!

  • Гость
    (Гость) 06.05.2011 12:22 #

    ,булат - где найти видео уроки по acid pro 7,0 помогите . пошаговая запись

  • Гость
    (Гость) 19.03.2011 05:28 #

    Михаил - В статье всё норм написано! Плаги хоть и устарели но использовать можно. Как вариант очень хороший лимитер Fabfilter pro l

  • Гость
    (Гость) 17.01.2011 19:38 #

    noone - Андрюша, не позорься, включи мозг,ибо при установке простейших плагинов проблем возникать не может ...

  • Гость
    (Гость) 16.12.2010 00:54 #

    Андрей - Кто-нибудь может дать совет по установке Steinberg Mastering Edition 1.5? Не устанавливается ни фига, ничё не понимаю...=)


Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...