Мастеринг в общих чертах
В первых строках статьи хочу сразу разъяснить значение термина «мастеринг». Итак, мастеринг – это доводка трека и подготовка его к выпуску на каком-либо из носителей (CD, DVD, аудио кассеты и т. д.). Все, что касается обработок и доводок отдельных дорожек относится к сведению и закладке дорожек, но это тема отдельной статьи.
Мастеринг бывает цифровым и аналоговым. Аналоговый мастеринг делается на достаточно дорогом и не очень распространенном оборудовании, зачастую недоступном, как по соображениям цены, так и просто по причине отсутствия в России, поэтому тонкости данного процесса я рассматривать не буду, хотя по сути оба этих вида достаточно родственны. Цифровой мастеринг делается на компьютерах и компьютерных станциях. И еще, ЛЮБОЙ мастеринг делается на сведенной стереопаре, за исключением мастеринга Dolby Surround и ему подобных, где задействовано 3 и более дорожек. Рассмотрим примеры мастеринга, возможного в домашних условиях. Есть много достойных программ, но я буду рассказывать на примере Sound Forge, причём не самой последней версии - v4.5, горячё любимого мной и Infected Mushroom :-)
С чего все начинается? А начинается все с того, о чем многие не знают или просто забывают. DC Offset. Что это такое? При рендеринге или оцифровке очень часто случается так, что рисунок волны отклоняется от центральной оси, что влечет за собой искажения звука и прочие неприятности. Чтобы избежать в дальнейшем лишней работы первым шагом ставим волну на место.
Теперь можно работать с файлом. Далее визуально оцениваем рисунок волны.
Уровень сигнала слишком низкий для того чтобы работать с ним. Делаем Normalize
Уровень сигнала поднялся, но незначительно. Оставляем пока как есть, вернемся к этому позже.
Следующий шаг – расширение стереобазы. Необходимый, но часто упускаемый момент. Я использую для этого Direct x плагин Hiperprism Quasi-Stereo (прим. редакции - этот плагин сложно найти где-либо, т.к. очень старый, вместо него можно использовать Izotope Ozone).
Настройки этого и остальных приведенных ниже приборов индивидуальны, подберите себе параметры которые больше всего будут отвечать Вашему произведению и звучанию.
Далее, внимательно прослушиваем трек, если звучание слишком плотное, а вам бы этого не хотелось, поправить дело можно с помощью TC Native эквалайзера, в народе именуемого «расческа». Но все же, лучше избегать применения этого эквалайзера при мастеринге, лучше «расчесывать» слишком плотные дорожки на этапе сведения.
TC Works Native Bundle
Теперь рассмотрим несколько вариантов продолжения мастеринга.
1. Частотная компрессия. Очень тонкая, но при этом очень качественно изменяющая звучание процедура. Я использую Steinberg Mastering Compressor.
Он эффективен нагляден и прост в управлении, кроме того сочетает в себе как частотный так и классический компрессоры. Прелесть частотного компрессора в том что он компрессирует только указанный диапазон частот. Т. е. каждый диапазон Вы можете компрессировать отдельным компрессором, не влияющим на соседние.
Steinberg Mastering Compressor
Чтобы было ясно, Mastering Compressor входит в пакет для профессиональной обработки звука Steinberg Mastering Edition, который помимо компрессора включает в себя также:
Loudness Maximizer - Высококачественный максимайзер;
Spectralizer - Генератор высокочастотных гармоник;
Free Filter - 1/3 октавный «интеллектуальный» эквалайзер, может измерять частотную характеристику одного фрагмента и применять ее к другому звуковому фрагменту;
Phase Scope - Инструмент для контроля фазы звукового сигнала и моно совместимости;
Spectrograph - Профессиональный анализатор спектра.
2. Если Вы делали свою тему стремясь приблизиться к звучанию определенного трека, то Вам поможет Steinberg Free Filter. Остановлюсь на нем подробнее ибо он мне в свое время спас много крови и нервов :-).
Открываем в форже трек, частотку и динамику которого мы хотим себе беспардонно присвоить.
Открываем фрифильтр нажимаем клавишу Source и далее Preview. Прослушиваем трек до конца, и сохраняем пресет. Я обычно называю по автору. В данном случае это будет пресет Kin Dza Dza.
Steinberg Free Filter
Теперь закрываем чужой трек и переходим к своему. Запускаем фрифильтр, выбираем подготовленный пресет, нажимаем кнопку Dest и далее Preview.
Прослушиваем трек, прибор проанализирует волну. Жмем Match (обсчитать).
При хорошем навыке можно добиться фантастических результатов, следите только чтобы трек после обработки не клиповал. Чтобы этого избежать заранее я при сканировании чужого трека уменьшаю ему громкость примерно на 6 – 8 Дб.
Ну и сразу хочу предупредить, фрифильтр дополняет, но не исправляет Ваше звучание, если были огрехи в сведении – при таком развитии мастеринга они вылезут еще больше.
Следующий этап в большинстве случаев тоже необходим, разве что после фри фильтра нет надобности его использовать.
Этот этап – добавление прозрачности или как говорят звукоинженеры «воздуха».
Для этого очень подходит Steinberg Spectralizer.
Steinberg Spectralizer
Покрутите ручки, почувствуйте разницу, кнопка соло поможет Вам выделить необходимый диапазон воздуха. Кроме этого прибора воздух можно добавить с помощью Эксайтера, производимого различными конторами.
Иногда для придания сочности и плотности звучанию используют прибор – Magneto. Это эмулятор эффекта пленки многоканального магнитофона. Помогает убрать пластмассовость звучания. Прибор из разряда психоаккустических, прост в настройке подойдет даже новичкам.
Steinberg Magneto
Предпоследний этап – поднятие общей громкости. Этап вызывающий очень много вопросов и споров. Самый неверный и убийственный способ – это компрессия или лимитирование с нормализацией. Грабли, по которым прошли целые поколения звукоинженеров-самоучек. Признаюсь, я и сам по ним прошел, и очень долго был уверен в своей правоте. До тех пор пока не познакомился с психоаккустическими приборами. Один из таких приборов – Loudness Maximizer
Steinberg Loudness Maximizer
В чем заключается его принцип? А принцип его прост. Он поднимает уровень звука до пика, а потом более того. Он поднимает определенные частоты и создает ИЛЛЮЗИЮ более громкого звучания не искажая частотной характеристики трека. Любой прибор Вам покажет что клипов и пиков нет и громкость трека «в нуле», но на слух все становится гораздо громче. На самом деле это кажется, что громче, на то и психоаккустика, но думаю Вы поверите мне на слово ибо совершенно не хочется в данной статье углубляться в анатомию человека и физику звука.
И последний завершающий этап – нарезка мастер-диска. Советую для этого использовать только дорогие и качественные болванки, чтобы у Вас не возникли проблемы при сдаче в тираж.
На последок хочу обратить Ваше внимание на несколько моментов.
1. При сведении не поднимайте сильно высокочастотные звуки, типа железа, флейты и т.п. потому, что при добавлении воздуха они еще поднимутся.
2. Внимательно следите за изменением звука на всех этапах мастеринга, не допускайте клипов. Используйте по возможности 2 типа мониторов - дальние и ближние, при наличии опыта в качестве ближних мониторов можно использовать наушники.
3. При поднятии громкости максимайзером не переусердствуйте иначе на мощном аппарате ваш трек будет звучать с изрядным перегрузом.
4. При расширении стереобазы следите за тем чтоб звуки в треке оставались целостными, не замыливались и не резонировали.
Алексей Карлин (Mushroom MC), 22.01.2006
CJCity.ru
Боб Кац - секреты мастеринг-инженера (перевод книги "Bob Katz - The Secret Of The Mastering Engineer")
Как улучшить качество звука не выходя из дома?
Программы, используемые в данной статье:
Скачать Sony Sound Forge 9.0
Скачать TC Works Native Bundle 3.1
Скачать Steinberg Mastering Edition 1.5
Скачать Steinberg Magneto 1.5
Спасибо админам прекрасного сайта,за очень полезные статьи.Один из моих самых любимых авторитетных сайтов по звуку.
Как дважды два.
Максим - Друзья, не тратьте время и нервы на сведение и мастеринг! Доверьте это ответственное задание профессионалам.
чокнутый звукарь - На вкус и цвет товарища нет. Кто-то гоняется за новинками, наивно полагая, что качество его работ напрямую зависит от "свежести" софта, а кто - то, например, работает в кул эдите более чем 12 -летней давности, и сводит на ура, и мастерит в форже допотопной версии с не менее древними плагинами, и получается у него значительно качественнее, чем у тех, кто хвастается "новизной" софта (в котором, к сожалению, довольно часто, многого качественно не хватает в отличие от "новых" версий) либо "навороченной линией приборов аналоговой обработки"!!!! Это все - дело личного вкуса и... "пристрастий". И холивары здесь абсолютно ни к чему. Я - за КАЧЕСТВО микса и мастера прежде всего. А извечный спор между аналогом и цифрой давно было бы пора уже закрыть: он исчерпал себя уже многие десятилетия назад - с появлением первых цифровых синтезаторов.
илья - Проблема с фрифильтром. На превью все изменения после "мача" слышны. Но при нажатие ок, на записи ниего не изменяется. В чем может быть проблема? Sound forge 10.
Martin - ну уж совсем черты какие-то общие
сергей - magneto - нравится ..
AlekS - Те кто освоил данную науку часто презрительно относятся к молодым,будто сами родились звуковиками!) Вот здесь полно мнений-"для новичков" "старый софт" и прочий бред.Человек дОбро поделился опытом,а порой на форумах слова не вытащить из очень умных,РЕСПЕКТ ему!Единственное не забудем главное правило-Качество зависит от первоначально записанного материала!На начальном этапе необходимо всё настроить правильно.А то...-украшать будет нечего ни в каком сведении)
Геннадий - Прежде чем мастерить-надо иметь из чего мастерить-микрофоны,пульты и т.д.А порядок применения примочек в основном правильный.Все зависит от того какую музыку мастеришь-народную или металлическую.А тембровать вокал надо еще во время тестовой записи,потому что голоса у всех разные,чтобы потом меньше примочек ставить и ручки у них всякие крутить.
Ираклий - А нет такова плагина каторый обеденал в себе все нужные инструменты мастеринга?
Жуковский Саша-экскурсовод (vadila) - Спасибо за статью. Не видел ни одной плохой звукорезовской статьи. Все хороши и полезны. Не тот повар лучше, у которого плита круче! Мой друг Володя Баранов использует проги и плаги, которым по 10 лет, но вы бы послушали его работы! Я - начинающий звукорез со стажем более 15-ти лет, хочу спросить вот о чём. Ни для кого не секрет, что чем больше плагинов, тем хуже звук. Тембруя вокалы, я впихиваю в эквалайзер... и поп-фильтр (ниже 70-ти), и дэ-эссер (лунка в районе 7,5 без подбора), и спектрализер (выше дэ-эссера, для него всегда хватает места по вертикали), ну и всё остальное, которое главное. Как вы на это посмотрите и что скажете? Просьба избегать умняков типа "если умело пользоваться" и т.п. Если написал не туда, подскажите, куда следовало. Пожалуйста. Спасибо. Пожалуйста! :)
Валерий - А я нихрена не понял! Мне, бестолковому, надо наглядно, пальцем тыкать!)))
Mr.Bobby - Хорошая статья.И харе гнать что она старая,врядли куча подобных статей с новыми плагинами есть) Спасибо большое)
Виктор - Спасибо автору и всем кто работает на эт. сайте.Делом занимаетесь. Уверен что многое будет полезно как новичкам так и профи.Всего не знает никто,порой для решения нужен лишь намек. А те кому нравится все об-ть ,обычно просто пустозвоны.
Вован - меня всегда умиляли рецензии восторженых пользователей по поводу написаных статей )) Это ведь..простоКРАТКАЯ ТЕОРИЯ ДЛЯНОВИЧКОВ а не пиказ к действию. Обычный ЛИК-БЕЗ для тех кто длает первые шаги при создании музыки на компьютере. Вспомните -когда вы начинали...вам тоже многое было неясным?
Вован - Уроки по ACID Pro ищи на ЮТУБЕ!!
,булат - где найти видео уроки по acid pro 7,0 помогите . пошаговая запись
Михаил - В статье всё норм написано! Плаги хоть и устарели но использовать можно. Как вариант очень хороший лимитер Fabfilter pro l
noone - Андрюша, не позорься, включи мозг,ибо при установке простейших плагинов проблем возникать не может ...
Андрей - Кто-нибудь может дать совет по установке Steinberg Mastering Edition 1.5? Не устанавливается ни фига, ничё не понимаю...=)