Ликбез по компрессии
Думаю, не будет преувеличением сказать, что компрессор – это классика обработки звука. Компрессоры самых различных моделей используются в таких сферах, как звукозапись и концертное звукоусиление. Итак, разберемся с понятиями.
Компрессор относится к динамическим процессорам. Эти процессоры предназначены для изменения динамического диапазона сигнала. Динамическим диапазоном называется разница в децибелах между самым тихим и самым громким звуком, воспроизводимым системой. Чем шире динамический диапазон, тем больше разница между тихими и громкими звуками.
Задача компрессора состоит в сужении динамического диапазона обрабатываемого им звукового сигнала. Компрессор делает более тихими громкие ноты и повышает громкость тихих нот, тем самым уменьшая разницу между их уровнями.
Перед компрессорами стоят следующие задачи:
- устранение всплесков громкости, которые могут внести существенные искажения в цифровой звук;
- исправление ошибок певца (перепадов громкости пения), которые возникают из-за неумения некоторых певцов держать микрофон все время на одном расстоянии ото рта;
- повышение общего уровня записи при сведении;
Рис.1. Компрессор
Рассмотрим регулируемые параметры компрессоров
Порог (Threshold). Определяет уровень, при достижении которого компрессор начнет обрабатывать сигнал. Этот параметр задается в децибелах ниже пикового значения. То есть значение порога -4 дБ обозначает, что компрессор будет обрабатывать сигнал, если уровень этого сигнала на 4 дБ меньше откалиброванного значения, составляющего 0 дБ. В цифровых системах 0 дБ – это самый высокий уровень сигнала.
Отношение (Ratio). Этот параметр определяет, как компрессор воздействует на сигнал. Например, отношение 2:1 означает, что если сигнал превысит порог, то уровень этого сигнала должен быть уменьшен вдвое. Если уровень сигнала превосходит заданный на 1 дБ, то после компрессии, он будет превышать порог только на 0,5 дБ.
Атака (Attack). Значение этого параметра определяет, как быстро компрессор начнет обрабатывать сигнал. Значение задается в миллисекундах, и чем резче атака инструмента, тем оно должно быть меньше.
Затухание (Release). Этот параметр задает длительность обработки сигнала после его начала. Как и атака, затухание задается в миллисекундах. При борьбе с всплесками обычно устанавливается малое значение, так как всплески происходят преимущественно в начале ноты.
Усиление (Gain). При помощи этого параметра задают уровень сигнала на выходе компрессора. Значение задается в децибелах. Так как компрессор, как правило, уменьшает общий уровень сигнала, то с помощью этого параметра можно восстановить его до прежнего.
Жесткая или мягкая компрессия (Hard knee, soft knee). Большинство компрессоров позволяет выбирать режим обработки нот, превышающих установленный уровень порога. При жестком режиме превышающая уровень нота сжимается в постоянном отношении, которое задано соответствующим параметром (Ratio). Например, если для параметра Ratio установлено значение 4:1, то интенсивность любой ноты, превысившей порог, будет уменьшена в 4 раза. Жесткий режим применяется при записи таких инструментов, как барабан, когда нужно немедленно обработать любой всплеск. Напротив, мягкий режим подразумевает сжатие с переменным коэффициентом, значение которого зависит от того, насколько нота превысила установленный порог. Компрессор постепенно увеличивает значение коэффициента сжатия по мере того, как громкость ноты возрастает. Такой режим используется при записи инструментов с медленной атакой, особенно при записи вокала.
У некоторых двухканальных компрессоров есть функция Link, которая позволяет "связать" два разных канала и обрабатывать их с одним набором параметров. Это гарантирует то, что если на вход компрессора подавать два сигнала с одинаковыми характеристиками, то и на выходе получатся два идентичных сигнала. Почти всегда при обработке стереосигнала приходится пользоваться этой функцией.
Рис.2. Компрессор
Теперь немного о многополосных компрессорах
В этих компрессорах можно задавать полосу частот, в которой нужно выполнить компрессию. Большинство многополосных компрессоров имеет 3 или 4 такие полосы. В некоторых компрессорах можно задавать значение этих частотных полос. Как правило, многополосные компрессоры применяются на этапе сведения, но иногда ими удобно пользоваться и при работе с отдельными дорожками. Главное преимущество таких компрессоров состоит в том, что с их помощью можно выполнять выборочную компрессию, то есть сжимать динамический диапазон на определенной частоте, не меняя при этом остальную запись. Это оказывается особенно полезным, если какой-то инструмент выпадает из общего уровня и портит общую запись. Например, если бас-гитара создает искажения или играет слишком громко, можно отрегулировать ее уровень, не влияя при этом на инструменты высокого диапазона.
Вот, пожалуй, и все. Надеюсь, данный материал принёс вам пользу. Одно лишь замечание: помните, хорошая компрессия – это умеренная компрессия. Удачи вам в творческих экспериментах!
Александр Болтенко, 07.05.2007
CJCity.ru
Компрессия звука
Обзор компрессоров
Алексей Наумов - Очень полезная статья! Просто и понятно.
Vok - Написано "компрессор", а на фото процессор эффектов t.c.electronic M350, внимательнее!
Алексей - Дмитрий, повышением уровня тихих участков занимается экспандер - верно, а ограничением громких - лимитер (иногда деклиппер). А компрессор сочетает обычно и то, и другое. Обычно компрессор имеет два участка своей амплитудно-амплитудной характеристики линейная с коэффициентом больше 1 - типа гейнер и на громких участках либо нелинейная, либо линейная с коэф-том меньше 1. Засчет этого и сужается динамический диапазон выходного сигнала.
Дмитрий - Насчет повышения тихих участков: бред, этим занимается экспандер!
prestante - 1) Да. Начинает работать при превышении порога в -4 Дб. 2) Гораздо лучше для этой цели подойдет какой-нибудь усилитель. 3) Он не сожмет частоты. Он влияет только на громкость звука. Лучше всего - поэкспериментировать.
дима - 1)Не понял про Threshold ... т.е. если ставить порого срабатывание на -4 то коспресор будет работать в диапазоне от 0 до -4 ? 2) Если просто мне нужно добавить громкости одной дорожке или инструменту .. то просто дабавить гайн на выходе? это ни как не повлияет на частоты? 3) Если у меня бочка срет в пик на 2-3дб .. при этом громкость ее я менять не хочу .. и этот звук пуканья меня устраивает ... что в таком случае ... компресор он сожмет чистоты? и добавит середину? или может лучше многополосным?
GOLUB - СПАСИБО БОЛЬШОЕ!! ДРУГИЕ ЧИТАЛ, ЧЕ ТО НЕ ДОХОДИЛО, ЩА ВСЁ ПОНЯЛ!!!
Vital - Пожалуй самая полная и доступная статья для непосвящённых))) автору большое спасибо
Сакс - Респект автору, чётко и ясно!
Dafeen - Спасибо огромное!Узнал много нового!
Valentin - Просто,понятно и доступною.Позволю дополнить,в большинстве двухканальных компрессоров(как железных,так и виртуальных)при включёной функция Link,к сожалению,оба канала компрессируются одной управляющей цепью.На деле это означает,что если в ОДНОМ из каналов вх.сигнал превысил Threshold,компрессируются ОБА канала,что отнюдь не улучшает стерео базу на выходе.Не верите?Проэксперементируйте.Поэтому линком лучше пользоваться при "живой" работе для оперативности,в других случаях лучше помучиться и на 2-х каналах поработать ручками.
Антон - Большое спасибо) содержательно)
mike - спасибо =)
Farmer - Хорошая статья.
Pharrell Williams - gee.. thx man.. i really don't knew it ^^
Андрей - Вспомнить все. спасибо
controlla - СПАСИБО )))
Артём - Спасибо за статью