Native Instruments FM8. Долгожданное появление. Стр.3. Easy / Morph и Expert
Секция Easy / Morph в NI FM8
В этом разделе расположены упрощенные манипуляторы параметрами звука, а также инструменты для морфинга (рис. 8).
Рисунок 8. Окно упрощенных настроек и морфинга в FM8
Синтезаторы с частотной модуляцией (FM) довольно сложны в настройке. Для этого нужно не только понимать принципы синтеза в таких устройствах, но и иметь особое "чутьё" и опыт настройки. Разработчики идут навстречу пользователям и предлагают ряд упрощённых настроек для начального манипулирования параметрами звука. Посмотрим, что же можно "выжать" здесь из уже готовых пресетов.
Timbre Controls - управление параметрами тембра. Harmonic - изменяют гармоническую окраску, путём изменения частоты операторов. Detune - плавно изменяет тональность нескольких осциляторов, что придает "жирности". Brightness - изменяет "прозрачность" добавляя высокочастотную составляющую. Velocity - определяет степень изменения тембровой окраски в зависимости от динамики игры. Env Amt - определяет степень влияния огибающей Timbre Envelope на параметры тембра (Timbre).
Timbre Envelope - задает огибающую для тембра. Тип огибающей ADSR (Атака, Задержка, Затухание, Восстановление). Обращаю внимание на то, что все регуляторы здесь биполярны, т.е. есть как положительные, так и отрицательные значения.
Amplitude Envelope - огибающая выходного уровня параметра Output.
LFO - НЧ осциллятор, позволяет управлять некоторыми параметрами, периодически их изменяя. Разработчики ограничились здесь лишь тремя параметрами. Timbre - степень влияния LFO на тембровую окраску (что-то наподобие изменения фильтра). Vibrato - степень влияния на высоту звучания, создает эффект вибрато. Tremolo - степень влияния на громкость, соответственно эффект тремоло. Rate - управляет частотой этих циклических изменений.
На эту страничку также вынесен подраздел с эффектами, ниже - кнопка сброса (Reset) и применения параметров (Apply). Apply применяет все изменения, но сбрасывает все настройки в нулевое положение.
Morph - окно морфинга. Очень интересный инструмент! Он позволяет плавно переходить от звучания одного пресета к другому, либо же сочетать в себе специфику сразу четырёх пресетов. Он состоит из четырёх квадратов. Каждый квадрат - свой пресет. Загружаются пресеты в этот инструмент перетаскиванием их из браузера в окошечко морфинга на основной панели FM8 (рис. 9).
Рисунок 9. Миниатюрное окно морфинга для загрузки в FM8
Вот в эти маленькие квадратики мы загружаем до 4х пресетов. Можно загрузить в разные квадраты и одинаковые пресеты.
В самом окне морфинга есть квадратик с точечками вокруг него. Эти точечки - степень морфинга (Rnd Amt). Её можно сжимать и расширять с помошью регуляторов справа и сверху окна морфинга. Также можно двигать сам квадратик. Например, если загнать этот квадратик в угол, то будем иметь чистый звук, без морфинга того пресета, в каком углу находится квадратик. Если же увеличить степень морфинга до максимума и поставить квадратик чётко посредине окна морфинга, то будем иметь смесь из всех 4х пресетов. Normalize timbres - сбрасывает все квадраты в морфинге на начальные. Random Seed устанавливает тип "облака" морфинга, то есть распределение точек в рамках степени морфинга. Не все праметры пресетов подлежат морфингу. Например, арпеджио и огибающие не подлежат.
Секция Expert в NI FM8
Это окно открывает более расширенные настройки, позволяющие создавать собственные звуки, а также редактировать уже готовые (Рис. 10).
Рисунок 10. Окно экспертных настроек в FM8
Принцип синтеза в ЧМ (FM) синтезаторах довольно сложный. Сложность заключается в основном в том, что очень сложно предугадать какой получится звук при изменении того или иного параметра.
Основу составляет так называемая ЧМ-матрица (FM-matrix). Она изображена на рисунке 10 справа. Здесь устанавливаются связи между операторами, где определяется какой тип связи будет установлен между ними и в какой роли они будут выступать относительно других операторов (модуляторы либо модулируемые).
Операторы представляют собой осцилляторы, но с расширенными настройками, такими как, допустим Ratio - отношение частоты осциллятора к основной частоте сыгранной ноты. Кроме того тут есть, допустим, контроль модуляции амплитуды (Amp Mod) и огибающая амплитуды (Env). Но замечу, что это относится к операторам A, B, C ,D ,E и F. Операторы же X и Z имеют особый статус. В основе оператора Х лежит генератор шума, он берёт сигнал на входе, после чего сигнал проходит стадию насыщения (saturation) и затем, проходя через огибающую (envelope), изменяется во времени. Оператор Z представляет собой достаточно мощный фильтр. Тип фильтра устанавливается вручную. Быстрый доступ к операторам осуществляется в левой части снизу.
Кнопка Env открывает окно настройки огибающих (рис. 11).
Рисунок 11. Окно настройки огибающих в FM8
В этом окне настраиваются огибающие амплитуды для каждого из операторов. Причём, очень удобным является то, что сетка может быть как временной, так и подстроенной под темп (Tempo Sync).
Нажав кнопку Mod появляется окно настройки модуляции (рис.12).
Рисунок 12. Окно модуляции в FM8
Окно имеет две части - матрицу модуляции (Modulation Matrix) и два НЧ-генератора (LFO). В матрице модуляции можно выбирать источники модуляции (сверху) и обьекты для модуляции (справа). Внизу настраиваются НЧ-генераторы. Приятно радует наличие различных форм волны и синхронизация с темпом.
Кнопка Keyscaling открывает окно для установки амплитуды нот в рамках всего диапазона. То есть можно выставлять различную амплитуду в зависимости от ноты для каждого оператора в отдельности. Также здесь есть микроподстройка (microtuning), т.е. подстройка высоты каждой ноты на клавиатуре.
Следующая вкладка в разделе Expert - Pitch (рис. 13). Здесь, как ясно из названия, производятся настройки высоты звучания.
Рисунок 13. Окно Pitch в FM8
Вверху справа производится настройка типа для питчбенда (ручка плавной регулировки высоты). Здесь представлены несколько вариантов для случая когда на клавиатуре зажат аккорд. То ли будет изменяться высшая нота (highest), то ли низшая (lowest) или другие правила для изменения высоты звучания. Ниже - транспозиция (transpose) и точная подстройка (tune). Также здесь есть настройки для портаменто (portamento). Подробнее о портаменто и о ручке Analog было написано в разделе Master. Здесь те же настройки, только ручки другого вида.
Подраздел Amp Mod представляет собой матрицу модуляции. Здесь выставляются модулируемые и модулирующие контроллеры и параметры, но расположены они друг над другом, в две линии. Ниже расположена кривая огибающей высоты звука. А вверху справа находится ручка Env, которая отвечает за степень влияния огибающей на изменение звука. Чем больше это значение, тем огибающая сильнее влияет на высоту. Velocity имеет то же свойство, только в зависимости от силы нажатия.
Последнее окно экспертных свойств - Spect. Здесь можно увидеть как временную диаграмму или форму волны (WaveForm), так и спектральную или частотную "картину" текущего звука.
Подводя итог скажу что продукт получился довольно неплохой, работать с ним очень приятно. Радует немалый набор фабричных инструментов. Хотя FM8 достаточно похож на своего предшественника, но смело может носить статус успешного преемника FM7.
Содержание:
1. Внешний вид Native Instruments FM8
2. Browser, Attributes, Master, Effects и Arpeggiator
3. Easy / Morph и Expert
Farmatique, 25.02.2007
CJCity.ru
Gel - Нет слов, великолепно!