Музыкальные способности. Что это за явление?
В целом музыкальные способности человека можно разделить на два основных явления: 1. природная слуховая чувствительность, которая обусловлена анализом естественных звуков – музыкальных или речевых; 2. развивающееся в процессе взросления, социального общения и работы сугубо субъективное отношение к музыкальным и речевым интонациям, которое выражается в эмоциональной реакции.
Структура музыкальных способностей
По своей структуре способности, которые требуются для разных видов музыкальной деятельности, делятся на две категории: общие и основные.
Общие музыкальные способности личности
- Музыкальная память – усвоение приобретенных знаний, навыков и умений. Она способствует накоплению слухового опыта и музыкальных впечатлений, которые существенно влияют на формирование и дальнейшее развитие личностных музыкальных способностей. Она же оказывает влияние и на эмоциональное восприятие слушателя, композитора, исполнителя и педагога. Музыкальная память, в том числе, обуславливает и сам вид музыкального мышления – инструментальный или вокальный.
- Психомоторные способности – возможность исполнителя передавать свое понимание замысла музыкального произведения, способность вокалиста к интонированию. Именно эта категория подразумевается тогда, когда говорится о виртуозности исполнителя и его мастерстве.
Основные музыкальные способности личности
- Ладовое чувство – возможность чувствовать и выразительные, и содержательные соотношения между звуками.
- Музыкально-слуховое представление – способность «в уме» прослушать ранее услышанную музыку, выделить ее основу, сформировать музыкальный образ. Это влияет на развитие музыкального мышления и творческой выразительности.
- Музыкально-ритмическое восприятие – способность к пониманию, переживанию и точному воспроизведению ранее услышанной музыки, возможность создавать новые, оригинальные ритмические сочетания.
Органическим синтезом перечисленных музыкальных способностей можно назвать музыкальность, в основе которой лежит эмоциональная отзывчивость на музыкальное произведение. Музыкальность практически не поддается развитию, однако она может быть раскрыта в той или иной мере благодаря правильно выстроенной программе обучения, удачно подобранному репертуару, упорной работе исполнителя над собой.
Алла М., 12.11.2013
CJCity.ru