^ Вверх
  • На заметку промо-записи
  • Новые статьи на сайте Новые статьи
    • 9 способов добавить пространства в микс
      9 способов добавить пространства в микс 22 Февраля, 2022 Есть много элементов, которые объединяются в великолепный современный микс, и пространство, без сомнения, является одним из самых важных....
    • 6 ошибок музыкантов, касающихся финансов
      6 ошибок музыкантов, касающихся финансов 19 Февраля, 2022 Музыкальные биографии изобилуют историями о блестящих талантах, которые остались ни с чем и были вынуждены уйти из индустрии просто потому, что допустили несколько элементарных ошибок....
    • 10 профессиональных советов по добавлению мощи и панча в микс
      10 профессиональных советов по добавлению мощи и панча в микс 15 Февраля, 2022 Достижение широкого, мощного звука, слышимого в лучших профессиональных миксах, является святым Граалем для большинства продюсеров и инженеров. Лучшие и продаваемые на сегодняшний день релизы обеспечивают идеальный...
    • Особенности сведения и мастеринга для сервисов цифровой дистрибуции и стримингов
      Особенности сведения и мастеринга для сервисов цифровой дистрибуции и стримингов 10 Февраля, 2022 На протяжении десятилетий многие производители музыкальной индустрии и звукоинженеры были вовлечены в настоящую гонку вооружений. С момента зарождения музыки как продукта средств массовой информации, перенесенного...
    • Создание музыкального клипа в браузере
      Создание музыкального клипа в браузере 19 Февраля, 2021 Монтаж видеороликов необязательно должен быть сложным и скучным. Если к процессу вы подключите бесплатный видеоредактор онлайн InVideo, работа пойдет веселее, а результат вас впечатлит. InVideo — простое...
    • 10 советов диджеям и продюсерам от Alison Wonderland
      10 советов диджеям и продюсерам от Alison Wonderland 11 июля, 2018 Alison Wonderland, продюсер из Лос-анджелеса, довольно быстро стала известным диджеем благодаря её мастерским, разносторонним и энергичным сэтам. В прошлом году она ворвалась в Top 100 от DJ Mag и очень скоро выходит...
    • 10 нужных приложений для тех, кто делает хип-хоп
      10 нужных приложений для тех, кто делает хип-хоп 04 июля, 2018 Хип-хоп - это жанр, построенный на наследии, почтении “корней” и постоянной стилистической вариации в одном флаконе. “Хип-хоп” означает разные вещи для разных людей. Он простирается от фанковых,...
    • 6 советов для скрэтч-диджеев от Jazzy Jeff
      6 советов для скрэтч-диджеев от Jazzy Jeff 26 июня, 2018 Когда 17-летний Уилл Смит сказал: «Ни один другой диджей не пользуется таким огромным уважением публики на своих выступлениях, как Jazzy Jeff», это было не просто громкой фразой или хвастовством....
  • Читайте также
    • Добавляем VST-плагины в Sound Forge 9
      Добавляем VST-плагины в Sound Forge 9 Звуковой редактор Sony Sound Forge 9, как известно, поддерживает VST-плагины, но не все знают как их запустить. В Sound Forge, конечно, итак много хороших плагинов по умолчанию, но если вы хотите всё...
Статьи / Теория и практика

Современная аранжировка на базе РС. Краткий курс

Программа: Вступление. Подбор аппаратной части. Выбор ПО. Аранжировка ремиксов.

На данный момент РС не уступает по возможностям музыкальным студиям на базе Apple Mac, а также другим аппаратным решениям. Сейчас уже абсолютно не важно, на платформе чего работает специалист — заказчика интересует качественный результат.

На протяжении полугода мы рассматривали новые программные продукты, аппаратные решения и тенденции в современном звукопроизводстве. Теперь предстоит задача рассказать, как это все работает на практике. И речь пойдет не о сведении и премастеринге, а о качественной аранжировке. Именно от нее зависит успех композиции в большей мере. Нужно отметить, что аранжировке всегда уделялось очень серьезное внимание. Это можно услышать и в классической музыке. Наконец-то и у нас, на просторах СНГ, все стало становиться с головы на ноги. Вариант "парень с гитарой" (он же "парень с PSR-510") уже не пройдет даже в варианте демо. Поэтому сейчас многие и стали уделять внимание аранжировке, а сама профессия аранжировщика сейчас ценится не хуже, чем ремесло композитора или поэта. В этом материале мы затронем большей частью технические аспекты создания качественной аранжировки.

Технические вопросы

24-32 бита/96 КГц — современный стандарт качества. При выборе современного ПО этим требованием мы отсекаем ту часть программного обеспечения, которое не поддерживает такие характеристики звука. Конечно, сейчас распространяются программы, поддерживающие 192 КГц, и можно сказать, что за ними будущее, но такое будущее потребует больших компьютерных мощностей, которых сейчас практически нет. Не готовы производители винчестеров, процессоров, системных плат для реализации подобных профессиональных решений. Если говорить о 192 КГц, то всплывает и другой немаловажный фактор, который только сейчас начинает становиться реальной проблемой — резервирование информации. Матрицы CD-R и CD-RW с емкостью 800 Мб воспринимаются почти как дискеты, поскольку речь идет о резервировании десятков и сотен гигабайт. Поэтому собирать сейчас дорогой и самый современный РС — вариант далеко не оптимальный. Достаточно ориентироваться на построение системы 24-32/96 и подбирать под нее железо.

С такими стандартами выпускаются аппаратные звуковые интерфейсы в приемлемом ценовом диапазоне. Так, обычный пользователь может себе позволить 24/96 плату до $200, что можно назвать беспрецедентным случаем за все время существования звука на базе РС. Если интересуют конкретные имена, то достаточно хорошо себя зарекомендовали ESI Waveterminal 192X/M/L, Hoontech ST Audio и Steinberg VSL 2020. Помимо этого имеет смысл обратить внимание на продукцию фирм M-Audio, MIDIMan и Tascam. Естественно, для нормальной работы аппаратная часть РС имеет большое значение. Иногда пользователи бросаются в крайности, устанавливая RAID-массивы винчестеров, закупая самые современные SCSI-решения. Стоит отметить, что, если речь идет о студии звукозаписи, где работа поставлена на поток, то такие решения имеют место и оказываются полезными. Если же речь идет о реализации аранжировки в полудомашних условиях, то можно предусмотреть варианты и подешевле.

Противостояние Athlon XP и Pentium IV — это хорошо раскручиваемая рекламная акция, работающая на обоих производителей в положительную сторону. Мы же посмотрим на все несколько по-другому. У противостояния AMD и Intel есть один немаловажный аспект — различные технологические стандарты. Поэтому большей частью вам придется выбирать не между процессорами, а между материнскими платами и их возможностями. На мощных студиях звукозаписи РС построен на базе серверной многопроцессорной системной платы (если там, конечно, установлен РС).

Программное обеспечение

Программное обеспечение лучше дать списком с небольшими комментариями.

• Steinberg Nuendo 2.0 — поддержка 32/192, ASIO-драйверы, DirectX, VST, VST 2.0, VSTi, сведение пространственного звука для многоканальных систем, работа с видео, мастеринг (отдельная опция), поддержка устройств в локальной компьютерной сети, передовые алгоритмы (такие, как MPEX), большое количество дополнительного ПО собственной разработки, совместимого с программой.

• Steinberg V-STACK — даже если у вас не установлена плата Steinberg VSL 2020, V-STACK может оказаться незаменимым программным микшером для вашей системы. Вы можете коммутировать физические и виртуальные входы/выходы, подключать VST-инструменты, а также внедрять в данные цепи обычные плагины стандартов DirectX и VST.

• Steinberg WaveLab — продвинутые возможности обработки, профессиональная индикативная часть (коррелометр, 3D Frequency Analisys, индикатор разрядности), процессор обработки множества файлов с возможностью загрузки большого количества плагинов, составление, импорт и запись CD-дисков, база данных по банкам сэмплов, возможность работы сразу в нескольких открытых WaveLab одновременно, алгоритм дитеринга Apogee U22 HR, что особенно важно для современной обработки.

• Steinberg Halion — программный синтезатор/сэмплер (VSTi), работает на уровне 32/96. Помимо своих банков сэмплов может читать библиотеки AKAI и E-mu.

• IK Multimedia Sample Tank — другой программный синтезатор/сэмплер (VSTi), с великолепными банками сэмплов как для классической музыки, так и для производства современного техно. Поддерживает библиотеки AKAI.

• Native Instrument Kontakt — программный сэмплер (VSTi). Профессиональное решение. Отлично подходит для подготовки партии ударных.

• Native Instruments Battery — ритм-машина 24/96.

• Steinberg Virtual Guitarist — чисто аранжировочная фишка. Если вам не требуется сложных гитарных партий, а стоит задача просто красиво обыграть гармонию качественным гитарным звуком, то Virtual Guitarist поможет это сделать на профессиональном уровне.

• Sonic Syndicate Orion Pro — совмещение в себе большого количества синтезаторов с различными видами синтеза, мощный эффект-процессорный блок, взаимодействие различных модулей по sidechain-связям, арпеджиаторы, вариаторы и т.п. В данном программном продукте можно достаточно эффективно создавать партии техно-инструментов.

• iZotope Trash DX plug-in — все виды дисторшна, модуляции, эмуляция различных сред и помещений, обработка на уровне 64 бита.

• TC Works Spark FX Machine VSTi — хоть для РС имеет место только одна версия этого продукта, и вышла она достаточно давно, программа не теряет своей уникальности. Spark FX — это сложный эффект-процессор с коммутационной матрицей 12х12 и больше. Помимо своих эффектов в Spark можно загружать любые VST-плагины. Spark FX может работать и как инструмент, для чего предусмотрены специальные модули генераторов, усилителей, модуляторов. С программой поставляется большое количество "заводских" пресетов, среди которых очень неплохо себя зарекомендовали CD Master и CD Premaster.

• Плагины Waves — Ultramaximizer, Enigma, TrueVerb, MondoMod, Q10 EQ... Список этих популярных плагинов можно продолжать достаточно долго.

• Native Instrument Spectral Delay — одна из лучших реализаций эффекта дилэя. Благодаря частотному анализу и разделению на каналы Spectral Delay может создать самые современные эффекты.

• Prosoniq Pi-Warp — производство эмбиент-звуков. Плагин подкупает своей простотой и конечным результатом.

• WaveArts MasterVerb — одна из лучших реализаций ревербераторов. В новой версии программы некоторые промышленные пресеты создавались специалистами из известного журнала Sound On Sound.

• IK Multimedia T-RackS VST — долгожданный вариант T-RackS в виде отдельного плагина. Данный модуль представляет собой связку эквалайзера, компрессора и многополосного лимитера. Для придания эффекта "ламповости" или "аналоговой мягкости" при обработке звуковая волна может насыщаться положительными гармониками.

• 4ORMULATOR — все варианты вокодеров в одной программе. Очень много различных эффектов.

Работа в мультитреке. Технические аспекты

Большинство современного ПО рассчитано на очень серьезные вычислительные мощности. Обычно для профессиональной программы указываются только минимальные требования, а максимум — насколько хватит ресурсов вашей системы.

Работу в мультитрековой программе можно условно разделить на две логических части:

• Работа с аудиоданными, размещенными на накопителе.
• Аудио, воспроизводящееся с помощью связки RAM-CPU.

К первому пункту относятся большей частью обыкновенные аудиотреки. Ко второму — виртуальные инструменты, связанные с MIDI, автоматизация управления эффектами, воспроизведение коротких фрагментов и т.п. Конечно, наиболее уязвимыми оказываются винчестер и оперативная память. К CPU пока больших претензий нет, особенно учитывая тот факт, что мы пересекаем рубеж тактовой частоты в 3 ГГц. Именно уязвимые ресурсы и нужно сохранять в балансе. Для работы в Nuendo в большинстве случаев V-STACK-панель не нужна, поскольку она частично повторяет возможности самой мультитрековой программы.

Делая прямой экспорт MIDI-треков с подключенным VSTi в wav-файл и выгружая потом VSTi, мы переносим нагрузку с RAM на винчестер.

Непосредственно аранжировка. Производство танцевальных ремиксов

Конечно, эту статью читают и профессионалы, поэтому отмечу, что на данном этапе я больше обращаюсь к начинающим. Сейчас производство ремикса не является таким творческим процессом, как это было пять лет назад. Все движется в сторону коммерции, поэтому наиболее популярные варианты ремиксирования — танцевальные переделки песен, которые имеют очень много штампов и замыленных стандартов.

Для производства танцевального ремикса нам нужны следующие стандартные составляющие:

• Танцевальный бит (диско, техно, hard step, 2step). Стандартные сбивки.
• Bass-groove.
• Techno-line/Arpeggio.
• Synth Pad. Инструментальный гармонический трек (гитара, скрипки, оркестр и т.п.).
• Инструментальный мелодический трек.

Мелодические треки производим непосредственно в Nuendo с подключенными VSTi либо в Orion Pro.

Для работы с ударной секцией нам достаточно использования Native Instruments Battery или сэмплера Native Instrument Kontakt. Звучание должно быть максимально прозрачным и легким, если мы говорим о коммерческом варианте.

Bass Groove можно сделать многими путями. В данном случае мы можем говорить как об обычной зацикленной самостоятельной ритмической фразе, так и о простой подзвучке бас-бочки с элементами гармонии. Наиболее популярные варианты в техно до сих пор — sub-инструменты, варианты перкуссионного органа и эмуляция TB-303. В современных банках Halion, AKAI, E-mu, Sample Tank и Kontakt есть варианты бас-инструментов на любой вкус.

Techno-line — это фраза, одновременно и гармоническая, и ритмическая, которая может быть основана на базе любого техно-инструмента. При этом мы можем и не копаться в его звучании на первом этапе. Современные эффект-процессоры, имеющие на борту связанные с темпом фильтры различных типов, позволяют преобразить звук до неузнаваемости. В рамках экспериментирования рекомендую использовать iZotope Trash DX, TC Works Spark FX, а также всевозможные темп-гейты и т.д.

Synth Pad строится также на базе инструментального трека, несущего определенную гармонию. И тут звук можно изменять до неузнаваемости. Главное — добиться нужного результата. Достаточно современно сейчас звучат Prosoniq pi-Warp, Waves MondoMod, Waves Enigma, 4ORMULATOR, TC Works Spark FX и т.п. Тут стоит помнить, что некоторые обработки меняют гармонические составляющие и основной тон, поэтому результат может расходиться с заданной сеткой аккордов. Так что не увлекайтесь.

Отдельно хочется сказать о возможностях Orion Pro. Программа интересна по нескольким причинам. Во-первых, там есть арпеджиаторы. Во-вторых, встроенный "умный" модуль по моделированию ритмических и музыкальных фраз. Задав в нем bass-groove, мы можем выпустить не только стандартную короткую фразу, но и более длинную с небольшими изменениями в каждом цикле, что делается программой автоматически. И, в-третьих, многие инструменты и эффекты в Orion Pro могут быть связаны по sidechain цепям управления. К примеру, сигнал ритм-машины может управлять действиями компрессора, подключенного к синтезатору. Вариантов может быть много, и результаты бывают отличными. Гитарный гармонический трек можно без труда создать в Steinberg Virtual Guitarist. Более жесткое его звучание получается при использовании iZotope Trash DX в качестве эффект-процессора.

Мелодический трек для ремикса обычно выбирается из оригинальной композиции. Если там такового нет, то из оригинальной композиции выбирается наиболее яркий музыкальный инструментальный фрагмент и зацикливается. Мы еще не занимаемся концептуальной аранжировкой, а делаем только "кирпичики" для нее. Высший пилотаж чуть позже. Сейчас нужно подготовить как можно больше вариантов loops, pads, synths, lines и grooves. (Если не пойдет в этот ремикс, уйдет в следующий:)). Вообще иметь свои банки — это прекрасно, и, думаю, спорить никто не будет.

Ремиксирование. Голос

Обычно при производстве ремиксов вокальная партия не перепевается. Благо есть тайм-стретчеры. Наиболее популярная программа в этой области - Prosoniq Time Factory. В Nuendo используется такой же алгоритм, как и у Prosoniq (MPEX).

Эффектно будет выглядеть нарезка из фрагментов вокальной партии, ритмически совмещенной с танцевальным темпом. Это используется практически везде. На данном этапе требуется только вырезать фрагменты, и все.

Ремиксирование. Обработка эффектами

Эффекты и спецэффекты — это неотъемлемая часть современной аранжировки. На данном этапе мы можем пойти по двум путям: сложному и легкому. Сложный — оставаться в Nu-endo и продолжать аранжировку/обработку/сведение на заданном уровне качества. Более легкий вариант — спуститься до 16 бит/44.1 КГц и использовать программу Ableton Live 2.0.

В обеих программах обработка эффектами автоматизирована, но Nuendo — это студийный вариант работы над композицией, а Live — ди-джейский. При этом Live — во многом специализированная программа для ремиксирования и работы с техно. Она близка по концепции к Sonic Foundry ACID, и на ее борту имеются собственные алгоритмы стретча и т.п. Если вы хорошо владеете Nuendo, то рекомендую никуда и не переходить. Реверберация добавляется очень мягко, поэтому я порекомендовал бы как наиболее приемлемую для этого программу WaveArts MasterVerb VST. При этом подход к обработке должен быть сугубо индивидуальным. Native Instruments Spektral Delay VST — это все, что вам нужно от эффектов задержки. Программа разделяет трек на каналы и с помощью FFT дробит звуковую волну на частотные полосы. Автоматизация этого эффекта в Nuendo — это управление достаточно большим количеством параметров. Если же нужна обычная задержка, то лучше просто скопировать и подвинуть трек.

iZotope Trash DX — вот тут-то и наступает раздолье. Искажения различных типов, множество фильтров, эмуляция сред и помещений, обработка на уровне 64 бит. Заводских пресетов очень много. На данном этапе можно обработать бас-бочку, партию баса, инструменты и т.п.

Все эффекты должны быть в постоянном движении, взаимодействовать друг с другом. Композиция должна качать! И не забывайте о темп-гейтах — это один из основополагающих эффектов в танцевальной музыке. Причем его полезно использовать не только относительно инструментов и голоса, но и ко всей композиции в целом!

Далее

На базе примера с ремиксами было показано, как можно практически использовать весь арсенал современных программных средств; был также приведен пример современной программной комплектации в действии. Обычные аранжировки делаются по похожей схеме, но, конечно, у каждого варианта есть свои нюансы.

Кристофер-2003, 10.07.2003
www.nestor.minsk.by/kg

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, .

Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...