Куда бы податься бедному автору (Часть 2)
Уважаемый читатель, думаю, самое время продолжить наш разговор о музыкальной индустрии, представленной в Интернете.
Напомню, что в прошлый раз был дан краткий обзор крупнейших порталов мира, размещающих на своих серверах персональные страницы авторов и групп со всех стран и предоставляющих им возможность заявить о себе, продавать свои произведения, защитить авторские права, а слушателю ознакомиться со всем многообразием музыки, производимой в данный момент представителями самых различных стилей и направлений и записанной как в студиях профессионального класса, так и в домашних условиях.
Остановимся более подробно на известном в мире и считающимся крупнейшим в Европе портале Vitaminic. Vitaminic www.vitaminic.com Лидирующая европейская платформа для распространения, продвижения и продажи музыки через Интернет. Изначально итальянский, этот музыкальный портал имеет головной сайт и всю структуру менеджмента в Америке, а также девять европейских филиалов в Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Швеции, Нидерландах, Дании и Ирландии (соответственно, www.vitaminic.de, www.vitaminic.co.uk, www.vitaminic.fr, www.vitaminic.it, www.vitaminic.es, www.vitaminic.se, www.vitaminic.nl, www.vitaminic.dk, www.vitaminic.ie) На этом портале представлены около 500000 композиций от тысяч авторов, групп и исполнителей со всего мира. Каждому автору, группе или исполнителю предоставляется возможность разместить свои композиции в сжатом формате mp3, выслать свою фотографию, фото альбома, постоянно обновлять информацию о себе, добавлять новые композиции, продвигать себя внутри портала, принимать участие в рейтингах популярности Vitaminic, продавать как композиции, так и альбомы целиком. Слушатель может просматривать рейтинги популярности, выбрав интересующий его стиль, и, после предварительного прослушивания (функция pre-listening - streaming), либо скачать композицию, если она выставлена - на усмотрение автора - for free, то есть для бесплатного скачивания, либо купить ее или альбом целиком, пользуясь сервисом, позволяющим, указав способ оплаты (электронные платежи - VISA или Master Card), совершить покупку. Для удобства музыкальная информация делится на 12 крупных стилей. Это -
Alternative/Punk
Classical
Country/Folk
Dance/Electronica
Hip-Hop/R&B (Rhythm and Blues)/Soul
Jazz/Blues
Metal/Heavy Rock
Pop
Reggae/Latin American
Rock
Various
World Music В каждом из этих крупных разделов находится порядка 20 подстилей. Например, в разделе pop мы можем увидеть и electro pop, и pop/instrumental и пр., а в разделе jazz - jazz/fusion, contemporary jazz и другие. На портале в подавляющем большинстве представлены малоизвестные или совсем неизвестные авторы, группы и исполнители, желающие заявить о себе, вести диалог с разного рода студиями звукозаписи, организациями, в чьих интересах можно было использовать новую музыку в практических целях, то есть, например, для фильмов или игр, для TV- шоу и так далее. Признаюсь, что я был несколько удивлен, когда обнаружил там же записи Bee Jees 60-х годов или, например, Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи и Луи Армстронга. Что касается последних двух, их, к сожалению, уже нет в живых, их тиражирует кто угодно и в каком угодно количестве, но братья из Австралии живут и здравствуют, выпускают новые альбомы, дают концерты и по сей день, мало того, постоянно их имена встречаются после заголовков песен в титрах известных групп (например, несколько лет назад "Take That" успешно перепели их хит "How Deep Is Your Love", как мне представляется, не без оплаты их авторства. "Би Джиз" - сонграйтеры явно искушенные в вопросах авторских прав, и, честно говоря, я засомневался в искренности "Витаминика" касательно защиты авторов. Но, послушав немного те самые старые записи, заметил, что музыка "Би Джиз" 60-х очень напоминает незабвенных Beatles как по манере исполнения, так и по мелодике. Возможно, братья вряд ли придали бы значение размещению их древних песен на европейском портале, также как и покойные ныне Паркер и Гиллеспи и их правопреемники. Наличие композиций Карлоса Сантаны - не так давно получившего "Грэмми" и выпустившего уже очередной альбом с вещами, претендующими на серьезный успех, - очевидно, также следствие отсутствия особой ценности представленных на "Витаминике" композиций. Надо сказать, на Западе вопросам авторского права уделяется серьезное внимание, что дает мне лишний повод подчеркнуть, что интерес к публикациям наших авторов на Западе не случаен и дает надежу на реализацию планов многих талантливых людей, пишущих в России. Может быть, это чрезмерный оптимизм, но есть отдельные случаи, дающие пищу для размышлений о возможностях, предоставляемых международными порталами. Так, например, мы могли быть свидетелями удачного продвижения группы ППК (PPK) c ее композицией "Воскрешение" (автор мелодии Эдуард Артемьев - маститый композитор, еще в советское время написавший немало хорошей музыки к фильмам и не только, в частности - из фильма А.Кончаловского "Сибириада"), так вот ППК, делающая, в основном, инструменталы в стиле Trance, довольно долго лидировала в чартах самого крупного портала MP3.COM, и ее успехи в музыкальной мировой индустрии напрямую связаны с возможностями сетевого promotion. Вернувшись к "Витаминику" (об MP3.COM надо говорить отдельно), не могу не сказать, что российский студийный проект "Нож для фрау Мюллер" занимал неплохие места на этой европейской платформе. Теперь немного подробнее о сервисе для авторов, групп и исполнителей и о том, какая текстовая, графическая и музыкальная информация требуется для размещения композиций на портале Vitaminic. Знания английского языка, безусловно, не повредят, так как диалог ведется именно на этом языке. Сначало необходимо пройти регистрацию, ответив на вопросы, задаваемые "Витамиником". Это довольно стандартная процедура, но я бы предложил несколько советов. Определитесь с вашей стилистикой: если стиль, в котором вы работаете, выражен не очень четко, постарайтесь выбрать что-либо из списка, предлагаемого "Витамиником". Надо сказать, что основной стиль (main genre), к которому, как вы думаете, вы принадлежите, выбрать важно, так как со дня размещения композиций вы себя позиционируете именно так. Стилистика отдельных композиций может отличаться от вашего основного стиля. Например, мой основной стиль - pop/instrumental, я выбрал его исходя из того, что, в-основном, я пишу инструментальные композиции с солирующим фортепиано с довольно ясно выраженной мелодикой, но, поскольку я тяготею и к smooth jazz, и к bossa nova, и jazz fusion, безусловно, сами композиции я обозначаю, как представленные соответственно джазовой градации. Если же я сомневаюсь, к какой стилистике отнести то или иное произведение, я размещаю его в pop/instrumental, то есть в разделе, который стал для меня основным. Заполнив регистрационную форму (данные которой впоследствии вы, безусловно, можете корректировать) и получив на уже сущестовавший ранее e-mail пароль для входа в так называемую backstage (http://backstage.vitaminic.com), вы приступаете к созданию вашей страницы. Вам нужно будет выслать ваши фото, данные биографии, историю вашей творческой жизни, даты концертных выступлений и прочую информацию для слушателей - ваших будущих фанов. Все это необязательно, но для того, чтобы ваша страница смотрелась и не выглядела мертвой, желательно, чтобы фото были и информация на ней периодически обновлялась. Получив паролированный доступ к вашей странице, вы автоматически получаете возможность корректировать практически любую информацию о себе, загружать новые треки, просматривать статистку посещений вашей страницы, количество предварительных прослушиваний, загрузок ваших файлов и возможных продаж вашей музыки. Как будет называться ваша страница? Рассмотрим на моем примере. Мой логин и имя Dmitry_R. Моя страница, таким образом, называется http://stage.vitaminic.com/ main/dmitry_r/. На ней расположены три последние композиции, поставленные на страницу. Остальные открываются в хронологическом порядке, начиная с первой, если на этой странице нажать view all available tracks или сразу выйти на страницу http://stage.vitaminic.com/ main/dmitry_r/all_tracks. Далее - загрузка треков. Композиции, которые вы отобрали для размещения на портале, должны быть, естественно, оцифрованы и сжаты в формат mp3 любым распространенным конвертором с качеством не ниже 128 kbps. Это обязательное условие, после загрузки на портал, в случае, если качество будет хуже, вам будет отказано в размещении (это произойдет автоматически) и вы просто зря потратите время в сети. А загрузка 3-минутной композиции при скорости 33.6 kb/sec может занимать около часа. Композиция не должна быть короче 45 секунд и длиннее 17 минут. Треки, загружаемые на вашу страницу, должны быть обязательно авторизованы, не должно быть миксов или кавер-версий без указания авторства. Хотя бы один трек должен быть поставлен на страницу бесплатно в качестве промо-трека. Загрузив ваши композиции на страницу (повторюсь, что желательно пользоваться быстрым Интернетом, если есть такая возможность), вы получаете возможность формировать из них альбомы, продвигать свою музыку на всех европейских филиалах "Витаминика", продвигать ту или иную композицию внутри портала, корректировать ту или иную информацию о вас, просматривать статистику streaming и downloading (прослушиваний в реальном времени и скачиваний композиций в mp3-формате). Кстати, эта возможность является одним из удобных инструментов маркетинга. Например, вы можете проследить, какая из композиций наиболее популярна, сколько представителей той или иной страны (входя на вашу страницу с европейских филиалов) интересуются вашей музыкой, определив песню-лидера, вам удобно будет строить вашу дальнейшую деятельность. Я бы не рекомендовал размещать сразу все композиции альбома. Поставьте сначала хотя бы две-три, из которых одна является, по вашему предположению, хитом, а остальные - проходными номерами, ну... или хитами меньшего значения. Посмотрев на реакцию, вы поймете, как вам поступать далее. Композиции на странице вы увидите не сразу, а через несколько дней. Если будет уж очень задерживать, напишите письмо на artist-support@vitaminic.com, но, как правило, они довольно быстро ставят композиции на страницу. Хочу предупредить - не стоит обольщаться! Не стоит рассчитывать на активное продвижение сотрудниками "Витаминика" вас в сети. После полугода общения с ними и поняв, как работает их бизнес, мне стало ясно, что мое продвижение остается моей проблемой. Безусловно, большее значение имеет и самостоятельная раскрутка в сети. Вообще, лучше, если бы у вас уже был готов ваш персональный сайт, причем с обязательной версией на английском языке. Желательно разместить также сайты-зеркала на бесплатных хостингах, регулярно проводить рекламу, добавлять новые композиции по мере возможности, рассылать сведения о себе на интернет-радиостанции, радио за рубежом, проводить небольшие рассылки (не спам) для поднятия интереса к вам. Могу предложить опять же неплохой инструментарий маркетинга - как ни странно - ICQ. Многие из вас знают об этой системе он-лайн - общения. Там есть так называемые белые страницы. На пересечении множеств пол-возраст-страна-интересы вы отбираете предполагаемых слушателей (желательно, чтобы это были все-таки люди, которые, получив от вас уведомление, не забыли бы навестить вас, и, если, допустим, вы делаете что-нибудь в стиле heavy metal, не выбирайте категории старше 60 или любителей фортепианной классики). В ICQ предусмотрена защита от массовых рассылок, поэтому в списке вам будет выдано не более 20-25 адресатов. Но, пройдясь по нескольким категориям и странам (умножайте на количество таких вариантов), вы наберете необходимое чило посещений для поднятия рейтинга. Во всяком случае, для "Витаминика" этого было бы достаточно. Не думаю, что тут есть элемент необъективности: люди должны узнать о вашей музыке, и этот путь - вовсе не криминал, тем более, что вы будете делать рассылки тем, кто интересуется именно музыкой вашего стиля. Все это, конечно, полумеры, но в данный момент я обращаюсь к тем, кто еще не имеет большого опыта сетевого продвижения и для начала хотел бы хотя бы представить себя на суд широкой публике. Подробнее о маркетинге в Сети и способах раскрутки в следующих номерах. Немного о продажах. Заработать на Vitaminic - задача весьма нелегкая. Минимальная стоимость трека на "Витаминике" - $0.99. При этом, в соответствии с соглашением, вы представляете "Витаминику" неэксклюзивное право продавать ваши композиции с выплатой вам 50 процентов от продаж ваших треков. Вообще, договор, который вы якобы подписываете, - вещь весьма интересная и подлежит отдельному рассмотрению, также как и многие другие вопросы совместной с "Витамиником" деятельности. Неэксклюзивное право говорит о том, во всяком случае, что вы можете размещать на подобных порталах. Вообще, на мой взгляд (и подтверждение тому - опыт моего американского коллеги, делающего музыку в стиле clamenco - классика плюс фламенко), самый лучший вариант - это разместить некоторые из своих композиций на нескольких порталах в качестве рекламы, или послать демо-версии, можно вообще фрагменты, а продавать диски на своем сайте, предварительно обеспечив его платежной системой. Покупатель очень не любит покупать отдельные файлы. Он 10 раз подумает, покупать ли диск на "Витаминике", но это более вероятно. Должен сказать, что исходя из финансового отчета "Витаминика" за первый квартал 2002, скажу, что объем продаж файлов в сети у них действительно вырос в 10 раз по сравнению с предыдущим годом, но это не говорит о том, что авторы действительно могут что-то хорошо заработать на этом сайте. Просто, разделив доход до выплаты налогов с продаж файлов на их общее число, я получил цифру столь малую, что вообще засомневался в возможностях получения авторами прибыли. Тем более, что до факта достижения суммы в 30 долларов ничего автору не выплачивается. Тем не менее, для самораскрутки при почти нулевых вложениях порталы, подобные "Витаминику" нужны, от них есть польза.
Дмитрий Чистяков, 23.02.2003
Компьютер Price