Как сделать модный эффект постепенного «выплывания» семпла
В современной танцевальной музыке частенько используется этот эффект. В disco и house трэках часто можно слышать, как какой-нибудь семпл или музыкальный луп вступает "с выплыванием": сначала идет гул в области низких частот, потом постепенно появляются басы, средние частоты и в конце высокие частоты. Пример этого эффекта можно услышать во вступлении моего трэка Feel Good. Идея этого эффекта заключается в использовании параметрического эквалайзера, а точнее - пропускающего фильтра низких частот. Изменяется параметр cutoff frequency, от 20Hz до 20kHz.
На звуковой плате SBLive!, которую я использую при написании музыки, этот эффект реализован на аппаратном уровне DSP-процессора. Дело в том, что на каждый из 16 миди-каналов в wavetable есть свой независимый фильтр, которым можно управлять по миди в реальном времени контроллерами NRPN. Фильтр имеет два параметра: filter cutoff и filter resonance. Действие этих параметров аналогично действию одноименных ручек в программе Rebirth. В проффесиональных миди модулях и синтезаторах эти параметры управляются миди контроллерами Brightness (cutoff) и Harmonics (resonance). На SBLive этот фильтр доступен через NRPN. Далее привожу вырезку из SBLive's midi implementation:
NRPN LSB 21 (Initial Filter Cutoff) | NRPN LSB 22 (Initial Filter Resonance Coefficient) |
Realtime : Yes | Realtime : No |
Range : [0, 127] | Range : [0, 127] |
Unit : 62Hz | |
Filter cutoff from 100Hz to 8000Hz |
Теперь приведу пример того, как это сделать в миди-секвенсере. Допустим у вас есть миди-композиция в секвенсере и загружен саунд-банк с семплами в wavetable. По первому миди-каналу играется луп из саунд-банка, на который нужно назначить этот эффект. Сначала необходимо проинициализировать фильтр и настроить систему NRPN на прием данных. Для этого в самом начале песни на первом (в данном случае) миди-канале прописывается следующая серия миди контроллеров:
Ctrl. N | Название контроллера | Значение | Комментарий |
99 | NRPN MSB | 127 | NRPN, всегда 127 |
98 | NRPN LSB | 22 | Параметр Filter Resonance |
38 | DATA ENTRY LSB | 0 | Значение Filter Resonance (0 - 127) |
99 | NPRN MSB | 127 | NRPN, всегда 127 |
98 | NRPN LSB | 21 | Параметр Filter Cutoff |
38 | DATA ENTRY LSB | 127 | Значение Filter Cutoff (0 - 127) |
Далее, внутри самой песни, параметр частоты среза (cutoff) управляется миди контроллером 38 (Data Еntry LSB). Т.е. вы просто прописываете контроллер 38 на протяжении песни так, как хотите. Чем меньше значение контроллера, тем ниже частота среза, и тем "глуше" будет звучать семпл. Для "выплывания" я обычно прописываю серию контроллеров со значениями от 20 до 127 единиц.
Mожно поэкспериментировать с различными значениями параметров Resonance и Cutoff, и добиться прикольных wah-wah эффектов.
Jimmy Pavloff, 08.10.2000
jimpavloff@mail.ru
Дааа, сколько воды утекло с тех пор :) Теперь это уже и не актуально даже.