^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Что такое IDM? (информация для тех, кто не в курсе)

[idm] = Intelligent Dance Music
Экспериментальное направление в электронной музыке. Его основателем считается английский музыкант Richard D. James, известный как Aphex Twin. Он легко отвернулся от промышленных синтезаторов, и при помощи электронных устройств собственного изготовления сумел получить новое звучание в электронной музыке. Его звучание из рваных ударных, промодулированных шумов, высокочастотных свистов и перегруженных звуков вдохновило большое количество музыкантов последователей. И эта музыка стала одновременно очень заметной и незаметной для масс, при этом она умудряется балансировать на грани поп-музыки и авангарда. С каждым годом созывая под свои знамена все больше и больше слушателей, тех для кого не совсем близка именно dance музыка, и для которых далека академическая электроника.

Можно считать что стиль зародился в 89-ом году. Сам термин Intelligent Dance Music был придуман в недрах компьютерных сетей примерно в 93-ем году, после того как английский лейбл Warp Records выпустил компиляцию "Artificial Intelligence" с участием The Dice Man (Aphex Twin), Autechre, Speedy J, etc. Далее последовала компиляция "Artificial Intelligence II", с участием B12, Link, Beaumont Hannant, Speedy J, Polygon Window, Seefeel, Autechre. Музыка этих музsкантов не укладывалась в рамки какого-то одного уже существующего стиля. Ее называли и New Electronica, и Intelligent Techno, и Experimental Electro. В компьютерных сетях эту непонятную экспериментальную техно-музыку довольно быстро окрестили Intelligence Dance Music. Словом intelligent намекая на то что не всем дано эту музыку понять, словом dance намекая на ее скрытый юмор (попробуйте под это потанцевать), и единственное что с полной серьезность можно было сказать, так это что это действительно музыка. Музыка со своей особоной мелодикой, порой очень детской и простой, а порой совсем недетской и завораживающей.

Сами музыканты которые создают эту музыку, часто не согласны с этим определением. Действительно, довольно громко заявить что твоя музыка интеллектуальна, а многая остальная нет. В результате эти споры только порождают новые названия для стиля, а абревиатура IDM так и остается в слово обороте тех кто давно любит эту музыку. Врочем дело не в ярлыке, дело в музыке. И в ней до сих пор появляется что-то новое, потому что ее развитием движет эксперимент. Экспериментальность этой музыки может проявляться буквально во всем: в мелодиях, в ритмах, в звуках, в схемах построения композиций. В свое время под определение данного стиля попадали люди от Cosmic Baby до Cabaret Voltaire, от Banco De Gaia до Goldie, от Portishead до Underworld. Но это было давно, с тех пор музыка значительно шагнула вперед, появилось множество других стилистических ярлыков с четкими рамками. Приобрел эти рамки и ярлык IDM. В настоящее время можно выделить несколько основных направлений музыки в рамках IDM. О них и будет идти речь ниже. Легкие формы IDM. В композициях этого направления обязательно присутствуют красивые электронные мелодии, зачастую даже очень простые. Мелодий может быть много, они могут сменять друг друга, сливаться самым неожиданным образом, неожиданно возникать и замолкать. У них может быть эмбиентная нагрузка как у Autechre, а может быть и танцевальная как у Orbital. Следующим элементом такой музыки является ритм построенный на сбивках и брейках. Ударные звуки могут быть довольно стандартными как у Orbital, а могут быть и совсем не стандартными как у Aphex Twin. Возможно использование не сильно перегруженных и грязных ударных звуков, хрустов и т.д. Тяжелые формы IDM. Основной отличительной чертой данного направления являются тяжелые перегруженные и рваные ударные звуки в ритмах. Ритмы опять же стоятся на брейках и сбивках, но бывает что применяется перегруженный прямой бит 120-140 bpm. В частности у Aphex Twin есть ранние прямобитные тяжелые треки, которые считают классикой английского hardcore. Ритм в такой музыке всегда преобладает над мелодией, если конечно мелодия вообще присутствует. Именно такой IDM направление ближе всего к индустриальным шумовым музыкальным формам. Основным различием этих шумовых конструкций в звуке. Тут нельзя услышать брутальный рев и стучалово присущее индустриальным работам. В IDM все сделано с математической точностью. Продуман каждый звук, каждый брейк, а стук железок, рев бензопил и бетономешалок ссинтезированы компьютерами. А так же музыканты иной раз просто соревнуются в использовании фузов, овердрайвов и дисторшенов, ради спортивного интереса и собственного развеселого настроения. Вообщем никакой идеологии.

Классические формы IDM. В этом направлении используются мелодические стороны легких форм и ритмические стороны тяжелых форм. Классическим треком этого направления является трек "On" от Aphex Twin. Война тяжелых перегруженных ритмов и красивых электронных мелодий. Никогда не понятно кто же из них на этот раз победит, но всегда понятно что мелодия останется в наших сердцах навечно. Fungle (Drungle, Drill'n'Bass) - Приджанглованные формы IDM. Все та же электронная мелодика, получила неожиданное развитие когда некоторые музыканты начали экспериментировать с джангл ритмами. Эксперименты зашли гораздо дальше, чем написание джангл-ритмов из нестандартных ударных звуков. В частности особенно далеко зашло дело в экспериментах над этими ритмами. Их ломанием, сбиванием, или простым написанием неповторяющейся за весь трек драм-партии. Особую популярность приобрел ударный эффект - "drill", кратковременная скоростная долбежка ударным звуком на скорости 300-1000 bpm. Многие музыканты уже шагнули дальше. Основатель стиля - великий Tom Jenkinson (Squarepusher).

Braindance Music - Термин введенный лейблом Rephlex, который был порожден в 98-ом году. Во-первых неудовлетворением ими от применения слова intelligent к их музыке, во вторых с целью выделить музыку построенную на электро/брейк данс бите из всей остальной кучи. Сюда же теперь можно отнести и то электро что выпускается на FAX и Elektrolux. Microwave Music (Intelligent Noise, Sublime Noise, glitch, sinecore, и microscopic music) - Минималистичная шумовая музыка, основными продвигателями которой в массу является финский дуэт Pan sonic. Описывать словами музыку из звуком домашних бытовых приборов, синтезированных хрустов и шуршаний дело безнадежное. А слушать ее неподготовленному слушателю, дело еще более безнадежное. Из статьи американcкого музыканта Кима Кэскоуна (Kim Cascone, раньше продвигал околоиндустриальный эмбиент-проект PGR и лейбл Silent, теперь выпускает музыку под собственным именем): "С точки зрения Кима Кэскоуна новую ситуацию характеризуют три идеи. Во-первых, это многократно упоминавшиеся сбой, отказ, ошибка. Автор применяет жаргонное слово glitch. Смысл сбоя в том, что знакомый нам инструмент вдруг начинает вести себя неожиданным образом. Тут важен аспект случайности, неготовности к тому, что внезапно появилось перед твоими глазами. Но смысл сбоя и в производимом им шуме. Шум - это вторая глобальная идея. Кэскоун усматривает исток пост-дигитальности в манифестах итальянских футуристов, призывавших учиться слушать самые разные шумы и использовать их в качестве музыкального материала. Ещё один немаловажный первоисточник - это фортепианный опус Джона Кейджа «4'33''»: четыре с половиной минуты пианист сидит перед инструментом, не касаясь клавиш. Это и есть третья главная идея - интерес к фону, к контексту, к тому, что кажется второстепенным, даже мешающим. К тому, что воспринимается как помехи или отходы производства. К тому, что отвлекает от «главного». Автор приводит любопытную аналогию: переход от портретной живописи к пейзажной. В портрете пейзаж служил фоном, пейзаж заполнял пространство вокруг головы изображённого персонажа. Исчезновение головы на переднем плане и акцент на пейзаже и означал перенесение внимания на контекст, на то, что незримо сопутствует главному. Аналогичным образом, и звуки электронных помех, которым отказывалось в праве называться музыкальными, нашли своё место в музыке, более того, оказалось, что в этой сфере скрывается масса интереснейших возможностей".

bonus

"IDM - Это электронная музыка, под которую не надо танцевать, а которую надо слушать... даже не слушать, а внимать, следя за всеми изгибами, наслоениями и пересечениями... желательно, сидя дома в наушниках. IDM - это якобы музыка не для ритмично ухающего техно-стада, а для индивидуалистов и эстетов. IDM - это музыка с претензией на сложность. Со сложным ритмом и странными звуками. В IDM-кругах была популярна хорошо известная истории искусств идея, что «текстура может породить повествование» (texture could create its own narrative). Текстура - это способ обработки или заполнения какой-нибудь плоской поверхности. Скажем, у древесно-стружечной плиты - своя текстура, а у морского берега, покрытого галькой, - своя. Любое собрание мелких, желательно однородных, объектов, не обладающее очевидной структурой, можно назвать текстурой. Трава в поле, пересечение веток деревьев на фоне неба, гора битого стекла, разводы на отшлифованном малахите, потёки краски на картине Джексона Поллока - всё это примеры текстуры. Текстура - это нулевой уровень структурных отношений. IDM - это пример ритмической текстуры". Как было написано на сборнике "Clik&Cuts 2": «ритмические иррегулярности закодированы и вдавлены в поверхность звука».

Андрей Гуздов, 26.05.2004
CJCity.ru

Комментарии (21)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 18.08.2012 15:30 #

    i-gear - dj суровый что то мрачновато ты все представил ..все же и светлые моменты имеют место быть ..я вот люблю старые вещи autechre, незабываема лечебная boards of canada

  • Гость
    (Гость) 07.11.2011 00:29 #

    trancehater - Любителям IDM советую послушать таких товарищей как Planet Boelex,Mosaic,Bad Loop,Kettel. Эти музыканты лучшее из того что есть сейчас на IDM сцене

  • Гость
    (Гость) 21.05.2011 19:04 #

    INDEL-FORM - Trance лучше

  • Гость
    (Гость) 17.11.2010 02:34 #

    Dj Суровый - На самом деле всё было не так. В 1990-м некая группа молодёжи в Германии начали воровать синты. Даже у Kraftwerk украли один, но потом вернули, подбросив в гримёрку на одном из концертов. Эти синты разбирались и пересобирались в новые. Таким образом, рождалась новая музыка. Музыка ворованных синтов, полуночного онанизма и неистового желания отомстить любителям Гармонии. Несколько потом выбросили по неадеквату в мусорные контейнеры, где их и нашёл Ричард Джеймс, который вышел туда поблевать после неудачного опыта с грибами. Потом, естественно, он выдал эти поделки за свои ибо не ведал, что творил, и пОшло пошлО-поехало. Кто начинал - рассосались по многолюдным бульварам и благоустроенным квартирам. Им не надо было известности даже в андеграунде. Они просто доказали себе, что могут сделать. Никто больше не возвращался к подобным экспериментам. Цифровой век музыки начинался с приступов тональной тошноты, призраки высеров монтажной сборки витали в отравленном предзакатном воздухе. Вакханалия резаных истлевающих плёнок. Последним напоминанием была надпись в стиле граффити на стенах в нескольких городах: Idiotism Depress Masturbation

  • Гость
    (Гость) 03.09.2010 02:57 #

    Upheaval - Hadonis, забыл The Flashbulb, E. Stonji и Venetian Snares :-з

  • Гость
    (Гость) 06.08.2010 22:41 #

    kk - Да уж.IDM не для всех.Но это великая музыка.3 столпа idm: Ричард Джеймс(Aphex Twin),Том Джекинсон(Squarepusher),Аарон Фанк(Venetian Snares).Советую также послушать Church of the ghetto,Apparat,Beecake,Gridlok,Hrvatski,Barry Lynn.

  • Гость
    (Гость) 13.07.2010 00:01 #

    Hadonis - Упс, The Gentle People по ошибке скопировал =)

  • Гость
    (Гость) 13.07.2010 00:01 #

    Hadonis - IDM - это искусство. Неоценимое искусство. Впринципе самые выдающиеся личности, да начинатели жанра: Aphex Twin, Autecher, Squarepusher, Orbital, The Future Sound of London, µ-Ziq, Boards of Canada, Pan Sonic, The Gentle People, LFO

  • Гость
    (Гость) 01.04.2010 19:55 #

    f-m - А я бы тоже купил себе танк. Так не продаются у нас - нельзя. В своё время "DIGIRADO" произвело на меня сильное впечатление, ну или что-то около этого. IDM- необходим и незаменим. Автору - респект, статья неплохая.

  • Гость
    (Гость) 28.03.2010 06:14 #

    costya - а еще он использовал такие проги как куб и протулз при написании своегоRDJAlbum

  • Гость
    (Гость) 14.03.2010 09:00 #

    RomantiQ - Да, статья грамотная. Что понравилось - не предвзятая. Предельно объективная. Это при том, что IDM я обожаю. P.S. Не трогайте Эйфекса - он гений. Как говорится, не Петровичу оценивать Джоконду - у каждого свои вкусы. ))

  • Гость
    (Гость) 29.01.2010 19:33 #

    N-TYPE - Теперь напейшите статью про dubstep/grime/bass

  • Гость
    (Гость) 29.01.2010 19:31 #

    Ш - иудф та пшол ты

  • Гость
    (Гость) 15.12.2009 20:49 #

    иудф - А че нить послушать кинте что ли, раз уж так расхвалили.......

  • Гость
    (Гость) 01.12.2009 12:22 #

    kostyan - litle fluffy clouds ti nesesh v sebe huinyu

  • Гость
    (Гость) 30.11.2009 02:01 #

    5_FAT - лучшего пояснения еще не читал

  • Гость
    (Гость) 25.09.2009 04:20 #

    (MX) - IDM это прекрасно...

  • Гость
    (Гость) 20.08.2009 00:21 #

    Fluffy Cloud - И Еще У него Очень Много Имён Он Так же Делал Дра н басс Funk и В основном ликвид ))

  • Гость
    (Гость) 20.08.2009 00:19 #

    Fluffy Cloud - Всех Лучше Такая Музыка Понимаеться Под Грибосами ))

  • Гость
    (Гость) 20.08.2009 00:18 #

    Fluffy Cloud - ВЫ Знали что Apex Twin Сумашедший ... Да да Он Болеет Шизофренией На день Рождение Купил Себе Танк )))


Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...