^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Что такое IDM? (информация для тех, кто не в курсе)

[idm] = Intelligent Dance Music
Экспериментальное направление в электронной музыке. Его основателем считается английский музыкант Richard D. James, известный как Aphex Twin. Он легко отвернулся от промышленных синтезаторов, и при помощи электронных устройств собственного изготовления сумел получить новое звучание в электронной музыке. Его звучание из рваных ударных, промодулированных шумов, высокочастотных свистов и перегруженных звуков вдохновило большое количество музыкантов последователей. И эта музыка стала одновременно очень заметной и незаметной для масс, при этом она умудряется балансировать на грани поп-музыки и авангарда. С каждым годом созывая под свои знамена все больше и больше слушателей, тех для кого не совсем близка именно dance музыка, и для которых далека академическая электроника.

Можно считать что стиль зародился в 89-ом году. Сам термин Intelligent Dance Music был придуман в недрах компьютерных сетей примерно в 93-ем году, после того как английский лейбл Warp Records выпустил компиляцию "Artificial Intelligence" с участием The Dice Man (Aphex Twin), Autechre, Speedy J, etc. Далее последовала компиляция "Artificial Intelligence II", с участием B12, Link, Beaumont Hannant, Speedy J, Polygon Window, Seefeel, Autechre. Музыка этих музsкантов не укладывалась в рамки какого-то одного уже существующего стиля. Ее называли и New Electronica, и Intelligent Techno, и Experimental Electro. В компьютерных сетях эту непонятную экспериментальную техно-музыку довольно быстро окрестили Intelligence Dance Music. Словом intelligent намекая на то что не всем дано эту музыку понять, словом dance намекая на ее скрытый юмор (попробуйте под это потанцевать), и единственное что с полной серьезность можно было сказать, так это что это действительно музыка. Музыка со своей особоной мелодикой, порой очень детской и простой, а порой совсем недетской и завораживающей.

Сами музыканты которые создают эту музыку, часто не согласны с этим определением. Действительно, довольно громко заявить что твоя музыка интеллектуальна, а многая остальная нет. В результате эти споры только порождают новые названия для стиля, а абревиатура IDM так и остается в слово обороте тех кто давно любит эту музыку. Врочем дело не в ярлыке, дело в музыке. И в ней до сих пор появляется что-то новое, потому что ее развитием движет эксперимент. Экспериментальность этой музыки может проявляться буквально во всем: в мелодиях, в ритмах, в звуках, в схемах построения композиций. В свое время под определение данного стиля попадали люди от Cosmic Baby до Cabaret Voltaire, от Banco De Gaia до Goldie, от Portishead до Underworld. Но это было давно, с тех пор музыка значительно шагнула вперед, появилось множество других стилистических ярлыков с четкими рамками. Приобрел эти рамки и ярлык IDM. В настоящее время можно выделить несколько основных направлений музыки в рамках IDM. О них и будет идти речь ниже. Легкие формы IDM. В композициях этого направления обязательно присутствуют красивые электронные мелодии, зачастую даже очень простые. Мелодий может быть много, они могут сменять друг друга, сливаться самым неожиданным образом, неожиданно возникать и замолкать. У них может быть эмбиентная нагрузка как у Autechre, а может быть и танцевальная как у Orbital. Следующим элементом такой музыки является ритм построенный на сбивках и брейках. Ударные звуки могут быть довольно стандартными как у Orbital, а могут быть и совсем не стандартными как у Aphex Twin. Возможно использование не сильно перегруженных и грязных ударных звуков, хрустов и т.д. Тяжелые формы IDM. Основной отличительной чертой данного направления являются тяжелые перегруженные и рваные ударные звуки в ритмах. Ритмы опять же стоятся на брейках и сбивках, но бывает что применяется перегруженный прямой бит 120-140 bpm. В частности у Aphex Twin есть ранние прямобитные тяжелые треки, которые считают классикой английского hardcore. Ритм в такой музыке всегда преобладает над мелодией, если конечно мелодия вообще присутствует. Именно такой IDM направление ближе всего к индустриальным шумовым музыкальным формам. Основным различием этих шумовых конструкций в звуке. Тут нельзя услышать брутальный рев и стучалово присущее индустриальным работам. В IDM все сделано с математической точностью. Продуман каждый звук, каждый брейк, а стук железок, рев бензопил и бетономешалок ссинтезированы компьютерами. А так же музыканты иной раз просто соревнуются в использовании фузов, овердрайвов и дисторшенов, ради спортивного интереса и собственного развеселого настроения. Вообщем никакой идеологии.

Классические формы IDM. В этом направлении используются мелодические стороны легких форм и ритмические стороны тяжелых форм. Классическим треком этого направления является трек "On" от Aphex Twin. Война тяжелых перегруженных ритмов и красивых электронных мелодий. Никогда не понятно кто же из них на этот раз победит, но всегда понятно что мелодия останется в наших сердцах навечно. Fungle (Drungle, Drill'n'Bass) - Приджанглованные формы IDM. Все та же электронная мелодика, получила неожиданное развитие когда некоторые музыканты начали экспериментировать с джангл ритмами. Эксперименты зашли гораздо дальше, чем написание джангл-ритмов из нестандартных ударных звуков. В частности особенно далеко зашло дело в экспериментах над этими ритмами. Их ломанием, сбиванием, или простым написанием неповторяющейся за весь трек драм-партии. Особую популярность приобрел ударный эффект - "drill", кратковременная скоростная долбежка ударным звуком на скорости 300-1000 bpm. Многие музыканты уже шагнули дальше. Основатель стиля - великий Tom Jenkinson (Squarepusher).

Braindance Music - Термин введенный лейблом Rephlex, который был порожден в 98-ом году. Во-первых неудовлетворением ими от применения слова intelligent к их музыке, во вторых с целью выделить музыку построенную на электро/брейк данс бите из всей остальной кучи. Сюда же теперь можно отнести и то электро что выпускается на FAX и Elektrolux. Microwave Music (Intelligent Noise, Sublime Noise, glitch, sinecore, и microscopic music) - Минималистичная шумовая музыка, основными продвигателями которой в массу является финский дуэт Pan sonic. Описывать словами музыку из звуком домашних бытовых приборов, синтезированных хрустов и шуршаний дело безнадежное. А слушать ее неподготовленному слушателю, дело еще более безнадежное. Из статьи американcкого музыканта Кима Кэскоуна (Kim Cascone, раньше продвигал околоиндустриальный эмбиент-проект PGR и лейбл Silent, теперь выпускает музыку под собственным именем): "С точки зрения Кима Кэскоуна новую ситуацию характеризуют три идеи. Во-первых, это многократно упоминавшиеся сбой, отказ, ошибка. Автор применяет жаргонное слово glitch. Смысл сбоя в том, что знакомый нам инструмент вдруг начинает вести себя неожиданным образом. Тут важен аспект случайности, неготовности к тому, что внезапно появилось перед твоими глазами. Но смысл сбоя и в производимом им шуме. Шум - это вторая глобальная идея. Кэскоун усматривает исток пост-дигитальности в манифестах итальянских футуристов, призывавших учиться слушать самые разные шумы и использовать их в качестве музыкального материала. Ещё один немаловажный первоисточник - это фортепианный опус Джона Кейджа «4'33''»: четыре с половиной минуты пианист сидит перед инструментом, не касаясь клавиш. Это и есть третья главная идея - интерес к фону, к контексту, к тому, что кажется второстепенным, даже мешающим. К тому, что воспринимается как помехи или отходы производства. К тому, что отвлекает от «главного». Автор приводит любопытную аналогию: переход от портретной живописи к пейзажной. В портрете пейзаж служил фоном, пейзаж заполнял пространство вокруг головы изображённого персонажа. Исчезновение головы на переднем плане и акцент на пейзаже и означал перенесение внимания на контекст, на то, что незримо сопутствует главному. Аналогичным образом, и звуки электронных помех, которым отказывалось в праве называться музыкальными, нашли своё место в музыке, более того, оказалось, что в этой сфере скрывается масса интереснейших возможностей".

bonus

"IDM - Это электронная музыка, под которую не надо танцевать, а которую надо слушать... даже не слушать, а внимать, следя за всеми изгибами, наслоениями и пересечениями... желательно, сидя дома в наушниках. IDM - это якобы музыка не для ритмично ухающего техно-стада, а для индивидуалистов и эстетов. IDM - это музыка с претензией на сложность. Со сложным ритмом и странными звуками. В IDM-кругах была популярна хорошо известная истории искусств идея, что «текстура может породить повествование» (texture could create its own narrative). Текстура - это способ обработки или заполнения какой-нибудь плоской поверхности. Скажем, у древесно-стружечной плиты - своя текстура, а у морского берега, покрытого галькой, - своя. Любое собрание мелких, желательно однородных, объектов, не обладающее очевидной структурой, можно назвать текстурой. Трава в поле, пересечение веток деревьев на фоне неба, гора битого стекла, разводы на отшлифованном малахите, потёки краски на картине Джексона Поллока - всё это примеры текстуры. Текстура - это нулевой уровень структурных отношений. IDM - это пример ритмической текстуры". Как было написано на сборнике "Clik&Cuts 2": «ритмические иррегулярности закодированы и вдавлены в поверхность звука».

Андрей Гуздов, 26.05.2004
CJCity.ru

Комментарии (21)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 18.08.2012 15:30 #

    i-gear - dj суровый что то мрачновато ты все представил ..все же и светлые моменты имеют место быть ..я вот люблю старые вещи autechre, незабываема лечебная boards of canada

  • Гость
    (Гость) 07.11.2011 00:29 #

    trancehater - Любителям IDM советую послушать таких товарищей как Planet Boelex,Mosaic,Bad Loop,Kettel. Эти музыканты лучшее из того что есть сейчас на IDM сцене

  • Гость
    (Гость) 21.05.2011 19:04 #

    INDEL-FORM - Trance лучше

  • Гость
    (Гость) 17.11.2010 02:34 #

    Dj Суровый - На самом деле всё было не так. В 1990-м некая группа молодёжи в Германии начали воровать синты. Даже у Kraftwerk украли один, но потом вернули, подбросив в гримёрку на одном из концертов. Эти синты разбирались и пересобирались в новые. Таким образом, рождалась новая музыка. Музыка ворованных синтов, полуночного онанизма и неистового желания отомстить любителям Гармонии. Несколько потом выбросили по неадеквату в мусорные контейнеры, где их и нашёл Ричард Джеймс, который вышел туда поблевать после неудачного опыта с грибами. Потом, естественно, он выдал эти поделки за свои ибо не ведал, что творил, и пОшло пошлО-поехало. Кто начинал - рассосались по многолюдным бульварам и благоустроенным квартирам. Им не надо было известности даже в андеграунде. Они просто доказали себе, что могут сделать. Никто больше не возвращался к подобным экспериментам. Цифровой век музыки начинался с приступов тональной тошноты, призраки высеров монтажной сборки витали в отравленном предзакатном воздухе. Вакханалия резаных истлевающих плёнок. Последним напоминанием была надпись в стиле граффити на стенах в нескольких городах: Idiotism Depress Masturbation

  • Гость
    (Гость) 03.09.2010 02:57 #

    Upheaval - Hadonis, забыл The Flashbulb, E. Stonji и Venetian Snares :-з

  • Гость
    (Гость) 06.08.2010 22:41 #

    kk - Да уж.IDM не для всех.Но это великая музыка.3 столпа idm: Ричард Джеймс(Aphex Twin),Том Джекинсон(Squarepusher),Аарон Фанк(Venetian Snares).Советую также послушать Church of the ghetto,Apparat,Beecake,Gridlok,Hrvatski,Barry Lynn.

  • Гость
    (Гость) 13.07.2010 00:01 #

    Hadonis - Упс, The Gentle People по ошибке скопировал =)

  • Гость
    (Гость) 13.07.2010 00:01 #

    Hadonis - IDM - это искусство. Неоценимое искусство. Впринципе самые выдающиеся личности, да начинатели жанра: Aphex Twin, Autecher, Squarepusher, Orbital, The Future Sound of London, µ-Ziq, Boards of Canada, Pan Sonic, The Gentle People, LFO

  • Гость
    (Гость) 01.04.2010 19:55 #

    f-m - А я бы тоже купил себе танк. Так не продаются у нас - нельзя. В своё время "DIGIRADO" произвело на меня сильное впечатление, ну или что-то около этого. IDM- необходим и незаменим. Автору - респект, статья неплохая.

  • Гость
    (Гость) 28.03.2010 06:14 #

    costya - а еще он использовал такие проги как куб и протулз при написании своегоRDJAlbum

  • Гость
    (Гость) 14.03.2010 09:00 #

    RomantiQ - Да, статья грамотная. Что понравилось - не предвзятая. Предельно объективная. Это при том, что IDM я обожаю. P.S. Не трогайте Эйфекса - он гений. Как говорится, не Петровичу оценивать Джоконду - у каждого свои вкусы. ))

  • Гость
    (Гость) 29.01.2010 19:33 #

    N-TYPE - Теперь напейшите статью про dubstep/grime/bass

  • Гость
    (Гость) 29.01.2010 19:31 #

    Ш - иудф та пшол ты

  • Гость
    (Гость) 15.12.2009 20:49 #

    иудф - А че нить послушать кинте что ли, раз уж так расхвалили.......

  • Гость
    (Гость) 01.12.2009 12:22 #

    kostyan - litle fluffy clouds ti nesesh v sebe huinyu

  • Гость
    (Гость) 30.11.2009 02:01 #

    5_FAT - лучшего пояснения еще не читал

  • Гость
    (Гость) 25.09.2009 04:20 #

    (MX) - IDM это прекрасно...

  • Гость
    (Гость) 20.08.2009 00:21 #

    Fluffy Cloud - И Еще У него Очень Много Имён Он Так же Делал Дра н басс Funk и В основном ликвид ))

  • Гость
    (Гость) 20.08.2009 00:19 #

    Fluffy Cloud - Всех Лучше Такая Музыка Понимаеться Под Грибосами ))

  • Гость
    (Гость) 20.08.2009 00:18 #

    Fluffy Cloud - ВЫ Знали что Apex Twin Сумашедший ... Да да Он Болеет Шизофренией На день Рождение Купил Себе Танк )))


Пополнения софта для Windows

  • Stone Voices PolyGAS v2.4
    Stone Voices PolyGAS v2.420 октября 2017

    Виртуальный синтезатор формата VSTi v2.4, основанный на гранулярном методе синтеза звука. Основные возможности: 32-голосая полифония. Поддержка файлов сэмплов в форматах WAV

  • Tritik Krush v1.1.1
    Tritik Krush v1.1.120 октября 2017

    Krush является выразительным, ярким понизителем битности и даже немного больше.Krush сочетает в себе «хрустящий» привкус цифрового звучания с «теплом»

  • Full Bucket Music FB-3300
    Full Bucket Music FB-330016 октября 2017

    Бесплатный VST-плагин, симулирующий полифонический синтезатор 1977 года Korg PS-3300. Закройте эмуляцию поведения и все элементы управления оригинальным оборудованием. Три

  • Thomas Mundt LoudMax v1.19
    Thomas Mundt LoudMax v1.1912 октября 2017

      Лимитер с автоматическим выравниванием уровня громкости.Максимальная громкость регулируется слайдером "Drive". Максимальная громкость звука на выходе - слайдером "Output".

  • TBProAudio mvMeter v1.0.6
    TBProAudio mvMeter v1.0.612 октября 2017

    mvMeter является многофакторным измерителем сигнала, включающий RMS, EBUR128, VU и измерения PPM. Особенности: Поведение классических аналоговых VU и PPM измерителей. Несколько

Новости музыкального софта

  • Эмулятор Roland TR-606 для iOS
    Эмулятор Roland TR-606 для iOS от Elliott Garage 23 октября, 2017

    TR-606 традиционно считается одной из менее известных драм-машин от Roland (по сравнению с 808 и 909). Но на самом деле существует довольно...

  • Propellerhead Reason 10
    Propellerhead анонсируют Reason 10 15 октября, 2017

    Добавив поддержку VST-плагинов в  Reason 9.5 в начале этого года, Propellerhead Software снова сосредоточились на встроенном контенте...

  • Пружинный ревербератор PSP Audioware Nexcellence
    Пружинный ревербератор Nexcellence от PSP Audioware 12 октября, 2017

    PSP Nexcellence - это плагин, имитирующий аппаратные пружинные ревербераторы с висящей пружиной (necklace-type). Он предлагает два разных набора...

  • Многофункциональный ревербератор Rob Papen RP-Verb 2
    Многофункциональный ревербератор RP-Verb 2 от Rob Papen 16 сентября, 2017

    Rob Papen показали как может выглядеть и звучать хороший плагин-ревербератор в 2009 году, выпустив RP-Verb. Теперь они готовы похвастать 2 версией....

  • Плагин Waves Clavinet
    Новый фанковый Clavinet от Waves 12 сентября, 2017

    Waves выпускают ещё одни классические клавишные в виде нового плагина Clavinet. Это сэмплированная эмуляция D6 Clav, очень популярного инструмента...

Новости музыкального оборудования

  • Электроорганы Roland из серии V-Combo
    Roland выпускают 2 электрооргана из серии V-Combo 23 октября, 2017

    Roland объявили о выпуске двух новых органов из серии V-Combo - VR-730 и VR-09-B. Эти клавиатуры разработаны как “рабочие лошадки”,...

  • Native Instruments Komplete Kontrol Mk2
    Native Instruments Komplete Kontrol Mk2 15 октября, 2017

    Большим нововведением в Komplete Kontrol Mk2 стали два цветных экрана высокого разрешения вместе с 17-ю дополнительными функциональными кнопками....

  • Native Instruments Maschine Mk3
    Native Instruments Maschine Mk3 15 октября, 2017

    Компания Native Instruments представила обновление своего оборудования с выпуском новой Maschine и Komplete Kontrol. Оба продукта имеют новый...

  • акустический предусилитель Boss AD-10
    Новый акустический предусилитель AD-10 от Boss 16 сентября, 2017

    Boss анонсировали новую педаль для акустических гитаристов - полнофункциональный AD-10 Acoustic Preamp. AD-10 предлагает технологию акустического...

  • Bluetooth-колонки Fender Newport и Monterey
    Fender выпускают новые Bluetooth-колонки 05 сентября, 2017

    Fender выходит на рынок Bluetooth-акустики с портативными колонками Newport и Monterey. В новых моделях использованы имена Newport и Monterey,...