^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Что такое IDM? (информация для тех, кто не в курсе)

[idm] = Intelligent Dance Music
Экспериментальное направление в электронной музыке. Его основателем считается английский музыкант Richard D. James, известный как Aphex Twin. Он легко отвернулся от промышленных синтезаторов, и при помощи электронных устройств собственного изготовления сумел получить новое звучание в электронной музыке. Его звучание из рваных ударных, промодулированных шумов, высокочастотных свистов и перегруженных звуков вдохновило большое количество музыкантов последователей. И эта музыка стала одновременно очень заметной и незаметной для масс, при этом она умудряется балансировать на грани поп-музыки и авангарда. С каждым годом созывая под свои знамена все больше и больше слушателей, тех для кого не совсем близка именно dance музыка, и для которых далека академическая электроника.

Можно считать что стиль зародился в 89-ом году. Сам термин Intelligent Dance Music был придуман в недрах компьютерных сетей примерно в 93-ем году, после того как английский лейбл Warp Records выпустил компиляцию "Artificial Intelligence" с участием The Dice Man (Aphex Twin), Autechre, Speedy J, etc. Далее последовала компиляция "Artificial Intelligence II", с участием B12, Link, Beaumont Hannant, Speedy J, Polygon Window, Seefeel, Autechre. Музыка этих музsкантов не укладывалась в рамки какого-то одного уже существующего стиля. Ее называли и New Electronica, и Intelligent Techno, и Experimental Electro. В компьютерных сетях эту непонятную экспериментальную техно-музыку довольно быстро окрестили Intelligence Dance Music. Словом intelligent намекая на то что не всем дано эту музыку понять, словом dance намекая на ее скрытый юмор (попробуйте под это потанцевать), и единственное что с полной серьезность можно было сказать, так это что это действительно музыка. Музыка со своей особоной мелодикой, порой очень детской и простой, а порой совсем недетской и завораживающей.

Сами музыканты которые создают эту музыку, часто не согласны с этим определением. Действительно, довольно громко заявить что твоя музыка интеллектуальна, а многая остальная нет. В результате эти споры только порождают новые названия для стиля, а абревиатура IDM так и остается в слово обороте тех кто давно любит эту музыку. Врочем дело не в ярлыке, дело в музыке. И в ней до сих пор появляется что-то новое, потому что ее развитием движет эксперимент. Экспериментальность этой музыки может проявляться буквально во всем: в мелодиях, в ритмах, в звуках, в схемах построения композиций. В свое время под определение данного стиля попадали люди от Cosmic Baby до Cabaret Voltaire, от Banco De Gaia до Goldie, от Portishead до Underworld. Но это было давно, с тех пор музыка значительно шагнула вперед, появилось множество других стилистических ярлыков с четкими рамками. Приобрел эти рамки и ярлык IDM. В настоящее время можно выделить несколько основных направлений музыки в рамках IDM. О них и будет идти речь ниже. Легкие формы IDM. В композициях этого направления обязательно присутствуют красивые электронные мелодии, зачастую даже очень простые. Мелодий может быть много, они могут сменять друг друга, сливаться самым неожиданным образом, неожиданно возникать и замолкать. У них может быть эмбиентная нагрузка как у Autechre, а может быть и танцевальная как у Orbital. Следующим элементом такой музыки является ритм построенный на сбивках и брейках. Ударные звуки могут быть довольно стандартными как у Orbital, а могут быть и совсем не стандартными как у Aphex Twin. Возможно использование не сильно перегруженных и грязных ударных звуков, хрустов и т.д. Тяжелые формы IDM. Основной отличительной чертой данного направления являются тяжелые перегруженные и рваные ударные звуки в ритмах. Ритмы опять же стоятся на брейках и сбивках, но бывает что применяется перегруженный прямой бит 120-140 bpm. В частности у Aphex Twin есть ранние прямобитные тяжелые треки, которые считают классикой английского hardcore. Ритм в такой музыке всегда преобладает над мелодией, если конечно мелодия вообще присутствует. Именно такой IDM направление ближе всего к индустриальным шумовым музыкальным формам. Основным различием этих шумовых конструкций в звуке. Тут нельзя услышать брутальный рев и стучалово присущее индустриальным работам. В IDM все сделано с математической точностью. Продуман каждый звук, каждый брейк, а стук железок, рев бензопил и бетономешалок ссинтезированы компьютерами. А так же музыканты иной раз просто соревнуются в использовании фузов, овердрайвов и дисторшенов, ради спортивного интереса и собственного развеселого настроения. Вообщем никакой идеологии.

Классические формы IDM. В этом направлении используются мелодические стороны легких форм и ритмические стороны тяжелых форм. Классическим треком этого направления является трек "On" от Aphex Twin. Война тяжелых перегруженных ритмов и красивых электронных мелодий. Никогда не понятно кто же из них на этот раз победит, но всегда понятно что мелодия останется в наших сердцах навечно. Fungle (Drungle, Drill'n'Bass) - Приджанглованные формы IDM. Все та же электронная мелодика, получила неожиданное развитие когда некоторые музыканты начали экспериментировать с джангл ритмами. Эксперименты зашли гораздо дальше, чем написание джангл-ритмов из нестандартных ударных звуков. В частности особенно далеко зашло дело в экспериментах над этими ритмами. Их ломанием, сбиванием, или простым написанием неповторяющейся за весь трек драм-партии. Особую популярность приобрел ударный эффект - "drill", кратковременная скоростная долбежка ударным звуком на скорости 300-1000 bpm. Многие музыканты уже шагнули дальше. Основатель стиля - великий Tom Jenkinson (Squarepusher).

Braindance Music - Термин введенный лейблом Rephlex, который был порожден в 98-ом году. Во-первых неудовлетворением ими от применения слова intelligent к их музыке, во вторых с целью выделить музыку построенную на электро/брейк данс бите из всей остальной кучи. Сюда же теперь можно отнести и то электро что выпускается на FAX и Elektrolux. Microwave Music (Intelligent Noise, Sublime Noise, glitch, sinecore, и microscopic music) - Минималистичная шумовая музыка, основными продвигателями которой в массу является финский дуэт Pan sonic. Описывать словами музыку из звуком домашних бытовых приборов, синтезированных хрустов и шуршаний дело безнадежное. А слушать ее неподготовленному слушателю, дело еще более безнадежное. Из статьи американcкого музыканта Кима Кэскоуна (Kim Cascone, раньше продвигал околоиндустриальный эмбиент-проект PGR и лейбл Silent, теперь выпускает музыку под собственным именем): "С точки зрения Кима Кэскоуна новую ситуацию характеризуют три идеи. Во-первых, это многократно упоминавшиеся сбой, отказ, ошибка. Автор применяет жаргонное слово glitch. Смысл сбоя в том, что знакомый нам инструмент вдруг начинает вести себя неожиданным образом. Тут важен аспект случайности, неготовности к тому, что внезапно появилось перед твоими глазами. Но смысл сбоя и в производимом им шуме. Шум - это вторая глобальная идея. Кэскоун усматривает исток пост-дигитальности в манифестах итальянских футуристов, призывавших учиться слушать самые разные шумы и использовать их в качестве музыкального материала. Ещё один немаловажный первоисточник - это фортепианный опус Джона Кейджа «4'33''»: четыре с половиной минуты пианист сидит перед инструментом, не касаясь клавиш. Это и есть третья главная идея - интерес к фону, к контексту, к тому, что кажется второстепенным, даже мешающим. К тому, что воспринимается как помехи или отходы производства. К тому, что отвлекает от «главного». Автор приводит любопытную аналогию: переход от портретной живописи к пейзажной. В портрете пейзаж служил фоном, пейзаж заполнял пространство вокруг головы изображённого персонажа. Исчезновение головы на переднем плане и акцент на пейзаже и означал перенесение внимания на контекст, на то, что незримо сопутствует главному. Аналогичным образом, и звуки электронных помех, которым отказывалось в праве называться музыкальными, нашли своё место в музыке, более того, оказалось, что в этой сфере скрывается масса интереснейших возможностей".

bonus

"IDM - Это электронная музыка, под которую не надо танцевать, а которую надо слушать... даже не слушать, а внимать, следя за всеми изгибами, наслоениями и пересечениями... желательно, сидя дома в наушниках. IDM - это якобы музыка не для ритмично ухающего техно-стада, а для индивидуалистов и эстетов. IDM - это музыка с претензией на сложность. Со сложным ритмом и странными звуками. В IDM-кругах была популярна хорошо известная истории искусств идея, что «текстура может породить повествование» (texture could create its own narrative). Текстура - это способ обработки или заполнения какой-нибудь плоской поверхности. Скажем, у древесно-стружечной плиты - своя текстура, а у морского берега, покрытого галькой, - своя. Любое собрание мелких, желательно однородных, объектов, не обладающее очевидной структурой, можно назвать текстурой. Трава в поле, пересечение веток деревьев на фоне неба, гора битого стекла, разводы на отшлифованном малахите, потёки краски на картине Джексона Поллока - всё это примеры текстуры. Текстура - это нулевой уровень структурных отношений. IDM - это пример ритмической текстуры". Как было написано на сборнике "Clik&Cuts 2": «ритмические иррегулярности закодированы и вдавлены в поверхность звука».

Андрей Гуздов, 26.05.2004
CJCity.ru

Комментарии (21)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 18.08.2012 15:30 #

    i-gear - dj суровый что то мрачновато ты все представил ..все же и светлые моменты имеют место быть ..я вот люблю старые вещи autechre, незабываема лечебная boards of canada

  • Гость
    (Гость) 07.11.2011 00:29 #

    trancehater - Любителям IDM советую послушать таких товарищей как Planet Boelex,Mosaic,Bad Loop,Kettel. Эти музыканты лучшее из того что есть сейчас на IDM сцене

  • Гость
    (Гость) 21.05.2011 19:04 #

    INDEL-FORM - Trance лучше

  • Гость
    (Гость) 17.11.2010 02:34 #

    Dj Суровый - На самом деле всё было не так. В 1990-м некая группа молодёжи в Германии начали воровать синты. Даже у Kraftwerk украли один, но потом вернули, подбросив в гримёрку на одном из концертов. Эти синты разбирались и пересобирались в новые. Таким образом, рождалась новая музыка. Музыка ворованных синтов, полуночного онанизма и неистового желания отомстить любителям Гармонии. Несколько потом выбросили по неадеквату в мусорные контейнеры, где их и нашёл Ричард Джеймс, который вышел туда поблевать после неудачного опыта с грибами. Потом, естественно, он выдал эти поделки за свои ибо не ведал, что творил, и пОшло пошлО-поехало. Кто начинал - рассосались по многолюдным бульварам и благоустроенным квартирам. Им не надо было известности даже в андеграунде. Они просто доказали себе, что могут сделать. Никто больше не возвращался к подобным экспериментам. Цифровой век музыки начинался с приступов тональной тошноты, призраки высеров монтажной сборки витали в отравленном предзакатном воздухе. Вакханалия резаных истлевающих плёнок. Последним напоминанием была надпись в стиле граффити на стенах в нескольких городах: Idiotism Depress Masturbation

  • Гость
    (Гость) 03.09.2010 02:57 #

    Upheaval - Hadonis, забыл The Flashbulb, E. Stonji и Venetian Snares :-з

  • Гость
    (Гость) 06.08.2010 22:41 #

    kk - Да уж.IDM не для всех.Но это великая музыка.3 столпа idm: Ричард Джеймс(Aphex Twin),Том Джекинсон(Squarepusher),Аарон Фанк(Venetian Snares).Советую также послушать Church of the ghetto,Apparat,Beecake,Gridlok,Hrvatski,Barry Lynn.

  • Гость
    (Гость) 13.07.2010 00:01 #

    Hadonis - Упс, The Gentle People по ошибке скопировал =)

  • Гость
    (Гость) 13.07.2010 00:01 #

    Hadonis - IDM - это искусство. Неоценимое искусство. Впринципе самые выдающиеся личности, да начинатели жанра: Aphex Twin, Autecher, Squarepusher, Orbital, The Future Sound of London, µ-Ziq, Boards of Canada, Pan Sonic, The Gentle People, LFO

  • Гость
    (Гость) 01.04.2010 19:55 #

    f-m - А я бы тоже купил себе танк. Так не продаются у нас - нельзя. В своё время "DIGIRADO" произвело на меня сильное впечатление, ну или что-то около этого. IDM- необходим и незаменим. Автору - респект, статья неплохая.

  • Гость
    (Гость) 28.03.2010 06:14 #

    costya - а еще он использовал такие проги как куб и протулз при написании своегоRDJAlbum

  • Гость
    (Гость) 14.03.2010 09:00 #

    RomantiQ - Да, статья грамотная. Что понравилось - не предвзятая. Предельно объективная. Это при том, что IDM я обожаю. P.S. Не трогайте Эйфекса - он гений. Как говорится, не Петровичу оценивать Джоконду - у каждого свои вкусы. ))

  • Гость
    (Гость) 29.01.2010 19:33 #

    N-TYPE - Теперь напейшите статью про dubstep/grime/bass

  • Гость
    (Гость) 29.01.2010 19:31 #

    Ш - иудф та пшол ты

  • Гость
    (Гость) 15.12.2009 20:49 #

    иудф - А че нить послушать кинте что ли, раз уж так расхвалили.......

  • Гость
    (Гость) 01.12.2009 12:22 #

    kostyan - litle fluffy clouds ti nesesh v sebe huinyu

  • Гость
    (Гость) 30.11.2009 02:01 #

    5_FAT - лучшего пояснения еще не читал

  • Гость
    (Гость) 25.09.2009 04:20 #

    (MX) - IDM это прекрасно...

  • Гость
    (Гость) 20.08.2009 00:21 #

    Fluffy Cloud - И Еще У него Очень Много Имён Он Так же Делал Дра н басс Funk и В основном ликвид ))

  • Гость
    (Гость) 20.08.2009 00:19 #

    Fluffy Cloud - Всех Лучше Такая Музыка Понимаеться Под Грибосами ))

  • Гость
    (Гость) 20.08.2009 00:18 #

    Fluffy Cloud - ВЫ Знали что Apex Twin Сумашедший ... Да да Он Болеет Шизофренией На день Рождение Купил Себе Танк )))


Пополнения софта для Windows

  • lkjb TinyQ v1.5.4
    lkjb TinyQ v1.5.419 июля 2019

    TinyQ, как следует из названия, маленький эквалайзер. Вокруг много хороших больших эквалайзеров, но нет ничего универсального, если просто нужно несколько настроек. Эквалайзер

  • Solcito Musica Supertron v4.0
    Solcito Musica Supertron v4.014 июля 2019

    Supertron - бесплатный виртуал-аналоговый синтезатор, который способен создавать тембры характерные для музыки 70-80-х годов (перкуссию, тембры аля "analog strings" и другие

  • Voxengo Tempo Delay v2.2
    Voxengo Tempo Delay v2.209 июля 2019

    Основан на темпе, включая фильтр и тремоло секции с отдельными органами управления для каждого стереоканала. Вместо контроля одной "длины задержки" этот плагин представляет

  • ToneLib GFX v3.9.4
    ToneLib GFX v3.9.401 июля 2019

    ToneLib-GFX - это набор гитарных усилителей, акустических систем и эффектов, реализованных в программном обеспечении для использования с вашим компьютером. Программное обеспечение

  • xoxos Bong VST
    xoxos Bong VST24 июня 2019

    Классический синтезатор ударных. Выбор из 41 модели включает тембры, вдохновлённые золотым веком электронных барабанов.Bong повышает специфику жанра, не требуя руководства

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования