^ Вверх
Статьи / Софт

Native Instruments FM8. Долгожданное появление

Довольно давно Native Instruments выпустили очень качественный витруальный синтезатор FM7. Он по своей сути был виртуальным аналогом синтезаторов Yamaha DX серии, но с расширенными возможностями и усовершенствованиями. Достаточно много коллективов спустя некоторое время использовали в своих композициях звуки из FM7. Действительно, то был очень удачный виртуальный синтезатор. Во-первых, там можно было работать в нескольких режимах - лёгкий и продвинутый, а особо ленивым можно было просто выбирать из красивых, сочных пресетов. Во-вторых, пресетов на него в интернете было, да и сейчас доступно очень много. И, наконец, в-третьих, он имел и имеет возможность импортирования звкуов в формате sysEx, что позволяет еще больше расширить арсенал уже готовых звуков. Но, вот появляется FM8. Разберемся, что же нового он нам несёт?

Внешний вид Native Instruments FM8

Как гласит народная мудрость: "встречают по одёжке". Новая версия не исключение из правил. В отличие от FM7, который имел дизайн своих "железных" собратьев, FM8 более футуристический и имеет вид непосредственно виртуального синтезатора (рис. 1).

NI FM8 во всей красе
Рисунок 1. FM8 во всей красе

Естественно, некоторые атрибуты остались. Например - фирменная "фишка" - окно спектра звука (вверху справа). Также осталась виртуальная клавиатура внизу. Для удобства она отключается кнопочкой с изображением клавиш (левее кнопки Save As).

Переключение между секциями упорядочено и вынесено в столбик слева. Собственно, так мы и будем рассматривать возможности FM8, последовательно, по секциям.

Browser в Native Instruments FM8

Браузер стал гораздо более удобным и довольно гибким и функциональным (рис. 2).

Браузер базы инструментов NI FM8
Рисунок 2. Браузер базы инструментов FM8

На рисунке 2 изображено окно браузера в режиме базы данных и Instruments. То есть сейчас перед нами нету непосредственно инструментов, а есть просто категории, отмечая пункты в которых мы фильтруем список инструментов, отображаемых в правом окне. То есть в категории Instruments мы выбираем Synth, а в категории Genre - House. В результате у нас в окне справа будут отображаться инструменты типа Synth, в жанре House. Очень удобно. Причём, фильтры можно устанавливать в одной категории хоть все сразу (кроме Instrument).

Та же ситуация и с эффектами - если нажата кнопка Effects, то FM8 работает как процессор эффектов. Как эффект мог работать еще и FM7, так что это не в новинку, но удобство гораздо выше, особенно из-за продуманного браузера. Правда, изначально эффектов в основной библиотеке немного - около десяти.

Вверху посредине находится окно поиска. Поиск тоже довольно удобный, правда, без расширенных возможностей. Если нажать на кнопку Sounds, то мы переключимся в режим браузера файлов. В левой части - папки, в правой - их содержимое. На этом останавливаться, я думаю, не стоит.

Еще можно переключиться в режим Program (рис. 3), где из правой части пресеты можно перетаскивать в правую.

Окно Миди-программ в NI FM8
Рисунок 3. Окно Миди-программ в FM8

Функции этого Program List - исключительно удобство переключения по MIDI разных инструментов, заранее загруженых в этот список.

Секция Attributes в NI FM8

В этом разделе приводятся атрибуты выбранного пресета, более подробная информация о нём (рис. 3)

Окно атрибутов инструмента в NI FM8
Рисунок 4. Окно атрибутов инструмента в FM8

Это окно чем-то напоминает окно браузера. Здесь, выбрав какой-то пресет, мы видим информацию о нём. В левой части - к каким категориям он относится, в правой - его мета-информация. В мета-информации содержатся данные о его авторе, количество входов и выходов, рейтинг, цвет и комментарии. Менять эти атрибуты нельзя, т.к. они являются лицензионной частью пакета FM8.

Секция Master в NI FM8

Эта страница открывает нам доступ к глобальным настройкам пресета, таким как: выходной уровень, натройки транспозиции, настройки миди-контроллеров (рис. 5).

Окно глобальных настроек в NI FM8
Рисунок 5. Окно глобальных настроек в FM8

Итак, регуляторы уровня (Volume) и соответствующие индикаторы (Level) расположены вверху слева - отдельно для входного (input) (в случае если он используется для обработки эффектов, либо является модулирующим сигналом для инструмента) и для выходного (output) сигналов.

Polyphony - задаёт полифонию для инструмента, т.е. максимальное количество одновременно сыгранных нот. В режиме mono синтезатор работает наподобие старых аналоговых синтезаторов, т.е. играется всего одна нота, даже если взять аккорд. Плюс включается режим легато, т.е. плавный переход от одной ноты к другой. Если же отключить режим моно и поставить полифонию равную 1 ноте, то переход будет резким, без легато.

Unison - определяет "расплывчатость" одной клавиши. Если выставить на несколько голосов и увеличить detune (расстройку), то получится эффект очень похожий на хорус. Для еще большей "жирности" можно увеличить параметр pan. Кнопка Dynamic динамически устанавливает унисон на клавиши в режиме полифонии.

Pitch - устанавливает параметры транспозиции для инструмента. Master tune - в пределах полутона (+/-1), а в окошке - в пределах двух октав с шагом в полутон.

Portamento - включает функцию портаменто. Time - выставляет время, за которое тональность одной ноты сменяется другой. Режим Auto в основном полезен при включенном арпеджиаторе, т.к. он включает портаменто сам при игре легато.

Arpeggiator - производит основные настройки арпеджиатора - его темп, размерность и режим синхронизации. При включенном режиме Key Sync рисунок арпеджиатора рестартует при каждом новом нажатии клавиши, в противном случае - рисунок арпеджиатора играет независимо от нажатия клавиш.

Quality - этот подраздел отвечает за специфическое качество звучания. Ползунок Analog придает "аналоговость", т.е. случайные тональные перекосы, как в старых синтезаторах. Digital - добавляет эффект понижения разрядности до 12 бит, как в DX-подобных синтезаторах.

Секция Effects в NI FM8

Этот раздел, как ясно из названия, отвечает за эффекты (рис. 6).

Окно эффектов в NI FM8
Рисунок 6. Окно эффектов в FM8

В этом окне происходит моделирование цепи эффектов обработки сигнала. Причём в режиме работы FM8 не как инструмента, а как эффекта эта страница является основной. Цепь прохождения сигнала фиксированная - сверху вниз. То есть поставить сначала овердрайв, а потом хорус не получится, последовательность фиксированая.

В окошечке справа вверху под надписью Template находятся некоторые пресеты, представляющие собой заготовки цепи эффектов и их настроек. Кроме уже заготовленных есть 12 слотов для пользовательских пресетов. Всего доступно 12 эффектов, которые включаются соответствующими кнопочками возле надписи эффекта. Подробно останавливаться на каждом не будем, просто пробежимся по ним в общих чертах.

Overdrive - перегрузка. Tube Amp - эмулятор лампового гитарного усилителя. Cabinet - эмулятор гитарных динамиков (кабинетов), в связке с Tube Amp эмулируют комбо-усилитель. Shelving EQ - двухполосный параметрический эквалайзер. Peak EQ - двухполосный параметрический эквалайзер с регулировкой добротности. Talk Wah - "вау"-эффект. Phaser - фэйзер. Flanger - флэнжер. Tremolo - тремоло. Reverb - довольно простой ревербератор. PsycheDelay - цифровая задержка, создаёт различные эффекты от простого эха до эффекта "задом наперёд". Chorus/Delay - хорус, совмещенный с задержкой.

Почти все эффекты имеют возможность синхронизации с внешеим или внутренним темпом. Регулятором Amount устанавливается общий уровень всех эффектов, это аналог ручек dry/wet.

Секция Arpeggiator в NI FM8

Секция арпеджиатора, с расширенными настройками (рис. 7).

Окно арпеджиатора в NI FM8
Рисунок 7. Окно арпеджиатора в FM8

В разделе Master мы уже встречались с арпеджиатором, но там были его основные параметры типа включение и темп. В этом разделе находятся его расширенные настройки. Как видим, здесь присутствует сам секвенсор, который собственно и является арпеджиатором. Tо есть задает слитность нескольких нот, наподобие эффектов "glide" в секвенсорах. Accent - высталяет акцент на выбранный шаг паттерна. Note Order - устанавливает для текущего шага то, какая нота будет сыграна из взятого нами аккорда на входе арпеджиатора. Octave и Transpose отвечают за транспозицию выбранного шага. Для энтузиастов есть такая кнопочка Rnd - генерирует случайные события для выбранного параметра (слева от каждго трека).

Что касается других настроек арпеджиатора, то здесь видим Global, где есть всплывающее меню с уже готовыми пресетами и с возможностью сохранения пользовательских. Mode позволяет выбрать тип арпеджио. One shot - секвенция арпеджио проигрывается один раз, даже если зажата клавиша. Key Sync - старт секвенции и её остановка зависят от того нажата ли клавиша, при повторном нажатии арпеджиатор рестартует. Во всплывающем окне доступны 9 типов арпеджио. Hold - арпеджиатор продолжает играть даже если клавиша отпущена. Когда активирована кнопка Down арпеджио начинается с высшей ноты в аккорде, спускаясь вниз, когда она неактивна - наоборот.

В подразделе Tempo - настройки темпа и размерности. Здесь устанавливается сам темп, а также режимы триоли (triplet) и другой ритмический режим ноты с точкой (dotted). Note Length - задает в процентах от текущей размерности (1/16, 1/32) длину звучания ноты. Shuffle - "шаффловый" стиль или "свинг".

Expression определяет чувствительность к нажатию. Если Vel активна то все ноты играются с одинаковой силой. Split устанавливает полезную функцию разделения клавиатуры - когда часть нот идёт через арпеджиатор, часть проходит в "чистом" виде. Если активирован Bass, то все ноты ниже установленного порога (в окошке рядом с Learn) проходят в "чистом" виде. Если Bass неактивирован, то в "чистом" виде проходят ноты выше установленного порога.

Секция Easy / Morph в NI FM8

В этом разделе расположены упрощенные манипуляторы параметрами звука, а также инструменты для морфинга (рис. 8).

Окно упрощенных настроек и морфинга в NI FM8
Рисунок 8. Окно упрощенных настроек и морфинга в FM8

Синтезаторы с частотной модуляцией (FM) довольно сложны в настройке. Для этого нужно не только понимать принципы синтеза в таких устройствах, но и иметь особое "чутьё" и опыт настройки. Разработчики идут навстречу пользователям и предлагают ряд упрощённых настроек для начального манипулирования параметрами звука. Посмотрим, что же можно "выжать" здесь из уже готовых пресетов.

Timbre Controls - управление параметрами тембра. Harmonic - изменяют гармоническую окраску, путём изменения частоты операторов. Detune - плавно изменяет тональность нескольких осциляторов, что придает "жирности". Brightness - изменяет "прозрачность" добавляя высокочастотную составляющую. Velocity - определяет степень изменения тембровой окраски в зависимости от динамики игры. Env Amt - определяет степень влияния огибающей Timbre Envelope на параметры тембра (Timbre).

Timbre Envelope - задает огибающую для тембра. Тип огибающей ADSR (Атака, Задержка, Затухание, Восстановление). Обращаю внимание на то, что все регуляторы здесь биполярны, т.е. есть как положительные, так и отрицательные значения.

Amplitude Envelope - огибающая выходного уровня параметра Output.

LFO - НЧ осциллятор, позволяет управлять некоторыми параметрами, периодически их изменяя. Разработчики ограничились здесь лишь тремя параметрами. Timbre - степень влияния LFO на тембровую окраску (что-то наподобие изменения фильтра). Vibrato - степень влияния на высоту звучания, создает эффект вибрато. Tremolo - степень влияния на громкость, соответственно эффект тремоло. Rate - управляет частотой этих циклических изменений.

На эту страничку также вынесен подраздел с эффектами, ниже - кнопка сброса (Reset) и применения параметров (Apply). Apply применяет все изменения, но сбрасывает все настройки в нулевое положение.

Morph - окно морфинга. Очень интересный инструмент! Он позволяет плавно переходить от звучания одного пресета к другому, либо же сочетать в себе специфику сразу четырёх пресетов. Он состоит из четырёх квадратов. Каждый квадрат - свой пресет. Загружаются пресеты в этот инструмент перетаскиванием их из браузера в окошечко морфинга на основной панели FM8 (рис. 9).

Миниатюрное окно морфинга для загрузки в NI FM8
Рисунок 9. Миниатюрное окно морфинга для загрузки в FM8

Вот в эти маленькие квадратики мы загружаем до 4х пресетов. Можно загрузить в разные квадраты и одинаковые пресеты.

В самом окне морфинга есть квадратик с точечками вокруг него. Эти точечки - степень морфинга (Rnd Amt). Её можно сжимать и расширять с помошью регуляторов справа и сверху окна морфинга. Также можно двигать сам квадратик. Например, если загнать этот квадратик в угол, то будем иметь чистый звук, без морфинга того пресета, в каком углу находится квадратик. Если же увеличить степень морфинга до максимума и поставить квадратик чётко посредине окна морфинга, то будем иметь смесь из всех 4х пресетов. Normalize timbres - сбрасывает все квадраты в морфинге на начальные. Random Seed устанавливает тип "облака" морфинга, то есть распределение точек в рамках степени морфинга. Не все праметры пресетов подлежат морфингу. Например, арпеджио и огибающие не подлежат.

Секция Expert в NI FM8

Это окно открывает более расширенные настройки, позволяющие создавать собственные звуки, а также редактировать уже готовые (Рис. 10).

Окно экспертных настроек в NI FM8
Рисунок 10. Окно экспертных настроек в FM8

Принцип синтеза в ЧМ (FM) синтезаторах довольно сложный. Сложность заключается в основном в том, что очень сложно предугадать какой получится звук при изменении того или иного параметра.

Основу составляет так называемая ЧМ-матрица (FM-matrix). Она изображена на рисунке 10 справа. Здесь устанавливаются связи между операторами, где определяется какой тип связи будет установлен между ними и в какой роли они будут выступать относительно других операторов (модуляторы либо модулируемые).

Операторы представляют собой осцилляторы, но с расширенными настройками, такими как, допустим Ratio - отношение частоты осциллятора к основной частоте сыгранной ноты. Кроме того тут есть, допустим, контроль модуляции амплитуды (Amp Mod) и огибающая амплитуды (Env). Но замечу, что это относится к операторам A, B, C ,D ,E и F. Операторы же X и Z имеют особый статус. В основе оператора Х лежит генератор шума, он берёт сигнал на входе, после чего сигнал проходит стадию насыщения (saturation) и затем, проходя через огибающую (envelope), изменяется во времени. Оператор Z представляет собой достаточно мощный фильтр. Тип фильтра устанавливается вручную. Быстрый доступ к операторам осуществляется в левой части снизу.

Кнопка Env открывает окно настройки огибающих (рис. 11).

Окно настройки огибающих в NI FM8
Рисунок 11. Окно настройки огибающих в FM8

В этом окне настраиваются огибающие амплитуды для каждого из операторов. Причём, очень удобным является то, что сетка может быть как временной, так и подстроенной под темп (Tempo Sync).

Нажав кнопку Mod появляется окно настройки модуляции (рис.12).

Окно модуляции в NI FM8
Рисунок 12. Окно модуляции в FM8

Окно имеет две части - матрицу модуляции (Modulation Matrix) и два НЧ-генератора (LFO). В матрице модуляции можно выбирать источники модуляции (сверху) и обьекты для модуляции (справа). Внизу настраиваются НЧ-генераторы. Приятно радует наличие различных форм волны и синхронизация с темпом.

Кнопка Keyscaling открывает окно для установки амплитуды нот в рамках всего диапазона. То есть можно выставлять различную амплитуду в зависимости от ноты для каждого оператора в отдельности. Также здесь есть микроподстройка (microtuning), т.е. подстройка высоты каждой ноты на клавиатуре.

Следующая вкладка в разделе Expert - Pitch (рис. 13). Здесь, как ясно из названия, производятся настройки высоты звучания.

Окно Pitch в NI FM8
Рисунок 13. Окно Pitch в FM8

Вверху справа производится настройка типа для питчбенда (ручка плавной регулировки высоты). Здесь представлены несколько вариантов для случая когда на клавиатуре зажат аккорд. То ли будет изменяться высшая нота (highest), то ли низшая (lowest) или другие правила для изменения высоты звучания. Ниже - транспозиция (transpose) и точная подстройка (tune). Также здесь есть настройки для портаменто (portamento). Подробнее о портаменто и о ручке Analog было написано в разделе Master. Здесь те же настройки, только ручки другого вида.

Подраздел Amp Mod представляет собой матрицу модуляции. Здесь выставляются модулируемые и модулирующие контроллеры и параметры, но расположены они друг над другом, в две линии. Ниже расположена кривая огибающей высоты звука. А вверху справа находится ручка Env, которая отвечает за степень влияния огибающей на изменение звука. Чем больше это значение, тем огибающая сильнее влияет на высоту. Velocity имеет то же свойство, только в зависимости от силы нажатия.

Последнее окно экспертных свойств - Spect. Здесь можно увидеть как временную диаграмму или форму волны (WaveForm), так и спектральную или частотную "картину" текущего звука.

Подводя итог скажу что продукт получился довольно неплохой, работать с ним очень приятно. Радует немалый набор фабричных инструментов. Хотя FM8 достаточно похож на своего предшественника, но смело может носить статус успешного преемника FM7.

Farmatique, 25.02.2007
CJCity.ru

Комментарии (42)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 03.12.2013 14:33 #

    Vlad - Ребят, помогите! Ввод с клавиатуры перестаёт действовать на фм8, если я взаимодействую с самим синтом. Сворачиваю фрути лупс, разворачиваю заново - опять работает. Опять покручу какие-нибудь ручки - перестаёт инпут с клавы работать. Не перестаёт работать только вирт клава самого фм8, но постоянно кликать на неё после изменения параметров звука - сущее мучение. Что делать?

  • Гость
    (Гость) 02.12.2013 06:49 #

    Vladimir - Те кто порочат этот синт вы либо умственно отсталые, либо у вас руки с ушами из жопы растут. Возможности по накрутке нужного тембра или целой линии поистине потрясающие.

  • Гость
    (Гость) 17.09.2012 12:12 #

    asd - синт фуфло

  • Гость
    (Гость) 26.04.2012 23:44 #

    polymetric - Дряни вместо рук и ушей... Офигенный инструмент. Звук специфический, своеобразный. Возможности огромные.. Звуки можно накрутить просто мега психадэлик...Один из самый лучших инструментов

  • Гость
    (Гость) 29.02.2012 23:29 #

    Люсик - Синтезатор -дрянь

  • Гость
    (Гость) 29.02.2012 23:27 #

    ask - народ! это такая дрянь что все вы разочаруетесь в напрасно потраченом времени и рассеяных мегабайтах! Звуки синезатора - мутные! Похожи на электрический звонок. Ничего сыграть толкового практически нельзя((( Хотите убедиться? Скачивайте и устанавливайте.Не пройдёт и пяти минут как вы будете разочарованы

  • Гость
    (Гость) 01.12.2011 21:23 #

    RHZR - И скажу честно - ЭТО очень крутой синтез с реалитическим звучаним ЯМАХИ !! Колличество вложеных в синтезатор тембров просто восхищает ! В синтезаторе FM 7 их около 2500... Гитары звучат в нём как настоящие и распределены подопределённые стили музыки (начиная от джаза и блюза и заканчивая хард-рок и хэви-металл)

  • Гость
    (Гость) 01.12.2011 21:20 #

    RHZR - А у меня только FM 7 (((

  • Гость
    (Гость) 19.09.2011 19:59 #

    дима - а где её можно скачать??????

  • Гость
    (Гость) 21.06.2011 03:27 #

    Роман - Офигеваю от одного только вида)

  • Гость
    (Гость) 07.06.2011 02:00 #

    егор - ааааа

  • Гость
    (Гость) 06.06.2011 14:48 #

    сергей - привает

  • Гость
    (Гость) 31.05.2011 23:10 #

    hIGh - ммм...вещь крутая)

  • Гость
    (Гость) 27.04.2011 14:43 #

    влад - мне нужна эта программа

  • Гость
    (Гость) 13.03.2011 18:41 #

    lexa - в каком формате сохранять звук , чтобы можно было воспроизвести в проигрывателе?плииз, подскажите

  • Гость
    (Гость) 31.01.2011 21:16 #

    олег - всем удачи

  • Гость
    (Гость) 13.08.2010 02:00 #

    Саня - скачать

  • Гость
    (Гость) 17.07.2010 19:50 #

    Антон - круто

  • Гость
    (Гость) 15.07.2010 17:06 #

    коля - скачать

  • Гость
    (Гость) 09.06.2010 16:37 #

    andrik - 131


Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...