^ Вверх
Статьи / Софт

Cubase SX 3.1.1. Работа с аудиофрагментами

Одна из моих первых статей была посвящена программе для работы с лупами (короткими циклическими аудиофрагментами). Это был Intakt, который использовался как плагин для Cubase. Но времена проходят, на смену 2-го Cubase уже давно пришёл 3-й. Внешне он мало чем отличается от предыдущего, но обладает серьёзным арсеналом для работы с аудиофрагментами. Я в последнее время слышу много жалоб на Cubase по поводу того, что он плохо подгоняет лупы под темп и, мол, даже старый добрый Acid делает это лучше. Надо срочно прояснять ситуацию!

1. Начало

Не все так просто в Cubase, как и в других сложных программах. Но, как известно, волка бояться - в лес не ходить. Итак, мы хотим загрузить луп в Cubase и проделывать с ним всевозможные манипуляции. Сразу оговорюсь, что скорее всего этот луп будет ритмическим, т.е. иметь определённую ритмическую структуру и темп.

Все аудиофрагменты загружаются в Cubase через Pool. Открываем мы его кликая по иконке на рис. 1.

Рисунок 1 - Открытие Pool в Steinberg Cubase SX 3
Рисунок 1. Открытие Pool в Cubase SX 3

Что такое Pool? Это, грубо говоря, аналог плэйлиста для Cubase. Все аудиофрагменты (как исходные, так и нарезки и обработанные фрагменты), а также записанные аудиофрагменты хранятся здесь. Для начала откроем какой-нибудь аудиофрагмент (предположительно ритм-луп). В появившемся окне мы его предварительно прослушиваем, а при открытии появляется окно, которое предлагает нам переконвертировать частоту семплирования для её совпадения с нашим проектом. Это важно! При переконвертации может замедлиться (или убыстриться) темп, поэтому важно чтобы частота семплирования совпадала, либо просто её не нужно менять вовсе. Второй момент - нужно ли копировать луп в директорию проекта. Это тоже важно, т.к. если потом этот семпл удалиться, либо он находится на сменном носителе, то возникнут проблемы с его поиском (проверено лично).

Итак, мы загрузили какой-то луп в Pool. Вот, теперь и начинаются первые манипуляции с ним для дальнеёшей удобной работы и синхронизации с проектом.

2. Подрезание хвостов

Если у Вас семплы чётко подогнаны по ритму и отредактированы, то эту стадию можно проскочить, но зачастую лупы сырые, т.е. имеют число тактов не кратное их размерности или всякие "хвосты". На практике это проверяется так - зацикленый луп звучит не ритмично. Для отстройки нужно включить свой слух. Отстраивать мы будем так: дважды кликнем по нашему семплу и выделим на нём область (рис.2).

Рисунок 2 - Выделение области в Steinberg Cubase SX 3
Рисунок 2. Выделение области в Cubase SX 3

Теперь зацикливаем его (кнопочка с кольцом и стрелочкой), включаем Play и слушаем. Расширяя или сужая эту зону мы подгоняем наш фрагмент под нужное количество тактов. Когда это всё сделано мы можем либо отрезать ненужные части (выделить их и удалить), либо нажать на выделенной области правой кнопкой и выбрать Audio>Bounce Selection. В этом случае у нас в Pool-е появится еще один файл (то, что мы выделили) с названием прежнего, но с числовой приставкой. Это и будет наш чистый (рабочий) луп.

3. Подгонка под темп в Cubase SX 3

Теперь нам надо подогнать этот луп под темп, что тоже важно, т.к. будет влиять на дальнейшую работу. Если мы уже заранее знаем темп, то можем сразу поставить его значение прямо напротив семпла в Pool. Но предполагается что мы не знаем темпа нашего лупа. Мы тащим его в наш проект на свободную дорожку. Если ее нет, то она создастся. Теперь ставим зацикливание на транспортной панели и отключаем фиксированный темп (кнопка Tempo) (рис. 3).

Рисунок 3 - Отключение фиксированного темпа и зацикливание в Steinberg Cubase SX 3
Рисунок 3. Отключение фиксированного темпа и зацикливание в Cubase SX 3

Зацикливаем в основном окне аранжировки нужное количество тактов (допустим 2). На рисунке 4 видно, что наш луп явно не подходит под темп 120.

Рисунок 4 - Визуальная подгонка в Steinberg Cubase SX 3
Рисунок 4. Визуальная подгонка в Cubase SX 3

Теперь у нас есть два пути. Первый - подгоняем луп под проект. Как было видно мы сейчас имеем луп с неизвестным темпом и темп проекта 120 bpm. Для подгонки лупа растянем или сожмём его во времени, привязываясь к сетке. Для этого выставим привязку к сетке (рис. 5) и выставим привязку равную такту (Bar).

Рисунок 5 - Привязка к сетке в Steinberg Cubase SX 3
Рисунок 5. Привязка к сетке в Cubase SX 3

Теперь включим самое мощное средство, необходимое для подгонки (Time Stretching Tool). Эта функция изменяет длину семпла, не изменяя его высоты..Это реализовано благодаря специальному алгоритму, его точные настройки есть в опциях Cubase, но это уже не столь важно. Причём здесь есть возможность изменяя длину фрагмента сразу сжимать или расширять его во времени (режим Sizing Applies Time Stretch, рис. 6).

Рисунок 6 - Режим подгонки во времени в Steinberg Cubase SX 3
Рисунок 6. Режим подгонки во времени в Cubase SX 3

Теперь просто растягиваем или сжимаем луп, наведя на него курсором. Вопрос - что нужно, растягивать или сжимать? Это зависит от количества тактов в исходном фрагменте. Однако, экспериментаторы электронной музыки сказали бы - попробуй и то и другое. Так, похоже и появлялись трип-хоп (растягивали) или джангл (сжимали). В общем, всё, луп подогнан под заданный темп. Минус - при изменении темпа проекта, луп останется со своим фиксированным темпом и придётся делать всё заново. Или же можно теперь зайти в Pool и напротив нашего семпла указать темп и включить Musical Mode. Этот режим Musical mode сделает семпл подгоняемым под темп проекта (рис. 7). Вот это уже понравится фанатам программы Acid!

Рисунок 7 - Режим подгонки во времени в Steinberg Cubase SX 3
Рисунок 7. Режим подгонки во времени в Cubase SX 3

Но есть ещё и второй путь. Это подгонка темпа проекта под темп нашего лупа. Для этого ставим зацикливание на транспортной панели и отключаем фиксированный темп (кнопка Tempo) (рис. 3), то что мы и делали раньше. И теперь меняем на транспортной панели темп нашего проекта. Это скурпулёзная работа. Проверить подогнан ли луп можно визуально (он должен совпадать с краями нашего цикла, при хорошем увеличении,так как на рисунке 8).

Рисунок 8 - Совпадение лупа с циклом в Steinberg Cubase SX 3
Рисунок 8. Совпадение лупа с циклом в Cubase SX 3

На рисунке я довольно точно подогнал луп под цикл. Темп получился 86.2 bpm. Теперь вносим этот темп напротив нашего семпла в Pool-е и устанавливаем Musical Mode (как на рисунке 7). Всё, теперь наш луп будет изменять темп с изменением темпа проекта. Этот способ более правильный, т.к. семпл не искажается при подгонке. Но минус в том, что Musical Mode сильнее нагружает процессор, т.к. фактически сжатие (растяжение) происходит в реальном времени.

4. Полезные штучки и хитрости Cubase SX 3

Понятное дело, что Cubase - сложнейшая программа, имеющая массу функций. Не всегда человек, работающий в нём использует хотя-бы половину из них. Второй важный момент - это то, что достичь одного и того же результата можно очень разными способами (яркий пример - растяжение или сжатие во времени т.е. timestretching можно реализовать несколькими способами). Исходя из этого каждый вырабатывает свою специфику работы, свои приёмы. О своих приёмах я и хочу поведать.

 

  • Bouncing. Это очень полезная функция при работе с лупами, в частности, при их нарезке. Она позволяет моментально создать из груды нарезанных кусочков цельный аудиофрагмент, с которым можно оперировать, как с обычным семплом. Смотрим на рис. 9. К примеру, у нас есть такая "нарезочка". То есть, на верхнем треке - у нас нарезка из двух семплов (зелёного и оранжевого).

 

Рисунок 9 - Нарезаный семпл в Steinberg Cubase SX 3
Рисунок 9. Нарезаный семпл. Cubase SX 3

Теперь делаем фокус - выделяем наш нарезаный фрагмент и кликаем правой кнопкой, во всплывающем меню выбираем Audio>Bounce Selection. На вопрос Replace Events отвечаем Yes. Теперь наша нарезка превратилась в один цельный семпл (рис. 10), который автоматически появился в Pool-e.

Рисунок 10 - Нарезка превратилась в цельный семпл. Steinberg Cubase SX 3
Рисунок 10. Нарезка превратилась в цельный семпл. Cubase SX 3

Зачем это нужно? Так гораздо проще оперировать с этим лупом, можно применять к нему плагины, не загружая микшер и проводить над ним дальнейшие эксперименты.

 

  • Процессинг. Этот приём полезен для экспериментирования и применения некоторых эффектов на лупах. Первый путь - использование внешних плагинов. Просто кликаем на нужнм аудиофрагменте, в меню выбираем Plugins, в списке выбираем нужный плагин. Предварительно прослушиваем его (Preview), настраиваем его параметры и нажимаем Process. Теперь наш фрагмент обработан данным плагином. Кроме того есть и другие функции кроме внешних плагинов. Заходим во всплывающем меню в Process. Тут есть такие полезные инструменты как Reverse (задом наперед) или Timestretch с точной настройкой. Хочу обратить внимание на то, что если применять процессинг не к цельному семплу, а к фрагменту, то при подтверждении процессинга выскочит предупреждение (рис.11).

 

Рисунок 11 - Предупреждение при процессинге фрагмента в Steinberg Cubase SX 3
Рисунок 11. Предупреждение при процессинге фрагмента в Cubase SX 3

Если мы выберем Continue, то процессинг выбраного фрагмента повлияет на этот фрагмент и в составе того семпла, откуда он был вырезан. Если выберем New version, то процессинг повлияет только на выбранный фрагмент.

 

  • Напоследок расскажу про еще один фокус. Этот приём позволяет уменьшить нагрузку на процессор если в треке слишком много партий VST-инструментов. Мы просто возьмём и экспортируем этот трек в wav-файл. Для этого поставим нужный трек на Solo и выберем необходимый диапазон (рис.12).

 

Рисунок 12 - Выделение трека и диапазона в Steinberg Cubase SX 3
Рисунок 12. Выделение трека и диапазона в Cubase SX 3

Главное не забыть при этом выключить все компрессоры и эффекты на Master - выходе. Теперь просто выбираем File>Export>Audio Mixdown. При этом в появившемся окне нужно выбрать название для файла и поставить галочки для его импорта в проект (рис. 13).

Рисунок 13 - Опции импортирования в Steinberg Cubase SX 3
Рисунок 13. Опции импортирования в Cubase SX 3

Всё, теперь наш фрагмент экспортирован в аудиофайл и импортирован обратно в проект. Это не только позволяет экономить ресурсы, но и позволяет экспериментировать с этим фрагментом.

Маринич Е.Н. (Farmatique), 21.12.2006
CJCity.ru

Обратите внимание:

Эффект SideChain в Cubase/Nuendo
Steinberg Cubase SX 3.1.1. Обзор новых возможностей
Создание барабанных партий, Амэнов, с помощью ван-шотов из Spectrasonics Stylus RMX в программе Steinberg Cubase SX
Скачать программу Steinberg Cubase SX v3.1.1.944

Комментарии (33)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 28.08.2012 04:29 #

    Бэтмен - Ша. Они просто дети

  • Гость
    (Гость) 10.02.2012 19:28 #

    ВНЕ - почему в Nuendo 3 сжимает дорожки wav,когда их закидываешь туда?

  • Гость
    (Гость) 29.01.2012 00:15 #

    energy - вот такая просьба,подскажите какой плагин лучше поставить для того чтоб он работал на смягчение вокала тоесть теплый мягкий звук

  • Гость
    (Гость) 07.12.2011 00:08 #

    Виктор - подскажите как сохранить файл в мп3 формате ?

  • Гость
    (Гость) 07.10.2010 12:42 #

    Женя - Извените не подскажете как сохранить проэкт в mp3 формате?

  • Гость
    (Гость) 23.09.2010 15:27 #

    Poplavok - Джамал, статья написана давно- см. Дату. а то, что ты накалякал в своём посту вызывает Только раздражение... Автору статьи - спасибо родной.

  • Гость
    (Гость) 15.08.2010 05:13 #

    лузер - Люди объясните пожалуйста в подробностях как экспортировать уже готовый трек! И че там вообще выбирать надо? У меня при экспорте только голос записан а музыка нет(((

  • Гость
    (Гость) 03.07.2010 03:25 #

    Санёк - Подскажите чё за фигня загружаю лупы а они по време отстают тянуться кароче как скорость убавить??и где?

  • Гость
    (Гость) 28.04.2010 04:06 #

    Джамал - Автор конечно спасибо что постарался, но вот не в обиду будет сказано, если автор считает себя профи, то мне его очень жалко. Вот я новичок, думал ша зайду и прочитаю что-то важное, а в итоге, понял, что вся наша школа полный шлак. Только в середине проекта он блин говорит о том что "можно теперь зайти в Pool и напротив нашего семпла указать темп и включить Musical Mode. Этот режим Musical mode сделает семпл подгоняемым под темп проекта". Я до этого уже сам догадался в самом начале ставить там галку, а он блин токо к середине об этом сказал. В 5-м кубе всё делается гораздо проще. А последнюю хитрость мог бы и не писать и не позориться вообще. ИМХО я до этого достучал, когда второй раз открыл Кубейс. А я оч большой тормоз. Да и парню с ником cymbal "А, вообще, лучше, конечно же писать живого барабанщика:)" Изучите хотя бы основы работы с виртуальными инструментами и секвенсором, прежде чем говорить такую глупость=) В 2000-м году это ещё может быть прокатило бы, но не щас када есть XLN, Mixosaurus и прочие живые ударные, а уровень велосити выставляется даже на элементарном Beat Designer=))))))))

  • Гость
    (Гость) 03.04.2010 16:50 #

    stepa - что делать скачал куб запускаю он пишет ошибка подскажите что делать барану

  • Гость
    (Гость) 18.03.2010 17:33 #

    lex - помогите!!! как грамотно писать на кубэйсе вокал через простой микрафон чтоб качиство было хорошим.

  • Гость
    (Гость) 01.03.2010 12:55 #

    ereste - я не понел а как открыть доржки у меня только токая шняга на рисунке 3 и всё больше не чего нету помогите плиз))))

  • Гость
    (Гость) 06.02.2010 15:33 #

    музыкант - Статья - отстой, как и сама куба. Пользуйтесь Cakewalk.

  • Гость
    (Гость) 18.01.2010 16:32 #

    DrumKnight - Клёвая муть, осталось только в ней освоиться XD

  • Гость
    (Гость) 14.12.2009 10:24 #

    cymbal - Максим, а с помощью какого VSTi барабаны пишешь? 1. Когда записываещь барабаны с помощью миди клавы дибо рисуешь мышкой, отключи привязку к сетке. 2. Обрати внимание на параметр Velocity. по умолчанию для каждой ноты но одинаковый. Но ведь живой барабанщик не сможет сыграть все удары с одинаковой громкостью, поэтому для некоторых нот измени этот параметр(тише либо громче). 3. На некоторых барабанных VSTi есть параметр Humanize, можешь также и его попробовать, но в том же EZDrummer от него как по мне мало толку... А, вообще, лучше, конечно же писать живого барабанщика:)

  • Гость
    (Гость) 22.11.2009 19:08 #

    Максим - Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как в Cubase барабаны сделать похожими на живые? Буду признателен за информацию.

  • Гость
    (Гость) 09.11.2009 20:34 #

    олег - дайте программу

  • Гость
    (Гость) 09.11.2009 19:04 #

    василий - где найти видео уроки по работе с cubase sx 3

  • Гость
    (Гость) 12.10.2009 09:14 #

    pepper - CUBASE УСТАНОВИЛ но звука нет в программе.Может нужна проф.звуковая плата?Хотя звук в компе есть

  • Гость
    (Гость) 04.09.2009 15:37 #

    сергей - немного непонятно но сёравно спасибо!я уже многое стал понимать)


Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...