^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Темпы музыки

Эта статья будет интересна тем, кто хочет больше узнать о музыкальном темпе. Прочитав её, вы сможете ознакомиться со свойствами различных темпов, а также узнаете о том, как темп музыки может воздействовать на людей.

1. Что же такое темп музыки и откуда произошло это понятие

Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempns» - время.

Темпы музыки

Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.

Основные темпы в классической музыке (в порядке возрастания):
Граве, ларго, адажио, ленто (медленные темпы); анданте, модерато (умеренные темпы); анимато, аллегро, виво, престо (быстрые темпы). Некоторые жанры (вальс, марш) характеризуются определенным темпом. Для точного измерения темпа служит метроном.

2. Темпы и темповые обозначения в классической музыке

Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:

  • ларго (очень медленно и широко);
  • адажио (медленно, спокойно);
  • анданте (в темпе спокойного шага);
  • модерато (умеренно, сдержанно);
  • аллегретто (довольно оживлённо);
  • аллегро (быстро);
  • виваче (быстро, живо);
  • престо (очень быстро).
Итальянский Немецкий Французский Английский Русский Метрономпо Мальтеру
grave schwer, ernst und langsam gravement heavy, seriously грАвэ — очень медленно, значительно, торжественно, тяжело 40-48
largo breit large broadly лАрго — широко, очень медленно 44-52
largamente weit, in weiten Abständen largement broadly ларгамЭнтэ — протяжно 46-54
adagio gemächlich à l'aise («at ease») easily, unhurried адАжио — медленно, спокойно 48-56
lento langsam lent slowly лЕнто — медленно, слабо, тихо, скорее, чем largo 50-58
lentamente langsam lent slowly лентамЭнте — медленно, слабо, тихо, скорее, чем lento 52-60
larghetto mäßig langsam un peu lent somewhat fasterthan largo ларгЭтто — довольно широко 54-63
andante assai sehr gehend un peu lent somewhat slowerthan andante андАнтэ ассАи —очень спокойным шагом 56-66
adagietto mäßig gemächlich un peu à l'aise somewhat fasterthan adagio адажиЭтто — довольно медленно, но подвижнее, чем adagio 58-72
andante gehend, fließend allant ("walking") flowing андАнтэ — умеренный темп, в характере шага (букв. «идя») 58-72
andante maestoso gehend, fließend erhaben allant in a majesticand stately manner андАнтэ маэстОзо —торжественным шагом 60-69
andante mosso gehend, fließend bewegt allant with motionor animation андАнтэ мОссо — оживлённым шагом 63-76
comodo, comodamente bequem, gemählich, gemütlich commode convenient (pace) комОдо комодамЭнтэ — удобно, непринуждённо, неспеша 63-80
andante non troppo bequem, gemählich, gemütlich pa trop d'allant andante, but not too much андАнтэ нон трОппо — небыстрым шагом 66-80
andante con moto bequem, gemählich, gemütlich allant mouvementé andante, but with motion андАнтэ кон мОто — удобно, непринуждённо, неспеша 69-84
andantino etwas gehend, etwas fließend un peu allant somewhat close to andante (somewhat faster or slower) андантИно — скорее, чем andante, но медленнее, чем allegretto 72-88
moderato assai sehr mäßig un peu modéré somewhat slowerthan moderato модерАто ассАи —очень умеренно 76-92
moderato mäßig modéré moderately, neither slow nor fast модерАто — умеренно, сдержанно, средний темп между andante и allegro 80-96
con moto bewegnung mouvementé with motion кон мОто — с движением 84-100
allegretto moderato mäßig bewegt, mäßig lustig un peu animé somewhat slowerthan allegretto аллегрЭтто модерАто — умеренно оживлённо 88-104
allegretto mäßig bewegt, mäßig lustig un peu animé somewhat slowerthan allegro аллегрЭтто — медленнее, чем allegro, но скорее, чем andante 92-108
allegretto mosso mäßig bewegt, mäßig lustig un peu animé somewhat fasterthan allegretto аллегрЭтто мОссо — быстрее, чем allegretto 96-112
animato bewegt, lustig animé animated, lively анимАто — оживлённо 100-116
animato assai bewegt, lustig animé very much animated, quite lively анимАто ассАи — очень оживлённо 104-120
allegro moderato bewegt, lustig animé quite lively, cheerful and quickly аллЕгро модерАто — умеренно быстро 108-126
tempo di marcia marschieren marcher au pas marching тэмпо ди мАрча — в темпе марша 112-126
allegro non troppo bewegt, lustig pa trop d'animé lively, cheerful and quickly, but not too much аллЕгро нон трОппо — быстро, но не слишком 116-132
allegro tranquillo bewegt, lustig animé tranquille lively, cheerful and quickly, but calm аллЕгро транкуИлло — быстро, но спокойно 116-132
allegro bewegt, lustig animé lively, cheerful and quickly аллЕгро — скорый темп (буквально: «весело») 120-144
allegro molto sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро мОльто — весьма быстро 138-160
allegro assai sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро ассАи — весьма быстро 144-168
allegro agitato, allegro animato sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро аджитАто — весьма быстро, взволнованно 152-176
allegro vivace sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро вивАче — значительно быстро 160-184
vivo, vivace lebhaft vif lively and fast вИво вивАче — быстро, живо,быстрее, чем allegro, медленнее, чем presto 168-192
presto schnell vite fast прЭсто — быстро 184-200
prestissimo ganz schnell très vite very fast прэстИссимо — в высшей степени быстро 192-200

Частично по книге: Мальтер Л., Таблицы по инструментоведению. — М., 1964.

3. Эффекты музыки на сердечно-сосудистую и респираторную систему зависят от ее темпа

Д-р Luciano Bernardi и его коллеги (Университет Павии, Италия) изучали ответ сердечно-сосудистой и респираторной систем (ССС, РС) на изменения музыки у 12 практикующих музыкантов и 12 лиц иных профессий, сопоставимых по возрасту (группа контроля). После 20 минут спокойного отдыха оценивались параметры ССС и РС. Затем прослушивались 6 различных по стилю музыкальных фрагментов по 2 и 4 минуты, следующих в случайном порядке. В каждом фрагменте имелась случайно расположенная пауза по 2 минуты.

Оказалось, что частота дыхательных движений (ЧДД), артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС) и соотношение низких и высоких частот вариабельности сердечного ритма (НЧ/ВЧ, показатель симпатической активации) увеличивались при более быстром темпе музыки и при простых ритмах, по сравнению с исходными величинами. При этом скорость кровотока в среднемозговой артерии и параметры барорефлекса уменьшались. По сравнению с немузыкантами, музыканты чаще дышали при более быстром темпе музыки и имели более низкую исходную ЧДД. Стиль музыки и личные предпочтения участников не имели такого эффекта, как темп или ритм музыки. Снижение АД, ЧДД, ЧСС и НЧ/ВЧ после 2-минутной паузы в музыкальном фрагменте было более выражено, чем после 5 минут исходной релаксации.

По мнению авторов, специально подобранная музыка, в которой чередуются быстрый, медленный темп и паузы, может вызывать релаксацию, уменьшать симпатическую активность и, таким образом, выступать в качестве компонента комплексной терапии заболеваний ССС. В редакторской статье того же номера Heart д-р Peter Larsen и д-р D Galletly (Веллингтонская Школа Медицины, Новая Зеландия) высказывают предположение, что у музыкантов в силу профессиональной тренированности выше восприимчивость к изменениям темпа музыки, и поэтому сильнее корреляция между музыкальным темпом и ЧДД.

4. Темпы электронной музыки

В наше время классическая музыка немного отошла на второй план. Поэтому вашему вниманию предоставляются темпы электронной музыки по направлениям.

Транс (Trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 90-е. Отличительными чертами стиля являются: темп от 130 до 150 ударов в минуту (bpm). В трансе обычно используется прямой бит.

Подстили транса:
Full on - 140-150 ударов в минуту (bpm)
Psy - 146-155 (bpm)
Dark - 160 и более ударов в минуту.

Драм-энд-бэйс (Drum and bass) — жанр электронной музыки. Изначально как ответвление британской сцены брейкбита и рейва, Drum and bass возник, когда музыканты стали смешивать бас из регги с ускоренным брейкбитом из хип-хопа. В целом, существенного различия между терминами «drum and bass» и «jungle» нет. Некоторые называют джанглом старые записи первой половины 90-х годов, а драм-энд-бэйсом считают существенно эволюционировавший джангл с новыми пост-техстепными элементами. Для многих людей изначально трудно разобраться с темпом этого напрвления. Поскольку из-за ломаных ритмов может быть очень сложным определение темпа этого стиля. Разброс темпов в этом направлении наверное один из самых больших. Драм-энд-бейс звучит начиная от 140 ударов в минуту (обычно это олдскул) и может достигать аж 200. Темп в этом стиле легко можно определить по малому барабану.

Хаус (House) — жанр электронной музыки, зародившийся дэнс-диджеями в начале 1980-х годов в Чикаго. House сильно наполнен некоторыми элементами жанра soul 1970-х годов и стилем танцевальной музыки Disco. Хаус создаётся путём смешивания рельефных ударных басов жанра Disco и новым видом «тяжёлой» электронной музыки (басы, биты, различные звуковые эффекты и т. д.). До сих пор не утихают споры о происхождении названия данного стиля. Но на данный момент центральной версией считается то, что название пошло от чикагского клуба Warehouse, там диджей Фрэнки Наклз смешивал классическое диско с европейским синти-попом, добавляя к этому свои собственные ритмы при помощи драм-машины Roland 909. Темп этой музыки довольно статичен. Обычно он колеблется около 130 ударов.

Техно (Techno) — это жанр электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов в Детройте и его окрестностях и впоследствии подхваченный европейскими продюсерами. Он характеризуется искусственностью звука, акцентом на механических ритмах, многократным повторением структурных элементов музыкального произведения. Для техно характерен темп от 135 ударов до 145 ударов в минуту. «Техно — это музыка, звучащая, как технология», — говорит Хуан Аткинс, один из основателей жанра. На самом деле в США техно-музыка была только андеграундным явлением, а вот в Великобритании она вырвалась на основную музыкальную арену страны конца 1980-х. Также этот стиль музыки был очень популярен и в других странах.

Около 20 лет назад в музыкальной электронной культуре появился такой стиль, который стал ответвлением техно-музыки. Название этому стилю Хардкор (Hardcore).

Хардкор (Hardcore). Все, кто в 90-х увлекался электронной музыкой, должны помнить всем известный рейв Thunderdome, который собирал огрномное количество народу на территории Голландии, которые приходили на хардкор-рейвы. Но этот стиль музыки пользовался огромной популярностью и не только в этой стране, но и на территории Германии и других стран Европы.

Брейккор (Breakcore) – Это довольно недавно появившийся жанр. Наверное самый молодой среди всех жанров, использующих ломаный ритм. Темпы в этом стиле поражают как своим разбросом по bpm, так и своим темпом в принципе. Самый небольшой темп в брейккоре составляет аж 220 ударов в минуту, что намного больше, чем у любого другого стиля электронной музыки и достигать может совсем космических значений. Известны некоторые композиции в этом стиле, которым присуще значение в 666 bpm.

Электро (Electro) - сокращение от Electro funk (так же известно как robot hip hop), это стиль электронной музыки, взявшей свои корни из хип-хопа. Очень большое влияние на стиль оказали Kraftwerk и funk. Музыка в этом стиле звучит очень электронно («по компьютерному»), создатели такой музыки пытаются не использовать звуки живой природы, даже вокал обычно искажается для придания более «тёмного» и «механического» оттенка. Поэтому работы исполнителей пропитаны идеями роботов, ядерной физикой, компьютерами, технологиями будущего и во многом развитию этого стиля способствует фантастика. Электро присущ темп приблизительно такой-же как и хаус-музыке. От 125 ударов и немногим более - это электро.

Последний стиль электронной музыки, которому бы хотелось уделить внимание является Брейкс.

Брейкс (Breaks) - Очень интересный, на мой взгляд, стиль, но буду краток. Вся брейкс культура и в том числе это направление возникло в результате исторического события. Если я не ошибаюсь, в 1969 году группой Winstons была придумана песня «Amen brother», в которой впервые появилась ломанная барабанная петля, всем известная теперь как часть брейк-бит музыки. Теперь её называют amen break. Она очень часто испольуется в drum’n’bass. В брейкс она уже не похожа сама на себя, да это уже и не она, но основой этого стиля являются именно ломанные ритмы, котоые берут начало так давно. Их темпы стали более медленными и более «качающими». Темп стал ниже, чем у направлений-предшественников. Брейкс-музыка играется с темпом приблизительно 120-130 bpm. Если бы он был больше, то она растеряла бы весь свой драйв.

На этом думаю закончить, поскольку остальные стили электронной музыки являются, на мой взгляд, более экспериментальными или менее актуальными.

Kadz, 19.12.2008
CJCity.ru

Комментарии (49)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 04.12.2013 13:56 #

    азалия - спасибо за названия

  • Гость
    (Гость) 09.03.2012 17:38 #

    Сергей - А вот как это может быть? -

    комОдо комодамЭнтэ — удобно, непринуждённо, неспеша

    и андАнтэ кон мОто — ТОЖЕ удобно, непринуждённо, неспеша...

    Хотя первое - метроном 63-80, а второе - 69-84.

    Есть ли отличие? Николай

  • Гость
    (Гость) 10.01.2012 22:40 #

    Георгий - Более того! 46 и 47 ударов одновременно принадлежат и grave, и largo и largamente, а 48 ударов - аж сразу 4м темпам - grave,largo, largamente и adagio !!! Я делаю некую программку связанную с музыкой и для меня такая размытость понятий просто шок! Не знаю даже как мне дальше продолжать - завис, как Windows! Срочно ищу кнопку "Reset"! :)))

  • Гость
    (Гость) 10.01.2012 14:33 #

    Георгий - Совершенно не понятно! Почему столько перекрывающихся значений? Не существует ли более точных формулировок? Мне, как человеку начинающему, совершенно непонятно как же определять какой это темп, например: 44,45,46,47 и 48 ударов - это и grave и largo одновременно, и таких много!

  • Гость
    (Гость) 12.11.2011 17:53 #

    Михаил - Эх, кабы написано было, сколько ударов в минуту... Но всё равно спасибо.

  • Гость
    (Гость) 24.10.2011 22:39 #

    Денис - было бы супер если примеры в аудио файлах были)))

  • Гость
    (Гость) 31.08.2011 11:45 #

    Любовь - Владислав, вы невнимательны! См. п.3 "Эффекты музыки на сердечно-сосудистую и респираторную систему зависят от ее темпа". Там как раз и рассказывается о влиянии музыки на людей.

    p.s. сайт оказался лично для меня очень познавательным и полезным. Взяла себе таблицу соотношений метронома и темпы музыки! Спасибо!

  • Гость
    (Гость) 10.07.2011 02:47 #

    Владислав - в оглавление написанно что "вы сможете ознакомиться со свойствами различных темпов, а также узнаете о том, как темп музыки может воздействовать на людей", А в содержание только перечисление названий темпов и жанров.

    И

  • Гость
    (Гость) 23.04.2011 23:46 #

    Богдан - Конфетка с тобой полностью согласен

  • Гость
    (Гость) 23.04.2011 23:45 #

    Богдан - Спасибо очень люблю музыку особенно классику


  • Гость
    (Гость) 26.02.2011 22:40 #

    Аня - Спасибо)очень интересно

  • Гость
    (Гость) 16.02.2011 21:19 #

    Евген - Полезного не узнал ничего. Но за ознакомление спасибо:)

  • Гость
    (Гость) 07.01.2011 01:25 #

    КонфЕтка - Вы знаете,что это такая нужная программа особенно для тех людей,которые учатся в музыкальных школах и т.д. Эта программа поможет что узнать новое,а что-то и вспомнить и поверте никогда не надо бросать начатое дело особенно в творческих атмосферах!Спасибо всем тем,кто придумал такую программу и всем тем,кто её прочитал...СПАСИБО

  • Гость
    (Гость) 06.12.2010 20:16 #

    ИРА - СПОСИБО ВЫ МНЕ ПОМОГЛИ


  • Гость
    (Гость) 13.11.2010 19:14 #

    Роберт - спасибо автору.

  • Гость
    (Гость) 11.10.2010 17:56 #

    Дмитрий - один удар - одна четверть

    классическая музыка не отошла на второй план, её больше нет. а то, что названо современной академической музыкой лишено, как правило, привычных гармоний, но практически всегда насыщено такой невероятной полиритмией, какой в электронной музыке не сыщешь

  • Гость
    (Гость) 15.07.2010 15:56 #

    Vesnushka - Добрый день, а подскажите пожалуйста:в таблице обозначений темпов:вот там написано 120-140,это один удар = одна четверть, или один удар - одна восьмая!кст. спасибо, только здесь нашла allegro vivace))

  • Гость
    (Гость) 15.05.2010 19:02 #

    B-girl808 - SirJay

    Полностью за!!! Freestyle рулит!!!!

  • Гость
    (Гость) 21.03.2010 07:19 #

    NDMA - "остальные стили электронной музыки являются, на мой взгляд, более экспериментальными..."

    а брейккор это настоящий мейнстрим)))

  • Гость
    (Гость) 11.02.2010 23:58 #

    Алиев - Респект автору полезная темка


Пополнения софта для Windows

  • Beatskillz MAX1
    Beatskillz MAX120 мая 2017

    Бесплатный плагин автоматического компрессора с «интеллектуальным» и переменным временем выпуска и настройками соотношения.Контролируйте свои пики очень легко

  • Sanford Sound Design Cobalt v2.0
    Sanford Sound Design Cobalt v2.017 мая 2017

    Cobalt является программным синтезатором в формате VSTi, вдохновлённый цифровыми синтезаторами 1980-х годов. В начале 80-х годов, как цифровые технологии стали дешевле, многие

  • Samsara Cycle Audio G-EQ
    Samsara Cycle Audio G-EQ17 мая 2017

    Бесплатный VST гитарный эквалайзер с эффектом искажения.Особенности:5-полосный графический эквалайзерКонтроль искаженийСелектор искажений Fuzz / OverdriveРегулировка уровня

  • Ardour v5.9
    Ardour v5.917 мая 2017

    Цифровая рабочая станция для записи, редактирования и сведения многодорожечного аудио, созданная для профессиональных музыкантов. Мультиканальная запись, полная поддержка

  • Thomas Mundt LoudMax v1.17
    Thomas Mundt LoudMax v1.1714 мая 2017

      Лимитер с автоматическим выравниванием уровня громкости.Максимальная громкость регулируется слайдером "Drive". Максимальная громкость звука на выходе - слайдером "Output".

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования