Звукозаписывающая студия на ПК для начинающих - 2
Итак, у нас получился десяток wav-треков. Для записи вокальных партий, живых инструментов и сведения удобно использовать программу Sonic Foundry Vegas (Последняя на сегодня версия - 4.0). Существует много профессиональных аудиоредакторов-секвенсоров, например Cool Edit, Samplitude и других, но программы Sonic Foundry наиболее просты в освоении. Кстати, сей факт вызывает острые приступы снобизма у людей, угробивших когда-то кучу времени на изучение замороченных интерфейсов других разработчиков. Ещё нам понадобятся DirectX плагины, для них мы сделаем небольшое отступление.
DirectX плагины - небольшие программы, дополняющие основной редактор. Их очень много, и первые полгода можно запросто убить на тестирование различных ревербераторов, компрессоров, шумоподавителей, дилеев и хорусов. В конце концов останутся несколько пакетов, которыми вы и будете пользоваться. Можно посоветовать софт от Waves - Native Gold Bundle, куда входят ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры, питчер, фленжер и много чего ещё. Также обратите внимание на Waves Renaissance Collection (вокальный компрессор-лимитер-гейт, DeEsser и MaxxBass) и Waves Restoration Bundle (система шумоподавления). Аналогичный шумоподавитель есть и у Sonic Foundry - Sonic Foundry Noise Reduction. Хороший хорус есть в пакете DSP-FX 6.2a. Для исправления огрехов пения существуют программы Antares AutoTune и RBC Voice Tweaker Pro. Кстати, если у вас AutoTune не желает сохранять в файле изменения, то вот лечение в реестре: HKEY CURRENT USER\Software\Antares Audio Technologies\Auto-Tune 3 DirectX\Presets. Меняем значение SaveGraphicData с нуля на единицу.
Вернёмся к Vegas. После установки видим несколько окон, некоторые из которых, например Video, Video FX, можно закрыть и забыть о них, если вы не собираетесь заниматься видео. В меню Options/Preferences и File/Properties находятся настройки программы. Желательно все временные и вспомогательные папки программы вынести за пределы системного раздела на другой, а также не сохранять на системном никаких файлов проектов. В этом случае вам не будет грозить потеря данных, например, при восстановлении рухнувшей системы из загодя приготовленного образа диска. Кстати, подобная рекомендация полезна и в отношении других программ.
Записаные в Sonar wav-файлы можно загружать в Vegas, просто перетаскивая их мышью из встроенного проводника в главное окно. В этом окне треки можно копировать, резать, объединять, нагружать эффектами в реальном времени, выстраивать по панораме и вообще делать с ними всё, что угодно, лишь бы хватило мощности процессора и шустрости жёсткого диска. Подключить DirectX-плагины можно по шинам (Buses), через Insert FX или потреково пиктограммой . Если нагружать каждый трек своей собственной комбинацией эффектов, при большом количестве дорожек или большой "энергоёмкости" какого-нибудь плагина может не хватить мощности процессора, поэтому лучше индивидуально для каждого трека использовать такие плагины, как эквалайзер, гейт, а остальные вешать через шину, которую потом можно назначить сразу группе дорожек. Например, шина А с определёнными установками хоруса и ревербератора пойдёт на гитарные треки, а шина В со своими настройками - на вокальные. Пресеты можно создавать и на отдельный плагин, и на группу.
Таким образом, загрузив и вчерновую обработав в реальном времени sonar'ные треки в Vegas, можно приступать к записи живых инструментов и вокала.
Скажем сразу: всё живое и шевелящееся полагается писать с микрофона. В смысле голос, электрогитару и бубен. Электрогитару подключают к комбику и микрофоном снимают звук с динамика. Можно, конечно, включить гитару напрямую в линейный вход карты, но если для вас это нормально, то звук получите тот, которого достойны. Если нет возможности снимать электрогитару микрофоном, используйте спикоэмуляторы. Что касается микрофонного входа карты SB Live! (как, впрочем, и всех универсальных звуковых карт), то его полагается заклеить скотчем во избежание соблазна халявы по причине отвратительного качества микрофонного предусилителя. Если нет микшерского пульта, то даже микрофонный вход какого-нибудь древнего полуразваленного катушечного магнитофона высшего или первого класса будет на порядок лучше. Включайте магнитофон на запись с микрофона и его линейный выход соединяйте с линейным входом карты.
Про выбор микрофона можно сказать следующее. Если вокальный динамический Shure 58 не по карману (а это лучший выбор для домашней демостудии), то бренды выпускают и модели для начинающих. Главное здесь то, что есть серии вокальных и инструментальных микрофонов. А если, поскребя по сусекам, удалось сдуть пыль с какого-нибудь МКЭ-271, не заморачивайтесь и считайте, что сэкономили баксов тридцать, а то и пятьдесят.
Теперь настраиваем на запись с линейного входа миксер звуковой карты, убираем галку, если стоит, с Line-In
и возвращаемся в Vegas. Щёлкнув правой кнопкой мыши на левом поле главного окна, выбираем Insert Audio Track. Включаем в треке запись. Если при этом в наушниках появился дилей - щёлкаем по пиктограмме и убираем галку с Input Monitor. Всё, можно включать запись в главной навигационной панели.
Если на треке щёлкнуть правой кнопкой, можно выбрать пункт меню Insert In Sound Forge, в котором можно тщательно отредактировать, например, вокальную партию, подправив неизбежные неточности. И останется пара пустяков: свести и отмастерить. Для мастеринга можно использовать программу T-Racks.
И в заключение пара замечаний.
Первое: как вы думаете, чему учатся пять лет на звукорежиссёрских факультетах?
Второе: один только плагин Restoration Bundle v3.5 от Waves на момент выхода стоил 1200 американских рублей.
Так что околобаховские отмазки типа "Вот ежели бы мне профессиональную аппаратуру, я бы выдал класс!" здесь не катят. Обладая знаниями и умением, сегодня вполне можно дома на одном софте создать такое, что только специалист отличит вашу домашнюю работу от профессиональной студийной. Как бы то ни было, теперь любой музыкант может преподнести свой материал в более выгодном свете, нежели просто напев песню под гитару на кассетный магнитофон.
Stagger, 20.07.2003
www.stagger.nm.ru