Audacity: лед тронулся!
Похоже, мы имеем уникальную возможность наблюдать становление бесплатной многоплатформенной цифровой студии. Профессиональной. Если дело будет продвигаться такими же темпами, то через пару лет каждый звукорежиссер задумается, стоит ли продолжать использовать привычные, но стоящие кучу денег Nuendo, Cubase, Sonar или Samplitude, либо перейти на героя нашей статьи — Audacity...
Подобных проектов очень немного. Мне известна еще одна цифровая студия под Линукс, называется Broadcast 2000. Увы, о выпуске новых ее версий пока что ничего не слышно. И вот среди засилья коммерческих продуктов появляется один совершенно freeware и open-source проект, у которого больше и светлое будущее. Audacity расшифровывается как A Free, Cross-Platform Digital Audio Editor. Главный его сайт, причем с версией контента на русском —http://audacity.sourceforge.net. Доступны релизы программы под Linux, Windows и MacOS X. Я скачал себе версию для Windows (как?! линуксоид родину предал?) и на основе впечатлений от нее пишу эту статью. Хотите, прямую ссылку дам? Ловите: http://telia.dl.sourceforge.net/sourceforge
/audacity/audacity-win-1_1_2.zip, вес 1.9 Мб. Это бета 1.2 за декабрь прошлого года. А вот тут лежит документация: http://audacity.sourceforge.net/audacity-manual-1.0.0-A.zip.
Впечатления самые положительные. Итак, Audacity — это цифровая аудио-студия (digital audio studio), то есть программа, в которой можно микшировать звуковые дорожки, обрабатывать их эффектами и редактировать звуковой материал. Визуально Audacity напоминает CoolEdit Pro (CEP). Поскольку проект еще сравнительно молодой, то покамест не реализованы (но планируются) нормальный микшер, секции эффектов и «шины». То есть имеем рабочее пространство, в котором располагаются треки. Первое отличие от CEP очевидно — в Audacity дорожки могут выглядеть не только как обычные волновые формы, но и в виде спектрограмм, а также в виде диаграмм питча (в CEP вывод в режиме спектра доступен только в режиме работы с отдельным файлом, а не на рабочем поле с дорожками). Управление отображением задается в контекстном меню для конкретной дорожки.
Масштабирование волновых форм работает вплоть до отдельных самплов. В таком режиме масштаба вы можете РИСОВАТЬ звук с помощью инструмента Draw tool. Это значит, что вы можете редактировать звук на уровне минимальных элементов, квантов волновой формы — сэмплов.
Инструментов для редактирования в Audacity не очень много. Это обычные тулзы для нарезки звука, масштабирования и перемещения. Есть еще эдакая стрелочка, она редактирует огибающие громкости. Аналогичных для панорамы пока что нет. В Audacity хорошо развит механизм истории выполненных действий, примерно как в Photoshop. Вы можете двигаться по списку действий в обоих направлениях, поэтому всегда можно отменить некую ошибочную с вашей точки зрения операцию.
Еще в Audacity есть стандартный набор встроенных эффектов и фильтров — шумодав, усиление/ослабление, фазер, эхо, FFT-фильтр, bass-boost и другие. Правда, без предварительного прослушивания. Приходится Undo использовать :-). Но функция Preview планируется, что очень радует. Радует также поддержка VST-плагинов (в версиях для Windows и Mac). В комплект Audacity входит бесплатный VST-ревербератор Freeverb2. Кроме того, вы можете создавать собственные плагины на основе скриптового языка, поддерживаемого Audacity. Вот как выглядит исходник плагина Tremolo (пример взят из папки Audacity\Plugins):
То есть, у вас есть возможность не только написать математическую формулу для обработки звукового сигнала, но и сформировать под это дело графический интерфейс. Такие плагины совершенно натурально появляются в меню Effect, как и обычные эффекты и плагины. Дополнительные плагины качайте с главного сайта продукта.
От темы эффектов перейдем к иным, не менее вкусным вещам. Генераторы звука. Их четыре — генератор тона, ноты, белого шума и... Тишины.
Анализ. Меню Analyze у меня по странной причине не работает. Видимо, сказывается бета-версия. Если быть до конца точным, то это меню открылось лишь однажды, а именно вчера ночью, после чего более не открывается, поэтому изучить его я не могу. Зато в меню View обнаруживается Plot spectrum. Это очень гибкий в настройках анализатор частот, который вдобавок ко всему может выдать результаты анализа в текстовый файл. Правда, после этого Audacity успешно вылетел. Бета... :-)
Поговорим теперь о технических характеристиках продукта и поддерживаемых им форматах. Не обладая всеядностью некоторых звуковых редакторов, Audacity тем не менее поддерживает чтение и запись таких форматов, как .wav, .aiff, .au, IRCAM и, разумеется, OggVorbis и .mp3. Запись в последний — только при наличии у вас внешнего кодера. В частности, нужен lame_enc.dll. Windows-пользователи могут взять эту библиотеку, как ни странно, не на главном сайте кодека (http://lame.sourceforge.net), а в комплекте дистрибутива замечательной фриварной грабилки CD-Audio и конвертора под названием CDEx (http://switch.dl.sourceforge.net/sourceforge/cdexos/cdex_150b10_enu.zip, 1.9 Мб). Кстати, если уж «грабить», то только им. Рекомендую!
О причинах столь странной возни с lame_enc.dll расскажу вкратце. По лицензионным причинам кодер MP3 не входит в состав Audacity. Вот почему нужен внешний кодер. В дистрибутиве, выложенном на родном сайте LAME, есть только исходники. Я не думаю, что каждый читатель этой статьи имеет под рукой нужный компилятор и опыт работы с ним. Поэтому готовый к работе LAME берем именно из дистрибутива CDex.
Но. Зачем вам MP3, если Audacity поддерживает новый формат сжатия звука — Ogg Vorbis? Лично я давно забил на «эмпешки», и всю музыку конвертирую именно в .ogg. Последний на битрейте всего в 45 звучит так же, как MP3 с битрейтом 128! Для демонстрации я проделал следующее. Оцифровал с аудио CD композицию «Life In A Glass House» группы Radiohead. Вырезал из нее фрагмент длиной в 15 секунд и конвертировал его в два разных формата — в OggVorbis с битрейтом 45 и в MP3 с битрейтом 48 (использовался кодер BladeEnc). Затем я выложил полученные файлы в Сеть:
Качайте и удивляйтесь разнице. Можно ли без внутреннего содрогания слушать MP3 с битрейтом 48? Он хлюпает, подобно зловещей биомассе в старом советском кино «Через тернии к звездам». А Ogg при еще меньшем битрейте... Неужели не хлюпает? Нет :-). Очень даже можно слушать. Поэтому — я за Ogg Vorbis.
Кстати, игровая индустрия тоже переходит на Ogg. В каком формате записана озвучка к Unreal 2 и Serious Sam 2? Верно! Вас интересует совместимость Ogg с вашим плейером? Winamp 3 играет его без проблем, а для старого доброго Winamp 2.x (которому я, кстати, отдаю предпочтение) плагин весом 112 Кб лежит здесь:http://www.roxton.kiev.ua/in_vorbis.exe.
Audacity может экспортировать во внешний волновой или сжатый файл двояко — весь проект целиком, или только выделенный фрагмент. Форматов экспорта, кроме вышеперечисленных, очень много, среди них экзотические вроде нового 64-bit Sonic Foundry (поддерживается в SoundForge), файлы для самплеров Kurzweil и Yamaha и многие другие.
Чего не хватает? Русский интерфейс? Есть такой. Если не выбрали язык при инсталляции, то зайдите в File > Preferences > Interface, в опции Language впишите ru, нажмите OK и перезапустите Audacity. Нужен украинский? Подключайтесь к проекту — Audacity развивается на общественных началах, и каждый может внести свой интеллектуальный вклад.
А вот документация написана на английском. Зато очень живая и интересная — авторы в популярной форме рассказывают не только о функциях программы, но и об основах цифрового звука, эффектах и тому подобном. Такая хорошая документация есть еще только у двух «звуковых» программ — CoolEdit Pro и Impulse Tracker. Авторы знают, о чем пишут.
Резюме. Если не принимать во внимание отсутствие поддержки DirectX-плагинов и предварительного прослушивания для эффектов, то уже сейчас мы имеем в образе Audiocity бесплатный аналог CoolEdit Pro. Чем станет Audacity в будущем, можно лишь предполагать. Учитывая, что разрабатывается он по Сети группой программистов, территориально разбросанных по всему земному шару, и чисто их постоянно увеличивается, можно прогнозировать супернавороченный редактор аудио, совмещенный с многоканальником уровня Steinberg Nuendo или Sonic Foundry Vegas. А может, даже с более широким диапазоном функций. Как пишут разработчики в документации, жизнь проекта напрямую зависит от вас, пользователей. Вносите свои предложения, пишите код программы или плагины, делайте переводы на другие языки — словом, будьте причастны к делу, и оно обернется для вас пользой.
Петр Roxton Семилетов, 01.07.2003
mycomp.com.ua
telex - когда других ботинок не видел наши самые крутые
ХАхлва - прикольно
Toxa256 - Скажите где полную версию скачать???
Yelena - Спасибо за статью, она мне очень погогла, т.к. я не могла разобраться с lame_enc, спасбо за ссылки :)
Андрей - Спасибо за интересную статью
Al - "Если дело будет продвигаться такими же темпами, то через пару лет каждый звукорежиссер задумается, стоит ли продолжать использовать привычные, но стоящие кучу денег Nuendo, Cubase, Sonar или Samplitude, либо перейти на героя нашей статьи — Audacity..." в россии точно не станет задумываться перед выбором, осбенно с существованием cjcity)))