Кто (и зачем) сказал .wav?
Длинный и относительно подробный обзор волновых редакторов на платформе Windows вызвал падение в мою мыльницу ряда писем читателей. С удовольствием продолжаю разговор с парнями, отправившимися по следам волновых редакторов.
«Уже не первый год пробую себя в искусстве написания компьютерной музыки. Сильно сказано, но все же… Первый альбом создал полностью во Fruity Loops (за неимением и незнанием других прог), а второй — в Hip-Hop eJay. Стиль первого я не знаю, как определить, а стиль второго — хип-хоп».
Думаю, что одной софтины такого уровня как Hip-Hop eJay для качественного музыкального альбома будет маловато. Как Вы думаете, сколько народу, послушав Эминема или Beasty Boys из тех же самплов пытается в домашней тачке склеить похожие вещи? Научились работать в eJay? Можете браться за более сложную софтину. И даже добавить в саунд внешние источники звука.
Изначально афро-американская музыка фанк полностью игралась вживую, командой из минимум шести человек. Джеймса Брауна слышали? Был он крайне радикальным парнем, но даже Майкл Джексон считает его своим учителем в музыке, не говоря уже о злых рэперах. Манера МС (речитативов) у него была уже та самая. Потом (в середине 70-х прошлого века!!!) в черных гетто появились ритм-машинки и самплеры, а к ним добавились партии вертушек. Этот стиль уже назывался рэпом. В начале 80-х в хиты попали первые хип-хоперы. Техника была практически та же, только сама музыка более попсовая.
Свои самплы можно ловить прямо в «железный» инструмент, но это слегка морочливо и менее точно. Да и памяти в первых Akai или E-Mu было меньше метра. В волновой редактор можно записать хоть целую пластинку, и уже там вырезать из треков все, что нужно хип-хоперу. Единственное, желательно помнить о копирайте. По украинским законам за «ворованные» звуки пока что никого не осудили. Однако могут, если музыка дойдет до коммерческого тиража (радио, ТВ), и при этом докажут факт вырезания длинного и узнаваемого сампла.
«Я обратился к одному из лучших в Ивано-Франковске ди-джеев. Он сказал, что написано неплохо, но без профессиональной записи тут не обойтись. Можно ли действительно обойтись без профессиональной записи? И как этого достигнуть?»
Если бы альбом можно было записать на условно-бесплатном софте и звуковушке за 50 «условных», кто бы заморачивался тратить серьезные деньги на устройство профессиональных студий звукозаписи? Приставка «Pro» в названии софтины — иногда просто хитрая ловушка для начинающих. Конечно, можно пойти на всякие хитрости и в домашних условиях, но скорее всего, даже у самого талантливого человека это будет демо-запись. Как вариант — дома накопить исходные материалы и смонтировать, а свести и отмастерить с помощью профи. Который пусть сначала докажет свой профессионализм. Попросите для начала поставить пару записей, сделанных в его студии. Даже при таком варианте работы в домашней студии нужна как минимум звуковая карта с хорошими конверторами и относительно правильный слуховой контроль.
«Подскажите какую-нибудь полную литературу по этой теме…
С уважением, Анатолий Мельник».
Если бы такая литература мне самому попадалась… Пару дней назад смотрел в магазине книги по компьютерному звуку. Их было штук двенадцать, и все какие-то расширенные хелпы. Намного полезнее завести демку интересующей программы, и там не только почитать, но и потрогать пальцами, и посмотреть. А главное, послушать. Интересно, что поэтому поводу думают украинские издатели компьютерных книг?
Человек, который нормально знает одну-две программы, — это всего лишь «подмастерье». Чтобы стать мастером, желательно еще знать, чего комп в принципе не может и не умеет. А также предполагать, чему он скоро научится. С нашей помощью. Поэтому начните с умеренно старых учебников по акустике и звукорежиссуре. Как образуется и распространяется звук акустических инструментов, как его слышат люди, каким образом в помещении ставят колонки и микрофоны.
Главное, побольше слушайте музыки. Разной. Попробуйте разобраться, как она сделана технически. Тогда сможете сами решить, насколько хорошо у вас получилось монтировать самплы с помощью eJay. Конечно, кроме технических моментов в музыке есть еще и много других, возможно, более важных. О них книга «Руководство пользователя Softina 2.х» обычно умалчивает. А наш разговор рискует стать слишком длинным…
«Разве эмбиент — это современная музыка? Почему это плохо, когда микс делают громко? Вы ваааще что-то свое там слушаете и думаете, что другие слушают то же самое. Отстаете от жизни. Иногда пишите об актуальных тенденциях».
DJ Los
Насчет громких миксов. Здесь нужно различать громкость и динамику звука. Что такое ручка громкости, это и ламеру понятно. Компрессор (он же при других настройках лимитер) придумали для того, чтобы на пиках звука не вылетели ламповые усилители. А потом стали дополнительно сжимать звук, чтобы тихий фрагмент музыки не очень-то пропадал между громкими. Чтобы маломощным передатчиком можно было охватывать большую территорию, а в двухдюймовых картонных динамиках среди тайги хоть как-то разбирать голос диктора. Включите сборник отутюженных компрессором «радиохитов» на нормальной акустике. Тогда, возможно, ощутите разницу между ними и «альбомной» музыкой.
О тенденциях уже пишу. Одна из актуальных тенденций заключается в том, что даже в пределах Киева есть множество разных тусовок. Здесь любят все с приставками «dark», а там — наоборот, все с приставками «happy». И то, что актуально в одной, в другой станет актуальным через год или совсем не станет. Кроме того, есть люди, которые не тусуются вообще или перестали тусоваться. Поскольку «там вам не здесь» и пипл, размахивающий флагами всяческого околомузыкального движения, иногда напоминает об этом весьма навязчиво.
Будет странно, если бы кто-то, а тем более я, вместо «своего» станет слушать (или играть) «чужое». То, что одному человеку по малому джазовому барабану, другому — по самплирующей ритм-машинке или даже по виниловой вертушке. Что на сегодня актуальнее, решайте сами. Относитесь к чужим вкусам спокойнее. Эмбиент иногда бывает музыкой. И современной тоже бывает. Скоро повешу в сетку FAQ по этой части. Желающие могут поучаствовать.
Если Вы логично и подробно объясните, что такое «современная музыка» и чем она принципиально отличается от всей прочей, со ссылками на сайты, мы это напечатаем. Для меня современно то, что сейчас играет из моих колонок. Электроника, акустика, рок, джаз... То, что играет из Ваших, почти наверняка в Лондоне (Берлине, Париже) уже целый месяц как вышло из клубной моды :-). Как можно от чего-то отстать, когда бегут за этим самым другие люди?
Извините, если кому-то ответил с опозданием. Мыльте. Только когда спрашиваете, pls, сначала внимательно посмотрите архив «Имеющего Уши» на сайте МК. Примерно в половине случаев об этом уже писалось. Но случаи разные бывают…
Виктор В.Пушкар, 11.05.2003
mycomp.com.ua