Земля Новых Технологий
Исторические корни немецких звуковушек Terratec достаточно глубоки, хотя появились они явно после объединения Германии. Подключаемая к шине ISA серия на основе EWS64 в свое время была одним из лучших решений для начинающих музыкантов и владельцев домашних микростудий. Она уходит в прошлое только вместе с самой шиной. К сожалению, железо этой почтенной фирмы стало появляться в Украине по принципу «дуже мало і тільки для себе». Но ситуация постепенно меняется.
Конечно, у каждой из представленных в нашем тесте моделей есть примерный аналог от Creative или, к примеру, Turtle Beach. И человеку, у которого из звукового софта работает только Media Player, ну еще по большим праздникам WinAmp, практически все равно, что за звуковушка у него в машине. Лишь бы правильно распределялись IRQ, желательно без поездки с системным блоком в сервисный центр. И хотя бы в сетке (а лучше на прилагаемом компакт-диске) можно было найти стабильно работающие драйвера. Но если для вас важно правильное воспроизведение звуковых дорожек фильмов и игр или работа с виртуальными синтезаторами, давайте уделим внимание подробностям.
Чем отличается железо Terratec от прочего? И в каком случае эти различия заметны юзеру? Для каждой из карточек ответ будет особый. Итак, вооружимся артефактом Отвертка Админа. Достанем из пакета платы, диски с «дровами» и чего там еще напаковано. Начнем наши занимательные опыты.
Terratec 128iPCI. Драйвера под Win95\98\NT4.0. Становятся легко и работают безглючно. Совместимость с General MIDI, MPU-401, дуплексная запись звука в формате 16 бит\48 кГц. Подключаемый программный набор тембров wavetable размером 1 или 3 Мб. Есть еще аппаратный MIDI, но, скажем честно, совсем слабый. О пространственных эффектах в игрушках скромно умолчим, эффект VSpace желательно держать выключенным. Хорошо, есть хотя бы нормальное стерео. Конверторы весьма среднего качества. Писать с аналогового источника? Разве что мессагу для автоответчика. Однако компакт или эмпешку при случае послушать можно.
Что-то мне эта модель напоминает. Скорее всего, Ensoniq PCI, которая работала у меня в машине еще года три назад и на то время была почти что продвинутым девайсом. Проверку временем этот чипсет, пожалуй, выдержал. Угадали: различия с Creative PCI 128 самые минимальные. Карточка нормально станет в старую машину. Судите сами: минимальный требуемый процессор — P 166 (рекомендуется 200 MMX и выше :-)). Минимум оперативной памяти — 16 Мб, но в этом случае три метра волновых форм в оперативке могут роковым образом сказаться на стабильности работы.
Вывод: На сегодня это самая простая и относительно правильная звуковушка за очень мелкие деньги. Она вряд ли может претендовать на звание флагмана, скорее наоборот. Но пока еще может претендовать на место в слоте. Позднее мы доберемся до оригинальных разработок и послушаем девайсы посерьезнее.
Terratec 512i. Драйвера под Win9x_ME, Win2000_XP, WinNT4. Достаточно внушительный набор бесплатного софта, в первую очередь расчитанный на музыкантов-любителей и держателей фонотеки эмпешек. Чтобы народ сразу понял, зачем нужна такая карточка. А это уже определенная заявка на успех. В директории Shareware пользователь найдет много интересного. Например, продвинутый трекер Buzz, секвенсор Fruity Loops или демку модульного синтезатора VAZ Modular. А чтобы все это нормально бегало, установите последнюю версию DirectX.
Yamaha S-YXG50 — простой, но популярный синтезатор, реализующий расширенный General MIDI. В принципе, тот же wavetable с парой малоинтерексных дополнительных фич, лично я предпочитаю другую софту. Но в связке с секвенсором Logic Fun (угадали, укороченная версия профессионального Emagic Logic) он обладает рядом полезных свойств. 676 мелодических звуков и 21 набор ударных — вроде бы есть выбор. Сколько из них будут реально полезны в хозяйстве, это уже другой вопрос. О свойствах S-YXG50 занимать собой волновой выход и достаточно сильно грузить центральный процессор мы уже писали. Операции, требовавшие P-II или K6-2 500 среднему современному камню — что слону дробина. Wave out, как и раньше, полностью отдается «жадному» XG-синтезатору. Выход: работайте с волновыми файлами и XG по очереди. Да, я знаю, это не очень удобно .
И снова воспоминания. Была такая железяка — Aztech 512, с чипсетом от Aureal. Тоже хорошая штука для своего времени. Насколько подобная карточка сохраняет актуальность на сегодня, судите сами. Из относительно полезных фич упомяну совместимость с пространственными эффектами A3D 1.0 и EAX 1.0, а также наличие оптического цифрового выхода, через который можно сбросить звук на внешнее устройство. Мы получаем возможность слушать звук в четыре динамика (да, псевдо-квадро) через нормальные конверторы, т.е. на уровне обычной бытовой компакт-вертушки.
Совет из разряда FAQ, который может помочь справиться и с другими девайсами. Если возникает конфликт прерываний, удалите драйвера и карточку, а затем переставьте ее в другой разъем PCI. Если в вашей машине всего одна видеокарта и только одна звуковушка :-), после этой операции проблемка с IRQ почти наверняка решится.
Sound System DMX Fire 1024. Карточка того же направления, что и 512i, однако чуть более современная и навороченная, на этот раз — оригинальная разработка Terratec на основе чипсета Crystal. C поддержкой пространственных эффектов Aureal 3D, EAX 1.0-2.0, а также Sensaura Multidrive, MacroFX, EnvironmentFX — чтобы точно хватило геймерам. С цифровым входом и выходом, чтобы порадовать владельцев полупрофессиональной звуковой аппаратуры.
Еще больший набор относительно полезного фриварного софта, включая утилиты для mp3 и компакт-дисков, волновые редакторы Cool Edit 2000 и WaveLab Lite, которые кому попало бесплатно не раздаются. А достаются только счастливым обладателям новых звуковушек :-). Изначально DMX Fire расчитана на работу под Win95\98\2000\NT4.0. Свежие драйвера можно качнуть на сайте http://www.terratec.net/ и в ряде других «дровяных» мест.
General MIDI реализован программно, при запуске в оперативную память подгружается тон-банк DLS, качество воспроизведения «мидюков» — стандартное, или даже чуть выше. Выходы на колонки — псевдо-квадро, а конверторы заслуживают сдержанного одобрения. В силу сложившейся традиции, я завел через карточку пару композиций с любимых компактов (джаз, рок и эмбиент). Секвенсор и волновой редактор благополучно «увидели» wave out звуковушки, а волновой редактор гордо выдал в него тест-сигнал. Результат оказался положительным. Конечно, для маньяков и суровых профи бывают ЦАП и получше, но это уже другая ценовая категория.
В контрольной панели есть правильный десятиполосный эквалайзер и управление пространственными эффектами. Если кто-то собрался геймиться на этой карточке, желаю приятно провести время. Если заниматься музыкой — тоже может быть.
Ах, да… Системные требования. Если верить разработчикам, здесь серьезные ограничения отсутствуют. DMX Fire станет практически в любой современый компьютер, лишь бы свободный IRQ нашелся.
SoundSystem SiXPack 5.1+. Как догадались самые проницательные читатели, этот девайс предназначен любителям цифрового видео со звуковыми эффектами Dolby 5.1. На этот раз — настоящий шестиканальный звук. Смотреть DVD — пожалуйста, в первую очередь для этого SiXPack и нужен. Впрочем, у кого есть только две колонки, может ограничиться обычным стерео. А кому кажутся слабыми встроенные конверторы карточки — отправить саундтрек в цифровой выход и слушать через навороченный усилитель. Но многим пользователелям вполне хватит такой звуковушки и набора активных колонок.
Поддержка протоколов A3D, EAX 1.0/2.0 и Sensaura — как в DMX Fire. Но тоже на шесть колонок. В комплект поставки входят интересные софтверные демки, чтобы пользователь мог оценить преимущества, ощутить и прочувствовать. Такая карточка может пригодиться еще и разработчикам звуковых дорожек к компьютерным играм.
General MIDI реализован с помощью подключаемого тон-банка DLS объемом 8 МБ, вместо которого продвинутые юзеры могут пристегнуть свой собственный. Кстати, DLS давно используется в некоторых популярных игрушках, но это, пожалуй, тема для отдельного разговора. «В помощь радиолюбителю» в инструкции дается схема распайки цифровых кабелей, переходника Game-MIDI и отводится еще пара страниц, посвященных выбору правильных соединительных «веревок». Вероятно, часть наших читателей найдет эту информацию интересной.
В контрольной панели мы находим раздельные регуляторы громкости для всех шести каналов, десятиполосный эквалайзер, плюс управление пространственными эффектами и цифровым выходом, а также подключение тон-банков DLS. Которые могут звучать с различным качеством и, соответственно, больше или меньше грузить процессор. В максимальном качестве саунд приближен к профессиональным звуковым модулям.
Если у вас правильно стоят колонки (примерно так, как нарисовано в инструкции, в файле .pdf), ожидайте приятных сюрпризов. Для начала заведите тестовые программки. Казалось бы, что нового может быть в жанре леталок из уха в ухо? И все же грамотное применение уже известных разработок впечатлило даже меня. Шесть дискретных каналов, скажу вам, способствуют…
По поводу драйверов. Под Win98SE\ME\2000 девайс точно заведется, насчет более старых ОС — без гарантии; можете попробовать сами. Найдете на диске свежую версию драйверов WDM и контрольной панели — хорошо. Иначе — лезьте за ними в сетку.
В поступившей на испытания линейке звуковых карточек Terratec кое-что из последних, и даже предпоследних моделей было явно пропущено. Например, полупрофессиональная серия EWS\EWX. Надеемся исправить положение. С помощью дистрибьюторов Terratec в Украине.
Виктор В.Пушкар, 07.05.2003
mycomp.com.ua