Компьютер и музыкант. Часть 3: Midi-клавиатуры
Купив компьютер для домашней студии, возникает необходимость в покупке еще одного необходимого компонента - Midi-клавиатуры. Если вы помните, в первой статье я описывал принцип работы Midi на примере нажатия клавиши синтезатора. Так вот, midi-клавиатура - это устройство, по сути, и являющееся клавиатурой синтезатора. Задача данного компонента - передавать на ПК midi-информацию на звуковую карту или модуль, для дальнейшего их преобразования непосредственно на ПК.
Выясним, на что же надо обратить внимание при выборе midi-клавиатуры.
Количество октав.
Самое главное различие в midi-клавиатурах - это количество октав. Их бывает три, четыре, пять, шесть с половиной и семь с половиной (полно-октавные). Если вы не имеете музыкального образования по классу клавишного инструмента, то покупать больше шести октав не имеет смысла, так как пользоваться всеми клавишами одновременно вы вряд ли будете (такой разброс необходим при игре "двумя руками"). Трех октавные инструменты наоборот имеют слишком малое количество клавиш, даже для игры одной рукой. Да и стоимость трех октавной клавиатуры ненамного ниже аналогичной четырех октавной.
Если же вы владеете игрой на фортепиано, клавесине, органе и т.п., то, наверняка, и пяти октав вам будет не хватать. В такой ситуации я рекомендую приобрести 7,5-октавную клавиатуру, но если у вас не хватает бюджета, то можно приобрести и 6-октавный инструмент.
Тип клавиатуры и исполнение.
Сейчас клавиатура у таких инструментов бывает трех типов - полу взвешенная, взвешенная и молоточковая. Отличие у них в том, что в полу взвешенной клавиатуре клавиши отходят после нажатия при помощи обычных пружин, взвешенная - имеет противовесы, из-за чего нажатие становится более похожим на фортепианную клавиатуру. Ну и молоточковая - полностью имитирует фортепианную динамику клавиш, и, практически идеально, имитирует клавиатуру обычного пианино. Хотя, честно говоря, такая "идеальность" непостоянна. Так, играя первый раз на такой клавиатуре, я, действительно не чувствовал разницы, но поработав в музыкальном магазине, и играя на таких инструментах каждый день, я заметил, что дома на "обычном" фортепиано пальцы ощущают клавиши непривычно.
Выбрать нужный вам тип несложно. Если вы не имеете базового образования игры на фортепиано, то берите взвешенную, или полу взвешенную, иначе - фортепианную.
Помимо типов, клавиатуры делятся еще и по внешнему исполнению. Здесь разница только в том, что клавиши выполненные в рояльном исполнении похожи на оригинальную рояльную клавиатуру (так делают все молоточковые клавиатуры и некоторые 6,5 и 7,5 октавные), а в синтезаторном, соответственно, - синтезаторную. After Touch, Pitch и Modulation.
Есть, некоторые функции, которые необязательно должны быть в midi-клавиатуре, но их наличие почти никогда не будет лишним.
Колеса Pith Bend и Modulation отвечают за плавную вибрацию звука. Колесо Pitch плавно поднимает звучание ноты на определенное значение (обычно до 1,5 тона). Колесо Modulation отличается тем, что заставляет звук вибрировать с определенной частотой. Сила вибрации и разница в значении определяются тем, насколько сильно вы повернули колесо. Если в клавиатуре эти функции есть, то лишними они никогда не будут. Единственное, на что надо обратить внимание, это то, что у клавиатур фирмы Roland эти два колеса совмещены, и вы не сможете установить какое либо положение колеса modulation и при этом играть двумя руками, в отличие от "двух колесного" варианта.
After Touch переводится буквально как "после касания". Эта функция выполняет какое-либо изменение звука, если во время игры вы нажали клавишу, а потом "додавили" ее с большей силой. Ее наличие не всегда удобно, особенно для людей любящих "фортепианную" игру, но, как правило, After Touch всегда можно отключить.
Дополнительные функции.
Все то, что я перечислил выше - основные функции midi-клавиатур, но есть так же и другие, не менее интересные, но менее обязательные. Среди таких функций стоит обратить внимание на возможность разделения на зоны (присвоить разным частям клавиатуры разные инструменты), кнопки управления секвенсором (возможность управлять компьютером прямо с midi-клавиатуры), и наличие дополнительных контроллеров (дополнительные кнопки или колеса). Обзор марок и моделей.
Узнав основные различия и характеристики midi-клавиатур можно провести краткий обзор основных, наиболее популярных и доступных в России моделей. Сейчас на отечественном рынке встречается множество производителей клавиш "бюджетной" серии. Среди них: Creative, MidiMan, Evolution, Fatar, Roland и другие. Но самые удачные по соотношению цена/качество - это Roland и Fatar. Проработав довольно долгое время в этой области, я смело могу сказать, что на другие фирмы можно, практически не обращать внимания, поскольку две вышеназванные фирмы имеют очень большой опыт производства данного типа оборудования, и выпускают как недорогие четырех октавные модели (125-200 у.е.), так и мощные студийные клавиатуры (900 у.е. и выше). Линейка Roland представлена, в основном, моделями PC-160, PC-180, PC-300, A-33, A-37. Более дорогих моделей я не называю, т.к. покупать домой их не имеет смысла (если вы не являетесь "профессионалом" в данной области, в противном случае вы и сами все знаете). Модель PC-160 - клавиатура, с минимальным набором функций. Ее я не рекомендую, т.к. она имеет всего три октавы.
PC-180 и PC-300 - похожие инструменты, с полу взвешенной клавиатурой, совмещенными колесами (Pitch Bend + Modulation), и кнопками управления секвенсором. PC-300 отличается наличием USB. Имеют красивый дизайн. Рекомендуется всем, кто ценит компактность. PC-300 удачно подходит для владельцев ноутбуков.
A-33 и A-37 - клавиатуры имеющие 6,5 октав и взвешенную клавиатуру в рояльном исполнении. Стандартное для Roland совмещенное колесо и кнопки управления секвенсором. В клавиатуре A-37 функция After Touch. Fatar представляет более обширную линейку клавиатур бюджетной серии: 49, 149, 61, 161, 990, 880. Минус всех этих моделей - не очень красивый дизайн. Плюс - относительно низкая цена.
Fatar 49 и 149 - четырех октавные клавиатуры с минимальным набором функций. Отличаются тем, что модель 149 имеет колеса Pitch/Modulation и кнопки управления секвенсором. Рекомендуется как самый дешевый из возможных вариантов.
Fatar 61 и 161 - пять октав. В обоих моделях присутствуют колеса Pitch/Modulation. В модели 161 - функция After Touch и кнопки управления.
Fatar 990 и 880 - мощные, но не очень дорогие (700 и 900 у.е. соответственно) 7,5 октавные клавиатуры с фортепианной динамикой, и, соответственно, в рояльном исполнении. Первая модель рекомендуется пианистам с ограниченным бюджетом. Вторая - имеет колеса Pitch/Modulation и функцию After Touch, но стоит в среднем на 200 у.е. дороже.
На этом обзор клавиатур закончен. Если у вас остались вопросы, то пишите мне на e-mail, буду рад ответить всем.
programmist, 29.09.2002
www.programmist.spb.ru
crazybycker - Немножко поправлю автора:"Сейчас клавиатура у таких инструментов бывает трех типов - полу взвешенная, взвешенная и молоточковая".Всё верно трёх типов,только - невзвешенная("пружинная" или так называемая"синтезаторная"),полувзвешенная(присущая интерактивным рабочим станциям)и взвешенная(она-же"молоточковая",ставится на электро рояли и электро пианино).