^ Вверх
Статьи / Софт

Краткое описание программы ACID

Если вы занимаетесь созданием музыки на домашнем компьютере, то наверняка слышали об одной из самых лучших программ-трекеров – ACID.

Когда вы приготовите сэмплы, то чтобы из них получилась готовая композиция, их надо соединить воедино. Для этого и существует такой класс программ, как трекеры. Мы же в этой статье рассмотрим самую лучшую, на мой взгляд, программу в этом роде – это Sonic Foundry ACID v1.0d.

Я немного отвлекусь и расскажу про некоторые термины и понятия, которые вы встретите в статье. Трекер образовано от слова трек – track – дорожка. На каждой дорожке играет свой сэмпл. Воспроизведение нескольких дорожек, а потом записывание всего этого в единый трек, называется микшированием. Сэмпл - это кусочек мелодии, спецэффект или loop ударников. Loop – с английского переводится как петля. Проще сказать, это кусочек, например, ударников, который при воспроизведении в круговую будет звучать без отклонений по темпу или ритму. Представьте, дана песня длиною в 3 минуты. В течение 3-х минут будут играть одни и те же ударники. Допустим, вы микшируете песню в ACID’е. Такой 3-х минутный файл ударников в формате wav будет занимать много памяти, около 30 мегабайт. А ведь количество используемых сэмплов зависит от оперативной памяти, отсюда следует, что для микширования понадобится много памяти. Да и на жёстком диске не очень хочется хранить такой большой файл. Так, вот, именно для этого лучше использовать сэмплы, т.е. вырезать из этого 3-х минутного гигантского сэмпла маленький кусочек, который будет занимать мало места и на жёстком диске и в оперативной памяти, и при воспроизведении не будет отличаться от своего 3-х минутного сородича. Те, кто уже имеют какую то практику в создании музыки, уже знают про это. Что такое темп, я надеюсь, никому объяснять не надо! Но на всякий случай скажу, что это количество ударов в минуту.

Рис. 1. ACID Ладно, перейдём к описанию программы. На рис. 1 вы видите внешний вид программы. Под цифрами обозначено следующее: 1. В этом поле задаётся темп микшируемой музыки; 2. Здесь находится список сэмплов, который вы имеете у себя на компьютере; 3. Так выглядят сэмплы, вставленные в трек; 4. А это очень интересная “фишка”, которая заключается в том, что, если вам надо прослушать какой то кусочек трека, например, для выяснения ошибки в микшировании или для регулировки громкости. Бывает такое, когда в одном месте у трека имеется сильное переусиление и для того, чтобы его устранить надо убавлять громкость у одного или нескольких сэмплов. Ещё функцию, как она говорится в народе, “залупливания” (от слова loop) можно использовать для того, чтобы посмотреть, как будет смотреться тот или иной сэмпл с другим (и). Делается это так: видите на рисунке обведена полоска, а чуть левее и выше значок овала со стрелкой. Если вы нажмёте на этот овал со стрелочкой, то активируется режим петли (loop) и загорится полоска. Полоска – это есть ограничение лупа. Ну и 5-й пункт – это индикатор используемой сэмплами памяти. Чем меньше занимает сэмпл и больше оперативки, тем больше сэмплов поместится в программу для микширования одной композиции.

Как происходит вставка сэмплов в дорожки? После того, как вы запустили программу, у вас на экране будет пустой экран. Слева, под регулятором темпа, находится дерево папок вашего диска, а правее отображаются сами файлы. При одном щелчке, на выбранный файл, вы можете послушать его, а при двойном щелчке, вставить на одну из дорожек. Далее, при наведении мышки на, так называемое, рабочее поле, которое обозначено 3-м пунктом на рис. 1, появляется курсор в виде карандаша. Этим карандашом вы “рисуете” сэмплы на дорожках. К этой теме я вернусь позже. Правее окна с файлами находится регулятор громкости. Кстати, если у вас будет несколько звуковых карт, то там будет несколько таких регуляторов.

Рис. 2. ACID

Рис. 3. ACID

Чуть подробнее о вкладках, которые находятся на нижней панели. На рис. 2 изображены вкладки нижней панели: Explorer, Properties, Mixer, Fx1, Fx2. То что отмечено цифрой 1 – это активная вкладка, как видно на рисунке, это explorer. Далее идёт вкладка – properties. Эта вкладка изображена на рис. 3. Справа, там, где во вкладке explorer были файлы, здесь отображаются “внутренности” wav файла. Так выглядит файл звукового формата в любом редакторе, предназначенном для работы со звуком. Слева находится краткая информация о файле, вставленном на одну из звуковых дорожек. Там можно посмотреть формат файла, размер и место расположения на диске. В поле, которое называется “Number of beats”, что переводится как – количество ударов, вводится количество ударов. Стандартный луп ударников состоит из 4-х ударов. Эта опция нужна для того, чтобы настроить темп сэмпла в ручную. Хоть ACID и сам хорошо справляется с этой задачей, но всё же иногда сэмплы получаются такие, что рассматриваемая программа неправильно рассчитывает темп. Но! Знайте, что темп в ACID’е неправильно рассчитывается лишь из-за того, что сэмпл был неправильно нарезан. Например, если в loop’е ударников будет не 4 или 8 beat’ов, т.е. ударов, а 3 или 7. Если вы ещё не знаете, то запомните, сэмпл всегда должен содержать количество ударов кратное 4-м, но бывают исключения, когда сэмпл может содержать 1 или 2 удара. Далее, в опции “Root note for transposing” настраивается, на сколько нот поднять или опустить звучание этого сэмпла. Извините, если я немного не грамотно описал эту опцию, т.к. у меня нет никакого музыкального образования. В опции “Track type”, т.е. тип трека, можно выбрать тип трека. Есть 3 типа, которые можно там выбрать: loop, One shot, Disk-based. Первый тип понятен. Второй тип – это ограничение в “рисовании” сэмплов на дорожке, т.е. обычно вы можете “нарисовать” один сэмпл как единое целое, например, повторив его 4 раза, а при выборе этого типа вам надо будет рисовать сэмплы по одиночке. Не знаю, зачем это понадобилось. Третий тип применяется лишь тогда, когда используемый сэмпл очень большой. Длина, которого, ограничивается лишь количеством оперативной памяти. Хоть я и говорил, что не надо использовать большие сэмплы, но иногда приходится оперировать и такими. Это получается из-за того, что иногда сэмпл нельзя разделить на равные кусочки (ек), а иногда этот сэмпл может и вовсе являться целой композицией. Например, вы делаете ремикс на какую то песню. Далее, во вкладке mixer, находятся те же регуляторы громкости, что и во вкладке explorer справа. Ну, а во вкладках Fx1 и Fx2 находятся настройки спецэффектов, которые можно накладывать на сэмплы. Обычно, у ACID’а нет своих стандартных спецэффектов, но они добавляются туда при установке очередного plug-in’а для звукового редактора Sonic Foundry Sound Forge. Но, например, у меня, во вкладку спецэффектов добавились оные после того, когда я установил программу n-track Studio. Всех особенностей добавления спецэффектов в ACID я не знаю, т.к. редко ими пользуюсь. Все спецэффекты я накладываю в Sound Forge. На рис. 1 выше панельки, на которой регулируется темп, находится панель с настройкой воспроизведения каждого сэмпла отдельно. Там можно настроить следующее: громкость сэмпла, которая будет применена на всю дорожку, на которой находится данный sample; выбрать звуковую карту, с помощью которой будет воспроизводиться данная дорожка (для этого то и сделана вкладка mixer в нижней панели); отключить данную дорожку (mute (значок красного перечёркнутого круга)) и последнее – это solo, т.е. при нажатии на кнопку play, будет играть только эта дорожка (значок жёлтого восклицательного знака).

А сейчас пару пунктов из меню options. Options=>Snap to – здесь настраивается часть сэмпла, до которой при рисовании будет происходить “округление”, т.е. если у вас сэмпл темпом 140 и длинной в 4 удара, то вам будет удобнее рисовать такой сэмпл целыми частями. Провёл мышкой чуть правее и нарисовался первый loop, ещё провёл – ещё нарисовался loop, а если бы не было такого округления, то вам бы пришлось каждый раз делать увеличение рабочего поля и сидеть заниматься “дрессировкой блох”. По умолчанию там стоит авто определение, т.е. размер целого loop’а зависит от масштаба рабочего поля. Ручная же настройка полезна только тогда, когда вам требуется вставить какую то часть сэмпла или вообще из какого то сэмпла сделать новую мелодию, что можно сделать при почти максимальном увеличении, выборе в вышеописанной опции округления до, например, 1/32 части loop’а и “залупливания”. Но делать мелодию в ACID’е вы будете сами, без моих подсказок. Для начала лучше освоить программу в своём основном предназначении, а потом уже издеваться над ней! Далее, options=>time ruler format – здесь выбирается формат представления времени в треке. Я всегда ставлю time, т.е. время (мм:сс), а остальные форматы времени – это уже для “ботаников”.

Как написано в оглавлении, эта статья лишь краткое описание программы ACID, так что, все нюансы вы, надеюсь, постигните сами, но, я думаю, кроме изложенного здесь, вам знать больше особенно ничего и не надо. С этими знаниями вы вполне можете сделать первый шаг в создании собственной музыки, но для этого ведь нужны сэмплы, скажете вы. Да! Нужны сэмплы. Если вы новичок и не умеете делать свои сэмплы, то для начала, чисто для тренировки, можете воспользоваться чужими. Можете, например, вырезать их из готовых песен. Желаю вам удачи в освоении ACID!

Богданов Е.А., 19.06.2001
CJCity.ru

Комментарии (3)

Чтобы оставить комментарий, .

  • CJ John PM
    CJ John PM 02.03.2014 03:21 #

    Пипец, какая же это старая статья уже :)

  • Гость
    (Гость) 09.04.2013 09:27 #

    Сабит - В соответствии с Планом работ по государственной стандартизации на 2012 год разработано 100 национальных стандартов в области обеспечения единства измерений и 7 изменений к национальным стандартам, вводимые в действие с 1 июля 2013 года. Стандарты, разработанные в 2012 году, включают в себя стандарты, устанавливающие государственный эталон и государственную поверочную схему, типовые программы испытаний СИ, стандарты на методики поверки и методики выполнения измерений, стандарты на методы испытаний и измерений, общие технические требования и технические требования к продукции. Среди стандартов 2012 года следует выделить группу стандартов, устанавливающих общие требования, порядок организации метрологических работ, среди них стандарты, устанавливающие методику и порядок проведения анализа состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации. Оценку состояния измерений в аналитических, испытательных и измерительных лабораториях. СТ РК, устанавливающий Общие положения по выбору методов и средств измерений при разработке методик выполнения измерений. А также Руководство по использованию оценок повторяемости, воспроизводимости и точности при оценивании неопределенности измерения В связи с созданием новых государственных эталонов разработаны СТ РК на Государственный первичный эталон и государственную поверочную схему для средств измерений постоянного электрического напряжения и электродвижущей силы, и для средств измерений индуктивности в диапазоне от 1 до 100 Мега Гц. Типовые программы испытаний, разработанные в текущем году, распространаются на Электрокардиографы, электрокардиоскопы и электрокардиоанализаторы, Счетчики тепловой энергии, Системы измерений передачи данных, Приборы для измерений твердости металлов и сплавов. Ряд стандартов на методики поверки, которые распространяются на СИ в области измерений температуры, давления, времени и частоты, расхода, геометрических величин, физ-химии, оптико-физики, вязкости, массы, электрохимических измерений (Преобразователи и Калибраторы температуры, Калибраторы давления, Частотомеры электронно-счетные. Генераторы частоты, Меры частоты и времени высокой точности, Осциллографы. Счетчики-расходомеры Установки трубопоршневые Манометры крутящего момента и натяжения каната трубного ключа. Системы измерений передачи данных. Шаблоны резьбовые (резьбомеры). Меры плоского угла призматические. Меры индуктивности и взаимной индуктивности. Электроды сравнения Анализаторы спектра. Фотометры Спектрометры Анализаторы иммуноферментные, солемеры, вискозиметры. Весы вагоднные, автомобильные, компараторы массы, весы конвейерные непрерывного действя. Стандарты, устанавливающие методики поверки для средств измерений, применяемых в области здравоохранения – для электростимуляторов и низкочастотных электротерапевтических аппаратов, в метеорологии – для барометров мембранных метеорологических, в нефтяной отрасли – для автоматических дистилляционных анализаторов для определения фракционного состава нефтепродуктов.

  • Гость
    (Гость) 18.02.2010 16:16 #

    Денис - Люди скажите пожалуйста я записываюсь на ACID'e 4, но при записи голоса у меня записывается музыка, хотя я записываюсь через наушники и не важно громко наушники или тихо, музыка записывается всё равно.... У меня стоит Windows 7 скажите пожалуйста как убрать это...

Пополнения софта для Windows

  • Xenobioz Lynx v1.03
    Xenobioz Lynx v1.0319 сенября 2019

    Бесплатный субтрактивный синтезатор в формате VST для Windows. Особенности: 2 рисуемых осциллятора до 7 голосов каждый. 2 рисуемых LFO Фазовый дисторшен Мощный волновой редактор.

  • Voxengo SPAN v3.5
    Voxengo SPAN v3.527 августа 2019

    SPAN - анализатор спектра, работающий в реальном времени и использующий алгоритм "fast Fourier transform" (быстрое преобразование Фурье - алгоритм сокращения времени спектрального

  • ExperimentalScene DarkWave Studio v5.8.2
    ExperimentalScene DarkWave Studio v5.8.212 августа 2019

    DarkWave Studio - это бесплатная модульная виртуальная студия для создания электронной музыки. С помощью нее вы можете легко применять встроенные аудиомашинки и сторонние

  • TX16Wx Software Sampler v3.1.1
    TX16Wx Software Sampler v3.1.109 августа 2019

    TX16Wx - бесплатный семплер с набором профессиональных инструментов и с простым дружелюбным графическим интерфейсом. Данный семплер, по словам разработчиков - некий симбиоз

  • Voxengo Boogex v2.4
    Voxengo Boogex v2.431 июля 2019

    Boogex является бесплатным VST-плагином гитарного усилителя с различными звуковыми формами для профессиональных приложений для создания музыки. При помощи "Boogex" можно придать

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования