^ Вверх
Статьи / Железо

Имеющий уши: разговор о живой музыке и MIDI-клавах в частности

Большинство современных программ для работы со звуком позволяют обойтись в работе мышью и «горячими клавишами». Юзер открыл библиотеку самплов, выбрал нужные, отредактировал и свел. Или вырезал самое интересное из пары готовых секвенсорных файлов, подобрал тембры, отрендерил в .wav и... тоже свел. Но в результате получилось, что музычка звучит, мягко говоря, слегка механически. Да, ритмично (если взять модные лупы на 4/4), да, громко (если позволяют колонки), но на этом ее достоинства и заканчиваются.

Конечно, можно в шаговом режиме расставить акценты, слегка поменять длительности, нарисовать мышью пару контроллеров. Иногда это работает замечательно, а иногда больше напоминает игру «оживи покойника». В зависимости от того, что вы играете и какого результата хотите добиться. Однако бывает намного проще и приятнее прописать партию в реальном времени с помощью подключаемого к машине специального контроллера. В последнее время у меня часто спрашивают:

• Как выбрать MIDI–клавиатуру? Что лучше купить — просто «клаву» или синтезатор с MIDI-выходом? Какие еще бывают контроллеры?

• Какая минимальная конфигурация домашней студии для начинающих музыкантов? Приведите пару примеров конфигурации студии для более серьезных задач.

Постараюсь удовлетворить ваше естественное любопытство...

MIDI–клавиатуры я бы условно разделил на три категории навороченности, или, говоря иначе, «группы сложности». Первая — совсем учебная «клава», четыре октавы (или даже меньше) с маленькими клавишами, подключаемая к MIDI-Game порту на звуковой карте. Приобретать ее имеет смысл либо при очень ограниченном бюджете, либо для помещения, где очень мало места. Эта штука для исполнения музыки только слегка удобнее компьютерного кейборда. Цена — примерно до 70...90 у.е. Следите за прайс-листами.

Вторая — четыре-пять октав клавиш «синтезаторного размера» (это чуть меньше фортепианных) с двумя колесами, по умолчанию регулирующими высоту звука и глубину модуляции (вариант — вибратор, совмещающий функции колес pitch bend и modulation). Такая клавиатура должна поддерживать как минимум параметр velocity (скорость нажатия) и передачу команды program change (переход к другому тембру). Очень желательно, чтобы поддерживался и channel aftertouch — давление послекасания. Все-таки дополнительная пальцевая динамика. Поддержка key aftertouch, когда давление определяется не для MIDI канала в целом, а для каждой клавиши в отдельности — штука более редкая, она скорее встретится в дорогом студийном синтезаторе, чем в простой юзерской клаве. Такой девайс обойдется в 150...400 у.е. В зависимости от дополнительных функций, качества механики и степени раскрученности торговой марки.

Третья — студийная. Пять-шесть-семь октав фортепианного размера, кроме двух традиционных колес могут наличествовать дополнительные контроллеры (ползунки или «крутилки»), количество MIDI-портов увеличено до двух-трех, а клавиатура делится на 4-8 частей, каждая из которых передает команды по своему каналу. Такая «клава» стоит достаточно дорого, смысл ее приобретения в том, чтобы работать со звуковой картой и тремя-четырьмя звуковыми модулями без постоянных переключений MIDI-кабелей и дополнительных задержек сигнала, возникающих при последовательном соединении всего этого хозяйства через MIDI Thru (транзит). Розничная цена — «не питай, чому в мене сумні очі»... Но если ваша студия уверенно приносит доход — можно поинтересоваться.

Выбирая клавиатуру, в первую очередь доверяйте собственным пальцевым ощущениям. Клавиши от «левых» брендов оказываются либо слишком мягкими, либо слишком тугими, признак самой крайней «левизны» — когда они нажимаются с заметно разным усилием. Кстати, фирменная клава тоже со временем начинает страдать этим недостатком, особенно если на ней пару лет поиграл три любимых аккорда профессиональный молотобоец. Оптимальная жесткость и вес клавиш — штука очень индивидуальная. Я знаю много людей, предпочитающих тяжелые, как в концертном рояле, но сам больше люблю синтезаторные. Кстати, играя на той же самой клавиатуре, можно выбрать разные кривые зависимости уровня velocity от реальной скорости нажатия. С какой вам удобнее... Эта опция чаще задается синтезаторным либо самплерным звуковым движком, но иногда встречается и в самой клаве.

Вариант приобретения за очень мелкие деньги старой «самограйки» или (за чуть большие) подержанного цифрового синтезатора тоже возможен. В этом случае внимательно ознакомьтесь с MIDI-спецификацией (какие параметры передаются и принимаются портом), и еще внимательнее проверьте степень механической «убитости» клавиш и кнопок. Если в этом девайсе есть хотя бы один тембр, который вы не можете получить с помощью своей звуковой карточки, а клавиши и колеса явно целые — мои поздравления. Двадцатикилобайтная «флейточка» или «пианинка» вряд ли поможет написать гениальную музыку, а двенадцатибитные конверторы — это на сегодняшний день либо концептуальный Lo Fi и ретро (золотые 80 :-)), либо (скорее) ликероводочные страдания для дешевого кабака.
Один из самых известных производителей клавиатур и других контроллеров — Studiologic Fatar http://www.studiologic.net/. На сайте вы найдете самые разные девайсы, от стандартных до совсем экзотических. Например, двухоктавную ножную клавиатуру. Она делает примерно тоже, что органная, только управляет звуком с помощью MIDI-команд.
Новый инструмент, который может претендовать на гордое звание профессионального цифрового синтезатора, стоит примерно столько, сколько приличный комп и средняя MIDI-клавиатура вместе. При этом у него очень маленький дисплей, на нем очень сложно завести «Аську», а «Квака» и «Герои» бегать и вовсе отказываются. Вот если вы перейдете из любителей музыки в профессионалы... Тогда к компу и клавиатуре желательно добавить пару звуковых модулей ценой от 500 до 2000 у.е. Вариант: сразу ориентируйтесь на комплект из компьютера и концертного клавишного инструмента, который в домашних условиях выполнит функции MIDI-клавиатуры, а во время выступления позволит играть под воспроизводящийся из встроенного секвенсора файл. Вы ведь любите живой звук? Я тоже. Исключительно живой :-).

Да, раз уж мы заговорили о MIDI-контроллерах. Есть их великое множество. Когда-то производители синтезаторов очень старались пересадить за свои инструменты духовиков и сделали «электронную дудку», вместо акустического сигнала выдающую note number, velocity и pressure. Сейчас эти девайсы (контроллеры к модулям серии Akai EWI и их примерные аналоги от Yamaha) выпускаются малым тиражом, и пользуются определенной популярностью в очень узких кругах. Джазмены вполне справедливо предпочитают саксофон, а электронные авангардисты — модульный синтезатор.

MIDI-датчики для гитар и других струнных инструментов известны достаточно давно, но позволяют исполнять только очень специфические партии. Если вы любите блюз, панк-рок или фламенко, сначала забудьте все, что играли раньше, и только затем (возможно) сможете извлечь из MIDI-гитары или баса сколько-нибудь осмысленную последовательность звуков. По-моему, лучше уже пойти более традиционным путем — поставить рядом с бывшим гитаристом клаву и «бутерброд» из процессоров и синтезаторных модулей. А еще лучше — выкрутить взрослый гитарный звук на комбике и педалях. Использовать свой почтенный струнный инструмент как контроллер для тех же «флейточек» — пустая трата времени.

Вспомним и о самом древнем синтезаторе в современном исполнении. Вот он какой, терменвокс от Роберта Муга — http://www.bigbriar.com. Очень дорогой и, конечно, оборудованный MIDI-портом. Впрочем, там вы найдете и варианты попроще — для домашнего музицирования :-). Для фанов древних аналоговых клавиш: лично я очень порадовался, узнав о возобновлении производства Moog Voyager. По архитектуре он слегка отличается от своего знаменитого братца из ранних 70-х, но «папа» у этой клавиши тот же. Будем надеяться, что когда-нибудь это чудо враждебной техники можно будет услышать в Украине. А ведь когда-то в Житомире и Херсоне тоже выпускали настоящие аналоговые синтезаторы...

Вариант от немецких разработчиков — http://www.doepfer.com. Здесь есть и контроллеры, и модульные синтезаторы, и их отдельные блоки, включая ту же антенну терменвокса или преобразователи MIDI-команд в управляющее напряжение.

Еще одно важное изобретение г-на Термена — датчики, каждый из которых запускает воспроизведение определенного звука. Наибольшей популярностью они пользуются среди барабанщиков. Для записи ударных «в акустике» годится далеко не каждое помещение, не каждый сет микрофонов, и не каждый инженер звукозаписи. Но иногда можно сделать проще. Ставите перед собой электронные «блины» в количестве, нужном для нормальной игры, включаете их через специальный модуль в любое устройство с MIDI-входом, и... играете «Лунную сонату» фортепианным тембром. Если вас с друзьями перестало переть от металла и индустриального рока :-).

Уровень шума в помещении — ниже, чем на улице; звук качественно снимается без помощи микрофонов. А вашу партию, как любой другой MIDI-трек, можно писать в секвенсор и там редактировать. От ритм-машинки результат будет отличаться очень сильно. Даешь «живые» барабаны!

И, наконец, один из очень популярных в последнее время девайсов — ползунковый контроллер. Каждый ползунок управляет своим параметром в реальном времени. Задержка? Меньше, чем при игре пальцами на рояле. Если вы больше любите крутилки, есть и такая версия MIDI-контроллера. Их выпускают все те же Fatar и Doepfer, а так же ряд других, менее известных фирм.

Выбирайте способы воздействия на звук самостоятельно. Это для музыканта важен процесс создания музыки, а для слушателя — результат, проистекающий из колонок. Вы можете добиться этого результата с помощью DOS-трекера и компьютерной клавы, но это сложнее и отнимает больше усилий, причем тратятся они на процессы, слабо связанные с творчеством. Прямая связь между нажатием на клавишу и воспроизведением звука из динамика более естественна и удобна, чем набор с той же целью последовательности hot keys. Это, дамы и господа, наша физиология, которая меняется медленнее, чем моды на дизайн софта или конфигурация персональных компьютеров. И, отчасти, дело привычки. К хорошему привыкаешь быстро...

 

Виктор В. Пушкар, 13.10.2001
mycomp.com.ua

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, .

Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...