iZotope Ozone 3. Мастеринг по-взрослому
Разные люди подходят к такому процессу как "мастеринг" по-разному. Для кого-то мастеринг - это занятие для отдельного человека, не имеющего к процессу создания музыки никакого отношения. Для других - это довольно сложный и кропотливый процесс преображения сырого трека в сочную композицию. Но еще есть третий класс людей - те, кто возлагают надежды по отличному мастерингу на уже готовые пресеты грамотно созданные профессионалами для специальных плагинов. iZotope Ozone - плагин отлично справляющийся с запросами композиторов не желающих корпеть над вызвучкой своих треков, хотя обладает возможностями и для экспериментаторов, которые всё любят делать своими руками. Встречаем: iZotope Ozone 3.
Итак, по сути, iZotope Ozone - плагин, состоящий из 6-ти частей (модулей) (рис. 1). На каждой из них мы остановимся поподробней. Причём по желанию возможно включение одних и отключение других (индикатор зелёного цвета).
Рисунок 1. Модули плагина iZotope Ozone 3
При нажатии на чёрную кнопку рядом с надписью модуля (например, Paragraphic equalizer) основное окно плагина отображает выбранный модуль с его настройками и визуализацией. При выборе конкретного модуля у него есть две стандартные кнопки - Bypass (холостой ход) и Solo (режим работы только выбранного модуля).
Последовательность обработки сигнала этими 6-ю модулями (и визуализацией) устанавливается в окне Graph, которое высвечивается при нажатии одноименной кнопки (рис. 2).
Рисунок 2. Включение окна настройки последовательности модулей в iZotope Ozone 3
Обратите внимание, что Stereo Imaging, Multiband dynamics и Exciter идут в связке и оторвать их друг от друга нельзя. Их можно перемещать в цепи только вместе.
Несмотря на всю внешнюю "красоту" этот плагин может работать и на более слабых машинах. Для этого придётся кое чем пожертвовать. Заглянем во вкладку Options. Как видим, настроек тут масса. Останавливаться на каждой подробно не хватит книги. Я же вкратце опишу те параметры, убрав которые можно выиграть в производительности, но потерять в визуализации. Для этого во вкладке General отключаем все параметры в разделе Graphics (рис. 3).
Рисунок 3. Отключение визуализации в iZotope Ozone 3
Если какая-то визуализация всё же нужна, то можно вручную отключить отдельные блоки (анализатор спектра или индикатор уровня) во вкладках Spectrum и Meters.
Теперь остановимся более подробно на каждом из модулей.
Paragraphic Equalizer
Параграфический эквалайзер в iZotope Ozone 3 имеет широкие возможности (рис. 4). В режимах Analog и Digital он имеет 6 точек коррекции (-30..+15 дБ). Эти два режима отличаются только субьективным характером звучания (эмулятор "лампы" или транзистора).
Рисунок 4. Основное окно эквалайзера iZotope Ozone 3
Но всё же "изюминкой" этого эквалайзера является работа в режиме Matching (как на рисунке). В этом режиме "снимается" АЧХ одного файла(source) и происходит подстройка этой АЧХ под другой файл (target). Для этого cначала нужно включить режим Matching, потом зайти в Options>Spectrum и исправить там параметр Average time на Infinite. Это необходимо для снятия АЧХ со всего файла, а не в какой-то конкретный момент времени (хотя можно поэксперементировать с этим). Теперь загружаем наш исходный файл, под который будет происходить подстройка. Кликаем по кнопке Snapshot (Снимки), нажимаем Play и ждём несколько секунд, пока анализатор спектра не "успокоится", т.е. не перестанет прыгать. Теперь нажимаем на A (рис. 5).
Рисунок 5. Делаем снимок АЧХ в iZotope Ozone 3
Выставляем его как target. Это значит что настройка будет под его АЧХ. Теперь загрузим файл в котором будет происходить корректировка под target. Опять делаем те же операции, только снимок делаем на ячейку B и выставляем его не как target, а как source. Теперь осталось установить глубину подстройки (Matching amount) и "плавность" (Smoothing). Теперь выключаем окно Snapshots и при необходимости можем вручную подкорректировать полученную кривую (красного цвета).
Mastering Reverb
Этот ревербератор особо ничем не отличающийся от других, но имеющий некоторые специфические "фишки". Во-первых, он позволяет обрабатывать не весь частотный диапазон входного сигнала, а определённую полосу (рис.6).
Рисунок 6. Выбор полосы АЧХ реверберации в iZotope Ozone 3
Для обработки всего спектра сигнала расширяем полосу до максимума. Интересный эффект получается если выделить полосу в районе от 20 до 120 Герц - придаётся глубина для баса. Но нужно не переусердствовать с уровнем реверберации (Wet).
К сожалению, доступны всего два типа помещений - Room и Plate. Для настройки реверберации - 4 параметра: размер помещения (Room size), ширина помещения (room width) (по характеру больше напоминает время реверберации), звукопоглощение комнаты (room damping) и задержку (Pre-Delay).
Ещё одной особенностью является настройка каналов для обработанного сигнала. Эти настройки появляются при нажатии на кнопочку show channel ops. (рис. 7).
Рисунок 7. Настройки каналов для реверберации в iZotope Ozone 3
В этих настройках можно сделать обработанный сигнал монофоническим (полезно для устранения "каши", т.е. большого шума), поменять местами левый и правый канал и инвертировать фазу левого либо правого каналов.
Multiband Harmonic Exciter
Однозначного перевода этот эффект не имеет. По сути он "насыщает" звучание, привнося дополнительные гармоники и обогащая звучание. Этот эффект является многополосным (multiband). Доступно 4 полосы. Каждая полоса может быть приглушена (mute, значок m) либо не обрабатывать сигнал в режиме холостого хода (bypass, значоек b), что изображено на рисунке 8.
Рисунок 8. Настройки полосы в iZotope Ozone 3
При нажатии правой кнопкой на полосе появляются некоторые дополнительные опции (кроссовер, настройки спектральной визуализации).
Что касается алгоритма обработки, то здесь доступны 3 типа - Retro (перекочевал из Оzone 2), Tube и Tape. Производители рекомендуют Tube, т.к. в этом режиме особо насыщенное, специфичное звучание.
Для каждой полосы доступны свои настройки. Amt - уровень выбранной полосы, Mix - баланс между обработанным и необработанным сигналом и Delay - фазовая задержка, немного изменяет панораму сигнала.
В общем, других настроек тут нет. От себя еще добавлю что этот эффект лучше всего проявляется на высоких частотах и иногда на низких. Для средних частот не рекомендую.
Multiband Dynamics
Эта секция - 4х полосный процессор динамической обработки сигнала. Просто назвать его многополосным компрессором нельзя, т.к. он совмещает в себе и компрессор и экспандер и лимитер, в зависимости от настроек.
Взглянем на главное окно (рис. 9) и будем постепенно разбираться в его настройках.
Рисунок 9. Главное окно Multiband Dynamics в iZotope Ozone 3
Итак, имеем 4 полосы, для каждой из которых устанавливаются соответствующие настройки динамической настройки. Хочу обратить внимание на то, что можно нажав на окне с установками полос (в самом верху) правой кнопкой, можно убрать полосы (Remove band). Таким образом, можно сделать обычный широкополосный компрессор-экспандер-лимитер.
Теперь начнём снизу вверх разбираться с регуляторами
Thresh. Exp - установка уровня (порога или точки срабатывания). Этим регулятором выставляем точку или уровень до или после которого происходит обработка экспандером.
Ratio Exp. - установка отношения компрессии для экспандера. Тут хочу обратить внимание на то, что если этот показатель меньше 1, то экспандер работает в режиме "усиление всех сигналов ниже заданной точки). Если же этот показатель больше единицы, то сигнал ниже точки "срезается". Этот режим при больших положительных показателях напоминает пороговый шумоподавитель, т.е. если сигнал очень низкий (шум) - он подавляется. Здесь главное выбрать точку (порог). Условная единица отсчёта отображена чёрточкой (на рисунке 9 у нас показатель минус 2.9).
Thresh. comp - установка порога срабатывания для компрессора.
Ratio comp - установка степени компрессии. Тут доступны уже только положительные значения.
Аналогичные регуляторы есть и для лимитера (ограничителя) (Thresh. Lim и Ratio Lim).
Нажав на кнопку Show в правом нижнем углу мы получаем доступ к настройкам нарастания (attack) и спада (release) отдельно для экспандера, компрессора и лимитера. Также есть кнопочка Auto smoothing. Если она активна - то работает режим, в котором происходит небольшая корректировка времени нарастания и спада.
Gain - регулирует общий уровень после динамической обработки, аналог Make Up Gain в других компрессорах.
RMS detection - когда активно, то модуль работает по принципу отслеживания общего, т.е. среднего уровня мощности трека. В противном случае - происходит отслеживание уровня по пикам. По пикам рекомендуется для более динамичного звучания, а по общему уровню - для конечного мастеринга, без внесения сильных динамических изменений.
Multiband Stereo Imaging
Очень полезный эффект при грамотном его использовании - многополосный расширитель стереобазы.(рис.10).
Рисунок 10. Главное окно Multiband Stereo Imaging в iZotope Ozone 3
Он имеет до 4х полос настройки. Для каждой полосы доступны всего два параметра. Первый - Widening (ширина стереобазы). При значении Widening "-1" сигнал становится монофоническим. Второй - Delay устанавливает задержку между каналами. Это может использоваться не только для расширения ширины стереобазы, но и для фазовой корректировки каналов.
Кроме того здесь также, как и в ревербераторе, есть кнопка show channel ops, которая открывает функции управления стереоканалами (рис.7).
Group band delays - группирует задержки для всех полос. При изменении одной из них другие синхронно меняются.
Loudness Maximizer
Дословно - максимизатор громкости. Он позволяет увеличить общую громкость до максимума без перегрузки.
Рисунок 11. Главное окно Loudness Maximizer в iZotope Ozone 3
Во-первых, здесь есть возможность изменения разрядности (Dithering) или дизеринга. Эту функцию можно вообще отключить (none).
Доступны 3 типа дизеринга: MBIT+, Type 1 и Type2. Для каждого из них доступны настройки разрядности (Bit Depth), а также устранение шумов при дизеринге (Noise Shaping). Кроме того, для каждого из алгоритмов доступны некоторые специфические настройки.
Для работы всего максимизатора предлагаются 3 алгоритма (Mode).
Soft - использует Margin как уровень, которого нужно придерживаться, но может и превышать его, но плавно, не резко.
Brickwall - использует уровень регулятора Margin как абсолютный уровень, который не превышается.
Intelligent - новый режим (отличие 3й версии). Это "умный" режим. Он использует свои алгоритмы в зависимости от резких "скачков", либо плавных низких частот.
Threshold - установка уровня срабатывания максимизатора. Чем ниже этот порог, тем громче выходной сигнал.
Release - время спада для максимайзера. Увеличивая этот уровень делаем микс более "максимизированным". В режиме "Intelligent" этот регулятор называется Character.
Prevent Intersample Clips - активизация этого режима устраняет цифровые, а не аналоговые искажения сигнала. Эта опция сильно увеличивает нагрузку на процессор.
В заключение хочу сказать, что iZotope Ozone 3 обладает внушительным количеством заводских профессиональных пресетов, так что очень ленивым или просто людям, доверяющим вызвучку микса профессионалам здесь есть из чего выбрать.
Farmatique, 24.10.2006
CJCity.ru
Уасяёпта - Свожу исключительно на нем, ребят. Дичайший инструмент. Одна проблема - сучка нехило таки привирает на высоких. Особенно на опасных 8 кГц... Так штааа, ежели контролите бас, или средние - само то. Для высоких ищчите че нить попиздаче.
Дмитрий - Ребята помогите!!! Есть аудио фаил (.amr) запись разговора двух мужских голосов в кафе с музыкой и шумами. По времени 40 мин. Нужно почистить звук. Голоса слышны и так но слушать не комфортно из-за лишнего шума. Хочется чуть чуть почистить. Задача простая сделать чуть лучше чем сейчас, не требуется идеальный звук, просто он должен быть чуть комфортнее. Готов выплатить скромное денежное вознаграждение. Помогите пожалуйста! HanuLLIu@ya.ru Дима
Скиф - при этом смею заметить что в мире музыки существуют программы по обработке звука на десятки наз превышающие все эти игрушки. Ищите их под рубрикой "ПЛАГИНЫ МАСТЕРИНОГОВОЙ ОБРАБОТКИ" Сюда будут входить: КОМПРЕССОРЫ...ЭКВАЛАЙЗЕРЫ...ГЕЙТЫ...ФИЛЬТРЫ...МАКСИМАЙЗЕРЫ... и тому подобные вещицы. Помните ! Отдельно взятый плагин всегда лучше справится с поставленой задачей чем куча плагинов заключённых в одну оболочку. Прежде всего потому что раздельная обработка не так сильно "нагружает" процессор вашего дорогого (во всех отношениях!!!) копьютера.серый
Скиф - Сама программа ОЗОН после установки требует активации. В студии ФРУТИ ЛУПС вам следует активировать её в микшере. ОЗОН используют для улучшения качества звучания песни...фонограммы..мелодии или отдельного инструмента. Сам по себе ОЗОН (без студийной оболочки в которую его требуется установить а затем активировать) - сам по себе ОЗОН ничего не делает!!!) это не отдельная программа. это всего лишь компонент вспомагательной обработки !!! Если же вам нужна именно ПРОГРАММА ОБРАБОТКИ ЗВУКА ...то ищите что-то на манер Sound Forge... Adobe Audition... Caкewalк... Cubase... Acoustica Mixcraft.
Скиф - Народ! Безусловно что ОЗОН круче всего остального (кто не согласен-пользуйтесь хламом ) ОЗОН - это VST Плагин. Он сам по себе не используется1 Скачайте ЭТОТ плагин. Затем откройте его 2Заархивированную папку" Найдите в ней файл установки (он может быть обозначен как setup exe .либо как файл формата dll) Скорее всего у вас будет Первый Вариант. Щёлкайте по файлу установки-откроется Таблица "выбора пути установки" В ней сначала 2принимайте условия установки(ставя"галочку 2 в верхнем КРУЖОЧКЕ.. Потом жмите кнопочку Далее (Next) и идите по Таблице установки НЕ ЗАБЫВ УКАЗАТЬ куда именно вы хотите установить ЭТОТ плагин? Его необходимо установить в папку с VST инструментами той студии в которой вы хотите ЕГО видеть!!! Для того чтобы избрать ЭТУ VST Папку в процессе прохождения по Талице Установки вы увидите "кнопку с изображением Папки Желтого Цвета! Вот именно по ней "клацайте и через Программ Файлз ищите "путь к нужной вам папке"!! Так например для студии ФРУТИ ЛУПС этот путь будет по алгоритму: Program File - Image Line - Fruity Loops - Plugin - VST .Щёлкнув по папке ВСТ (ОБОЗНАЧИВ ЕЁ) вы и укажите что именно в ЭТУ прогу следует установить данную ОЗОН ПРОГРАММУ. Ух! кажись пока всё.
Санёчек - Наврядле он тебе запишет что-то, это вст-эшник. Запись производит сам секвенсор, если он у тебя вообще есть.
женек - привет всем у меня озон4 хотел узнать он может измененую музыку сохранят чтоб ее потом на диск записать
дмитрий - простите за тупость установил озон в кубик полная версия работает в демо как авторизировать? с уважением дмитртй
Sergio - для mac os есть? и пойдет ли в LOGIC PRO? Конечно есть!) можно качнуть например с torrentmac.org или в сети поискать) Удачи)
Ира - для mac os есть? и пойдет ли в LOGIC PRO?
Дима - Где можно скачать, подскажите пожалуйста.
Сеня - привет всем мучаюсь ну как её установить просит парольку
Вовка - ... Не-а ! Вокальную партию лучше обрабатывать в iZTOPE NECTAR ! Эший брат "ОЗОНа" в котором имеется возможность изменения питча. . . смены тональности и собственные модули мастеинговой обработки! Голос можно подкорректировать а при желании сделать из мужского вокала -женский .
Psychoterix - Budu probovatj,spasibo za vsjo v6she skazannoe!
Serge Nsky - Абалденная вещь... сразу преобразует твой трэк из простого набора звуков в удобослухательную композицию современного качества!
серега - не могу скачать простую программу dj)))))))))помогайте
Сергей - уже нежелю брожу по просторам нета в надежде,хотя что-то узнать об этой проге. хотел найти нормальную (полную версию) ну никак. у меня в mixmeister есть часть этой проги.а вот с поной беда. вроде что-то полезное для себя здесь урвал.
Alexandr - вещь мощнейшая. есть DVD курс по этому плагину. кому интересно пишите defender1@bk.ru
Тимур - Не буду спорить, прога отлична, сам в ней частенько работаю, но есть один минус,сама программка Izotop, добовляет свою краску, даже если она просто наложена на дорожку в Inserte и частенько не подходит ко многим голосам, если сводить вокал. А так вообще вещь отличная)))
archi - gde vzyat' polnuyu versiyu???? ya uje ves' net prosharil!!! ne mogu naitti!!!! pliss pomogite!! esli ona vashshe sushestvuet!!!