^ Вверх
Новости компании Музыкальный Арсенал Краснодар (профиль).
15 июля, 2014 (Вторник, 10:26)

Влияние древесины на звук гитары

Породы дерева в производстве электрогитар

В прежние времена электрогитары производились всего из нескольких традиционных пород дерева: палисандра, клёна, красного и черного дерева, ясеня или ольхи. В наши дни эти породы постепенно становятся всё более редки и, соответственно, растут в цене. По этому, большинство производителей начало применять в производстве другие породы, более распространенные в регионе производства, но при этом схожие по свойствам с традиционными. Не смотря на то, что новые породы подбирались по схожести структуры и характеристикам звучания с традиционными, отличий всё же достаточно. Цель этой статьи – познакомить вас с особенностями “гитарных” пород дерева, и получить представление о том, как звучат инструменты из них сделанные.

Влияние породы дерева на тембр звучания гитары часто недооценивается. Звук передается от струны звукоснимателям, так? Ну…. да, конечно! Но это только малая часть теории. Это правда, что звукосниматели улавливает колебания струны, но на эти колебания влияет чуть ли не каждый участок инструмента. Разные участки резонируют по разному, усиливая тем самым одни частоты тембра и фильтруя другие. Кроме того, звукосниматель улавливает и чисто акустическое звучание гитары, которое суммируется с основными колебаниями. Влияние дерева деки распространяется практически на всё звучание, но больше всего на фазу после звукоизвлечения (сустэйн) и затухание звука. На атаку (первичную фазу ноты) больше влияет то, из какого дерева накладка грифа, если конечно гриф не целиковый. Гриф же больше всего влияет на длину сустэйна (но не его характер) и, частично, на атаку. Тип и качество струн, медиатора, и даже индивидуальные особенности звукоизвлечения, играют определенную роль в тембре инструмента, но лишь приукрашивая его или наоборот.

 

Не надо забывать также, что каждый кусок древесины в своём роде уникален – даже два куска одной породы будут отличаться друг от друга по характеристикам. Более того, у каждого музыканта (или слушателя) разные представления о хорошем звучании. Поэтому все приведенные здесь описания пород дерева и их влияние на звук имеют скорее обобщающий и отчасти субъективный характер.

 

Порода дерева и её влияние на звук электрогитары.

Чтобы оценить влияние, которое дека оказывает на звучание инструмента, во время игры, послушайте инструмент сзади деки. Вы услышите большую часть тембра деки и меньше влияния грифа, его накладки, меньше звучания струн.

 

Породы дерева

Описание

Агатис (Agathis)

Агатис – можно назвать бюджетным “красным деревом”. Относится к семейству сосновых, растёт во многих азиатских странах. Агатис дешев, легок в обработке и дает достаточно стабильные результаты. Используется в производстве недорогих инструментов. Описать его тембр можно как близкий к красному дереву, но более плоский, и не такой сложный.

Ольха (Alder)

Стандартная порода для изготовления электро и бас-гитар. Является наиболее популярной благодаря своему легкому весу, сбалансированным тональным характеристикам и хорошему резонансу. Дека  весит менее 2 кг.

Ольха имеет довольно тесно расположенные поры, примерно как у липы, но с более чётким “зернистым” рисунком.

Ольху иногда можно спутать с ясенем по схожести рисунка, но у ясеня более контрастные и ярко выраженные волны годовых колец. Большая зернистость делает ольху крепче и прочнее по сравнению, например, с липой.

Ольха имеет желтовато-коричневый цвет с розоватым оттенком. Она темнее по сравнению с ясенем, но линии колец не настолько ярко выражены.

Ольха имеет сбалансированный тембр, без преувеличения в какой либо области спектра частот, за исключением слегка более выраженной верхней середины. Благодаря этому звук четкий и читаемый. Ольха достаточно хорошо резонирует, имеет сложные характеристики и хороший динамический диапазон.

Не смотря на то, что ольха прославилась благодаря блюзовому и роковому звучанию, гитара с декой из ольхи весьма универсальна и применима в любом стиле музыки.

Ясень(Ash)

Существует два разных вида ясеня: северный твердый ясень и ясень болотный.

“Мягкий южный” или “Болотный ясень”:

Растет на болотах юга США. В процессе роста, внушительная часть ствола дерева находится под водой в результате чего древесина имеет пористую структуру и легкий вес. Многие гитары Fender в 50х годах 20 века были сделаны из этой породы. Болотный ясень отличается открытыми порами и жесткими зернистыми линиями между более мягких слоев. Болотный ясень легок, что позволяет отличить его от твердого ясеня. Дека обычно весит менее 2,3 кг.

Текстура ясеня имеет схожую с ольхой зернистость, желтовато-коричневый цвет, но отличается более жирными и темными волнами годовых колец. Это очень музыкальное дерево, сочетающее яркость и в то же время тепло звучания при большом динамическом диапазоне. Ясень имеет чистые, звенящие, колокольные верха, немного проваленную, но сложную середину и мощные, плотные низы. Характеристики средних частот довольно сильно разнятся от куска к куску, в результате чего гитары из ясеня больше отличаются друг от друга по звучанию, по сравнению с другими. Ясеневые гитары обладают очень быстрой атакой при ударе по струне и очень динамичны. Они очень хорошо резонируют по всему спектру частот. Их звучание, особенно на чистом или слегка перегруженном звуке, очень детальное и сложное.

Северный, твердый ясень:

Эту породу (ее иногда называют “бейсбольным ясенем”) схож с болотным ясенем, но достаточно тверже, плотнее и тяжелее. Дека из него весит более 2,3 кг. Плотность этого дерева делает звук гитар ярче и дает больший сустейн.

Австралийское черное дерево (черная акация)

Australian blackwood
(or black acacia)
См. Коа

Это дерево - родственник Гавайского Коа и имеет такие же характеристики.

По звучанию напоминает красное дерево.

Заболонь – цвета соломы, сердцевина – от красно-коричневого до почти черного, с полосками – от золотого до темно-коричневого с красноватым оттенком. Темно-коричневые зоны отмечают годовые кольца. Волокна обычные прямые, но с волнистой структурой в местах пересечения волокон. Текстура – средняя, ровная. Плотность – около 660 кг/м3. Очень тяжелая, плотная древесина со средней прочностью на изгиб и жесткостью, высокой прочностью на смятие.

Американская липа (Basswood)

Американская липа очень легка, имеет плотную зернистость и однородный рисунок. Цвет варьируется от светло желтого до желтовато-коричневого, иногда с прожилками зеленого цвета не очень приятными на вид (минеральные примеси). Экземпляры получше – по цвету темнее и более однородны, но все же не очень хорошо выглядят, если покрыты прозрачным лаком.

Американская липа - очень мягкое дерево и оно легко проминается, поэтому для её покрытия используются более твердые лаки, например на основе полиэстера.

Однако из-за мягкости дерева, отверстия для винтов легко разбалтываются и они со временем начинают прокручиваются, если слишком туго их затягивать.

Такая же проблема может коснуться и винтов, на которых держится тремоло, особенно если активно работать рычагом.

Говоря о преимуществах, мягкость липы облегчает её обработку.

Благодаря своей мягкости высокие и сверхнизкие частоты спектра смягчены, что дает ярко-выраженную середину и выделяет у нот частоту основного тона. По сравнению с ясенем или ольхой, тембр не слишком сложен, динамический диапазон несколько ограничен. Смягченные верха компенсируют склонность некоторых тремоло систем и порожков с зажимом акцентировать высокие частоты.

В результате, дека из липы хорошо подходит для Металла и Рока, т.к. выдвигает звучание гитары с дисторшн в группе на первый план. На чистом звуке гитары из липы склонны к некоторой стерильности, недостатке характера.

Бубинга (Bubinga)

Очень тяжелое, прочное дерево, которое преимущественно используется в изготовлении грифов и дек бас-гитар.

Для электрогитары, больше всего подходит в качестве шпона (или топа), что объясняется весом. Имеет приятный красновато-коричневый цвет, иногда имеет текстуру, напоминающую пчелиное крыло, что дает легкую трехмерность.

Кокоболо (Cocobolo)

 

 

Порода относится к семейству палисандровых и растет в Мексике.

Одна из самых тяжелых пород семейства, имеет неплохие звуковые характеристики схожие с другими представителями палисандровых. К сожалению, это дерево используется далеко не часто, т.к. пыль от него вызывает аллергическую реакцию, и оно очень плохо поддается склеиванию.

Koa

Коа – экзотическое дерево среднего, иногда тяжелого веса, которое растет только на Гавайских островах.

Это стандартное дерево для гавайских гитар и банджо. Оно также используется для изготовления задних дек и обечаек дорогих акустических гитар. Это дерево с очень красивой текстурой медово-коричневого цвета. По глубине и трехмерности рисунка, фигурный Коа превосходит любую другую породу.

Становится все более сложно найти Коа хорошего качества, оно быстро растет в цене, приближаясь к стоимости бразильского палисандра.

Коа имеет теплое звучание и сустейн схожий с красным деревом, но все же немного плотнее и ярче, с более слабыми низкими частотами.

Как и палисандр, Коа маслянистое дерево, за счет чего высокие частоты немного смягчаются, но не настолько как у палисандра.

В общем, звучание ярко выражено в диапазоне средних частот, высокие частоты смягчены и компрессированы, низкие звучат чисто, но слабо. В результате, Коа имеет усиленную частоту основного тона нот и довольно узкий динамический диапазон, а так же звучит более компрессировано по сравнению с другими породами. Но звук приятен, особенно если играть громко и выразительно.

Это дерево часто используют при изготовлении полу-акустических гитар, т.к. их конструкция компенсирует недостаток низких частот и увеличивает как резонанс, так и динамический диапазон.

Корина (Korina, Limba)

 

По текстуре и звучанию похоже на красное дерево, хотя не настолько плотное.

Gibson первоначально использовал это дерево для изготовления своих Explorer и Flying V.

У этого дерева есть все хорошие черты красного дерева, к тому же оно более динамично и благозвучно в диапазоне средних частот.

Есть два варианта Корины: белая и черная. Черная Корина

оливкового цвета с черными прожилками, имеет средний вес.

Белая корина – зеленовато-желтого цвета, бывает выше среднего и тяжелого веса.

Махагон (Mahogany)

Махагон отличается изящным рисунком с большими порами. По текстуре слегка напоминает ясень, но с более ровным рисунком. Это дерево плотнее и тяжелее ольхи (дека обычно весит более 2,3 кг.), но легче клёна. Цвет красно-коричневый, хорошие куски, покрытые прозрачным лаком, имеют золотистый отблеск.

Имеет хорошие показатели в низкочастотном спектре, компрессированную середину со слегка акцентированной низкой серединой и мягкими высокими частотами.

В целом, тембр теплый, полный, как будто немного гнусавый. По динамическим качествам, махагон имеет достаточно хорошую атаку и сустейн. Благодаря этому, гитары из цельного куска хорошо подходят для рок-музыки, а полуакустические инструменты обладают теплым звучанием, необходимым в джазе. Его часто совмещают с клёном в виде шпона или грифа, чтобы добавить немного верхов и артикуляции.

Отдельной особенностью является то, что возраст оказывает положительное влияние на махагон. Бытует мнение, что с каждым оно звучит интереснее. Оно также очень стабильно (особенно дерево из Гондураса), менее подвержено изменениям с возрастом по сравнению с большинством других пород.

Клён (Maple)

Существуют два вида клёна: восточный твердый и западный мягкий. Клён белого цвета, с плотными порами и тонкими линиями. Мягкий клён часто имеет выразительный узор. Клён знаменит своим свойством добавлять яркости в звучание инструмента. Он также способствует тому, что каждая нота в аккордах звучит отчетливо, а не размазано.

Твердый клён. (Также восточный, скалистый или “сахарный” клён): Эта разновидность клёна, как говорит само название, очень жесткая и тяжелая. Из-за этих качеств, чаще всего используется для изготовления грифов, нежели дек. Твердый клён имеет обладает достаточно ярким звуком, с плотными, выразительными верхами и верхней серединой. Не смотря на то, что низы у этой породы не так сильны, они достаточно хорошо читаются и при использовании подходящего звукоснимателя, при правильной настройке усилителя, гитара с кленовым грифом может звучать просто великолепно. Еще одна важная особенность твердого клена - это длинный сустейн. Это отличное качество, необходимое практически в любом стиле музыки. Благодаря хорошая читаемости в низкочастотном диапазоне твердый клен используется в изготовлении как гитар, так и бас-гитар.

Мягкий клён. Обычно гораздо легче, чем твердый клён но имеет такой же цвет и их легко спутать по виду.

Дает инструменту яркий звук и хорошую атаку, но всё же не на столько звонок по сравнению с жестким кленом или другими твердыми породами дерева. Тем не менее эта порода придает звуку певучесть на верхах и плотность в низкочастотном спектре.

Фигурный клён (Curly maple)

В производстве инструментов фигурный клен ценится больше, чем обычный.

К сожалению его фигурность никак не отражается на звучании. Однако его внешний вид впечатляет своей красотой.  Самый распространенные представители этой породы это: кудрявый клен (так же известный как пламенный или тигровый клен), волнистый клен и клен "птичий глаз".

Менее распространенные виды это : плотный клен, дикий клен и плесневый клен.

Пламенный клён

(Тигровый клён)

Название говорит само за себя т.к. его полосатый рисунок очень напоминает языки пламени. Полоски могут быть разной ширины и плотности: более сжатыми и узкими и наоборот довольно широкими. Они могут изгибаться или быть идеально прямыми.

 

Птичий глаз (birdeyewood)

 

Этот рисунок встречается только среди восточного, жесткого клёна. Птичий глаз обычно покрывает плоскость небольшой толщины так что сделать деку целиком с таким рисунком не возможно. Но он отлично подходит для изготовления грифов и шпона (топа).

Плесневый клён

(Spalted maple)

Эта порода - результат гниения и плесневения древесины. Это дерево мягкое и используется только для ламинирования деки и обычно окружается окантовкой.

Каждый экземпляр выглядит уникально и очень украшает инструмент особенно если он покрыт лаком табачного оттенка.

Burl maple

Порода с причудливым рисунком обычно с обилием пор, вкраплениями коры и участками рисунка “птичий глаз” . Лучше всего выглядит покрытый прозрачным лаком.

Дикий клён (Wild maple)

 

Имеет удивительный красоты рисунок. Его неоднородные изгибы нигде не повторяются.

 

 

 

 

 

 

 

 

Падук (Padouk)

Имеет яркий фиолетово-красный, иногда оранжевый оттенок, который со временем немного темнеет. По структуре древесина напоминает палисандр.

Приятное не только на вид, но и на ощупь - кажется будто оно покрыто воском. Тембрально это дерево яркое, больше похожее на клён. Чаще всего его используют для отделки и украшения, но иногда и для изготовления деки целиком.

Тополь (Poplar)

Тополь - еще один представитель традиционных пород для изготовления гитар.

В прошлом использовался гораздо чаще, в том числе фирмой Fender. Древесина весьма однородной фактуры с зеленовато-серым оттенком.

По весу и звучанию тополь очень похож на ольху, но не настолько популярен из-за своего цвета. В целом, подходящее дерево для недорогой и универсальной гитары.

Красное дерево (Redwood)

Красное дерево - очень твердая, плотная порода с коричневато-розовым оттенком. Иногда имеет очень выразительный волнистый рисунок. Чаще всего его используют как шпон (топ). По звучание ближе всего к клёну, но немного больше резонирует и звучит теплее.

Палисандр (Rosewood)

Не смотря на то, что это дерево чаще используется для изготовления накладок грифа, иногда из него делают и деки электрогитар. Существуют три основных разновидности этой породы: индийский, бразильский и африканский палисандр. Африканский значительно светлее по сравнению с двумя другими. Это одна из самых тяжелых пород гитарной древесины - дека стартокастера будет весит более 3 кг.

Его текстура довольно красива, имеет темно-коричневый цвет иногда с красноватыми или фиолетовыми прожилками. Это очень плотное, стабильное дерево, которое хорошо резонирует по всему звуковому спектру. Однако из-за своей маслянистой структуры высокие частоты слегка приглушены, что делает эту породу одной из самых теплозвучных.

Ель (Spruce)

Ель активно используют в изготовлении верхней деки акустических гитар. Это очень мягкая и довольно легкая древесина, но при этом она весьма упруга. Как и ясень, плотность ели не постоянна от места к месту. Цвет - желтовато-белый. Ель имеет очень широкий частотный диапазон, даже больший чем у ольхи, с акцентированными средними частотами. Из-за своей мягкости ель приходиться покрывать очень твердым лаком, чтобы защитить древесину от вмятин и повреждений. Иногда её используют как ламинат (шпон или топ), покрывая твердые породы, которые имеют более компрессированный звук.

Грецкий орех (Walnut)

Плотное, средней твердости дерево с текстурой больше похожей на ясень, но более постоянное по плотности, как махагон. По тембральным характеристикам грецкий орех тёплый, с ярко выраженной нижней серединой и даже более сложной серединой по сравнению с махагоном (по сложности ближе к ольхе). Диапазон верхних частот достаточно яркий, но не очень акцентированный. Достаточно тяжелая порода, дека весит обычно около 2,5 кг.

Венга (Wenge)

Венга - твердое африканское дерево с черными или шоколадного цвета полосами. По внешнему виду и звучанию похоже на зебровое дерево, но гораздо темнее.

Зебровое дерево (Zebrawood)

Тяжелое дерево с текстурой из крупных полос разных оттенков от песочного до темно-коричневого цвета. Из-за своего веса чаще всего эту породу используют для ламинирования (шпона, топа), а не изготовления деки целиком. По звучанию и весу больше всего оно похоже на твердый клён.

Зирикот (Ziricote)

Порода коричневого цвета, переходящего в черный с объёмной текстурой, напоминающей паутину. Зирикот отличается большой плотностью и маслянистостью, что делает его похожим по звучанию и ощущениям на палисандр. Из-за тяжелого веса чаще всего используется для ламинирования , а не изготовления деки целиком.

 

 

 

 

Характеристики пород дерева:

 

 

Порода

Происхождение

Вес

Твердость

Высокие

Средние

Низкие

Ольха (Alder)

Северная Америка (Канада)

средний

средняя

6

7

6

Красное дерево (Mahogany)

Центральная Африка

средний

средняя

5

7

8

Гондурасское красное дерево (Honduras Mahogany)

Центральная и Южная Америка

средний

средняя

6

7

8

Белый ясень (White Ash)

Северная Америка (Канада)

тяжелый

высокая

8

5

7

Болотный ясень (Swamp Ash)

Южная Америка

легкий

низкая

8

4

6

Липа (Basswood)

Северная Америка (Канада) и Европа

легкий

низкая

6

6

5

Твердый клен (Hard Maple)

Северная Америка (Канада)

тяжелый

высокая

7

6

5

Мягкий клен (Soft Maple)

Северная Америка (Канада)

средний

низкая

7

6

5

Палисандр (Rosewood)

Юго-Восточная Азия (Индия, Индонезия)

тяжелый

высокая

5

8

6

Черное дерево (Ebony)

Юго-Восточная Азия (Индия, Индонезия) и Африка

тяжелый

высокая

7

7

6

Орех (Walnut)

Северная Америка

тяжелый

высокая

7

8

6

Падук (Padauk)

Западная Африка (Нигерия, Камерун, Заир)

тяжелый

высокая

8

5

5

Бубинга (Bubinga)

Африка (Камерун и Габон)

очень тяжелый

высокая

6

7

9

Венге (Wenge)

Африка (Заир)

очень тяжелый

высокая

6

8

6

Коа (Koa)

Гавайский архипелаг

тяжелый

высокая

6

8

7

Корина (Korina)

Западная и Центральная Африка

выше среднего

средняя

5

7

8

 

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, .

Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...